Психологическая готовность к школьному обучению 2

Курсовая работа

Психология развития и возрастная психология

Психологическая готовность к школьному обучению

Содержание Введение 1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе 2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению, их характеристика 2.1 Личностная готовность детей 6-7 лет 2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе 2.3 Эмоционально — волевая готовность детей старшего дошкольного возраста Заключение Глоссарий Список использованных источников Введение

Важнейшим этапом в жизни каждого человека является период обучения в школе, являющийся ступенью в формировании готовности к выбору и освоению профессиональных программ, обоснования жизненных планов и профессиональных намерений. Насколько успешным будет этот период, зависит от многих факторов, одним из которых является психологическая готовность к обучению.

Под психологической готовностью к систематическому обучению, в широком плане, понимается такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать новыми знаниями, правилами поведения, нормами, умениями, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью ребенка к школьному обучению понимаются структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей шести-семи лет.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, на профилактику школьной неуспеваемости. Как показывают современные исследования, 30- 40 % детей приходят в 1 класс общеобразовательных школ неготовыми к обучению.

Поступление в школу для детей является началом нового важного этапа в жизни ребенка, дошкольник входит в мир знаний, новых обязанностей и прав, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Пожалуй, это важнейший этап взросления ребенка — школа является связующим звеном между детством и взрослостью — дети начинают понимать что школа открывает новые горизонты, доступ к взрослой жизни. Это новообразование в сознании дошкольника получило название «внутренней позиции школьника».

10 стр., 4618 слов

Причины пониженной готовности детей с зпр к школьному обучению

... уровню развития позна­вательной и эмоционально-личностной сфер. Как известно, к началу школьного обучения готовность ребенка определяется уровнем развития различных психиче­ских функций, среди которых ведущее место занимают ...

Традиционно выделяют три составных готовности ребенка к школе:

— личностная готовность;

— интеллектуальная готовность;

— эмоционально — волевая готовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, смыслового запоминания, основных логических операций. Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий принимать усилие к его реализации.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.

Цель работы: изучение особенностей психической готовности ребенка к школе, а также выявление причин неготовности к школьному обучению и задержек в развитии дошкольников.

Задачи работы:

Раскрыть термин «готовность к школьному обучению»;

Изучить компоненты психологической готовности к обучению;

Выявить причины неготовности к школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста, а именно 6- 7 лет.

Предмет исследования: уровень психологической готовности детей шести-семи лет к школьному обучению.

психологический школьный обучение неуспеваемость

1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

К концу дошкольного возраста из ребенка уже успевает сложиться личность — они хорошо осознают свою половую принадлежность, находят свое положение в пространстве и времени, ориентируются в семейно- родственных отношениях и умеют строить отношения с взрослыми и сверстниками, имеется в виду самоконтроль, самообладание, непреклонность в желаниях. У них уже развита рефлексия, мотив «Я хочу» подавляется чувством «Я должен». Многие родители считают это достаточным для обучения в школе. Но как же сделать чтобы ребенок и правда легко учился, был хорошим или даже лучшим учеником в классе, получал удовольствие от ежедневного посещения школы? В связи с этим в психологии возникают термины «школьная зрелость» и «готовность ребенка к школьному обучению».

Определение школьной зрелости, данное в Российской педагогической энциклопедии, гласит, что она рассматривается как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками — определение зрелости А. Анастази. И. Шванцера рассматривал школьную зрелость как достижение определенной ступени в развитии, на которой школьник может принимать участие в школьном обучении.

28 стр., 13992 слов

Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе

... меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе». Цель ...

Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году.

Проблема готовности к школе рассматривалась такими авторами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.

Значительный вклад в изучение готовности детей к обучению внес психолог-гуманист Лев Семенович Выготский, который не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления ребенка о природе, обществе, числе, количестве, также происходит активное развитие психических функций: восприятия, памяти, мышления, внимания. Л. Г. Выгосткий указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.

В 1960-е годы Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, влияющий на познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Взгляды Божович разделял и советский ученый Александр Владимирович Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как: контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью); планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью); уровень развития интеллекта; мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).

М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе. В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе — это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно — волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника.

В современных условиях готовность к школе рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Подход этот основан на периодизации психического развития ребенка, смены ведущих видов деятельности.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту (Приложение А)

4 стр., 1868 слов

Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

... . . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….49 5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . ... обучению, но и требует этого. Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, ...

2. Структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению, их характеристика

2.1 Личностная готовность к школьному обучению

Личностная готовность подразумевает мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной деятельности, желание добиться успехов, узнать что-то новое. Далеко не каждый ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивацию. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» — школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Часто, дети выражают желание идти в школу, увлеченные предстоящей сменой обстановки, новыми для них внешними аксессуарами школьной жизни. Но для старшего дошкольника главным мотивом должна являться другое. Важно осознание ребенком главной цели посещения школы — получение знаний. Для ребенка быть школьником должно обозначать осознаваемую ступеньку вверх, к взрослости, а учеба в школе восприниматься им как ответственное дело. Ребенок должен принять это положение в полной мере со всеми его правами и обязанностями.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям и себе самому. Родители должны способствовать формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями в школе. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли какое-то время обходится без родителей, быть в окружении сверстников, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. «Внутренняя позиция школьника» — это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Понятие введено советской ученой Л. И. Божович в 1968. Возникая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности целей и намерений.

Необходимым условием для формирования положительного отношения к школе является создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка. Именно поэтому в современных школах практикуется вовлечение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства, так как очень важно, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочувствован, пережит. Конкретные методы и средства используемые для этого:

— совместное (семейное чтение) художественной литературы;

— обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы;

— просмотр диафильмов, фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением;

— привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей — рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей;

— игра в школу, создание условий для игры, участие в ней (роль учителя).

2.2 Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Высокий уровень развития наглядно — образного мышления, т. е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданий в рисунках или графических изображениях называется интеллектуальной готовностью к обучению. Под уровнем развития подразумевается начальный уровень логического мышления, а именно способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта, информации и представлений. Говоря другими словами, наглядно — действенная форма мышления начинает переходить в наглядно — образную. Как показало исследования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, именно наглядно — образное мышление имеет наибольшее значение в школьном обучении. Образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Наряду с учебой, развитию образного мышления способствуют и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).

Дети в процессе подготовки к школе учатся заранее планировать свои действия, продумывать их последовательность и результат. Со временем приходится решать все более сложные и разнообразные задания, выявлять общую связь и отношения между явлениями, предметами и действиями. В процессе выполнения заданий ребенку приходится видоизменять уже приобретенные к своему возрасту знания и умения, тем самым получая новые результаты, что зарождает интерес к новым знаниям, явлениям, выходящим за рамки их собственной практической деятельности. В результате для решения поставленных перед собой задачи объяснения интересующих его явлений, ребенок прибегает к экспериментам, рассуждениям, изучению интересующих вопросов, что учит делать самостоятельные выводы. Таким образом, к 6-7 годам у ребенка развивается логическое мышление, для изучения которого исследуется методика А. Н. Бернштейна (Приложение В)

Еще один аспект интеллектуального развития — внимание. В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. В. С. Мухина утверждает, что причиной повышенного внимания является ориентировка во внешней среде, эмоциональное состояние, связанное с ней. К 6-7 годам развитие произвольного внимания детей уже достаточно велико. Для исследования концентрации и распределения внимания зачастую применяется методика американского психолога и психиатра Давида Векслера «Шифровка» (Приложение Г).

Также, по мнению В. С. Мухиной, универсальным средством организации внимания является речь, которая помогает ребенку «Заранее словесно выделить значимые для определения задачи предметы, организовывать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Речевое развитие ребенка должно соответствовать возрасту. Дошкольник должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с использованием сложноподчиненных предложений.

С развитием наглядно — образного и словесно- логического мышления отмечаются изменения и в процессе развития памяти. Память — процесс неразрывно связанный с мыслительным. Для достижения поставленной цели, решения задач, ребенком начинают использоваться такие процессы, которые направлены на повышение эффективности запоминания: повторение материала и связывание его по смыслу, применение ассоциаций. Память в старшем дошкольном возраст носит непроизвольный характер и, так же как и внимание определяется эмоциональным отношением к предметам и явлениям.

Уровень механического запоминания Л. В. Вагнер исследовал с помощью набора слов: ребенку зачитывается бессмысленный не связный набор слов, прослушав которые должен повторить все слова которые запомнил. Возможно повторное воспроизведение тех же слов, через промежуток времени. Для 6-7 лет характерны следующие показатели: с первого раза ребенок запоминает 5 слов из 10; после трехкратного- четырехкратного прочтения — 9-10 слов; через час забывает не более 2 слов, воспроизводимых ранее.

Также исследование кратковременной памяти проводят с помощью методики Джекобсона (Приложение Д).

Интеллектуальная готовность содержит и такой компонент как обучаемость, то есть умение усваивать новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных действий: планирование свой деятельности, умение выделять в потоке информации основную задачу и превращать ее в цель деятельности.

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических процессов, овладениями навыками мыслительной деятельности.

2.3 Эмоционально — волевая готовность детей старшего дошкольного возраста

Под эмоционально — волевой готовностью подразумевается способность не отвлекаясь, сосредоточенно работать в течении 15-20 минут, сохраняя удовлетворительную работоспособность в течении всего учебного дня и в едином темпе со всем классом.

Зависит эта способность как от состояния здоровья ребенка, так и от его сформированности. К наступлению старшего дошкольного возраста ребенок уже может управлять своими действиями, контролировать себя, свои познавательные процессы и поведение в целом, что говорит о возникновении такого качества как воля. Так как она в этом возрасте еще не до конца сформирована, поэтому еще подвержена влиянию ситуативных чувств и желаний. В процессе развития дошкольника, с изменением мотивов его поведения, характер его волевой сферы усложняется., изменяя удельный вес в общей структуре поведения, в связи с чем возрастает стремление к преодолению трудностей. Со становлением волевой направленности, выделением приоритетных мотивов, ребенок осознанно идет к достижению поставленных целей, желаемому результату. Подчинение своих действий мотивам, не отвлекаясь на различные факторы и влияние окружающей среды, проводит к появлению и закреплению в характере ребенка таких качеств как целеустремленность, ориентированность на результат.

Появляясь в дошкольном возрасте, волевые действия применяются ребенком крайне редко. Здесь важную роль имеет социальное окружение дошкольника, взаимоотношения с родителями и взрослыми. Крайне важны в психологии воли влияние социальных и моральных требований, предъявляемых ребенку и определяющих моральные мотивы и поступки личности, а также ее качества, такие как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

Также эмоционально — волевая готовность предполагает поведенческую саморегуляцию: сдерживание эмоций, двигательной активности, ответственности за свои поступки.

Л.И. Божович, К.М. Гуревич, В.К. Котырло, Е.С. Кулачковская, ЯЗ. Неверович, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич выделяли роль иерархизации мотивов, которая складывается к концу дошкольного возраста и способствует осознанию преодолеваемых трудностей. [16,89,105,116,168]

Преодоление дошкольниками препятствий изучалось в работах В.К. Котырло. Было установлено, что 3-х, 4-х летние дошкольники после первых неудач выполнения задания переключались на другое занятие, а у 6-ти, 7-ми летних детей этого практически не наблюдалось, они пытались усерднее выполнять задание и довести его до конца. [89]

Преодоление препятствий в процессе достижения цели на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии. Здесь мы находим, что происходит формирование волевых усилий у старших дошкольников, и непосредственным поводом для волевого усилия является осознаваемость препятствий.

При исследовании эмоционально — волевой готовности используется широко известный тест школьной зрелости Керна — Йирасека (Приложение Е).

Заключение Изучив все аспекты готовности к школьному обучению детей 6-7 лет можно сделать вывод: все составляющие школьной зрелости важны в развитии и для его дальнейшего обучения, все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В случае задержки одного компонента возникают проблемы в остальных, что влечет потребность в психологической помощи. Поступая в школу, ребенок должен быть зрелым как в социальном отношении, так и в физиологическом. Так же успешность в обучении зависит от зрелости психических процессов, свойственных детям дошкольного возраста. Живя в 21 веке, мы видим, что современные требования к организации воспитания и обучения очень высоки. Это вынуждает искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы для приведения методов обучения в соответствии и требованиями современности. В этом смысле проблема обучения детей в школе является не только научной, но и реально — практической острой задачей. В настоящее время эта проблема не нашла своего окончательного решения и становится все более актуальна. Для успешной подготовки детей к обучению в школе и профилактике школьной незрелости создаются различные классы, практикующие индивидуальный подход к детям. Также с этой целью создаются группы подготовки к обучению в детских садах, применяя групповые методы диагностики и занятий. Множество ученых, изучая аспекты школьной зрелости и проблему неготовности к обучению, создают методики, программы для диагностики готовности детей и психологической помощи в случае отставания развития каких-либо компонентов. На практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка и обучению в школе, подготовить ребенка к школе. Занимаясь этим вопросом, следует помнить, что от ее решения зависит многое, в частности судьба детей, их настоящее и будущее. Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Готовность к школьному обучению

Совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе

2

Психологическая готовность к школьному обучению

Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников

3

Учебная деятельность

Работа по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающихся благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач

4

Адаптация

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды

5

Ведущая деятельность

Обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в определенный период его развития

6

Внутренняя позиция школьника

Единство социальной и познавательной потребности ребенка по отношению к школьному обучению

7

Игра

Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки и культуры.

8

Произвольность действий

Сознательное формирование и исполнение намерений и целей

9

Мотивация

побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость

10

Социальная роль

динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции

11

Память

одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию

12

Тревожность

индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по каким- либо поводам

13

Демонстративность

личностная особенность, которая часто встречается и проявляется в том, что ребенок старается все время продемонстрировать, показать себя окружающим

14

Вербализм

психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и характеризующийся резким преобладанием развития вербальной сферы (устной, а иногда и письменной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития ребенка

15

Наглямдно-омбразное мышлемние

совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними

16

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

17

Интеллектуальная готовность

определенный уровень развития психических познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи), достаточную зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, наличие общих интеллектуальных умений.

18

Алексемй Николамевич Леомнтьев

(5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор ряда зарубежных университетов, в том числе Сорбонны. Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

19

Валемрия Сергемевна Мумхина

(род. 22 января 1935 года, Никольск-Уссурийский, СССР) — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992) и РАЕН, доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992).

20

Николамй Алексамндрович Бернштемйн

(24 октября [5 ноября] 1896, Москва — 16 января 1966, там же) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. Сын психиатра Александра Николаевича Бернштейна, внук физиолога Натана Осиповича Бернштейна.

Список использованных источников 1 Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984. — Т 4. — С. 134. 2 Учебное пособие.- Челябинск, 2000. — С. 35. 3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 1967. — С. 211. 4 Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984. — Т 4. — С. 134.. 5 Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. — 1987. — №4.. 6 Учебное пособие.- Челябинск, 2000. — С. 44. 7 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте- М. :Просвящение, 1968-453с. 8 Выготский Л. С. Детская психология / Сборник сочинения в 6 томах — М.: Просвящение, 1984 -Т. 4.-534 с. 9 Змановский Ю. К. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. — 1983.-№ 2 10 Иванова О. Н. Обучаемость как принцип развития умственного развития детей. — М. Просвящение, 1968 — 325 с. 11 Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. — Екатеринбург, У — Фактория-2006.-224 12 Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994 13 Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования — 2000-№1; с 7-12 14 В.С Волков, Н.В. Волкова. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. 2004 — 192с. 15 Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс… докт. пед. наук. — Барнаул, 2000. — 336 с. 16 Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе./ Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 — 256с. 17 Коломинский Л.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М: 1998 — 190с. 18 Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. — М: 1999-48с 19 Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов н\Д 2004. — 224с. 20 Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — м: Издательство УРАО, 1997- 176 с. 21 Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. — Спб: Питер Ком, 1998 -160с..

Размещено на