4 Проблема взаимосвязи обучения и развития

1 Понятие зоны ближайшего развития.

ЗБР-расхождение в уровне трудности задач, решаемых реб самостоятельно (уровень актуального развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного развития к возможностям обучения м б выявлены с помощью определения уровня актуального развития реб и его ЗБР; обучение, создавая последнюю ведет за собой развитие и только то обучение действенно, которое забегает вперед развития. Положение о ЗБР легло в основу разрабатыв в отечествен психологии возрастной и психологии педагогич концепции о соотношении обучения и умственного развития реб.

2 Понятие социальной ситуации развития.

ССР- специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности , отраженная в его переживаниях и реализуемая им в действительности совместной с другими людьми. Понятие введено Выготским как единица анализа динамики развития реб- совокупности законов, определяющих возникновение и изменения структуры личности реб на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определ развитие личности. ССР обусловливает образ жизни реб, его социальное бытие в обстановке которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразов появл к концу возраст периода и приводят к перестройке всей структуры сознания реб, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, самому себе. Появление новообразований- особый знак распада старой ССР и складывание новой, что сопровождается возрастными кризисами.

3 Психологическая характеристика стабильных и критических возрастов.

1 По времени Литич- более продолжительный несколько лет. Критич: кратковременный несколько месяцев – 2 года

2 Характер протекания Л- спокойные,накопительные. К – индивидуального характера – бурные революционные ломкие, ребенок теряет в своем развитие, то что накопил трудновоспитуемый сам для себя

3 Структура – Л состоит из 2х фаз(Выгодский их не обозначил) К состоит из 3х фаз (предкризис, кризис, выход )

4 По качеству новообразования Л — устойчивые в неизменном виде встраиваются в структуру личности. К – неустойивые, отмирают или встрайваются в измен виде в новообразование Л периодов.

Есть два основных подхода:

1 Зарубежная П.-2 фактора, влияющих на развитие: среда и наследственность

Холл, Гезелл, Термен, Бюлер: вед фактор наследст, развитие без обучения. Уотсон, Скиннер, Бандура: вед фактор среда, отождествл обучения и развития. Штерн-больше к наследствен, развитие без обучения. Коффка- больше к наследств, равные вклады созревания и обучения, двухсторонний процесс. При обучении в одной из областей есть развитие в других областях

3 стр., 1025 слов

2.Понятие личности в психологии и правовой науке

... 40 мин) «Понятие личности» следует рассказать, что в психологии понятие личности введено для обозначения совокупности индивидуально-психологических характеристик, это конкретное понятие, более узкое, ... личность» приближаются психологические понятия субъекта и индивида, под которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических особенностях и степени развития. Личность ...

Пиаже-больше к наследств, развитие и обучение // процессы, проход независимо. Валлон- больше к среде, развитие без обучения. З Фрейд(больше к наслед) и А. Фрейд(больше к среде)- рассм развитие без обучения. С ней согласен Эриксон.

2 В отечеств П.

Модель источника движущ сил, условий Псих развития- культурно-историч подход Выготского. Решающая роль в возникновении ВПФ принадлежит процессу овладения ребенком общественного опыта. Выготский сформулировал тезис о единстве обучения и умственного развития. О том, что хорошо организованное обучение способствует развитию. Что оно вызывает к жизни психические процессы, которые без этого вообще не могут возникнуть и не возникают. Исследованиями была доказана ведущая роль обучения в развитии чувственного познания, практической деятельности и самостоятельной регуляции поведения, памяти, мышления и речи. В целом процесс обучения можно разделить на три взаимосвязанных стороны: развитие знаний и способов деятельности во время обучения; развития психологических механизмов использования усвоенных способов; развитие общих характеристик личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).

Включение в содержание обучения специальных средств (эталонов, моделей) приводит к принципиальным изменениям тех стадий интеллектуального развития, которые традиционно рассматривались как абсолютные и неизменные (так логические операции, которые по мнению Пиаже, развиваются лишь к 11-12 годам, стают доступными для дошкольников при условии использования образцов-эталонов для группирования предметов по определенному признаку.

Для управляющей обучением деятельности характерна сложная психологическая структура, состоящая из цели (представления о том, что должно получиться в результате деятельности), мотива (то, для чего выполняется деятельность), операции и способа, необходимого для превращения объекта, объект (материал, превращение которого приводит к необходимому результату), результат (прогрессивные психические изменения у учеников как субъектов деятельности.

5 Типы обучения и их влияние на психическое развитие.

У Выготского:

1 Спонтанное- на определ этапе реб м учиться только по своей программе.

2 Реактивное с 10 и дальше- обучение по программе взр, кот вносится в развитие. Чем меньше реб, тем больше обучение должно строится на спонтанной программе и чем старше- программа д б более реактивной.

Виды обучения:

1 Прямое- по программе учителя.

2 Косвенное- в другой деятельности. 3-7 л

Формы обучения:

1Индивид 0-3 г

2 Микрогрупповая с 4,5 л

3 Фронтальная (коллективная) старшие школьники.

Психологич сторона:

1 программа взр

2 программа реб- знания неизвестны.

6 Периодизация психического развития ребенка. Эльконин, Выготский

Выготский: Есть 3 основные группы периодизаций, состав в завис от критерия

6 стр., 2768 слов

Рабочая программа дисциплины 12

... кризисное переживание (Э. Линдеманн). Этапы развития личностного кризиса. Характеристика депрессии, повышенной тревожности, беспомощности, ... Влияние фрустрации на деятельность: нарушение целесообразности и мотивосообразности деятельности. Понятие фрустрационной толерантности. ... стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов - исследователей, практиков ...

1 Периодиз построен на основе ступенчатообразного строения др процессов, связано с детским развитием, но не на основе самого развития (Холл, Штерн)

2 На основе выделения одного признака детского развит как услов критерий для выделен периодов (созревание зубной ткани- Блонский: беззуб, молочнозуб, костнозуб детство или развитие секс по Фрейду) Недостатки: Признак не несетодинак информации в разл периоды развития, значимость признаков меняется вместе с возрастом, кроме того выбор признака субъективен и говорит об одной стороне развития реб

3 Периодиз, построенная на выделении существенных особен самого детства Возраст- целостное динамич образование, ступень в развитии. Структура возраста:

1 ССР- то уникальное отношение между реб и средой, котор складыв в данный момент времени. В ССР вход наиболее значим для реб люди.

2 ВД их чередование

а) направленность на другого чел (общение)

б) направл на познание усвоение общественно выработанных действий и понятий.

3 Новообразования- те новые особен реб, его потреб, новые способы удовлет этих потребн, которая складыв в этот период развития, формир в ходе ВД

Эльконин: Принципы построен периодиз

1 Закон чередов литич и критич возрастов

2 Чередов типов ВД

Периодизация:

1 Кризис новорож(0-2 мес)

2 Младенч (до 1 г)

3 Кризис 1 года

4 Ранний возр (1-3г)

5 Кризис 3 л

6 Дошкольн (3-6л)

7 Кризис 7 лет

8 Млад школ возр (7-9 л)

9 Млад подрост кр (9-11-13

10 Подрост возр

11 Стар подр криз 16 л

12 Ранняя юность

13 Юнош кризис 18-19л

7 Психологическая характеристика периода новорожденности.

Кризис новорожденности (0-2 мес) характеризуется приспособлением реб к новому способу дыхания и питания, катастрофическое изменение условий жизни, помноженным на беспомощность реб. С самого начала возникает ситуация объективно необход оношений между реб и взр. Единство идет со стороны матери. Ребенок 80% суток спит. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полуфункциональный характер. Реб спит полубодрствуя. 20%- реб полудремотно бодрост. Движения у реб- физиологические отправления двигат органов. Реб еще подкорковое существо, но и она еще не сформировалась. Первый объект, который выделяет реб из окруж мира- человеч лицо.

Выделяют 3 критерия завершенности:

1 медицинский- реб набирает первоначальный вес рождения.

2 физиологический- устанавлив зрительно-слуховые координации. Он м локализовать источник звука

3 психологический-наличие комплекса оживления- это эмоционально + реакция , которая сопровождается движениями и звуками. Улыбка при появлении взр. Это первый акт общения, поведения, выделение взр, попытка на него воздействовать. Комплекс оживления- основное новообразование (Кожарина-индивид психич жизнь).

Заканчивается период новорожд. По Кожариной- ССР нет она только формируется

8 Особенности психологического развития в младенческом возрасте.

0-3 месяца (фаза новорождения) – ССР- полностью зависит от взрослого, спит с мамой; пра-мы, выраженная слитость мамы и реб, неразрывное единое целое ВД: непосредственное эмоциональное общение с близкими родственниками; новообразования: новый способ дыхания, питания, работают безусловные рефлексы, выработка условных рефлексов (на время кормления, на сухое белье), зрительная сосредоточенность, ориентировочный, защитные рефлексы, комплекс оживления (эмоциональная и двигательная реакция при общении с взрослыми)

17 стр., 8200 слов

Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет

... ребенка в этот кризис, его протекание и переход ребенка к дошкольному периоду развития. Исследуемые вопросы касаются специфики развития в кризисе трех лет и непосредственно связаны с особенностями развития ребенка ... года до 3-х лет Важным психологическим новообразованием раннего возраста считается появление речи и наглядно-действенного мышления. Есть 1 знаменитая психическая притча о мальчугане, ...

3-12 месяцев – ССР: 1) ребенок вызывает взрослого на активность; 2) появляется отношение к взрослому и предметам; 3) появляется физическая эмансипация; ВД: эмоциональное общение с взрослым; новообразования: эмоциональное самоощущение (первый элемент самосознания), хватательный рефлекс, возникновение чувства привязанности (3 этапа чувственной привязанности: 0-3; 3-6; 6-12 – не идет к чужому на руки); держание головы, сидение, ползание, прямохождение, начало формирования речи; кризисы: удовлетворение ребенком своих физиологических потребностей, в результате чего развивается доверие либо недоверие к окружающему миру.

9 Психологическое содержание кризиса 1 года

1 становление ходьбы, когда, она есть и ее нет. Ребенок в раннем детстве — уже ходящий: плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве.

Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.

2 речь. Здесь опять такой процесс в развитии, когда речь и есть и ее еще нет. Этот процесс тоже не совершается в один.

3 со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, «невоздержания», на языке авторитарного семейного воспитания. Эти явления Кречмер и предложил назвать гипобулическими в том смысле, что они, относясь к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту.

Такие реакции ребенка в кризисном возрасте иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить, если он ходит, бьет ногами об пол, но ни потери сознания, ни слюнотечения, ни энуреза, ни др признаков, характеризующих эпилептические припадки, нет.

4 Автономная детская речь. Первым, кто описал, понял и оценил ее огромное значение, был Ч. Дарвин (1881), который сумел заметить, следя за развитием своего внука, что, прежде чем перейти к языковому периоду, ребенок говорит на своеобразном языке. Своеобразие заключается в том, что, во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь моторно, т. е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью. Это обычно такие слова, как «пу-фу», «бо-бо», иногда обломки наших слов. Второе отличие, более существенное и более важное, на которое обратил внимание Дарвин, то, что слова автономной речи отличаются от наших слов и по значению. Известный пример Дарвина -его внук

С автономной речью никогда не происходит так, что ребенок умеет сказать йод, бутылка, папироса, что он умеет не только сказать и различить постоянные свойства предметов (йода, бутылки и т. д.), но только из каприза продолжает говорить «пу-фу». На самом деле ребенку недоступны и наши слова, и наши понятия.

14 стр., 6759 слов

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

... он это может сделать, - это пойти в школу. . В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не ... самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», « ...

Общение возможно только между ребенком и теми людьми, которые понимают значение его слов. Последняя, четвертая из основных отличительных особенностей автономного языка заключается в том, этот язык аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь Автономная детская речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон, который наблюдается в речевом развитии всякого ребенка. Закон можно сформулировать в следующем виде: прежде чем ребенок от безъязычного периода развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии автономную детскую речь. Таким образом, первое положение заключается в том, что автономная детская речь — необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.

Второе положение: при многих формах недоразвития речи, при расстройствах речевого развития автономная детская речь выступает очень часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. В кризисе первого года жизни нормальный ребенок использует автономную детскую речь. Ее начало, и конец знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.

10 Особенности психологического развития в раннем возрасте. 1-3г.

Сср- реб-предмет-взр

Отражает взаимоотношение ребенка и взрослого по поводу предмета. Реб занимает предметный мир и за ним он не видит взрослого + общение, появляется инициатива, активность, но при ощущении безопасности. Центрально психич функция – речь, восприятие

Противоречие – предметы побуждают к активности, но нет способа взаимодействия с ними. ВД – предметно –манипулятивная. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Новообразование – феномен я сам, появляется системное и смысловое сознание Божович: новообр- система Я появляются свои предпочтения представление о своих возможностях. Предмет уменьш взр увеличивается. Ребенок входит в кризис 3х лет

11 Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры:

В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

— тема;

— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

— роль (главная, второстепенная);

— игрушки, игровой материал;

— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

12 Периодизация развития детской игры

1 Режиссерская

от предмета, перенос функции с предмета на предмет. Реб учится управлять, планировать и по этому плану действовать, развив речь, выстраив фраз, учится проговаривать.

2 Образная

предметы маленькие, многофункциональные (камушки, палочки, конструктор).

Реб начинает конструировать себя сам, примерять на себя наряжаться, реб примеряет на себя образ целости+ платье и они ходят по-другому, разговаривают .он идентифицирует себя с взр., смотрит другими глазами на образ взрослого, я могу взр посочувствовать. Когда реб идентифицирует себя с многими образами , он не знает какой он без образа и с такой игрой не расстается. Среда: много зеркал, одежды.

3 Сюжетно-ролевая

Вытекает из 1 и2. Строится на межролев взаимодействии. Игра- деятельность спонтанная, строит под реб. Развив речь- диалог. Я учусь общаться, это тренинг социальных ролей. Расширение образа- игра в дочки- матери, игра ради маневров, ради самой игры и дети учатся договарив. Это отражение реальности реб

4 С правилами

формир в 6 лет, реб готовится к школе.Это самодостаточная игра, важен результат, который всегда фиксирован. есть предигровой период- дети договарив о правилах, реб подчиняет себе волю. Впервые начин формировколлективно-распред деятельность- речь сворачив до сигнала, как единый организм, единый субъект. Когда реб готов играть по чужим правилам- он уже готов к школе, где приним правила учителя как свои собственные.

17 стр., 8197 слов

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста ...

... и игра 2.2 Влияние игры на познавательную деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 2.3 Экспериментальное исследование и развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игры Выводы ...

5 Режиссерская высшего уровня.

Написать книгу, сделать постановку. Написание детских сочинений, реб учится излагать свои мысли // формир письменную речь.

13 Развитие личности в дошкольном возрасте.

ССР- реб вертится по орбите мира взр, но попасть туда не может.

ВД-игра, направлен на человеч отношения. Игра- моделир деятельность, направленная на воссоздание отношений между взр (семейн, профессион).Наиболее развитая, ведущая-ролевая, складыв постепенно.

Новообр- иерархия мотивов, соподчинение мотивов явл одним из критериев сформ личности по Божович. Особенность- соц мотивы преобладают над непосред желаемыми, появл чувство долга

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... обор рабочего, обучение и изучение рабочего, специализация работы, важность побудительных мотивов зарплаты, справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и ...

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

14 Проявление и сущность кризиса 7 лет

Симптомы:

1 Потеря непосредственности- между желанием и действием вклинив представления реб как он будет выглядеть в глазах окружающих.

2 Манерничание, кривляние, игра в секретики, скрытничание- реб понимает, что есть внутренний мир и внешнее поведение, пробует защищать свой мир и это дает навык обращения с ним.

3 симптом горькой конфеты- реб плохо он не говорит.

ССР- появл должествование, усилив соревноват момент. Противоречие- новообразов есть, а способов выразить себя не хватает. Новообраз- рефлексия на способ, утеря непосредственности, появл интеллек аффекта, реб м затормозить свои реакции.

15 Психологическая готовность к обучению в школе.

Проблема шестилетних детей в том, что часто оставаясь еще на уровне развития дошкольников, они включаются в учебную деятельность. При этом особенности мышления у них присущи дошкольникам (доминирует мимовильная память, при которой запоминается то, что интересно, а не то, что необходимо), внимание, необходимое для выполнения определенной работы, продуктивно лишь 10-15 минут… Важной особенностью психического развития младшего дошкольника есть острая чувствительность к усвоению морально-психологических норм и правил поведения, а также к овладению способами и целями систематического обучения. Познавательные мотивы ситуативны и нестойки. Оценка учебной деятельности воспринимается как оценка личности, поэтому негативные оценки причиняют дискомфорт, тревожность, апатию. Неустойчивое поведение требует игровой мотивации и оценки поведения одногодками.

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

... как можно более раннего начала коррекционных занятий по развитию движений слепого ребенка. Рекомендации по коррекции моторного развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год ... представления о предметах. В связи с этим развитие осяза­тельного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими (нарушениями зрения. В основе ...

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

— ориентировка в окружающем;

— запас знаний;

— развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

— развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);

— развитие произвольного внимания;

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

16 Личностные особенности младших школьников.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

А) Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения).

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

17 Психологические новообразования подросткового периода развития

Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

7. Заметное развитие волевых качеств.

8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Направленность личности:

— гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу положительны;

— эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем общество;

— депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

— суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

18 Психологическое содержание кризиса 3 лет.

У реб возникает желание целеполагать и быть целеустремленным.

Симптомы:

1 пояс

1 Негативизм- реакция реб на решение взр. Происходит сдвиг мотивировки. Я не хочу, т к этого хочет мама.

2 Упрямство-реакция реб на собств решение. Реб настаивает потому, что это его собствен решение, демонстрация верности своему решению.

3 Строптивость—генерализов реакция на дом порядки, против режима, норм воспитания.

4 Своеволие-желание эмансипир от взр, самостоят гулять, делать свои дела.

2 пояс

5 Взр не авторитет и вызыв обратную реакцию

6 Протест, бунт-постоянная готовность реб к ссоре, повышен раздражит, активность, конфликтность, агрессивность, жестокость, бранные слова в адрес взр.

7 Деспотизм (где реб один), ревность (в семье, где много детей)- капризы, желание немедл удовлетв своих потребностей.

8 гипобулич припадки- крик, наруш дыхания, судорожная двигат активность.

Взрослому надо быть последовательным, спокойным, предоставить реб активность. Новообразов- гордость за свои достижения. Противоречие-рождение Я и нет способов это Я проявить.

19 Старость как социальная и психологическая проблема.

Социальное: выход на пенсию, резкое сокращение доходов, изменение социального статуса и условий жизни

Психологические : стрессы, характ отношения к человеку, есть ли семья интересы, переживания эмоц стрессов, заболевание.

Биологические: генетические, продолжительность жизни определена, глубокие физиологические изменения, отмирают клетки в ЦНС, заболевания.

20 Критерии выделения расстройств в детском и подростковом возрасте

Лебединский:6 видов

1)Недоразвитие. Основная причина — умственная отсталость в основе которой обширное поражение НС. Это необра тимый процесс, проявляю щийся в раннем детстве. Причины:а)генетическая б)повреждение в прената льном периоде. Недоразвитие определя ется по уровню IQ. В 5-6 л. когда созревает мозг реб. 4уровня недоразвития (F7)

1)дебильность IQ снижено до70%. Это человек уме лый, N развитие памяти, моторики, сохраняются элементарные функции. Снижена способность к обучению (нет абстрактного мышления, но могут читать-писать), вырабатываются практические навыки, хорошо делают по образцу, самообслуживание

2)имбецильность IQ от49 до35%. Могут писать печатными буквами, резко сужен словарный запас, способны к самообслуживанию, долго вырабатываются элементарные практические навыки, способны кстанавливать стойкие эмоциональные привязанности клюдям, ухаживающим за ними.

3)Тяжёлая умств отстал IQ 34-20%, письменной речи нет, мб элементарные речевые навыки, N дви гается, ест, не может самостоятельно сущест вовать. Элем навыки по типу дрессуры. Мб стойкие привязанности.

4)Глубокая умств отстал IQ ниже20%, речь отсутствует мб отдельные слово сочетания, требует постоянного ухода.

2)Задержанное развитие – замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер(ЗПР)

Классификация в зави симости от фактора:

1.Генетический(бол Дауна)

2.Органо-церебральный- мозаичное наруш ЦНС (ММД)

3.Соматогенный – тяжёлое соматическое заболевание ребёнка в первые12мес жизни

4.Психогенное – физи ческая, педагогическая запущенность, жестокое обращение с детьми, послеродовые депрессии у матери

3)Повреждённое развитие Вредные факторы, действующие на ребёнка в возрасте 2-3л. (ЧМТ, нейроинфекция, опухоль ГМ) происходит недоразвитие онтогенетически более молодых функций.

4)Дефицитарное развитие при недоразвитии или повреждении анализатора. Мозг не развивается, замещение других систем. Это корректируемо и не приводит к отсталости.

5)Искажёное развитие Наследственные заболевания, шизофрения, аутизм.

6)Дисгармоничноеразвитие Врождённая диспропорция в развитии ЦНС, мозговых структур.

Ретартация

Акселерация

Критерии:

1.Наличие клинических психопатологических синдромов

2.Характер развития, его оценка

3.Уровень интеллекта

4.Соматическое состояние

5.Сопутствеющая аномальная психосоциальная ситуация

6.Общая оценка нарушений.

21 Зпр, причины их вызывающие.

ЗПР-синдромы временного отставания развития психики /отдельных функций, замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. М б обратима.

Причины: констуциональные фактор, хрон соматич заболеван, органическая недост НС

Певзнер, Власова: 2 формы ЗПР:

1 ЗПР, обуслов психич и психофизич инфантилизмом (неослож и осложн недоразвитием познават деятельн и речи, где в основ недоразвитие эмоцион-волев сферы)

2 ЗПР на ранних этапах развития реб, обусловлен длител астеническими и церебростеничес состояниями.

4 варианта ЗПР:

1 констуц происхожд

— инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики, эмоц сфера наход на более раннем уровне развития. Гармонич психофизич инфантилизм- некоторое запаздыв темпа физич и психич темпа развития личности, выраж в незрелости эмоц-волев сферы, влияющей на поведение реб и его соц адаптацию.- неутомим в игре, быстро устал на практич занятиях, быстро надоедают однообраз занятия, где нужно удерживать внимание продолжит время, слабая способность к умств напряжению, повышенная подражательность, внушаемость, несамостоятельность, некритичность к своему поведению. Дисгармонич психич инфантилизм- м б связан с эндокрин заболев, недост выработка гормонов. Медлительность, быстро устают, работоспособ неровная, снижение памяти, наруш концентрации внимания, неуклюжи, неповоротливы.

2 соматогенного происх

-эмоцион незрелость, которая обусловлена длит, хронич заболев, врожд и приобрет наруш соматич, пороки сердца.

3 психогенного происх

-связ с неправильными условиями воспитания, в семье , где 1 реб и несколько взр. Реб учится неровно, т к не приучен трудится, адаптация затруднена. Особо выделяют детей с микросоциальной запущенностью- недостат уровень знаний, умений, навыков на фоне N НС, вследствие длит нахождения в условиях дефицита информации.

4 церебрально-органич

-органич поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Связана с более поздними поражениями мозга. Стойкие формы задержки психич развития, расстр познават деятельности, обусловл наруш работоспособ, часто наблюд недостат сформиров отдельных корковых и подкорковых структур.

Дети с ЗПР характер более высокой обучаемостью, лучше используют помощь и переносят показан способ действия на аналог задание, всегда пытаются понять прочитанное- отлич от умств отсталых.

22 Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Становиться очевидным в 3 г, но чаще его диагностируют, когда реб идет в школу, где требуется структурированное поведение. По данным 90-х гг чаще у мальчиков-первенцев, у девочек-редкость. Существует 2 типа развития, которые м привести :

1 Дети чувствит к раздражителям, легко отвлекаемые. Чрезвычайно спокойные, вялые, плохо сосут, легко просыпаются при различных шумах, нарушено пищевое поведение.

2 Чрезвычайно активные, активные в кроватке, сон непродолжителен, мало спят, м не сформироваться ночной сон (вместо 5-6, 4,2 часа), дневной сон тоже сокращен, легко отвлек, плохо сосут.

Признаки (для DS надо 8):

Испытывают чувство беспокойства; их трудно заставить усидеть; легко отвлекаются при внешнем раздражителе; не м ждать своей очереди в игре; отвечают не подумав, не дослушав ?; не м подчинять свои действия инструкции; не м длительно поддерживать внимание при задании, игре; частые переходы от одного вида деятельности к другому; не м хранить молчание в игре; очень говорливы много взахлеб; перебивают, мешают другим; не слушают взрослых; теряют вещи, нужные для выполнения задания; характерны опасные виды деятельности.

По мере развития реб м появится вторичные «дефекты», как реакция на реакцию взрослого. Собственно ядерным, прямым следствием ГА- явл эмоциональная лабильность, переменчивость настроения, импульсивность (не м отсрочить получение удовольствия), часто падают, очень раздражительные, взрывчатые. У реб основная проблема- недоразвитость произвольного внимания и как следствие- легко возник психич реакция. Обычно ГА исчезает к пубертату, но 15-20% сохран во взрослой жизни. М приводить к стойкой ЗПР, реб не слушает учителя, неспособен к обучению. Сейчас существ специальные корректир программы, учитыв особенности ЦНС. ГА осложн личностным дефектом (с 9 л), которое предполагает нарушение самооценки- не вызывает особой любви к окружающим, негатив самооценка м привести к чувству собственной неполноценности. Такие дети плохо ориентируются в реальности. Ответная враждебность ведет к асоц поведению или самообвинению, самоуничижению.

Причины: мало изучены, серьез повреждений ЦНС нет. Считается, что ГА определ ММД. Есть некие нарушения в пренатальн, перинат развитии (тяж асфиксии, родовые травмы), ГА м б связана с запаздыв созревания тех отделов ГМ, которые позже развиваются- лобные, теменные доли. Также есть психосоциальные факторы- дети в детских домах ГА, что связано с эмоц депривацией. Как только реб попадает в другую среду- ГА снижает.

Коррекция- невропатолог, программа помощи семье, семейная психотерапия.

23 Эмоциональные расстройства детского возраста: страх сепарации, фобии.

Страх сепарации: выделяется вид расстройств, в основе которого повышение уровня тревоги дети демонстрируют избегающее поведение. Могут возникать тревожные расстройства при разлуке с матерью (страх изоляции переходит в страх сепарации)

Фобии – устойчивы предметные страхи дети могут боятся чего угодно

3 модели происхождения фобий: 1психоаналитич подход – З Фрейд (случай Ганса)

2 Бихевиористы о роли различных видов научения – Уотсон (страх белого кролика у маленького Альберта) фобия м.б. сформирована путем научения например подкрепление страха родителями.

3 Когнитивная психология – сам стимул редко вызывает особый вид поведения необх чтобы этот стимул был соответствующим обр интерпретирован с помощью родит или реб сам додумался.

Сепарация = страх изоляции у детей излишне опекаемых развивается незрелое зависимое поведение страх ангиляции(быть уничтоженным) или же это дети которые пережили ранние депрессии связанные с временной потерей матери – послеродовая депрессия . Страх перед импульсами, боязнь вести себя осуждающе, страх потерять часть своего тела, появляются трудности в засыпании боли в животе тошнота и проч..

24 Нарушение стереотипов и пищевого расстройства в детском и подростковом возрастах: нервная анорексия и булимия. Нервная анорексия

Страдающие этим расстройством стремятся к тому, чтобы стать как можно более худыми; они одержимы страхом растолстеть, несмотря на то, что весят меньше N . В качестве ориентира для определения N или пониженого веса используют “индекс массы тела” (BMI= [масса тела]/ [рост в метрах]в квадрате)

Обычно недостаток веса констатируется в том случае, если BMI меньше 17,5. Потеря веса и недостаточное питание приводят к ряду биологических изменений и в дальнейшем- к проблемам со здоровьем. Несмотря на критическое состояние здоровья, многие пациентки, страдающие НА долго не признают у себя расстройства и не хотят лечиться.

Критерии диагноза НА:

1 отказ поддерживать массу тела на минимальном для своего возраста и роста уровне

2 Явно выраженный страх перед увеличением массы или V тела, несмотря на имеющую место худобу.

3 Нарушение в восприятии собственной фигуры и массы тела, преувеличенное влияние этих внешних характеристик на самооценку или отрицание того очевидного факта, что нынешний вес ненормально мал.

4 Наличие у женщин после начала менструации аменореи, т е отсутствие по крайней мере 3 следующих друг за другом циклов.

Типы НА:

1 Ограничительный- больные не испытывают регулярных приступов обжорства и не прибегают к методам принудительного очищения.

2 Очистительный тип- присутс и то и другое.

Если эти нарушения происходят до пубертата, то приводят к задержкам в развитии. В МКБ-10 не проводится различие между двумя подгруппами НА. Дифференциальный диагноз: соматические заболевания, другие психич заболевания (депрессия)- отсут расстройства схемы тела и страх перед увелич веса. При шизофрении м наблюд вычурное пищевое поведение.

Последствия НА: гормональные изменения, изменения картины крови, нарушение электролитного обмена (недостаток К, вслед рвот) с последств для сердца и почек, из-за отсут жировой прослойки недостаток эстрогена а потом и остеопороз.

Нервная булимия

Для постановки диагноза должны быть :

1 Неоднократно повтор приступы обжорства, характериз двумя признаками:

а- потребление пищи за определ промежуток времени в количестве намного превышающем количество, съедаемое большинством людей при прочих равных условиях в тот же промежуток времени

б- чувство, что потерян контроль за пищевым поведением (не может перестать есть)

2 Регулярное принятие неадекватных мер по борьбе с увеличением массы тела (рвота, клизма, слабительные, мочегонные)

3 «Приступы обжорства» и неадекватные методы их компенсации (2 раза в неделю на протяжении 3 месяцев)

4 Фигура и масса тела оказывают чрезмерное влияние на самооценку

5 Отсутс признака НА.

Типы НБ:

1 Слабительный- больной злоупотребляет клизмами, рвоты, слабительное, мочегонное.

2 Неслабительный- во время приступа больной постится, физич нагрузки, но не использует клизмы и пр.

Дифференциальный диагноз: с неврологическими(опухоли ЦНС) и психич заболев (депресия, шизофрения).

Последствия см НА.

25 Детский аутизм.

Каннер: 4 признака:

1 Аутизм как предельное одиночество реб, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллект развития.

2 стремление к постоянству, проявл в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различн объектам, сопротивл изменения в окружающем

3 особая характерная задержка и наруш развития речи, не связан с интеллект развитием

4 раннее проявление (до 2,5 л) патологии психич развития, в большей степени связанной с особым нарушением психич развития, чем с его регрессом.

Аутизм проявл при отсутствии / значит снижении контактов, уходе в свой внутрен мир. Эмоцион холоден,

Безразличен к близким, повышенная ранимость, чувствит к критике и малейшим замеч в свой адрес, избегают взгляда, прямого зрит контакта. Многое из окружающего вызыв страх. Начав ходить долго сохраняют неуклюжесть движений, испытыв трудности в овладении бегом, прыжками. Основ признак- при большом словарном запасе не польз речью для общения, неупотребл личных местоимений реб говорит о себе во 2 или 3 лице. М наблюд повышен стремление к словотворчеству.. Редко жалуются, на конфликт агрессия или пассивно- оборонит. Не играют со сверстниками. Развитие речи обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

26 Механизмы старения человека. Психологические и социальные факторы старения

Теории старения:

1 Стохастические теории старения — предполагают, что, старение организма происходит в результате случайных повреждений.

Согласно одной из таких теорий, состарившиеся клетки хуже избавляются от продуктов метаболизма. Лишние вещ-ва, особенно жироподобное вещество липофусцин, накапливаются в клетках крови и мышц и мешают протеканию внутриклеточных процессов. Более популярная Стохастическая теория объясняет старение действием осколков молекул, называются свободными радикалами которые вступают в реакцию с другими внутриклеточн хим соединениями и могут нарушать нормальное функционирования клеток

Существуют и др теории, связыв процесс старения с поврежд ДНК в генах.

2 Генетически запрограммиров старения- запрограммиров действия 200 наслед генов.- биолог часы, встроен таймер.

А) некотор виды клеток запрограммир на определ количество делений. Водитель ритма в каждой клетке.

Б) Таймер в гипоталамусе и гипофизе. После пубертата гипофиз выдел гормон, вызыв начало процесса старения- менстр цикл, иммунитет. Социальное: выход на пенсию, резкое сокращение доходов, изменение социального статуса и условий жизни

Психологические : стрессы, характ отношения к человеку, есть ли семья интересы, переживания эмоц стрессов, заболевание.

27 Основные нарушения психики, связанные со старением

Деменция –комплекс нарушений, включ дефекты познания, прогрессир амнезию и изменение личности. Люди боятся стать беспомощн, бесполезн, живущим за счет других. Чем старше чел, тем более высок процент вероятности заболев сенильной деменцией. (65л- 3-4%; 85л и более- 47%)

Клиника: Ограничена способность к пониманию абстракций, недостает воображения, повторяются, медленно соображают, не способны уделять должное внимание окруж событиям, иногда плохо помнят недавние события, но хорошо события детства. Из- за этого чел теряет способность к самообслуживанию. Те же симптомы м б при других заболеваниях, примен лекарств, накоплении в организме токсинов, горем, и др психол причинами.

Б Альцгеймера- происх прогрессир разрушение мозгов клеток, особенно коры ГМ. Точный DS только при вскрытии. Рабочий DS став на основании прогрессир ослабления памяти и дезориентации. Этиология неизвестна, чаще подозрев генетич фактор, имеющие определ ген м заболеть после 65л.

Клиника: прогрессир забывчивость, ослабление памяти, постепенная утрата первич навыков, сильная дезориентация, ратерянность, тревога, нельзя оставлять одного, т к м причинить себе вред. Знакомых и родных не узнает

Сосудистые поражения ГМ- инсульты, вкл микроинсульты явл одной из причин деменции. Симптомы деменции проявл внезапно, скачками. Причины: атеросклероз.

Косвенные причины снижения интелл уровня:

1 Психолог ожидание- убежденность что старость несет слабоумие.

2 Психич здоровье- потеря близких, депрессия.

3 Прочие – физич форма, питание, алкоголь, лекарст препараты, интелл бездеятельность.