2-3 лекция по половому диморфизму

Физиологические и морфологические различия мужчины и женщины

Физиологические и морфологические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями. Мужчины, выступая преобразователями внешнего мира, могут, как созидать, так и разрушать его. Они новаторы в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности. Выполнение этой жизненной функции достигается за счет следующих физических качеств: высокий рост, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, больший вес, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле. Все эти качества необходимы для выполнения физических нагрузок, борьбы и активного преобразования внешнего мира.

Женщины, чья жизненная функция — сохранять человеческую жизнь и род, стремятся стабилизировать все, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе. Это обеспечивается за счет специфических физических качеств. Широкий таз, грудной тип дыхания, развитые грудные железы — все это напрямую влияет на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность женского тела, его округлость, красивые волосы, гладкая нежная кожа делают женщину привлекательной, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете — для продолжения человеческого рода.

Мальчики рождаются в среднем более крупными, чем девочки, но последние немного обгоняют мальчиков в созревании скелета, имеют преимущества в темпах освоения речи; у девочек раньше начинается период полового созревания, они, как правило, лучше учатся в школе, а среди неуспевающих учеников преобладают мальчики. Среди мужчин разброс интеллектуальных показателей разительнее: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие или сверхнизкие его показатели. К 12-15 годам девочки превосходят мальчиков в вербальных навыках, но те лучше их справляются с оперированием пространственными представлениями и с решением математических задач. К 18 годам средний юноша физически сильнее средней девушки примерно в 2 раза.

Взрослый мужчина более мускулист и имеет более прочную костную систему, а на теле средней женщины образуется более толстая жировая прослойка. Женский организм имеет ряд врожденных особенностей: большую эластичность кровеносных сосудов и способность более эффективно вырабатывать жировые вещества. В среднем возрасте мужчины гораздо чаще, чем женщины, рискуют стать жертвой такого заболевания, как артериосклероз, более подвержены сердечным приступам, чаще погибают и кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами.

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

... высшей нервной деятельности (Иван Петрович Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая психология (Питер Милнер), нейропсихология (Александр Романович Лурия). Физиология высшей нервной ... нервные волокна, нервные узлы и сплетения, расположенные в разных участках тела и чувствительные нервные окончания, выполняющие функции рецепторов, образуют периферическую нервную ...

В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины — в проявлении эмпатии, эмоционального сочувствия. По всей видимости, многие из этих отличий генетически обусловлены.

Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга.

С. Геодакян, выдвигая тендерную теорию межполушарной асимметрии, анализирует некоторые различия в строении мозга у мужчин и женщин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин многочисленнее, и поэтому лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга. Но творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространстве заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела — до 10 лет, а в массе — примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет).

После 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет — и темпы увеличения массы тела. У мальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. В результате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рост и окружность грудной клетки — на 9 %. Формируются мужские пропорции тела: широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинные конечности, центр тяжести находится выше пояса, тогда как у женщин — ниже. Мышечная ткань у мужчин развита значительно лучше, чем жировая, в связи с чем хорошо выражен обычно и рельеф мышц.

Дж. Таннер (1968) отмечает, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по оссификации (замещение в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20 %. Оссификация скелета у девочек в возрасте 10-12 лет на 2-3 года опережает таковую у мальчиков. Однако женщины обладают более хрупким скелетом.

М. В. Антропова (1983) приводит данные темпов изменения антропометрических показателей у детей по отношению к данным взрослых (дефинитивным показателям), из которых следует, что в каждый возрастной период детства девочки морфологически развиваются большими темпами, чем мальчики

17 стр., 8461 слов

Гендерные различия в подростковом возрасте

... этот раздел носил различные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам -- от психофизиологических и нейропсихологических до социально ...

Большие темпы роста и созревания девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить тем, что в крови первых имеется большая концентрация гормона роста — соматотропина, чем в крови вторых

Можно сказать, что по темпам морфологического развития девочки опережают мальчиков, однако это не обусловливает их преимущество в абсолютных морфологических показателях, которое с каждым годом все больше увеличивается в пользу мальчиков. Так, средний вес при рождении мальчиков приблизительно на 5 % больше, чем девочек, а к 20 годам разница увеличивается до 20 %; увеличение разницы в росте происходит от 1-2 % в детстве до 10 % к 20 годам.

Физиологические половые различия

Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям (A. Scheinfeld, 1943), примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между мальчиками и девочками увеличиваются в пользу первых.

Сердечно-сосудистая система. Данные физиологов показывают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте темпы развития девочек выше, чем мальчиков. Если у мальчиков наиболее координированная деятельность сердца и гемодинамики наблюдается в 11-12 лет, то у девочек такие взаимоотношения имеют место в 7-8 и 10 лет (Р. А. Калюжная, 1983).

И. А. Корниенко выявлено, что перестройка физической терморегуляции (брадикардическая реакция на охлаждение) начинается у девочек в 5,5-6 лет, а у мальчиков — в 7 лет. Это согласуется, отмечает автор, с данными (И. Н. Вульфсон, А. Д. Солдащенский, 1967), показывающими, что у девочек 5-6 лет скорость проведения пульсовой волны по мышечным сосудам и тонус мышечных сосудов выше, чем у мальчиков этого возраста.

Имеются данные, что у женщин все же меньше основные параметры гемодинамики: объем сердца — на 100-200 мл, его вес — на 50 г, систолический объем — на 30-40 %, минутный объем — на 10-15 % (несмотря на большую, чем у мужчин, частоту сердцебиений в покое — на 6-8 уд/мин), масса циркулирующей крови — на 1,2 л, содержание гемоглобина в крови — на 1,5 г%. У женщин меньше продолжительность диастолы при более продолжительной фазе изгнания крови. У них сердечные сокращения слабее, что является одной из причин более низкого уровня артериального давления. По данным ряда авторов, приведенным в сводной таблице Р. А. Калюжной (1983), объемная скорость кровотока у мальчиков 6-11 лет выше, чем у девочек того же возраста.

В то же время лица женского пола от рождения обладают рядом врожденных преимуществ, в частности большей эластичностью кровеносных сосудов. Женщины могут терять большее количество крови, чем мужчины. Например, потеря 1 л крови для мужчины нередко является смертельной, в то время как женщина перенесет эту потерю без переливания крови.

9 стр., 4235 слов

Психофизиология пола, основные отличия между мужчинами и женщинами

... дифференциальная психофизиология пола, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий мужчин и женщин Данилова Н.Н. Психофизиология, М.: Медицина - 1999 - ... началу полового созревания и начинается у девочек с 9-10 лет, у мальчиков - с 10-13 лет. Наблюдается резкая ... кислорода женщине нужно 7 литров крови, а мужчине всего 6 литров. Это одна из причин, по которой мужчины легче ...

Дыхательная система. До периода полового созревания, когда различия в размерах и составе тела между мальчиками и девочками минимальны, максимальное потребление кислорода (МПК) тоже почти одинаково. У молодых мужчин МПК в среднем на 20-30 % больше, чем у женщин. По мере старения различия в МПК между мужчинами и женщинами становятся меньше

Гормональная система. В. И. Чемоданов (1983) получил данные, которые свидетельствуют о существенных половых различиях в экскреции катехоламинов уже в период первого и второго детства. Первое увеличение экскреции у девочек опережает на 1-1,5 года таковое у мальчиков; у мальчиков этот пик наблюдается в 6-7 лет, и его амплитуда значительно больше, чем у девочек. Второе повышение у девочек наблюдается в 9 лет и носит отчетливый характер. У мальчиков второй пик проявляется в 10-11 лет и носит сглаженный характер. Интенсивность метаболизма адреналина и норадреналина у мальчиков несколько выше, чем у девочек

Наиболее существенные различия в гормональной системе лиц мужского и женского пола состоят, конечно же, в количестве мужских (андрогены) и женских (эстрогены, прогестерон) половых гормонов.

ТЕМА Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

Сила нервной системы. По данным А. М. Сухаревой (1972), увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко (за счет того, что девочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста, а в возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет)

Подвижность нервных процессов. По данным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек (рис. 1.9).

Затем с подвижностью возбуждения больше становится женщин.

Баланс нервных процессов. Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по «внешнему» балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек, так же как и после него. В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков. Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения. По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах

Лабильность. По данным Е. В. Воронина (1984), существенных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна соответственно 39,2 и 38,9 единицы, а на звук — 75,9 и 74,5 единицы. Однако Н. М. Пейсахов и А. О. Прохоров (1975) нашли статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ...

Свойства темперамента. И. М. Владимирова (2001), используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, установила, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего (SJ) и вчетверо — интуитивного мыслительного (NT) типа, в группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального (NF) типа. Девушки оказались более экстравертированными (E), эмоциональными (F), с более развитой интуицией (N), и более спонтанными (P), чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью (T) и планомерностью (J).

По данным Н. Герасимовой (1998), общительность женщин 20-25 лет значительно выше таковой у мужчин того же возраста

ТЕМА Этология пола

Наука о инстинктивные основы поведения — сравнительная этология (греч ethos — характер) — изучает особенности и закономерности, свойства неродственным формам животных, родственным видам, прямым родственника ам.

Эволюция брачного поведения человека была очень сложной Людям свойственны разные формы семьи, а во всех других биологических видов форма брачного поведения является стабильной признаком У людей распространены четыре формы и брачных отношений: групповой брак, полигиния (один человек и много женщин), полиандрия (одна женщина и много мужчин) и моногамия (один мужчина и одна женщина) В последнее время увеличивается количество от иночних материнских семей или краткосрочных бракебів.

Размножение в человеческом сообществе также важные особенности Если в мире животных способность к спариванию у самок оказывается один-два раза в год, активируя репродуктивное поведение самцов, а а в остальное время полового интереса нет, то у людей все происходит иначе Женщины способны вести половую жизнь непрерывно с момента полового созревания, не прерывая его во время беременности или менст руального цикла При этом момент созревания яйцеклетки (овуляция) остается скрытым не только от других, но и от нее самой Такая чрезмерная с точки зрения целей размножения сексуальность имеет определенные причиной нчини.

Существует предположение, что в первоначальной семье мать была неспособна сама воспитать нескольких детей, поэтому половая жизнь стало стимулом для поощрения и удержания мужчины Что медленнее взрослеют дети, то усилием е выражена потребность в социальной жизни Так групповой опыт начал преобладать над семейным Человек вышел из-под действия естественного отбора, так как главным фактором выживания стала не генетическая информация а внегенетической знанияминня.

Этология изучает и проблему доминирования статей В мире животных равноправия полов практически нет, что способствует четкому разграничению ролей и функций их нарушение грозит существованию вида Поэтому этология пи иддае сомнения ценность идеи равенства полов, поскольку для этого нужно подавлять древние инстинкткти.

Следовательно, взаимоотношения между полами \»обслуживают\» задача не только размножение, но и установки и поддержания социальной иерархии Эволюционная теория и социальная этология предлагают устойчивые программы специфической й для каждого пола поведения и образцы взаимодействия между мужчинами и женщинами, можно адекватно отразить только при использовании типологического анализа вариаций этой взаимодействующихї взаємодії.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат ...

Нейроандрогенетична теория Л Эллиса

Различия между женщинами и мужчинами имеют эволюционное обоснование и во многом инстинктивную природу Однако распространено также и физиологическое объяснение особенностей поведения человека, построенное на изучите нии действия половых гормонов частности, нейроандрогенетична теория Ли Эллиса, современного американского психолога, утверждает, что половые различия в поведении связаны с действием андрогенов (мужских горм онов) на мозговые системы У каждого человека есть и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин — эстрадиол (женский гормонон).

Влияние половых гормонов на мозг охватывает \»организационную\» (на третьем месяце жизни эмбриона) и \»активационной\» (в процессе полового созревания) стадии При них особенно интенсивно формируется биологических ческая пол человека Исследования подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучения поведения до, во время и пис ля пубертата Они позволили определить 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем) и, соответственно, несвойственных женской поведенииивих жіночій поведінці:

1 Наступательная эротическая поведение: от мужчин ждут инициативы, а у женщин проявление эротических инициатив противоречит инстинктам, присущим животным

2 Агрессивное поведение: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, согласно которому нужно постоянно что-то разрушать, создавать новое В психологии животных получены данные,, не совпадающие с со стереотипами человеческого поведения Например, крысы женского пола значительно смелее и активнее, чем мужской, причем эта тенденция наблюдалась даже после удаления половой железы у представителей обоих половоготей.

3 пространственных ориентация: мужчины лучше, чем женщины, воспринимают пространство, удаленность, скорость

4 территориальных поведение: мужчинам (как и самцам у животных) собственно \»обозначать\» и проверять свою территорию, а также охранять ее границы, поэтому разброс вещей — типично мужская реакция

5 Выносливость к боли: у мужчин эволюционно ниже болевой порог (соответственно, выше болевая чувствительность), чем у женщин, подготовленных природой к родам

6 Медленно усвоения оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, поэтому мальчики часто не умеют \»дать сдачи\»

7 Слабый проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать переживания, которые не становятся слабее, но оказываются или в поведении, или в психосоматических заболеваниях

8 Настойчивость (персистентность) при выполнении задания без подкрепления: мужчинам, ввиду их слабую научуванисть, собственно повторять собственные ошибки

9 Слабая связь с ближайшими родственниками: мужчины, как правило, меньше привязаны к членам своей семьи, чем женщины, реже вспоминают о родителях

10 Периферизация: поезд к созданию групп по интересам (клуб, гараж, спортивная секция, рыбалка, охота), женщинам от этого отказаться намного легче

8 стр., 3852 слов

Особенности поведения мужчины и женщины

... данным А.К. Канатова (2000), мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины. Правда, с возрастом это различие уменьшается. [3] 5.Стратегии поведения мужчин и женщин в роли покупателей Как отмечают ... как проекция, регрессия, реактивное образование, а мужчины чаще, чем женщины - вытеснение и интеллектуализацию. [1] 3.Стратегии достижения цели Эти различия в мужской и женской психологии отметил ...

11 Поиск приключений, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от монотонности, поэтому иногда склонны что-то хорошее, но уже известно, променять на непонятное и новое (захват экстремальными видами спорта, отдыха, туризма).

12 \»Хищническая поведение\», связана с охотой: тяга к соперничеству и опасностей, желание не только добиться цели, но и обойти в этом соперников Победа без борьбы не доставляет им удовольствия

Эти программы касаются сферы полового дипсихизму, но это не значит, что они оказываются у всех мужчин или не могут быть присущими некоторым женщинам

ТЕМА Гендерные стереотипы

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представдениях о маскулинном и феминном.

Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины

Дж. Макки и А. Шериффс (McKee, Sheriffs, 1957) пришли к выводу, что типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.

24 стр., 11979 слов

Образ идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин

... женщина, женственный, личностные качества, маскулинность, методика С.Бем, мужчина, мужественный, образ, представление, феминность. Объект дипломной работы - психологические особенности взрослых мужчин и женщин. Цель работы - изучение особенностей образа идеального мужчины у взрослых мужчин и женщин. ...

Содержание половых стереотипов составляет несколько групп поло маркированных качеств.

1 Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

2 Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

3 Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.

4 Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.

5 Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.).

В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

6 Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт).

Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать[1].

Свойства половых стереотипов

Будучи видом социальных стереотипов, ПС обладают основными их свойствами.

Во-первых, ПС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).

Во-вторых, ПС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).

25 стр., 12388 слов

Иерархия потребностей женщин (по Лонгве). Критерии положения женщин

... карт дает возможность зримо выявить разные приоритеты мужчин и женщин, отражающие различия их рабочей нагрузки и образа жизни, ... раса, нац-сть, возр. *гендер как культ.символ- пол чел.им.не т. соц., но и культ.-символ.интепритаци. Многие явл. ... и кажд.чел.отд. Теор.инд.нерав.: *фунуц-изма (Парсонс) позит.роль дифиренц. пол. рол., в совр. сем. супр.д. вып. разл. ф-ции: ...

В-третьих, ПС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.

В-четвертых, ПС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы[2].

В-пятых, ПС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия половых различий[3].

Функции половых стереотипов

Различают психологические и социальные функции ПС[4].

К психологическим функциям относятся:

Когнитивная функция. ПС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ПС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).

Ценностно-защитная функция связана с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы[5]. Так, стереотипные представления о мужском эгоизме и бездушности становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и милосердие. На макроуровне ценностно-защитная функция стереотипов связана с оправданием и поддержанием социальной системы: ПС оправдывают дискриминацию индивида, основанную на его принадлежности к группе (или же дискриминацию целой группы)[6]. Поддерживая идентичность и ценности, стереотипы способствуют проведению четких границ между Своими и Чужими, в результате чего ингруппы получают позитивную оценку, а аутгруппы — негативную (ингрупповой фаворитизм, по Г. Тэджфелу).[7]

К социальным функциям, направленным на поддержание социального порядка, относятся:

Функция социального контроля. ПС не только объясняют существующие в обществе отношения половой иерархии, но и, неизбежно приобретая нормативность, поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида половой идентичности нормативность присуща половым стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным.

2-3 лекция по половому диморфизму — Стр 2

ПС включаются и в санкции: как позитивные, так и негативные (например, оценки «он — настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).

Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.

Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы. Консенсус достигается за счет дискриминационных взглядов в отношении одной из групп — женщин. Обеспечиваемая стереотипами интеграция в одном отношении выполняет дезинтегрирующую функцию в другом: например, аутостереотипы русской женщины и русского мужчины выступают в роли эталона, заставляя оценивать, в какой степени та или иная конкретная личность соответствует этому аутостереотипу, включать или исключать из группы.

Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления. В качестве процесса установления отношений власти и подчинения стереотипизация понимается в рамках теории дискурса. ГС включаются в дискурс в качестве общепринятого устойчивого кода, использование которого облегчает восприятие.

ПС становятся востребованными в различных сферах жизни общества — политической, экономической, социальной в силу ряда причин: пол легко идентифицируется индивидом; стереотипные представления о мужчинах и женщинах соотносятся с его или ее личным опытом; отношения полов воспринимаются как едва ли не самые очевидные, понятные, а потому легитимные. Кроме того, поскольку в качестве мужественных или женственных характеризуются не только индивиды, но и другие социальные факторы (нации, классы, социальные группы, политические партии и др.[8]), то ГС принимают участие в установлении всего спектра социальных отношений и в производстве социальных иерархий.

Между тем А. Маслоу считает, что понятия «мужское» и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать. Они только вводят людей в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи ми мужчине, подчас в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот.

ТЕМА Межполовые различия в психологических качествах

Почти во всех исследованиях принимают во внимание фактор пола, поэтому накоплено много данных о различиях психологических характеристик у мужчин и женщин частности, исследованы наличие вариаций в способностях х Еще А-Л Гезелл обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек — мелкая Сравнение интеллекта и способностей доказало, что женщины обладают большим словарным за пасом, высокой скоростью и четкостью речи Это не обязательно детерминировано биологически, потому что матери больше разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями Общий показатель интеллекта (К) у мужчин несколько выше Дос ягаеться это благодаря присутствию в выборке мужчин с феминные полоролевой идентичностью, тогда как в маскулинных мужчин интеллект не отличается от интеллекта жкту жінок.

Мужчины, как правило, лучше решают пространственные задачи (задачи Шеппарда, кубики Р. Амтхауэра).

Так, ᴏʜи с легкостью поворачивают объекты в своем воображении и создают двумерные представления трехмерных объектов. Они лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности. Так, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, и ᴏʜи увеᴩᴇʜнее находят дорогу в малознакомом месте. Так, большинство девочек считает, что в свою очередь прочесть карту легче, в случае если поворачивать ее по ходу движения. Большинству же мальчиков проще «увидеть» направление в своей голове. Когда же путь хорошо известен, женщины помнят больше подробностей и дорожных ориентиров, чем мужчины, лучше запоминают взаиморасположение предметов в пространстве, превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории (цвета, начинающиеся на одну букву и т.д., субтесты батарей Д. Гилфорда на креативность) [там же, с. 160]. Наглядность для женщин вообще имеет большее зʜачᴇʜᴎе в повседневной жизни. К. Кернз и Ш. Беᴩᴇʜбиери установили, что в свою очередь половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания: уже в 8-9 лет мальчики лучше ориентируются в пространстве [См.: 60]. А в случае если шестилеток попроϲᴎть сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики лучше справятся с заданием, чем девочки [15, с. 160].

У женщин лучше развиты речевые навыки (у них более беглая и ясная речь, лучше правописание, навыки чтения, лучше память на слова, больше словарный запас; примечательно, что такие нарушения как дислекϲᴎя и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков), ᴏʜи быстрее усваивают иностранные языки и в целом больше склонны к гуманитарным предметам [23, с. 49]. Зато у мужчин более развиты способности к точным наукам. Однако проявляются ᴏʜи только к 10-12 годам, и далее различия в уровне развития математических способностей мужчин и женщин возрастают. Значительно выше у мужчин точность прицеливания. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Мужчины лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных (тесты на полезавиϲᴎмость – поленезавиϲᴎмость).

Стоит еще раз подчеркнуть, что женский пол более однороден и компактен во всех появлениях, по϶ᴛᴏму, объективно, ϲᴩеди женщин меньше лиц с выдающимся уровнем иʜᴛᴇллекта, чем ϲᴩеди мужчин, как, впрочем, меньше и таких, у которых ϶ᴛᴏт уровень крайне низок) [23, с. 50]. В тестах на логические рассуждения значимых различий между полами не выявляется.

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что влияние пола на иʜᴛᴇллектуальные функции проявляется не в общем уровне иʜᴛᴇллекта, а в структуре, характере умственных способностей. У женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, а у мужчин — зрительно-пространственные.

У женщин гораздо более высокая степень конформности мышления, что в свою очередь мешает им находить нетрадиционные, нетривиальные способы решения творческой задачи.

Исследования визуальных возможностей продемонстрировали, что женщины лучше, чем мужчины, видят в темноте и обладают более точной и прочной зрительной памятью. Они видят в буквальном смысле слова «картину больших размеров»: у девочек и женщин шире периферическое зᴩᴇʜие, потому что у них больше рецепторов (палочек и колбочек) в сетчатке глаза.

^ У женщин и девочек выше чувствительность кожи. Они гораздо тоньше, чем мужчины, ощущают надавливание на кожу в любой части своего тела. У них ниже болевой порог, но более высокий, чем у мальчиков и мужчин, уровень толерантности к долговременной боли Исследования визуальных возможностей продемонстрировали, что женщины лучше, чем мужчины, видят в темноте и обладают более точной и прочной зрительной памятью. Они видят в буквальном смысле слова «картину больших размеров»: у девочек и женщин шире периферическое зᴩᴇʜие, потому что у них больше рецепторов (палочек и колбочек) в сетчатке глаза.

Однако женщинам свойственно уделять речевому общению особое внимание. Речевое общение ᴏʜи ставят на первое место, потому что их мозг устроен так, что ᴏʜи быстрее овладевают искусством слова. Речевые центры у женщин сконцентрированы на левой стороне мозга, тогда как у мужчин ᴏʜи распределены между передней и задней долями. Это привело многих специалистов, занимающихся проблемами мозга, к выводу, что в свою очередь девочки и женщины получают от беседы больше удовольствия, чем мальчики и мужчины, поскольку специфическое устройство их мозга облегчает доступ к речевым зонам.

Относительно эмоциональной сферы исследователи отмечают большую сензитивность (чувствительность к воздействиям) девочек по сравнению с мальчиками Невротические отклонения девочек чаще заключаются в появлении страхов, волнения, ни вредных привычек аутоагрессивного природы (кусание пальцев, грызение ногтей и т.п.), у мальчиков распространены проблемы поведения Различия в системах ценностей обнаруживаются у детей до подросткового возраста и с гладжуються среди взрослых Девочки больше ориентированы на личное обаяние, семейное благополучие, а в профессиональной сфере — на приобретение нового интересного опыта и расширения круга общения мальчиков ики стремятся к взаимодействию с \»большим социумом\», хотят власти, независимости, выгоджності, вигоди.

Анализ личностных проявлений согласно пятифакторная теорией показал, что за всеми факторами, кроме открытости опыта, наблюдаются различия между мужчинами и женщинами Экстраверсия, включающая д доминантность и поиск ощущений, более выражена у мужчин, доброжелательность — у женщин психотизма присущ преимущественно мужчиныам.

Представление об особенностях женской и мужской психологии, их назначение и направления модифицируются под влиянием социального и экономического развития, изменения мировоззрения, утверждения тендерных отношений то ощо Однако межполовые различия невозможно игнорировать, потому что они сказываются на всех индивидуальных особенностямих.

Психологические особенности взаимосвязаны с эволюционным и культурным назначением каждого пола Поскольку биологически они равноправны, то интерпретировать особенности и определять стратегию самоактуализации й следует с учетом этологических основаниемв.

ТЕМА Профессиональная самореализация мужчин и женщин

Профессиональная сфера обладает разной значимостью в жизни женщин и мужчин: для женщин мерило жизненного успеха – это в первую очередь отношения с другими людьми; одиночество рассматривается как несчастье, а профессиональные неудачи огорчают не всегда. Для мужчин же, напротив, основные достижения измеряются профессиональными успехами, а личное и семейное счастье нередко находится вне фокуса основных жизненных устремлений.

Исследования показывают значительную связь показателя маскулинности-фемининности, с одной стороны, и образования и профессии – с другой. Так, мужские и женские группы сильно различаются по своей профессиональной принадлежности; кроме того, обнаружено, что высокоинтеллектуальные и хорошо образованные женщины имеют более маскулинные показатели по сравнению с половыми нормами. А мужчины, у которых развиты побочные интересы культурного или художественного содержания, демонстрируют более фемининные по сравнению с остальными мужчинами показатели.

Что же касается уровня профессиональных достижений, то здесь устойчиво прослеживается преобладание одаренности у мужчин. Многие отмечают, что масштаб достижений, которые принесли известность женщинам, мужчинам не позволил бы играть такую же роль. В исследовании наиболее одаренных людей Британии, предпринятом X. Эллисом, в общую группу из 1030 человек входило лишь 55 женщин. Эти данные вполне могут быть объяснены культурно-историческими традициями, которые поощряли профессиональные достижения преимущественно у мужчин. Они также согласуются и с эволюционной теорией пола, разработанной В.А.Геодакяном, согласно которой мужские особи осуществляют в филогенезе функцию изменчивости, первыми открывают для своего вида новые возможности и достигают наибольших успехов по сравнению с женскими особями.

В исследовании К. Кастл, посвященном выдающимся женщинам, показано, что в группе из 868 знаменитых женщин, представляющих 42 нации начиная с седьмого века до нашей эры и заканчивая девятнадцатым веком, наибольшее число женщин (38%) достигло известности в литературе, но высочайшая степень знаменитости, измеряемая количеством упоминаний в биографических справочниках, была получена женщинами-монархами, политическими лидерами, а также матерями или любовницами выдающихся людей. Неинтеллектуальными путями достижения славы женщинами были замужество, религия, благотворительность, трагическая судьба, красота и бессмертие, полученное благодаря жизни в литературе (подобно Лауре, Ф. Петрарки).

Полученные данные еще раз подтверждают наличие полоролевых закономерностей в сфере профессиональной самореализации, различие в понимании своего предназначения, что отражается на профессиональных предпочтениях и достижениях мужчин и женщин.

ТЕМА Маскулинность и феминность и андрогиния

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus — мужской и femininus — женский) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность — это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью).

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип. Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения.аскулинность и фемининность

В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность — это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью).

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный конкретный стереотип. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом. Современная наука доказала условность такой категоризации, демонстрируя многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

Ценный вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения. В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининность и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность. В дальнейшем, однако, выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские» и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и т. д.) не всегда совпадают друг с другом. Усложнились и представления о том, какие именно качества наиболее благоприятствуют психическому здоровью и социальной адаптации.

Новые, более совершенные тесты (С. Бем, Д. Спенс и Р. Хельмрайха) рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые друг от друга параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют психологически недифференцированные (низкие показатели как по маскулинности, так и по фемининности) и андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью индивиды.

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

АНДРОГИНИЯ — Понятие для обозначения людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества. Многочисленные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются скорее от особенностей семейного воспитания мальчиков и девочек, а также от социального воздействия, нежели от биологических различий между полами. Представление о мужских и женских чертах долго базировалось на модели одного континуума, на одном конце коего располагаются мужские качества, а на другом — женские: чем больше мужского, тем меньше женского, и наоборот. Позже было установлено, что мужские (маскулинные) и женские (фемининные) качества независимы и могут располагаться лишь на двух отдельных, непересекающихся континуумах. На этом принципе основано большинство тестов, измеряющих фемининность, маскулинность и андрогинию. На основании этих тестов каждый человек относится к одной из четырех групп:

1) к маскулинным индивидам — с выраженными традиционно мужскими качествами, как честолюбие, решительность и пр.;

2) к фемининным индивидам — с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как эффективность, мягкость и пр.;

3) к андрогинам, сочетающим в себе как традиционно женские, так и мужские черты;

4) к людям неопределенной психологической половой идентичности, кто не обладает выраженными маскулинными либо фемининными чертами. Исследования показывают, что андрогиния — важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике пола психологического, разработка таких понятий, как схема пола, значимость идентичности половой для индивида и прочих, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии (-> дифференциация половая; сексология).

Исследования показывают, что андрогиния — важная психологическая характеристика человека, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Развитие исследований по проблематике пола психологического, разработка таких понятий, как схема пола, значимость идентичности половой для индивида и прочих, направлены на поиск возможных путей формирования не только маскулинности и фемининности, но и андрогинии