ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………5
1.1 Запоминание как процесс памяти………………………………………….5
1.2 Особенности произвольного запоминания младших школьников
с ЗПР……………………………………………………………………………….8
1.3 Условия развития произвольного запоминания у учащихся младшей школы…………………………………………………..………………………..12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР…………………16
2.1 Обзор диагностических методик на развитие произвольного запоминания младших школьников с ЗПР………..………………………………….……….16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…….…………..……22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………..………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема развития произвольного запоминания является довольно значимой.
Выявлены крупные недостатки в выполнении младшими школьниками домашних заданий, требующих произвольного запоминания учебного материала, изложенного в учебниках.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.
Процесс произвольного запоминания является одним из свойств памяти. В связи с этим, изучение процесса произвольного запоминания и его развитие у младших школьников является очень актуальной темой.
Объект исследования: развития произвольного запоминания младших школьников.
Предмет исследования: особенности развитие произвольного запоминания у младших школьников средствами различных диагностик.
Коррекция психических процессов младших школьников памяти и внимания
... но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может ...
Цель исследования: изучить произвольное запоминание, как процесс памяти и определить эффективность развития произвольного запоминания в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности развития произвольного запоминания младших школьников;
3) апробировать диагностические методики по изучению произвольного запоминания младших школьников;
4) дать оценку эффективности различных диагностик для развития произвольного запоминания младших школьников.
В работе использовались следующие методы исследования:
— анализ научной литературы по теме исследования;
— синтез педагогических наблюдений;
— тестирование учащихся;
— статистический метод.
Информационной базой курсовой работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме, публикации в периодических изданиях, статистические данные проведенных диагностических методик, учебно-методическая литература.
Практической базой исследования являются учащиеся второго класса МОУ СОШ №5 г. Белогорска.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Запоминание как процесс памяти
Память — это процесс произвольного запоминания, сохранения, забывания и вспоминания.
Запоминание — активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения — и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей [9,с.18].
Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.
Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного произвольного запоминания [4,с.118].
Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно — логическая [18,с.21].
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Современное состояние проблемы памяти и ее исследования
... развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, в зависимости от организации мнемической деятельности, наиболее полно представленные в ...
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям [18,с.25].
Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для произвольного запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Сами средства — стимулы для произвольного запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).
Характерно, что в формировании внутренних средств произвольного запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.
[18,с.29].
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект произвольного запоминания.
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:
— наглядно — образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее;
— словесно — логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух;
— двигательная (моторная) — память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
2. Степень волевой регуляции памяти.
По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить ч……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова-М.: Академия,2002 — 256 с.
2. Бочарова, С. П. Некоторые особенности переработки информации в памяти // Вопросы психологии. — 2006.- № 2. -C. 56 — 61.
3. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 2003. — Т. 2. — 364 с.
4. Васильева, Е.Е., Васильев, В.Ю. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить/ Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев — М.: Гардарики, 2002 — 187 с.
5. Вартанян, Г.А, Пирогов, А.А. Механизмы памяти. ЦНС / Г.А. Вартанян, А.А. Пирогов. — М.: Наука, 2001 — 198 с.
6. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. — М.: Просвещение , 2001. C. 1 — 16
Память умственно отсталых школьников
... представления памяти. Проблема памяти умственно отсталых детей и школьников относится к числу наиболее разработанных вопросов специальной психологии. Экспериментальное исследование памяти умственно ... источников. память отсталый школьник запоминание 1. Развитие памяти учащихся с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов 1.1 Особенности памяти умственно отсталых школьников Память – ...
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. В. Я. Романов. М.: Просвещение, 2006.- С. 207-216.
8. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. / Э.А Голубева — М.: ИНФРА, 2004 — 152 с.
9. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьника./ Й. Ломшер Й., А.К. Маркова — М.: Просвещение, 2003 — 211 с.
10. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность младших школьников /М. Доналдсон. — М.: Педагогика, 2004. — 213 с.
11. Зинченко, В.П. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001 — 440 с.
12. Занков, М.И. Обучение и развитие./ М.И. Занков — М.: Гардарики. 2005
13. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Гардарики, 2004 — 16 с.
14. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. / Е.Н. Кабанова-Меллер — М.: Наука, 2002 — 96 с.
15. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения./ З.И. Калмыкова — М.: СПб.: Питер, 2002 — 48 с.
16. Козаренко, В.А. Учебник Мнемотехники. Система запоминания «Джордано»/Козаренко В.А. — М.: Гардарики, 2003 — 185 с.
17. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./ А.Р. Лаурия — М.: МГУ, 2003 — 89 с.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А.М. Матюшкин — М.: ИНФРА, 2002 — 178 с.
19. Менчинская, Н. А. Вопросы умственного развития младших школьников и новые программы // Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. — М.: СПб, 2002 — 123 с.
20. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 2004. — 256 с.
21. Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с.
22. Середа, Г. К. Проблема памяти и обучения // Вопросы психологии. 2002 — № 2 — С. 32 — 36
23. Сорокоумова, Е.А. Уроки-путешествия в начальной школе: Практическое пособие./Е.А.Сорокоумова — М.: АРКТИ, 2008 — 45 с.
24. Смирнов А. А. Развитие логической памяти у младших школьников./А.А. Смирнов — М.: СПб, 2006 — 254 с.
25. Шлычкова, А. Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопросы психологии, 2004 — № 6. — C. 90-96.
26. Шлычкова, А. Н. Изучение эффективности разных видов произвольного запоминания // Вопросы психологии, 2006 — № 8. — C. 36 — 42.