Оглавление
Введение 3
Глава 1. Современное понимание теоретических исследований профилактики нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией 5
1.1 Характеристика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией 5
1.2 Генез нарушения письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией 13
1.3 Анализ проблемы профилактики речевых нарушений в психолого-педагогической и клинический литературе 18
Вывод по главе 1 30
Глава 2. Исследование письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией 31
2.1 Методики изучения состояния письменной речи младших школьников с ринолалией 31
2.2 Состояние письменной речи младших школьников с ринолалией 34
Вывод по главе 2 41
Список литературы 43
Введение
Нарушения письма у детей изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письме, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфий от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы. Особую значимость проблема приобретает в практике обучения детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба.
Около 50 % школьников, имеющих врожденную расщелину губы и нёба, испытывают значительные затруднения в овладении грамотой и правописанием. Распространенность подобных отклонений во многом — объясняется неудовлетворительным состоянием практики их преодоления и тех теоретических представлений, на которых она базируется.
Таким образом, проблема профилактики нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией, является актуальной.
Объект исследования: нарушения письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.
Предмет исследования: профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.
Цель исследования: изучить профилактику нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.
Гипотеза исследования: профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией способствует улучшению письменной речи у данной категории детей.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить состояние письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.
Формирование связной письменной речи у младших школьников с задержкой ...
... только в специализированных классах. Данное противоречие определило актуальность проблемы в формировании связной письменной речи у младших школьников. Объект - формирование связной письменной речи. Предмет - система ... этих исследований привели к мысли, что у стойко неуспевающих учащихся младших классов разные причины возникновения неуспеваемости, различны психологические особенности ее проявления, ...
3. Провести эмпирическое исследование профилактики нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (наблюдение, эксперимент); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
— введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;
— глава 1;
— глава 2;
— глава 3;
— заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;
— список литературы, который включает в себя 90 изданий;
— приложения.
Глава 1. Современное понимание теоретических исследований профилактики нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией
1.1 Характеристика нарушений письменной речи у учащихся младших классов с ринолалией
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата [13, с.18].
В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев) [81], либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский) [57]. Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман) [21]. В современном понимании, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука.
Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса. Поэтому сейчас наиболее распрстраненным является выделение ринолалии как самостоятельного речевого нарушения [30].
Сущность ринолалии характеризуется симптомами [13]:
1. Изменение положения и активности языка.
2. Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.
3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.
4. Тотальное нарушение звукопроизношения.
………
Список литературы
1. Алексеева М. М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2004.- 280 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 272 с.
3. Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 318 с.
4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 112 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2003.- 224 с.
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... (использование средств лексической выразительности) и др. Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, ... памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм ...
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи. — М.: Феникс, 2007. – 250 с.
9. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. – 118 с.
10. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. –– М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2008. – 261 с.
11. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики// Дефектология, №4, 2007.- С.8-17.
12. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. — М.: Книголюб, 2009. — 127 с.
13. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
14. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.—М.: Харвест, 2010.— 224 с.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М.: АСТ, 2008. – 223 с.
16. Жукова Н. С. Логопедия. — М.: Академия, 2006.- 398с.
17. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. — М.: Алетейя, 2004. – 150 с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007.- 320с.
19. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. — М., 2003.- 290с.
20. Жулина Е.В. Содержательно-организационные основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи: Монография. – Нижний Новгород: НГПУ, 2008. — 130 с.
21. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте — М.: Владос, 2008. – 2-е изд. – 152 с.
22. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 160 с.
23. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1987. Вып. 2.- 195с.
24. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Академия, 2006. — 320 с.
26. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учеб.-метод. пособие. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2008. – 157 с.
27. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. — М.: Ювента, 2007. — 37 с.
28. Корнев А.Н. Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей. // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1, 1999).
Как развивать речь ребенка
... развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше. Как развивать речь ребенка ... строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки ...
Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. — СПб., 1999. — С. 57-63
29. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 2007. — 286 с.
30. Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей при ринолалии: Методические рекомендации для педагогов ППМС-центров и родителей / Авт.-сост. Т.В. Волосовец. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 67 с.
31. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: ЛИТЕРА, 2008.- 171 с.
32. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
33. Лаврова Е.В. Логопедия — М.: Академия, 2007. — 144 с.
34. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М: Владос, 2007. – 134 с.
35. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.- Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 224с.
36. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: АСТ, 1999. – 297 с.
37. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1999. — 214 с.
38. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми — М.: АСТ, 2005. – 177 с.
39. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 208 с.
40. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Академия, 2003.- 294с.
41. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Академия, 2010. – 84 с.
42. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.
43. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Академия, 2007. – С. 45-54.
44. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
45. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2007. — 240 с.
46. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 2008. — 64 с.
47. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи – М.: А.П.О., 2010. — 43 с.
48. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью// Логопед, 2007. — №3. – С. 37-39.
49. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма – М.: ЧеРо, 2007. – 150 с.
50. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
Эмоционально-волевое развитие младшего школьника во вне учебной деятельности
... использованной литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Эмоционально-волевая характеристика младшего школьника Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми ...
51. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезии в письме. – М.: Приор-М, 2007. – 151 с.
52. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Гардарики, 2009. – 150 с.
53. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников — М.: Владос, 2007. – 46 с.
54. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.
55. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М.,1968. – 380с.
56. Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
57. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 2008. — 272 с.
58. Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Сфера, 2006.- 294с.
59. Примерные конспекты индивидуальных занятий // Соломатина, Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. — М.: Сфера, 2005. — 160 c.
60. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
61. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. унт. — Екатеринбург, 1999. — 90 с.
62. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2008. — 104 с.
63. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 240 с.
64. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2009. — 400 с.
65. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 2007. – 154 с.
66. Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. — М.: Гардарики, 2009. – 137 с.
67. Серебрякова Л. С, Основные направления работы по развитию речи дошкольников – uspeh-centr.ru
68. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
69. Соболева Е. А. Ринолалия. – М.: АСТ, 2006. – 128 с.
70. Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 93 с.
71. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
72. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
IV. Общая характеристика развития школьника
... материалы, характеризующие историю развития школьника, полученные из медицинской карты, из бесед с ребенком учителем, школьным психологом. ... учащихся, от разных видов работы (демонстрация наглядных пособий, объяснения, лабораторные занятия и др.). 4. приемы, ... особенности речевой деятельности (навыки устной и письменной речи, лаконичность, выразительность и т.п.) ___________________ е) особенности ...
73. Тихеева Е.И. Развитие речи. – СПб.: Речь, 2005.- 274с.
74. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: Акцидент, 2004.- 112 с.
75. Уракова А.И.Значение специальной школы в профилактике нервно-психических отклонений у ринолаликов// Специальная школа. Выпуск 2. — М.: Просвещение, 1991.
76. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. -294с.
77. Ушакова О. С., Струнина Е. М, Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2008. – 287 с.
78. Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
79. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М.: Когито-Центр, 2009.- 390с.
80. Филичева Т.Л.Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи // Фонетико-фонемотическое и общее недоразвитие речи/Под ред. Волковой Л.С. – Кн.5- М.: ВЛАДОС, 2003.- 480с.
81. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста — М: Учпедгиз, 1991. – 317 с.
82. Хрестоматия по логопедии [Текст] // под ред. Левиной Р.Е. М., 1997, ч.I,II.
83. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Феникс, 2008. — 113 с.
84. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]/ И.В. Шаповаленко — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
85. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Педагогика, 1995. – 203 с.
86. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение. — М.: Издательство «Аквариум», Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2010. – 153 с.
87. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи/Пособие по логопедии. Нач. школа. — М.: Аквариум, 2008. — 208 с.
88. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — 112 с.
89. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
90. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у детей – М.: Владос, 2004. – 150 с.