Изучение сплоченности воинского коллектива

— 24 —

Полковник в отставке

профессор Сулимов Юрий Григорьевич,

слушатель Военного университета

подполковник Сафаров Салим Саидович

Сплочение воинских коллективов.

© Москва. 1998.

Печ. л. 1,0. (Компьютерный набор).

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

____________________________

Полковник в отставке

профессор Сулимов Ю.Г.

Подполковник

Слушатель Военного университета

Сафаров С.С.

СПЛОЧЕНИЕ

ВОИНСКИХ

КОЛЛЕКТИВОВ

МОСКВА — 1998

Настоящим пособием продолжается серия брошюр, призванных помочь офицерам Вооруженных сил Республики Таджикистан в изучении и внедрении психологических знаний для повышения боеспособности и эффективности боевой деятельности воинов.

Раскрываемые в данной брошюре теоретические и прикладные аспекты сплочения воинских коллективов помогут нашим читателям лучше понять сущность сплочения как социально-психологического явления, научиться оценивать степень сплоченности экипажей (боевых расчетов) и качественно проводить воспитательную работу по улучшению морально-политического единства, боевой сработанности и психологической совместимости военнослужащих.

Полковник в отставке

профессор Сулимов Юрий Григорьевич,

слушатель Военного университета

подполковник Сафаров Салим Саидович

Сплочение воинских коллективов

© Москва. 1998.

Печ.л. 1,0. (Компьютерный набор).

— 23 —

— 22 —

— 3 —

Введение.

Изменение общественно-государственных и политических ценностей в Республике Таджикистан, становление новой военной доктрины и необходимость существенного сокращения численности вооруженных сил требует адекватных компенсирующих усилий по поиску возможностей сохранения в столь сложных условиях высокой эффективности боевой деятельности личного состава.

Одной из таких возможностей в психологической науке является разработка проблемы сплочения воинских коллективов, экипажей, боевых расчетов. Наряду с совершенствованием индивидуальной работы с каждым воином, разработкой путей морально-политической, боевой и психологической подготовки, укреплением воинской дисциплины, реализацией мероприятий психологического профотбора все чаще командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи и кадровые работники сталкиваются с необходимостью согласования совместных действий военнослужащих, убеждаются, что без учета социально-психологического фактора невозможно качественное освоение техники и оружия, поддержание высокой боевой готовности и достижение победы в современном бою.

Сущность сплоченности воинского коллектива.

Известно, что достижение поставленных целей, выполнение задач воинского коллектива происходит в различных, тесно связанных между собой сферах деятельности. Основными из них являются: морально-политическая, военно-профессиональная и межличностно-бытовая. Структурные компоненты сплоченности в этих сферах совместной деятельности и их показатели могут быть представлены в виде следующей таблицы:

— 4 —

— 21 —

Сферы совместной деятельности

морально-

политическая

военно-профес-

сиональная

межличностно

бытовая

Оглавление.

компоненты

сплочен-

ности

морально-

политическое

единство

боевая сработанность

(слетанность)

психологи-

ческая

совместимость

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Сущность сплоченности воинского коллектива. . 3

объектив-

ные

показатели

сплочен-

ности

сила и степень общности потребностей, целей, мотивов и установок на совместную деятельность

эффектив-

ность совместной

боевой деятельности

бесконфликт-ность

общения и

совместной деятельности

Изучение сплоченности воинского коллектива. . 10

Работа офицера по сплочению коллектива. . . . . .14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

субъектив-ные

показатели

сплочен-

ности

взаимное доверие

единомышлен-ников,

желание сотрудничать

взаимопони-мание по служебным и

профессио-нальным вопросам

взаимная

эмоциональная

удовлет-воренность

Морально-политическая (ценностно-ориентационная) сфера деятельности имеет побудительно-ориентационное назначение и призвана сформировать морально-политическое единство членов коллектива и стремление к нему у воинов на начальных этапах формирования коллектива. Морально-политическое единство (единодушие) предполагает прежде всего отсутствие принципиально неразрешимых противоречий у членов коллектива по военно-политическим, моральным, религиозным вопросам; общность гуманистических позиций; наличие у воинов прогрессивных взглядов на предназначение вооруженных сил, на необходимость защиты Отечества, на качественное освоение боевой техники и оружия, на формирование и поддержание высокого уровня воинского мастерства и крепкой воинской дисциплины.

— 20 —

— 5 —

Объективно морально-политическое единство проявляется в силе и степени общности знаний, взглядов и убеждений, потребностей, целей, мотивов и установок воинов на совместную воинскую деятельность и субъективно реализуется в чувстве взаимного доверия друг другу.

Расхождения во взглядах на нравственность, различные понятия о ценностях, добре, справедливости могут стать непреодолимым барьером на пути к установлению морального единства экипажа или боевого расчета. Единство в морально-политической сфере играет основную, определяющую роль в сплочении воинского коллектива, ибо сильный мотив, осознанная цель во многом сглаживают шероховатости взаимоотношений в других сферах совместной деятельности. Подтверждением этому является значительное снижение числа межличностных конфликтов и нарушений воинской дисциплины в результате активизации жизненно важных мотивов, потребностей и целей воинов в моменты резкого обострения международной обстановки или перехода вооруженных сил в состояние повышенной боевой готовности

В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляет себя как боевая сработанность, слаженность, сколоченность, слетанность. Выполнение функциональных обязанностей в составе экипажа способствует своеобразной притирке социально-психологических различий, их взаимному уменьшению. В результате улучшается взаимопонимание, снижается процент неожиданных в совместной практике действий и решений, появляется уверенность в партнере, его мастерстве и надежности, а, следовательно, повышается эффективность совместной боевой деятельности. Члены экипажа начинают пользоваться одними и теми же навыками и умениями, у них формируются одинаковые привычки, да и внешне они во многом копируют друг друга.

Боевая сработанность может достигаться и за счет взаимного дополнения недостающих психологических качеств, своеобразного их симбиоза. Так, осмотрительность и основатель-

— 6 —

ность командира танка может дополняться быстротой исполнения механика-водителя, а физическая сила заряжающего — тактической хитростью наводчика.

Боевая сработанность объективно проявляется в таких показателях боевой деятельности, как эффективность и экономичность совместного ратного труда, большая скорость реагирования и безошибочность взаимодействия. Субъективно хорошая слаженность воспринимается как профессиональная приемлемость партнера по совместной боевой деятельности, легкость достижения взаимопонимания по служебным и профессиональным вопросам, возможность предвидения действий напарника и подстраховка его в случае необходимости.

В межличностно — бытовой сфере основным результатом сплоченности воинского коллектива является психологическая совместимость. Объективно психологическая совместимость проявляется в бесконфликтности общения и совместной деятельности воинов. Субъективно она воспринимается как взаимная эмоциональная удовлетворенность от общения во внеслужебной обстановке, когда воины занимаются в спортивных секциях, посещают кружки художественной самодеятельности, библиотеки, ходят в увольнения и т.д. Многое в психологической совместимости зависит и от специфики межличностно-бытовой сферы, где влияние стихийно складывающихся обстоятельств трудно поддается учету.

Если в морально-политической сфере согласие на совместную деятельность определяется чувством долга, принципиальными политическими и нравственными установками, то в межличностно — бытовой сфере взаимоотношения могут возникать на основе внешней привлекательности, землячества, общности увлечений на отдыхе, при занятиях спортом, художественной самодеятельностью, на ситуативных впечатлениях. Основанием для стремления к дружбе и приятельству может быть также преклонение перед силой, ловкостью, верностью, отзывчивостью, начитанностью, умом

— 19 —

Подводя итоги социально-психологического рассмотрения теоретических и прикладных аспектов сплочения воинских коллективов можно сделать заключение о перспективности этого направления дальнейшего совершенствования боеспособности личного состава Вооруженных сил Республики Таджикистан.

Являясь характеристикой уровня развития взаимоотношений военнослужащих в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах, сплоченность проявляется в морально-политическом единстве, боевой сработанности и психологической совместимости членов воинского коллектива. От степени доверительности во взаимоотношениях воинов, от уровня их служебно-профессионального взаимопонимания и эмоциональной удовлетворенности общением во многом зависит моральный дух войск, характер коллективного обслуживания и боевого использования техники и оружия.

Сплоченность может быть качественно и количественно оценена с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах.

Изучая, учитывая и развивая степень сплоченности подразделения, боевого расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для качественного выполнения личным составом профессионального долга, для повышения эффективности совместной деятельности.

— 18 —

учет при формировании боевых расчетов, экипажей, при введении в их состав новых членов. Весьма полезно оценить степень нервно-психологической устойчивости воина. Особое внимание следует уделять воинам холерического темперамента со слабым процессом торможения и недостаточно развитыми навыками самообладания, волевого самоуправления. Своим поведением командир должен убедить подчиненных, что у любого спора есть начальная стадия, на которой он легко гасится, что умение предотвратить столкновение характеров формируется, что этому можно и нужно учиться.

В ряде случаев полезной может быть откровенная беседа с участниками конфликта, разбор его причин, предоставление воинам возможности прочувствовать позицию товарища, стать на его место. Такая беседа должна проводиться в спокойной и доверительной обстановке. Но еще лучше, если работа с подчиненными носит предварительный, профилактический характер, когда еще нарождающиеся предпосылки несовместимости легко блокируются, когда легко корректируются социальные роли и создаются условия для хорошей срабатываемости членов микрогрупп.

При сплочении коллектива в центре внимания командира должен постоянно находиться актив подразделения, который имеет большие возможности обсуждения сложившегося положения, влияния на негативные явления, перевоспитания отдельных воинов, активизации процесса сплочения. Поэтому следует избегать типичной ошибки, когда прибывший офицер стремится в одиночку решить все вопросы.

Сплочение коллектива — дело тонкое, требующее не только личной активности руководителя, но и плановости этой работы, ее организации, привлечения к ее проведению многих помощников и использования глубоких психологических знаний, умений и навыков.

— 7 —

ловкостью, верностью, отзывчивостью, начитанностью, умом товарища, желанием войти в круг наиболее авторитетных и уважаемых в коллективе сослуживцев.

Все это в конечном итоге складывается в эмоциональную оценку возможного кандидата (причем не всегда на хорошо осознаваемом уровне) и переходит в принятие или недопущение воина в систему неофициальных взаимоотношений. По сравнению со зрелым возрастом, в юношеские годы такие отношения очень высоко ценятся, а их отсутствие тяжело переживается. Справедливости ради следует отметить, что не всегда психологическая совместимость, основанная на землячестве, прошлой дружбе и т.п. способствует эффективной совместной деятельности. В ряде случаев она может привести безответственных и беспринципных воинов к стремлению получить незаслуженные льготы и блага в ущерб другим сослуживцам.

В целом психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на психологическую атмосферу коллектива и способствует скорейшему его сплочению. На основе сказанного сплоченность можно определить как социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности. Основными резуль-татами сплоченности являются морально-политическое единс-тво, боевая сработанность и психологическая совместимость членов воинского коллектива, боевого расчета, экипажа.

Говоря о сплоченности армейского коллектива, не следует забывать, что этот коллектив военный, что взаимоотношения в нем строятся по уставным нормам, что именно воинский устав требует организовывать и проводить работу по сплочению личного состава. Уставная регламентация взаимоотношений воинов обусловлена анализом и обобщением многовекового армейского опыта, успехов и разочарований многих поколений

— 8 —

командиров. Отступление от требований устава в конечном итоге приводит к возникновению межличностных конфликтов и нарушений воинской дисциплины, к снижению уровня боевой готовности и эффективности совместного ратного труда.

Наряду с официальной, уставной организацией жизни и деятельности в воинском коллективе, существуют и неофициальные, а порой и скрытые взаимоотношения воинов. Переплетаясь, официальные и неофициальные взаимоотношения формируют специфические социальные роли воинов в сфере их межличностного общения. Среди них особого рассмотрения заслуживают социальные роли так называемых «лидеров», «конформных» и «изолированных» личностей.

Лидеры — это, во-первых, воины, пользующиеся большим авторитетом у личного состава подразделения в различных сферах воинской деятельности. К числу лидеров прежде всего относятся командиры всех рангов. Их служебный авторитет, права и возможности, нетерпимость к нарушениям воинского порядка и подход к людям во многом определяют психологический климат в подразделении.

Во-вторых, существенную роль в сплочении воинского коллектива играют лидеры актива. Открыто и принципиально они проводят во взаимоотношениях курс на дружбу, сотрудничество между воинами, социальную справедливость и совместную ответственность личного состава подразделения за уровень боевой готовности.

И, наконец, третью группу лидеров образуют неофициальные, скрытые лидеры. Мало заметные внешне, они оказывают значительное влияние на сплоченность коллектива. При общественно полезной направленности неофициальное лидерство чаще всего официально подтверждается избранием таких воинов на выборные общественные должности с большой пользой для сплочения подразделения, экипажа, боевого расчета. В противном случае негативный лидер разобщает воинов, способствует насаждению неуставных взаимоотношений,

— 17 —

возникновению межличностных конфликтов. В то же время попеременное назначение на лидерские роли всех членов экипажа (например, при несении патрульной службы, дежурств по роте, при выполнении хозяйственных работ и т.п.) приводит к накоплению опыта руководящей работы и умения сотрудничать с разными людьми, развивает общительность и инициативу. Даже у конформных воинов такой прием способствует проявлению социально полезных качеств и общественной активности. Вхождение конформного воина в уже сформированный экипаж обычно происходит менее болезненно, но сам он, как личность, вносит небольшой вклад в развитие коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

Низкому уровню сплоченности воинского коллектива зачастую сопутствует высокая конфликтность общения и неуставные взаимоотношения. Поэтому наряду с мерами по наведению уставного порядка в подразделении командиру необходимо активизировать правовую пропаганду, содействовать распространению юридических знаний, добиваться понимания воинами личной ответственности за нарушение законов. Каждый из них должен постоянно помнить, что неуставные взаимоотношения — это не только конфликт, нарушение требований воинского устава и внутреннего порядка в подразделении. Это воинское преступление, подрывающее нормы морали и снижающее боеготовность личного состава.

Сплочению коллектива содействует опора на характерные для общества вообще и для воинского коллектива в частности традиции войскового товарищества, дружбы и коллективизма. Для ориентации воинов на лучшее взаимопонимание целесообразно проводить общие собрания личного состава с обсуждением проблемы взаимоотношений в естественной обстановке 6ез лишней регламентации, формализма, скучных докладов и заранее подготовленных выступлений.

Ускорению процесса сплочения способствует изучение социально-психологических особенностей личного состава и их

— 16 —

Принятие новичка в экипаж, расчет, отделение, взвод осуществляется в личностно-бытовой сфере. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются необходимыми, то в быту они регулируются впечатлениями и эмоциональными отношениями. Естественно, что и здесь роль наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой; замечанием он легко может снять ситуационно возникающую конфликтность, создать благоприятную установку экипажа на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам.

Большое влияние на эту сферу взаимоотношений может оказать организация встречи прибывающего пополнения. Особенно эффективна предварительная работа командира со встречающими и встречаемыми. Если новичков необходимо ориентировать на уважение к опыту, знаниям и умениям старослужащих, то «ветеранов» следует настроить на восприятие вновь прибывших в качестве нуждающихся в поддержке младших братьев, неопытных в службе и легко ранимых в суровой армейской среде. Воинам старших периодов службы полезно напомнить их прошлые впечатления в аналогичной ситуации. Хорошо также при последующей совместной встрече охарактеризовать как успехи старослужащих, так и уровень подготовки к службе новичков (их достижения в труде, спорте, художественной самодеятельности и т.д.).

В этом отношении оправдывают себя тематические вечера «Представляюсь коллективу», встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются воины с общностью судеб до службы в армии. Этому же способствует

совпадение целей у воинов на разных этапах ратной деятельности, перспектив на послеармейский период.

Целям сплочения может служить выявление и учет социальных ролей в неофициальной структуре коллектива. Например, хорошо известно, что совместное функционирование нескольких лидеров в небольшом коллективе способствует

— 9 —

подрывает авторитет командира. Естественно, что такое положение нетерпимо и требует активного противодействия.

К конформным личностям относятся воины, внешне уступающие влиянию товарищей по службе при внутреннем несогласии с их позицией и высказываниями. Являясь негативным качеством личности применительно к принципиальным политическим и нравственным вопросам, конформность может играть положительную роль в улучшении бытовых взаимоотношений, в сплочении коллектива. Понимая, что зачастую конфликты начинаются из-за пустяковых причин, прямолинейности или юношеской горячности, конформный воин находит формы разумной уступчивости, избегает желания всегда и во всем сказать последнее слово в споре, при обсуждении малозначимых, второстепенных вопросов, щадит гордость и юношеское самолюбие сослуживца, не поступаясь при этом собственным достоинством.

Особое положение занимают так называемые «изолированные» воины, с нейтральной жизненной позицией, пассивным отношением к службе, безразличные и к общественной работе, и к межличностным конфликтам. Как правило, они замкнуты в себе и не проявляют активного желания к изменению своей социальной роли. Причиной такого поведения может быть принадлежность к запрещенной законом религиозной секте, наличие скрываемой или мнимой болезни, сильные переживания из-за крушения заветной цели, из-за безнадежной любви, из-за измены жены или любимой девушки и т.п. Влияние «изолированных» воинов на сплоченность коллектива не велико, но при невыясненности мотивов такого поведения от них можно ожидать весьма непредсказуемых поступков (вплоть до самоубийств).

Своевременное выявление лидеров, конформных и «изолированных» воинов и учет выполняемых ими социальных ролей несомненно является резервом повышения сплоченности воинского коллектива, управления процессом его формирования.

— 10 —

Изучение сплоченности воинского коллектива

Для использования резервов повышения эффективности совместной боевой деятельности личного состава, скрытых в сплоченности как социально-психологическом явлении, командиру необходимо не только знание и понимание ее природы и особенностей, но и владение методикой ее изучения и формирования.

Изучение сплоченности необходимо для решения задач войсковой практики. Для оценки степени сплоченности воинского коллектива следует сформулировать показатели и критерии ее оценки в различных сферах совместной деятельности воинов, создать методы ее изучения.

При оценке морально-политического единства коллектива одним из основных его показателей можно считать информированность личности и степень ее реализации в потребностях, целях, мотивах и установках воина. При содержательном изучении информированности особое внимание следует обратить на ее научность, системность, связь с современными задачами реформирования хозяйства республики и жизни войск.

В качестве критериев оценки информированности могут быть знания, взгляды и убеждения. Так, если мировоззрение воина базируется в основном лишь на теоретических знаниях, то это только начальный уровень его формирования. Если позиция партнера основана на взглядах, включающих в себя не только знания, но и принятие этих знаний, согласие с ними (или несогласие), то это уже второй, более высокий уровень зрелости. И, наконец, при превращении взглядов в убеждения, предполагающие активное претворение идей в жизнь, в войсковую действительность, можно говорить о третьем, самом высоком уровне сформированности мировоззрения воина.

— 15 —

достижение правильного понимания всеми воинами высокого смысла и значения целей ратного труда, формирование у них общественно полезных потре6ностей, мотивов и установок, прогрессивных взглядов и убеждений. Командиру необходимо с первых дней пребывания солдата в подразделении информировать его об особенностях воинского порядка в подразделении, о строгости и моральной чистоте воинских взаимоотношений, о социальной справедливости в армейской среде, о соблюдении принципа равной ответственности всех военнослужащих за нарушение законов и воинских уставов, о неприкосновенности достоинства личности и действенности в армии положения о неотвратимости наказания за проступки. Именно на такой основе возможно формирование подлинного морального единства воинов.

Большие возможности для сплочения коллектива скрыты в боевой подготовке. Известно, что совместная боевая деятельность — .один из самых эффективных путей взаимного профессионального познания членов экипажа, формирования их боевой сработанности. Напряженная боевая учеба не только способствует быстрому раскрытию основных индивидуально-психологических качеств личности сослуживца, но и проверяет его ценность для совместного боевого функционирования, приемлемость в качестве надежного боевого товарища.

Командиру следует стимулировать и организовать наставничество опытных воинов старших призывов над только что пришедшими в часть вчерашними призывниками. Причем этот процесс не должен ограничиваться простой передачей профессионального мастерства и опыта. Готовя профессиональную замену, наставник знакомит вновь пришедшего воина с традициями, достижениями, особенностями взаимоотношений, тонкостями внутригруппового общения. По сути дела, он способствует установлению профес-сионального взаимопонимания, без которого невозможно сплочение коллектива.

— 14 —

вопроса: 1. «С кем бы Вы хотели вместе пойти в увольнение?» 2. «С кем бы Вы не хотели вместе пойти в увольнение?» Обработка ответов поможет не только выявить наличие неформальных лидеров, составить шкалу авторитетности воинов, но и узнать, кто из воинов находится в социальной изоляции или отвергается в качестве возможного партнера для общения и отдыха (с последующим выяснением причин такого положения).

В целом работа по изучению уровня сплоченности, по выработке показателей, критериев и методов ее оценки не является самоцелью. Знание подлинного состояния взаимоотношений между воинами, их особенностей и тенденций — основа для активного воздействия командиров на процесс сплочения личного состава подразделения.

Работа офицера по сплочению коллектива

Процесс сплочения личного состава роты, взвода, экипажа обычно начинается с работы по изучению подчиненных, выявлению их моральных качеств, наличия у них опыта коллективного общения и совместного практического взаимодействия. Эту работу должны проводить командиры взводов и сержантский состав. Они нуждаются в соответствующей программе (схеме) теоретической и практической подготовки по изучению психологической сущности сплоченности, ее основных компонентов, методов ее оценки, путей и приемов сплочения воинских коллективов.

Практические показатели степени сплоченности коллектива в различных сферах воинской деятельности, знание положительных и отрицательных сторон взаимоотношений военнослужащих являются исходным материалом для планирования и организационного проведения этой работы. Определяющим направлением сплочения воинского коллектива является укрепление морального единства личного состава,

— 11 —

Наблюдая за активностью и содержанием выступлений и высказываний воинов на занятиях, на собраниях, в стенной печати, при выполнении боевых задач, на отдыхе, анализируя результаты их боевой деятельности и особенности поведения в быту, можно оценить ориентированность членов воинского коллектива, их потребности, цели и мотивы. Так как мировоззрение воина не подвержено быстрым изменениям, то при изучении позиции личности, ее ценностей, нравственной ориентации в начальный период службы нужно собирать и учитывать информацию от общественных организаций и с места работы или учебы юноши до призыва в армию. Общность личностных побуждений воинов, отсутствие у них неразрешимых, антагонистических противоречий — хорошая основа для морального единства личного состава подразделения, экипажа, боевого расчета.

При оценке боевой сработанности членов коллектива могут учитываться объективные и субъективные показатели. К объективным показателям эффективности совместной деятельности относится общая производительность труда членов экипажа, безошибочность их боевых действий, точность и своевременность (быстрота) реагирования. Качественные и количественные критерии объективной оценки боевой сработанности по этим показателям хорошо известны. Так, качественным критерием точности стрельбы танкового экипажа будет конечный ее результат — поражение цели или промах. Количественным критерием будет величина отклонения точки попадания от точки прицеливания. Подобным образом могут быть оценены и совместная деятельность экипажа вертолета, и усилия орудийного расчета. Нормативные критерии для оценки показателей эффективности совместной деятельности приводятся в соответствующих инструкциях и наставлениях.

Труднее поддаются количественной оценке субъективные показатели. Важнейшими из них являются взаимная профессиональная приемлемость партнера для совместной

— 12 —

деятельности и степень служебного взаимопонимания членов экипажа. Чаще всего оценка этих субъективных показателей осуществляется по качественным двоичным критериям типа «устраивает — не устраивает». Возможно также применение трех, — четырех балльной системы оценки, являющейся своего рода попыткой перехода к количественному измерению субъективных показателей.

При достижении высокого уровня сработанности в военно-профессиональной сфере неизбежно происходит сближение субъективных и объективных оценок. Но на начальных этапах возможно преобладание субъективного подхода к оценке партнера, который отличается вместе с тем большей динамичностью, ситуативностью и легче поддается управлению.

Для оценки и прогноза боевой сработанности воинов в военно-профессиональной сфере можно использовать в течение некоторого времени пробное выполнение совместных функциональных обязанностей как на реальных образцах боевой техники и оружия, так и на всевозможных моделях, тренажерах и приспособлениях. Целесообразно также использовать для этих целей совместное несение боевых дежурств, регламентное обслуживание экипажем техники и оружия, коллективное выполнение хозяйственных работ и т.д. Приемлемы и различные формы наставничества. В ходе таких экспериментов целесообразно наблюдать за особенностями процесса сближения, срабатываемости членов экипажа, зафиксировать достигнутые ими результаты, а после завершения работ провести беседу или анкетирование участников для оценки их психологических состояний, преобладающих эмоций и общего впечатления о партнере по совместной деятельности.

При оценке третьего компонента сплоченности — психологической совместимости — также можно ориентироваться на объективные и субъективные показатели. К объективным показателям психологической совместимости можно отнести количество конфликтов в

— 13 —

межличностно-бытовой сфере. Причем следует помнить, что особому учету подлежат не столько редко и ситуативно возникающие конфликты небольшой силы, сколько специально провоцируемые острые столкновения в целях нездорового самоутверждения кандидатов в неофициальные лидеры или для поддержания социальной роли уже признанного негативного лидера.

Объективная оценка психологической совместимости возможна также с помощью приборных методик. Например, количественно оценить степень совместимости можно с помощью гомеостата — прибора, созданного для проведении социально-психологических исследований. Этот прибор представляет собой устройство, моделирующее совместную деятельность воинов различной сложности и позволяющее оценить общую степень психологической совместимости группы, выявить воинов-лидеров и лиц с повышенной конфликтностью.

Весьма информативен такой субъективный показатель психологической совместимости, как взаимная эмоциональная удовлетворенность партнеров по межличностному общению. Она определяется на основе как качественной оценки результатов наблюдения за поведением воинов в быту и на отдыхе, так и по данным ответов на специальные опросники.

Особого внимания заслуживает метод социометрии, базирующийся на количественной и графической обработке результатов положительных или отрицательных субъективных выборов партнера для совместного проведения личного времени, для увольнения за пределы части, для участия в спортивных и других мероприятиях.. Этим методом исследование проводится в соответствующей естественной ситуации и не вызывает поэтому какой-либо настороженности или протеста у обследуемых. Так, при составлении списков на очередное увольнение личному составу могут быть предложены (как бы в целях учета пожеланий) следующие 2