Понятие принципов и методов управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

 

на тему «Совершенствование организационно-управленческой деятельности в таможенных органах России»

 

Выполнил: А.А. Малкова, студент 3-го

курса очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Тс 06/1406

Подпись _____________________

 

Научный руководитель С.Н. Поздеева

доцент кафедры, канд. техн. наук

Подпись _____________________

 

Люберцы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..……………..3

Глава 1. Понятие управления в таможенном деле……………………………….4

1.1. Понятие принципов и методов управления……………………………..…..4

1.2. Таможенное дело как объект управления………..……………………..…10

Глава 2. методы управления в таможенных органах……………………………..16

2.1. Основные методы управления таможенным делом в России………..…. 16

2.2. Совершенствование управления в таможенных органах ………….……..22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………29

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Организационная структура таможенного органа — перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.

Развитие системы таможенных органов России тесно свя­зано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, с распределе­ния между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптималь­ной организационной структуры управления таможенными ор­ганами.

13 стр., 6434 слов

Организацию управления системой здравоохранения осуществляют ...

... 1991-1992 гг. процесс децентрализации управления в России естественно затронул и систему здравоохранения. В соответствии с законодательством РФ о местном самоуправлении органы исполнительной власти субъектов федерации и ...

Методологической основой написания курсовой работы является анализ.

Цель работы — выявление особенностей экономического метода управления в таможенных органах, оценка эффективности данного метода.

Объектом данной работы стала система управления в таможенных органах, а предметом исследования – экономический метод управления в таможенных органах.

Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:

1. дать понятие термина «управление»;

2. раскрыть составляющие процесса управления;

3. рассмотреть методы совершенствования управления в таможенных органах.

Глава 1. Понятие управления в таможенном деле

Понятие принципов и методов управления

Современное таможенное дело — это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.

Принципы управления весьма разнообразны. Они должны соответствовать как частным, так и общим целям повышения эффективности деятельности. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

На основе представленного материала, представляется целесообразным выделить следующие группы принципов управления:

¾ общеметодологические принципы

¾ специфические, выделенные на основе особенностей объекта управления.

К числу общеметодологических принципов управления относятся:

1. научность;

2. системность и комплексность;

3. единоначалие и коллегиальность;

4. демократический централизм (делегирование полномочий);

5. принцип обратной связи.

Принцип научности требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными системами, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и в других областях.

4 стр., 1769 слов

Управление поведением и деятельностью в стрессе

... Проанализировать эффективные техники управления стрессом. 4. Рассмотреть управление поведением и деятельностью в стрессе. 5. Определить понятие стрессоустойчивости. 6. Сформулировать методы профилактики стресса. Глава ... отношений, укрепление или формирование сплоченной группы. Вырабатываемые навыки управления поведением и деятельностью в стрессе рассматриваются при этом как производственная IT- ...

Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д. Итак, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. В связи с этим системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям.

Принцип демократического централизма (делеᴦᴎҏования полномочий) является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства — это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. На уровне систем государственных органов, например, таможенных, принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности региональных таможенных управлений, таможен, постов, но и степень их ответственности за выполняемые действия.

Что касается группы специфических принципов, то их необходимо рассматривать применительно непосредственно к объекту управления. В данной работе такое исследование проводится во второй главе.

Итак, принципы управления отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Далее будет целесообразно рассмотреть методы управления.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

5 стр., 2428 слов

Основные принципы управления. Метод "номинальной групповой техники"

... явлениям. Как вид человеческих отношений управление воздействует на свой объект. Эффективность воздействия определяется степенью его отражения в ... большей степени возрастает роль управления. Управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей ... принуждения и поощрения (метод «кнута и пряника»). Естественной основой эффективности этого метода были очень низкие ...

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности различают:

¾ общие методы управления (направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач, определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы);

¾ частные методы управления (используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления).

¾ В зависимости от форм воздействия применяются:

¾ методы прямого воздействия (опираются на волю и авторитет государства);

¾ методы косвенного воздействия (основываются на побуждении объекта управления к действию путем воздействия на его интересы).

Классификация включает следующие методы управления:

1. адмиʜᴎϲтративные (организационно-распорядительные);

2. экономические;

3. социально-психологические.

Такое деление методов в известной мере условно, так как абсолютно четко обособить каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из методов в отдельности.

Адмиʜᴎϲтративные методы. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных элементов управляемой системы.

К числу организационных методов относят:

¾ организационное проектирование;

¾ регламентирование;

¾ нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

9 стр., 4061 слов

Применение различных методов воздействия

... т.д). 3) По методам воздействия на объект (административно командное, демократическое управление и самоуправление). 4) По содержанию (общее управление, управление организацией технологических процессов, управление людьми, управление движением информации, управление рыночным поведением, управление финансовыми потоками, 5) ...

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы объекта управления с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

¾ базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами;

¾ оказывают косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы объекта управления;

¾ предполагают самостоятельность системы на всех уровнях при одновременном возложении на нее ответственности за принимаемые решения и их последствия;

¾ побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих своим интересам.

¾ Экономические методы управления должны занять доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации.

Социально-психологические методы. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное поощрение (мотивирование), социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Итак, принципы управления выступают в своей главной ипостаси — в качестве основных и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных государством. Они являются средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на объект, а также одновременно и собственно функционирования управляющего субъекта.

В свою очередь, метод управления — это совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой.[1]

 

Таможенное дело как объект управления

В самом общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй — в позиции объекта управления.

11 стр., 5213 слов

1. Понятие управления и его объект

... в менеджменте, а на практике позволяет выявить полную совокупность факторов, влияющих на объект управления. Идею системного подхода в 20- е годы изложил Богданов. Он описал 2 ... и коллективизме. В России сделан вывод о дуализме российского менеджмента, который может иметь черты американской и японской школы. Сущностью японского менеджмента являются управление людьми. При этом ...

Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

¾ субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды), которые содержат в себе в явном или косвенном виде информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления;

¾ объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с их содержанием.

Принципы управления — это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления — законами управления — и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый их принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности.

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности. В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления.

Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления.

В практике управления государственными органами применяются общие и частные принципы. К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены: принцип научности; принцип системности, системного подхода; принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принципы централизации и децентрализации; принцип единства распорядительства и ответственности в управлении; принцип оптимальности (принцип экономии времени); принцип информационной достаточности; принцип обратной связи.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

16 стр., 7781 слов

Конфликты в сфере управления и методы их урегулирования

... методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики; - исследовать конфликты на предприятиях России, показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами. Теоретико-методологической ... и другие. Цель – на основе исследований конфликтов в сфере управления на предприятиях России дать рекомендации по их урегулированию. Задачи: - рассмотреть природу, ...

Необходимо отметить, что любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы будет являться весьма условной в силу неконкретности самого определения таможенного дела. Тем не менее, вполне понятно, что можно достаточно точно выделить такие элементы, как:

¾ основные принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

¾ таможенное оформление;

¾ таможенные режимы;

¾ специальные таможенные процедуры;

¾ таможенные платежи;

¾ таможенный контроль.

Целесообразно выделить такой элемент таможенного дела, как таможенная политика. Так, законодательно государственная политика в области таможенного дела относится к ведению Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России).

Таможенная политика в первую очередь должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны, также участие в реализации торгово-политических задач по защите отечественного рынка и стимулированию развития национальной экономики. Итак, таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Представляет интерес и еще один элемент — таможенные органы. С одной стороны, ТК ТС предусмотрено, что непосредственное решение задач в области таможенного дела осуществляет ФТС России. То есть, таможенные органы являются, по сути, субъектом управления. С другой стороны, таможенные органы уровня региональных таможенных управлений и ниже следует рассматривать как одно из средств обеспечения соблюдения государственных мер по регулированию внешней торговли. И в таком ракурсе таможенные органы предстают как один из элементов объекта управления. Здесь как раз проявляется единство субъекта и объекта управления. Любой субъект управления является частью управляемой системы и, следовательно, неотделим от объекта управления.

Как правило, в менеджменте при рассмотрении управленческих взаимоотношений выделяют только один субъект управления, в частности на основе принципа единоначалия. В данном случае, в наличии два субъекта управления. Такое положение не исключается в науке об управлении. Причем возможны различные варианты взаимодействия субъектов управления. Один из них предусматривает субординационные взаимоотношения. Второй вариант на основе линейно-функциональных систем управления предусматривает двойное подчинение объекта управления: по вертикали власти (линейная составляющая) и по функциональному направлению объекта управления. Оба варианта характерны для больших систем, таких как государственное управление.

В рассматриваемом случае имеет место субординационное взаимодействие в отношениях управления, то есть ФТС России имеет подчиненное положение по отношению к Правительству.

9 стр., 4339 слов

Основы управления в органах внутренних

... несут ответственность, установленную законодательством. К социологическим методам управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением. Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, ...

Итак, упомянутая двусубъектность управленческих отношений проистекает из особенностей государственного управления. Если рассматривать этот вопрос шире, то необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией РФ государственная власть подразделяется на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Помимо этих ветвей предусмотрен такой орган управления как Президент РФ. То есть, по сути, подчинение ФТС России Правительству продиктовано необходимостью отнесения таможенной службы к одной из ветвей власти и указывает на место таможенных органов в системе государственного управления.

Об управленческом взаимодействии можно говорить, как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Для того, чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления, и во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

В таможенном деле взаимодействие субъектов осуществляется на уровне Правительство — ФТС России и ФТС России — участники ВЭД. Отношения Правительство — ФТС России отражают непосредственную взаимосвязь объекта и субъекта управления. Участники ВЭД же не являются субъектом управления, как таковые. Однако они являются представителями среды, в которой осуществляется таможенное дело и на которую оно нацелено. То есть, вышеупомянутое противоречие представляет собой не только отклонения управляемого объекта от параметров функционирования, но и ожидания объекта управления в отношении своих действий, и является следствием взаимодействия объекта управления со средой.

Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические или морально-этические. Можно выделить несколько различных видов отношений управления в зависимости от того, какие изначальные отношения преимущественно лежат в их основе. Естественно, в реальной практике отношения управления имеют комплексный характер, однако применительно к определенным уровням и объектам управления наблюдается доминирование отдельных видов отношений управления. Наблюдается также и смена во времени взаимных позиций отношений управления различных видов.

Итак, рассмотрев основные понятия в области управления таможенным делом, было отмечено, что принципы управления, являясь объективным отражением закономерностей функционирования некоторой системы, задают своего рода структуру или рамки управления ею, в то время как методы указывают на то, каким способом данная структура будет реализовываться.

Также, было обращено внимание на то, что таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект состоящий из ряда элементов. При этом один из элементов — таможенные органы — являются в свою очередь субъектом управления.

Также, было обращено внимание на то, что таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект состоящий из ряда элементов. При этом один из элементов — таможенные органы — являются в свою очередь субъектом управления.[2]


 

8 стр., 3525 слов

Основы управления в таможенных органах

... методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Принципы управления, виды управленческих отношений Принципы управления в таможенных органах. Под принципами управления понимаются руководящие ...

Основные методы управления таможенным делом в России

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов. Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления — это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.

Цель — это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, т.е. это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Принятие управленческого решения — это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.[3]

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

В своей деятельности таможня руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина и Банка России, а также иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела и правовыми актами ФТС России.

В целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области и реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе таможенного союза в соответствии с приказом ФТС России от 7.11.2008 № 1394 « О создании Московской таможни» была создана Московская таможня 1-ой категории.

Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве, проводилась одновременно с выводом из Москвы таможенного оформления товаров, поступающих автомобильным транспортом. Но за счет того, что в состав таможни вошли специализированные таможенные посты, в компетенцию которых таможенные операции с товарами, поступающими автотранспортом, не входили, сокращение таможенных органов в Москве к увеличению нагрузки на таможенные посты Московской таможни не привело.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как государственных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов. В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенным и органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования. Инструктирование — всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий. В России правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя в пределах своих полномочий.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными такими правовыми нормами являются: ТК ТС, Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» , Положение о ФТС России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социально — психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, в связи с этим существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его. Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты. Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и мотивирования. Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы. Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

Итак, рассмотрев процесс управления таможенным делом, можно сделать вывод о том, что выделенные в первой главе основные принципы и методы управления в полной мере находят применение в таможенном деле. Также, помимо общих принципов управления, были отмечены частные, характерные для таможенного дела.[4]

Совершенствование управления в таможенных органах

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

¾ базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений;

¾ оказывают косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы объекта управления (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления);

¾ непременно предполагают самостоятельность системы на всех уровнях при одновременном возложении на нее ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

¾ побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих своим интересам (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. От грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета.

Среди нерешенных проблем таможенной системы можно назвать следующие:

— занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование;

— неразвитость системы информирования о ценообразовании;

— низкая эффективность контроля на основе методов аудита;

— низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами;

— недостаточная подготовленность кадров, особенно специалистов в области управления, контроля и анализа информации;

— низкий уровень социальной защищенности должностных лиц таможенных органов;

— высокий уровень коррупции.[5]

На данный момент развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение.

Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками. Человеческий фактор в ряде случаев остается определяющим, но с помощью системы управления рисками можно свести к минимуму возможные риски, возникающие при таможенном оформлении.[6]

Эта технология отрабатывается пока в экспериментальном режиме, однако в дальнейшем планируется создать гибкую, но жестко централизованную систему контроля и управления, основу которой будет представлять Операционный центр по обработке информации и принятию решений. Главной задачей Центра будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками, выдача оперативных ориентировок таможенным органам, а также информационный обмен с другими контролирующими органами. В Центр будет поступать информация от зарубежных таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности в рамках предварительного информирования о поставках товаров на территорию России, от других контролирующих органов. Сложность этой проблемы заключается в объективности и достоверности информации, поступающей в базу данных, которая должна быть единой для всех контролирующих органов. Достоверные данные в одинаковой степени необходимы как таможенникам, так и налоговикам и другим ведомствам, заинтересованным в получении необходимой информации в автоматическом режиме реального времени. В связи с вышеизложенным, важно принципиально решить вопрос о создании Единой базы контролирующих органов.

Очень важным направлением дальнейшего совершенствования управления таможенными органами является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры региональных таможенных управлений и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время идет модернизация информационных систем таможенных органов России. Перед разработчиками поставлены две основные проблемы:

— внедрение международных стандартов по обработке документации при таможенном контроле;

— повышение исполнительской дисциплины налогоплательщиков, то есть уход от нелегальных схем минимизации платежей, связанных с таможенным оформлением товаров.

Отмечается позитивная тенденция в работе оперативных подразделений по выявлению преступлений.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.

Основные усилия в кадровой работе направлены на кадровое обеспечение таможенных органов региона. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров. Дальнейшее совершенствование таможенного администрирования невозможно без активного развития института таможенных брокеров. В результате работы по новому Таможенному кодексу можно с уверенностью утверждать о становлении рынка брокерских услуг в области таможенного дела с учетом современных требований изменившегося законодательства. Основным инструментом стала система поручительства общественных объединений таможенных брокеров.

Заключение

В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. Должны быть найдены новые пути решения устаревших проблем, необходимо определить этапность их реализации.

Изменение ситуации в таможенной сфере — это не только наведение порядка в самой таможне. Это возможность готовить и принимать грамотные и своевременные управленческие решения в деятельности таможенных органов.

На данный момент развивались такие направления деятельности, как электронное и предварительное декларирование, система управления рисками, таможенный контроль после выпуска товаров в свободное обращение.

Введена в эксплуатацию и продолжает совершенствоваться система управления рисками. Человеческий фактор в ряде случаев остается определяющим, но с помощью системы управления рисками можно свести к минимуму возможные риски, возникающие при таможенном оформлении.