Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников……………………………………………………………..6

1.1 Сущность и природа нравственности и нравственных ценностей…………6

1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста..13

1.3 Особенности формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………19

Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………30

2.1 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста …………………………………………………….……….30

2.2 Способы организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время………………………………………………………..……37

Заключение……………………………………………………………………….41

Литература……………………………….………………………………………43

Приложение………………………………………………………………………46

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Поэтому актуальность проблемы воспитания нравственных ценностей у младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

20 стр., 9880 слов

Психолого-педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания ...

... процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях ... не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с ...

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [37, с.231].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Внеурочная деятельность школьников включает в себя те виды деятельности детей, которые не касаются учебного процесса и в которых можно раскрыть свои таланты. Кроме того, они будут влиять на все виды развития ребенка. Каждая школа должна заботиться о том, чтобы внеурочная деятельность младших школьников была организована максимально, и что самое важное – в разных формах, чтобы ребенка можно было заинтересовать. В школе чаще всего можно встретить такие виды внеурочной деятельности для младших школьников: игровая деятельность, художественная деятельность, познавательная деятельность, трудовая деятельность, туристическая деятельность, спортивная оздоровительная деятельность.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Исследуемая учеными проблема, нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского [4], Н.М. Болдырева [7,8], Н.К. Крупской [19], А.С. Макаренко [23], И.Ф. Харламова [36] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)

Проблемой настоящего исследования является выявление педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности.

Цель исследования — изучение педагогических условий формирования нравственных ценностей у школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования — нравственные ценности младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников будет протекать более успешно, если его организовывать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... данные, относящиеся к позитивным или негативным результатам. Исследование, выполненное в данной области, обнаружило два типа деятельности приписывания. Они были определены Хьюстоном, как ... принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ...

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Рассмотреть психологические характеристики детей младшего школьного возраста.

3. Выявить особенности и условия формирования нравственных ценностей у младших школьников.

4. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.

Методы исследования. В ходе написания работы использовались теоретические методы исследования: поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; синтез и обобщение материала, его структурирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

………….

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы. — М., 2008. — 420 с.

2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М., 2004, т. 4.- 830 с.

3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 2009, №4. – С.13-17.

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2010. — 228 с.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2012. – 436 с.

6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2010. – 342 с.

7. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2011. – 600 с.

8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории).

– М.: Педагогика, 2008. – 600 с.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития. — М., 2012.- 240 с.

10. Выготский Л. С. – Педагогическая психология. – М., 2009. – 312 с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2011. — 240 с.

12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб., 2009. – 685 с.

13. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2010. — 480 с.

14. Даль В.И. Толковый словарь «Живаго» велико русского языка. – М.: 2008, т. 11. — 877 с.

15. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий – М.: Просвещение, 2011. – 376 с.

16. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование, 2008, № 9–10. – С. 36-39.

17. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2012. — 992 с.

18. Краткий словарь по философии. — М., 2012. — 402 с.

19. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед. соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978. — 452 с.

20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 2012. – 91 с.

21. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2009. — 272 с.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2001. — 352с.

23. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV. – 200 с.

24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 2009. – 480 с.

1 стр., 362 слов

Духовно-нравственное и этическое воспитание младших школьников ...

... костюмы, музыкальное сопровождение. Дети могут участвовать в украшении помещения, подготовке декораций. Младшим школьникам интересно будет самим приготовить элементы костюма героя и войти в роль. После ...

25. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М., 2008. – 833 с.

26. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012. – 988 с.

27. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. — М., 2010. – 160 с.

28. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2008. – 92 с.

29. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2008. – 432 с.

30. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2012. – 256 с.

31. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель, 2011, №6. – С. 77-81.

32. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – СПБ., 2013. – 84 с.

33. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 201 с.

34. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.- М., 2010 – 169 с.

35. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 2008. – 384 с.

36. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М., Просвещение, 2013. – 512с.

37. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М., 2009, т. 2. – 356 с.

?