С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение………………………………………………………………..…..
Глава I. Характеристика некоторых составляющих педагогической
деятельности офицера……………………………………………
1.1. Военно-профессиональная компетентность и воинское
мастерство………………………………………………………….
1.2. Слагаемые профессионализма……………………………………
Глава II. Педагогическая культура офицеров……………………………
2.1. Военно-педагогическая направленность…………………………
2.2. Интеграция развитых идейных, нравственных и
интеллектуальных качеств………………………………………..
2.3. Педагогический оптимизм………………………………………..
2.4. Педагогическое мастерство………………………………………
Глава III. Краткая характеристика некоторых других педагогических
качеств офицеров……………………………………………….
Глава IV. Совершенствование педагогических качеств офицера………
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие произошли, как показывают исследования педагогической литературы, существенные изменения в подходах к оценкам категорий и принципов военной педагогики.
Тем не менее, содержание военно-педагогического процесса по-прежнему определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота. На этом принципе строились педагогические принципы и пятнадцать, и тридцать лет назад, не отказываются от них и сейчас. Однако педагогическими основами подготовки военнослужащих в прошлом являлись: воинское воспитание, военное образование, обучение действиям в бою и развитие личности воина1.
Сегодня же в основу педагогических качеств офицера положена акмеолого-педагогическая культура, как интегративный показатель уровня и качества профессионализации военнослужащих. Она же является определенной характеристикой процесса становления офицеров как профессионалов.
Для выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, по нашему мнению, военнослужащие должны получить за время службы такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и должно определять сущность воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины.
Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств девушек ...
... системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. В этой ... периоде адаптации. Практическая значимость: Выявление профессионально важных качеств у девушек, принимаемых для обучения в ВВУЗы, ... нормы оценки профессиональной пригодности применительно к женщинам. ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ...
Поэтому задачи воспитания в нашей армии, внутренних войсках в частности, должны быть подчинены такой деятельности командиров и штабов, чтобы сформировать у воинов необходимые духовные качества, отражающие специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение.
Актуальность темы данной работы обусловлена, прежде всего, нашим выбором стать офицеров, а также необходимостью знания педагогических основ нашей будущей профессиональной деятельности, приобретения нужных педагогических качеств.
Традиционно к педагогическим качествам относят: хорошее знание психологии и способности понимать обучаемых, тактичность и вежливость, высокий уровень умственной и познавательной деятельности, склонность к новому, активность и стремление к исследованию и познанию, целенаправленность, непримиримость к недостаткам в себе и других, интеллектуальные, художественные, практические, организаторские способности и т.п.
Перечисленные качества достаточно широко освещены в отечественной военно-педагогической литературе.
Целью же данной работы и основным объектом исследования, в первую очередь, будут основные педагогические качества офицера подразделения, к которым мы отнесем такие компоненты как: духовно-нравственное совершенство, офицерский менталитет, военно-профессиональ-ную компетентность (для реализации принципа воспитания «на личном примере»), психолого-педагогическую подготовленность, умение организовать процесс подготовки военных кадров к воинскому труду.
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА
Процесс овладения военнослужащим военной профессией и продвижения к вершинам профессиональной компетентности, обеспечивает реализацию стратегии достижения определенных высот в ратном труде. Видение офицером стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение им ряда этапов. Каждый из них знаменует достижение новых уровней профессиональной компетентности, таких, как профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять воинский труд); обеспечение стабильности в воинском труде (гарантированное, сво-евременное и качественное выполнение задач военной службы); восхождение к воинскому и, в частности, боевому мастерству (творческий, эффективный воинский труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий)1.
1.1. Военно-профессиональная компетентность и воинское мастерство
В наиболее общем понимании военно-профессиональная компе-тентность — это военно-профессиональная подготовленность и способность субъекта воинского труда (отдельного военнослужащего или воинского подразделения) к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы2.
Особенности военно-профессиональной компетентности по условиям, содержанию и технологии воинского труда имеют следующие характеристики: социально-правовая, функциональная и временная регламентация воинского труда (военно-профессиональной деятельности, взаимоотношений и личностного развития военнослужащих); экстремаль-ность условий выполнения профессиональных обязанностей; коллективный характер военной службы и непосредственное взаимодействие военнослужащих в процессе деятельности и общения.
Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического ...
... во всех сферах военно-профессиональной деятельности и уровнем подготовленности выпускников военных вузов к морально-психологическому обеспечению подразделения; между необходимостью формирования у курсантов военных вузов компетентности морально-психологическом обеспечении подразделения и недостаточно ...
Принципы профессиональной компетентности:
— нравственная ответственность; самоотверженность; само-стоятельность; беспристрастность отношения;
— инициатива и творчество, при реализации должностных функций
и др.
Под воинским мастерством понимается высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдельного военнослужащего и подготовленности воинского подразделения, обеспечивающий им гарантированное и эффективное выполнение боевой задачи и обязанностей по несению военной службы.1
Военнослужащий, обладающий высоким воинским мастерством, стабильно и качественно выполняет свои функциональные обязанности в различных условиях обстановки, проявляя при этом инициативу, творчество и самоотверженность.
В структурном отношении воинское мастерство военнослужащего характеризуется гармоничностью и совершенством всех компонентов военно-профессиональной компетентности и их соответствием требованиям эффективного воинского труда. Оно формируется в ходе напряженной учеб-но-воспитательной работы, активного и постоянного саморазвития.
Воинское мастерство подразделения имеет свои особенности психологических компонентов и характеризуется своеобразными чертами:
— боевой слаженностью и организованностью — такими взаимодействиями и упорядоченностью действий личного состава, которые превращают воинский коллектив в единое целое при решении задач военной службы;
— подготовленностью — хорошо отработанными действиями всего личного состава по решению задач прямого предназначения, которые до-стигаются на основе высокой профессиональной компетентности военнослужащих, эффективного управления подразделением и стабильности его организации и функционирования;
— умелостью — достижением способности коллектива гибко использовать все возможности: эффективные решения, силы, средства и способы, обеспечивающие успешное решение задач военной службы в любых условиях обстановки;
— устойчивостью (надежностью) — способностью коллектива не снижать слаженности и качества совместных действий под влиянием неблагоприятных факторов.
Важными компонентами воинского мастерства подразделения являются взаимопонимание и сплоченность всех его членов, единство взглядов по военно-профессиональным вопросам и способам коллективных, согласованных действий. Воины в таком коллективе хорошо знают друг друга, понимают с полуслова, одинаково воспринимают обстановку и реагируют на ее изменения. Все это выражается в боевой слаженности подразделения, способности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, взаимозаменяемости.
Воинское мастерство, как высший уровень развития военно-профессиональной компетентности субъекта воинского труда (отдельного военнослужащего или подразделения), не является простой суммой составляющих его компонентов. Оно, безусловно, зависит от уровня развития военнослужащих, их сознательности, отношения к военной службе, учебе, от волевых качеств и других условий и факторов. Именно они составляют основу, механизм и условие формирования воинского мастерства подразделения.
Особенности профессиональной этики военного психолога
... укрепления боеготовности и боеспособности частей и подразделений. 1. Понятие профессиональной этики 1.1 Происхождение профессиональной этики Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных ... службы. В штаты войсковых и флотских структур включены военные психологи. Профессия военного психолога имеет ряд особенностей: создание благоприятных условий для ...
1.2. Слагаемые профессионализма
Военно-профессиональная компетентность и воинское мастерство, на наш взгляд, являются главными слагаемыми профессионализма. Однако эти обобщающие понятия имеют свои составляющие, рассмотрение которых помогает лучше понять пути овладения курсантом и офицером высокого уровня профессионализма. Военная педагогика рассматривает профессионализм как совокупность следующих факторов……………….
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
3. Балабан М.А. Что такое школа-парк.//Первое сентября. — 1993.- № 7.
4. Военная педагогика и психология. Под ред. А.В. Барабанщикова. — М., 1986.
5. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулакова. – М., 1998.
6. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процесса обучения. – М., 1990.
7. Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, — М, 1985.
8. Гончаров И.Ф. Русская национальная школа: Концепция. – СПб., 1992
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
10. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1992.
11. Ильина Т.А. Проблемное обучение.//Вестник высшей школы. 1976.- № 2.
12. О долге и чести воинской в Российской Армии. Собрание материалов, документов и статей. – М., 1990.
13. Проблемы воинского воспитания. — М., 1979.
14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
15. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
16. Шаталов В.Ф. Психологические контакты. – М., 1992; Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., 1987.
17. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.