Особенности учебной мотивации подростков

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Естественно-географический факультет

Кафедра психологии

Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Исполнитель:

Чиарев И.И. (гр.ЕГ-БХБ-22)

Волгоград — 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический аспект изучения мотивационной сферы подростков

1.1 Мотивационная сфера личности и учебная мотивация

1.2 Особенности учебной мотивации у подростков

Вывод по первой главе

Глава 2. Практический аспект изучения учебной мотивации подростков

2.1 Диагностика учебной мотивации подростков

2.2 Рекомендации педагогам по улучшению учебной мотивации детей подросткового возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Тема данного исследования актуальна, поскольку подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека, а изучение мотивационной сферы детей подросткового возраста играет одну из ключевых ролей в процессе обучения подростков, отвечает за его эффективность, способствует формированию активной социальной позиции детей подросткового возраста, влияет на становление личности людей этой возрастной категории, формирование всесторонне развитого человека, изучение данной темы способствует оптимизации учебного процесса детей подросткового возраста, их успешной социализации, минимизированию влияния социума на процесс обучения лиц подросткового возраста. Вопросом изучения мотивационной сферы занимались и занимаются очень многие ученые. Большую роль в этом изучении сыграли такие психологи, как А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и многие другие. В середине прошлого столетия Д. Б Эльконин и В.В. Репкин создали теорию учебной деятельности. В современном обществе проблема учебной мотивации не отходит на второй план.

22 стр., 10924 слов

Некоторые трудности общения в подростковом возрасте

... подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. /3/ К началу подросткового возраста дети ... 31, 33) Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом ... дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности ...

Объектом нашего исследования является мотивационная сфера личности. Предметом исследования — учебная мотивация детей подросткового возраста.

Исходя из темы работы, нами была обозначена цель исследования — изучить особенности учебной мотивации детей подросткового возраста.

Для достижения данный цели нами были поставлены следующие задачи:

) Дать характеристику мотивационной сферы личности

) Определить особенности учебной мотивации у детей подросткового возраста

) Провести диагностику учебной мотивации подростков

) Разработать рекомендации педагогам по улучшению учебной мотивации детей подросткового возраста.

Основными методами нашего исследования стали такие методы, как: теоретические (анализ, обобщение, сопоставление), эмпирические (анкетирование), методы качественной и количественной обработки информации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что умелая постановка мотивов на учебную деятельность в процессе обучения у детей подросткового возраста способствует оптимизации учебного процесса.

База исследования: Муниципиальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 78 города Волгограда.

Глава 1. Теоретический аспект изучения мотивационной сферы подростков

.1 Мотивационная сфера личности и учебная мотивация

В процессе обучения подросток учится выполнять различные задачи и развивается не только как ученик, но и как личность. Но для получения образования необходим некий «толчок». Этим «толчком» можно условно называть такой термин, как «мотивация». Впервые это понятие употребил в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэр. Сейчас же термин многие ученые психологи трактуют по-разному. Доминируют следующие точки зрения такого понятия, как «мотив»: его рассматривают как потребность, как цель, как свойство личности. Мотив как потребность рассматривают прежде всего потому, что потребность в значительной степени объясняет, почему индивид проявляет активность. С этой позиции Деси Е. рассматривает потребности на «психическом уровне», например, «потребности в компетентности» [Deci, 1976], мотивирующей игровую, исследовательскую и познавательную деятельность. Точка зрения, что мотивы — устойчивые характеристики личности, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране. Мотив как цель в своих работах рассматривает С.П. Манукян. Автор утверждает, что: «определенные предметы и явления (объекты) порождают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ его по каким-то причинам воспроизводится в сознании». Приходя к выводу сказанного, Манукян С.П. утверждает, что не сама по себе потребность вызывает деятельность, а предмет этой потребности.

8 стр., 3767 слов

1 Проблемы мотивации и потребности в психологии 4

... . Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: ПИ, 1985. – 431 с. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций.  М. : Просвещение, 2011. – 103 с ... сᴛремится компенсировать. Таким образοм, можно утверждать, что, несмоᴛря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, сᴎᴄтема ...

Психологи выделяют множество различных видов мотиваций:

) Внешняя и внутренние мотивации (основаны на влиянии внешнего или внутреннего фактора соответственно на мотивацию индивида).

Так, внешняя мотивация обусловлена внешними явлениями (например, учитель выполняет свою работу для получения денег), а внешняя мотивация обусловлена внутренними побуждениями человека к чему-либо (например, учитель выполняет свою работу ради удовлетворения собственной потребности в обучении кого-либо).

) Положительная или отрицательная мотивация. Данный вид мотивации основан на стимулах. Примером отрицательной мотивации может являться уборка ребенком комнаты для того, чтобы не получить выговор от родителей. Примером положительной мотивации является уборка ребенком комнаты потому, что если он сделает это, то получит игрушку от родителей.

) Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Неусточивая мотивация основана на постоянном подкреплении мотивов индивида.

А также многие другие частные виды мотиваций, такие как учебная мотивация, мотивация власти и т. д.

9 стр., 4253 слов

24. Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... воздействие на человека, отражаемое им, как мотив. Мотив – побуждение к действию, к деятельности. Стимулирование – это процесс активизации деятельности персонала, повышения его заинтересованности в реализации ... и задачами организации. Таблица 4.5. Теории мотивации Теории мотивации Теории содержания мотивации Процессуальные теории мотивации Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу Теория ERG - ...

В отечественной психологии большую роль в определении мотива сыграл Леонтьев А.Н. Он выделял смыслообразующую функцию мотива, предполагая, что мотив придает личностный смысл действиям и определенным обстоятельствам. Автор говорил о совместной работе мотива и сознания. Так, Леонтьев А.Н. утверждает, что даже при условии, что мотивы не осознаются субъектом, то они все равно придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл. Помимо понятия «мотив», Леонтьев А.Н. вводит такой термин, как «мотивировка». Под ним исследователь понимает «объяснение действий». При этом он утверждает, что мотивировка и мотив далеко не всегда являются идентичными понятиями. Леонтьев А.Н. указывает на то, что мотивировка может не совпадать с действительным мотивом действия субъекта. Данный исследователь утверждает, что «генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей». При этом, если субъект начинает осознавать свои мотивы, то происходит возникновение так называемых «мотивов-целей». Автор говорит также о том, что существует связь между эмоциями и мотивами. При этом, Леонтьев А.Н. утверждает, что «межмотивационные отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности, а вместе с ним и сферу отражающих и опосредствующих ее функционирование эмоциональных переживаний» [Леонтьев, Избранные психологические издания т. 2, с. 211−212]. Исследователь также выдвигает положение полимотивированности деятельности, основываясь на том, что сложные формы поведения, побуждаются несколькими потребностями. Говоря об учебной деятельности, он предлагает рассматривать два варианта полимотивированности. Первый кроется в том, что специфика учебной деятельности обусловлена как познавательными, так и социальными мотивами. Второй вариант Леонтьев А.Н. рассматривает с точки зрения о том, что учебная деятельность заключается в совместной работе смыслообразующего мотива и мотивов-стимулов. Следует отметить, что смыслообразующий мотив выполняет функцию побуждения и направления на объект, а мотивы-стимулы играют роль дополнительной стимуляции данной деятельности.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального ... и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит ...

С позиции таких ученых, как Вудворт Р. и Уайт Р. мотив связан не с первичными потребностями человека (гомеостатическими), а с потребностью нервной системы находиться в активном состоянии, с ее потребностью функционировать. Согласно этой точке зрения, все мотивы человека направлены на освоение окружающего мира, а мотивация получила название «мотивации повышения компетентности». При этом она имела специфический механизм регуляции — гетеростатическим. Этот механизм подразумевает отклонение от равновесия субъекта и направление его деятельности на поиск нового.

Еще одним исследователем, внесшим большой вклад в развитие изучения мотивации стал Ильин Е.П. По его мнению, мотив — это система образований, которая тесно связанная со стимулом. Автор выделяет два вида мотивации:

)Внешнестимулируемая мотивация

)Внутреннеорганизуемая мотивация

Также Ильин Е.П. выделяет следующие стадии формирования мотива в случае, если стимулом являются биологические потребности личности:

) Формирование первичного мотива

) Поисковая активность

) Выбор конкретной цели и формирование намерений

Рассмотрим эти этапы более подробно.

1.Первый этап состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Для этого необходимо, чтобы субъект сделал значимым для себя удовлетворение данной потребности. А это достигается путем осознания нужды, и перехода ее за определенный порог, который регламентирует превращение этой нужды в значимое переживание для субъекта. При этом, как отмечает Нюттен Ж., чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения.

8 стр., 3772 слов

Мотивы учебной деятельности

... процесс обучения более эффективным. Общая характеристика методов формирования мотивации учения Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и ... , для удовлетворения познавательной потребности. Итак, развитие личности, начавшиеся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем ...

2.Вторая стадия обусловлена поисковой активностью (внешней или внутренней).

Она осуществляется в том случае, если субъект не обладает необходимой для принятия решения информацией. В это время происходит поиск субъектом необходимой информации в следствие воздействия на него первичного мотива.

.Третья стадия формирования мотива обусловлена выбором определенной цели и определения способа, которым эта цель будет достигнута. При этом целесообразно говорить о представляемой цели как о структурном психологическом образовании, в которое могут входить не только представления о средствах удовлетворения потребности, но и представления о процессе ее удовлетворения, о результатах, а в ряде случаев и о достижении определенной ситуации. Действие выбирается в соответствии с принятым решение, которое может носиить вероятностный характер. Также, на этом этапе наиболее полно проявляются личностные качества субъекта действия. Возможно построение так называемых «запасных вариантов» — решений, которые будут использованы субъектом в том случае, если первичное решение не принесет желаемых результатов и не сможет удовлетворить потребность.

При выпадении какой-либо стадии из процесса мотивации ученые говорят об «укороченной мотивации». Частным случаем такой мотивации является пример выполнения субъектов одних и тех же действий. Так, Вундт В. считал, что при повторении одних и тех же действий человеком с определенной частотой, то мотив становится тем слабее, чем чаще это действие выполняется. Считается, что при попадании в одни и те же сутации, индивид начинает регламентировать свое поведение посредством так называемых «мотивационных схем». При этом, чем богаче опыт человека, чем чаще он попадал в определенную ситуацию, тем с большей вероятностью его решения будут отражены в мотивационных схемах предыдущих подобных ситуаций. Ильин Е.П. предлагает рассматривать мотивационные схемы как одну из составных частей мотивационной сферы личности. Также он рассматривает следующие виды мотивационных образований:

14 стр., 6894 слов

Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников

... старшего школьного возраста. Предмет исследования: мотивационная сфера личности старшеклассников. Цель исследования: изучить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего школьного возраста ... .: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с. .Медведская, Е. И. Особенности учебных мотивов подростков с различными уровнями успеваемости / Е. И. Медведская // Адукацыя і выхаванне. - 2012 ...

·Мотивационные установки

·Мотивационные состояния

·Влечения, желания

·Склонность

·Привычки

·Интересы

·Направленности личности

·Мотивационные свойства личности

При этом каждое мотивационное образование тесно связано со структурой мотивации. Е.П. Ильин утверждает, что мотив имеет трехкомпонентную структуру. Каждый компонент, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам:

)Потребностный блок

)Блок «внутреннего фильтра»

)Целевой блок

Учебная мотивация является компонентом мотивационной сферы личности

.2 Особенности учебной мотивации у подростков

Учебную мотивацию мы определили как направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (Маркова А.К.).

Учебная мотивация включает в себя систему мотивов, являющихся побудителями к учебной деятельности и включающая в себя:

Познавательный процесс

Цель

Интерес

Стремление

Идеалы

Мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Так, Маркова А.К. отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [Формирование…, 1986. c. 14]. Она делит учебные мотивы на две группы:

) Динамические, которые связаны с психофизическими особенностями ученика (устойчивость мотива, его сила, эмоциональная окраска и т. п.).

) Содержательные, которые связаны с характером учебной деятельности (осознанность, обобщенность и т. п.).

Учебная мотивация характеризуется целым рядом факторов:

1)Характером образовательной системы

2)Спецификой учебного предмета

)Личностными особенностями учителя

)Организацией учебного процесса

)Личностными особенностями ученика (пол, возраст и т. п.).

)На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

7)В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:

С ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;

С ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;

С ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.

)Эти группы мотивов описаны в психологических исследованиях. В нашем исследовании мы будем рассматривать учебную мотивацию в подростковом возрасте. Четких границ физического возраста человека, относящегося к категории «подросток» нет, поскольку в разных исследованиях указываются различные цифры. Так, известный психолог Д. Б. Эльконин подразделял подростковый возраст на младший (12−14 лет) и старший школьный возрасты, который также в литературе упоминается как «ранняя юность» (15−17 лет).

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения считает, что подростками следует считать людей в возрасте от 12 до 19 лет. По мнению исследователей, особенности учебной мотивации детей подросткового возраста тесно связаны с их возрастными особенностями. Поэтому, для перехода к практической части работы, нам необходимо дать характеристику основных возрастных особенностей подросткового возраста. Д.Б. Эльконин выделял три следующие основные особенности данного возрастного периода:

)Социальная ситуация развития. В подрастковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Именно в этом общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм и т. п. Подросток гораздо более подвержен оценке сверстников, нежели родителей и учителей, он желает казаться взрослым, но по-прежнему остается в глазах родителей и учителей ребенком. При всем этом повышаются требования к подростку во время процесса получения образования.

)Ведущая деятельность. В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития, подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности. Поврот на себя происходит также и в учебе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д.Б. Эльконин выделяет учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

)Новообразования. Отечественная психология считает основным новообразованием подросткового возраста развитие самосознания (внутреннего ощущения себя индивидуальностью).

Но далеко не все ученые разделяют эту позицию. По мнению Д.Б. Эльконина, центральным новообразованием следует считать, так называемое, чувство взрослости. В этом возрасте формируются и другие немаловажные качества личности, например, рефлексия.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняя друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность: одни из них ведущие, другие второстепенные.

Наиболее важными в подростковом возрасте являются мотивы обучения, связанные с возрастными особенностями. Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновением у школьника стойкого интереса к определенному предмету, что связано с его личными интересами. Однако, на фоне этого наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: они переходят от внутренних к внешним. Особенностью учебной мотивации у подростков также является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых).

К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке. При этом у подростков становится все более выражена в оценке собственной личности самим собой и, что более важно, окружающими, что влияет на учебную мотивацию. Следствием этого, по мнению психологов, являются их обидчивость, ранимость, «вялая» мотивация, эмоциональная реакция на замечания со стороны учителей и т. д.

Так, Маркова А.К. выделила две группы особенностей подростка, способствующих становлению мотивации учебной деятельности и препятствующих этому: благоприятные и негативные. Благоприятными мотивами, по мнению этого исследователя, являются:

·Потребность во взрослости (нежелание подростка считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к другому человеку, миру и т. д.).

·Общая активность подростка (подросток желает включаться в различные виды деятельности на одинаковых правах со взрослыми и/или сверстниками).

·Желание индивида на основе мнения другого человека осознать и принять свои личностные особенности

·Стремление к самостоятельности

·Стремление к расширению кругозора

·Развитие специальных навыков и способностей

Негативная мотивация к обучению, по мнению Марковой А.К. вызваны следующими причинами:

·Незрелость оценок своей личности приводит к конфликтным ситуациям со взрослыми и/или сверстниками

·Стремление «быть взрослым» вызывает внешнее безразличие к мнению людей, хотя оно остается наиболее важным компонентом мотивационной сферы подростка

·Устойчивое мнение о том, что некоторые из предметов, изучаемых в школьном курсе, «не пригодятся в реальной жизни».

·Избирательный интерес к одним учебным дисциплинам оказывает влияние на недостаточную успеваемость по другой учебной дисциплине.

Что касается старшего школьного возраста, то здесь мотивы обучения немного отличаются. Здесь на первый план выходят такие особенности, которые связаны с социальным становлением личности в обществе. Мотивы учения старшеклассников тесно связаны с подготовкой к профессиональной деятельности. Так, Божович Л.И. считает, что у подростков мотивы обучения связаны с настоящей, а у старших школьников с будущей жизнью. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план.

Вывод по первой главе

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1)Мотив — это система образований, имеющая свою собственную структуру.

2)Учебная мотивация — направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

)Учебная мотивация подростков характеризуется:

·Влиянием оценочных суждений окружающих на учебную мотивацию

·Влиянием личных интересов, стойкого отношения к определенному предмету на учебную мотивацию

·Влиянием моральных взглядов, суждений, оценок подростков на учебную мотивацию

·Влиянием нежелания подростков считать себя детьми на учебную мотивацию

·Влиянием стремления к самостоятельности на учебную мотивацию

·Влиянием стремления расширения кругозора на учебную мотивацию

·Влиянием развития специальных умений и навыков на учебную мотивацию

·Влиянием связи учебных дисциплин с реальными жизненными ситуациями на учебную мотивацию.

Таким образом, изучив теоретические аспекты мотивационной сферы личности и учебной мотивации подростков, мы перешли к практической части нашего исследования.

Глава 2. Практический аспект изучения учебной мотивации подростков

.1 Диагностика учебной мотивации подростков

Существует множество методик исследования учебной мотивации. Правда, большинство авторов, все же, изучают учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста. Так, по методике Гинзбурга М.Р., дается лист, на котором изображено несколько различных картинок. Школьники же должны выбрать несколько из понравившихся и ставить знак «+». Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив).

Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей. Также, по методике этого автора, детям предлагается анкета, где перед каждым понравившимся высказыванием они должны поставить знак «+». Знаки «+» подсчитываются и выявляется доминирующий мотив обучения у младших школьников.

В нашем исследовании для изучения учебной мотивации детей подросткового возраста мы использовали метод анкетирования. Особенности учебной мотивации мы изучали на подростках, которые являются учениками МОУ СОШ № 78 города Волгограда. Наше исследование проводилось в следующих классах: 7 «А», 8 «А», 9 «А», 10 «А», 11 «Б».

Выбор именно этих классов не случаен: во-первых, на момент начала исследования, минимальный возраст учеников в 7 «А» классе составил 12 лет, что по классификации Д.Б. Эльконина, выбранной нами за одну из основ исследования, является началом подросткового периода, а максимальный возраст — 17 лет, наблюдался нами в 11 «Б» классе; во-вторых, выбор именно одного класса из параллели связан с облегчением процесса обработки результатов, в-третьих, преподавателем русского языка (учебной дисциплины, во время которой проводилось исследование) был один и тот же человек во всех классах, которые подверглись нашему исследованию (это необходимо для методики нашего исследования).

Всего в нашем исследовании приняло участие 136 человек (7 «А» — 30 человек, 8 «А» — 28 человек, 9 «А» — 29 человек, 10 «А» — 24 человека, 11 «Б» — 25 человек; полный список классов см. в приложении 1).

Ведущим методом нашего исследования стал такой метод, как анкетирование (психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета).

По числу респондентов наше анкетирование относилось к группе «аудиторное анкетирование» (особенность этого вида анкетирования заключается в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры), по полноте охвата — сплошное (проводился опрос всех представителей выборки), по типу контактов с респондентом — очное (проводилось в присутствии исследователя-анкетера).

В качестве специального оборудования для исследования мы использовали анкету, в котороый был указан ряд возможных мотивов учебной деятельности. Респондентам предлагалось внимательно прочесть все пункты анкеты, а затем подчеркнуть те из них, которые больше всего соответствуют именно их стремлениям к учебе. От детей мы просили написать свой возраст, класс и свою фамилию (фамилия потребовалась для сопоставления результатов анкетирования и успеваемости в четверти).

Она содержала следующие варианты продолжения фразы «Я учусь потому, что…»:

1)Интересно

2)Хочу больше знать

)Заставляют родители

)Потом будет легче хорошо устроиться на работу

)Без учебы сейчас никуда

)Нравится учитель

Обработка результатов проводилась в несколько этапов.

.Первым этапом стал подсчет абсолютного числа ответов для сопоставления его с общим числом респондентов, а также разделение его по типу учебной мотивации на 6 типов ответа, указанных в анкете (интересно, хочу больше знать, заставляют родители, потом будет легче устроиться на работу, сейчас все учатся, нравится учитель) (см. Таблицу 1)

.Вторым этапом исследования стало объединение типов ответов на следующие группы учебных мотивов: социальные — установки, определяемые системой общественных отношений и становящиеся побуждением социального субъекта к осуществлению определенных социальных действий (сюда мы отнесли такие ответы, как: «Я учусь потому, что потом будет легче хорошо устроиться на работу» и «Я учусь потому, что без учебы сейчас никуда», «Я учусь потому, что заставляют родители», «Я учусь, потому что нравится учитель») и познавательные — это мотивы, роль которых заключатся в ориентации школьников на овладение новыми знаниями («Я учусь потому, что интересно» и «Я учусь потому, что хочу больше знать»).

Также мы разделили ответы еще на два вида мотивации личности: внутренние мотивы — мотивы, при которых человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990) (такие ответы, как «Я учусь, потому что интересно» и «Я учусь, потому что хочу больше знать) и внешние мотивы — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами («Я учусь, потому что без учебы сейчас никуда», «Я учусь, потому что заставляют родители», «Я учусь, потому что нравится учитель», «Я учусь, потому что потом будет легче хорошо устроиться на работу»).

.Третьим этапом стало разделение общего числа ответов на ответы, принадлежащие двум видам подросткового возраста по классификации Д.Б. Эльконина: младший подростковый возраст (12−14 лет) и старший школьный возраст (15−17 лет).

При этом мы произвели сравнение мотиваций двух групп.

.Четвертым и заключительным этапом стало сопоставление видов мотивации с успеваемостью учеников на уроке Русского языка.

Рассмотрим результаты исследования на каждом этапе:

.На первом этапе нашего исследования, как уже было сказано, мы провели обобщение по 6 вариантам ответа. Из 136 респондентов наименьшей популярностью пользовался ответ «хочу больше знать» — всего 8.82% учеников находят причину своего обучения в этом. Явного большинства не оказалось, поскольку лидирующие варианты ответов «потом будет легче устроиться на работу» и «сейчас все учатся» набрали примерно равное количество голосов: за ответ, связанный с условиями устройства на работу проголосовали 24.26% опрошеных, а вариант «заставляют родители» показался наиболее близким 23.53% ученикам. Остальные ответы имели примерно одинаковую популярность, которая варьировалась от 11.76% до 15.44% (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Вариант ответаЯ учусь, потому что интересноЯ учусь, потому что хочу больше знатьЯ учусь, потому что заставляют родителиЯ учусь, потому что потом будет легче устроиться на работуЯ учусь, потому что без учебы сейчас никудаЯ учусь, потому что нравится учительЧисло ответов в %11.77%10.29%23.53%24.26%15.44%14.71%

.После группировки общего числа ответов на вопросы анкеты мы перешли ко второму этапу обработки результатов — количественное разделение групп ответов по типу учебных мотивов на:

)Социальные, познавательные

)Внутренние и внешние

Сначала мы приступили к обработке результатов первой группы (социальные, познавательные) для установления ведущего мотива учебной деятельности детей подросткового возраста. Исходя из общего числа ответов, мы получили, что познавательные мотивы в значительной степени уступают социальным мотивам. Так, в процентном соотношении, доля учеников, у которых ведущий мотив к обучению познавательный составляет 30 человек (22%).

Подавляющее же большинство детей подросткового возраста считают своим ведущим мотивом к учебной деятельности социальный мотив — 106 человек (78%) (См. Диаграмму «Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов»).

Рис. 1 Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов

Затем мы перешли к изучению внешних и внутренних мотивам. При составлении этих мы разбили ответы респондентов на 2 группы по преобладающим мотивам: с преобладанием «внутренних» и преобладанием «внешних» мотивы. К сожалению, явным недостатком нашей методики исследования стало полная идентичность группы внутренних и внешних мотивов с социальными и познавательными, что связано с выбором вопросов в анкете. Таким образом, числовое соотношение ответов для групп «внешние» и «внутренние» мотивы соответствовало таковому для групп «познавательные» и «социальные» мотивы (см. рис «Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов» и рис «Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов»).

Рис. 2 Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов

.Следующим этапом стало разделение ответов респондентов на 2 группы по классификации Д.Б. Эльконина — младший подростковый возраст и старший школьный возраст.

.К группе «младший подростковый возраст» в нашем исследовании были отнесены индивиды, не достигшие 15 летнего возраста. Таковые наблюдались в классах: 7 «А» (30 человек), 8 «А» (28 человек), 9 «А» (12 человек).

В остальных классах возраст респондентов был больше 15 лет. К группе «старший школьный возраст» в нашем исследовании были отнесены лица, достигшие 15 летнего возраста и еще не являющиеся совершеннолетними. Таковые наблюдались в классах: 9 «А» (17 человек), 10 «А» (24 человека), 11 «Б» (25 человек).

Таким образом, общее число ответов в группе «младший подростковый возраст» составило 70 (100%), а в группе «старший школьный возраст» — 66 (100%) ответов. Все ответы были также обработаны нами аналогично первому и второму этапу исследования (см. и диаграммы «Процентное соотношение социальных и внутренних мотивов у детей младшего подросткового возраста», «Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов у детей младшего подросткового возраста», «Процентное соотношение социальных и внутренних мотивов у детей Старшего школьного возраста», «Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов у детей Старшего школьного возраста»).

Сначала мы сопоставили варианты ответов детей младшего подросткового возраста со всеми вариантами ответа. Мы заметили, что в данной группе наблюдается практически полное отсутствие ответов «Я учусь, потому что потом будет легче устроиться на работу»: таковых было всего 7.14%. А вот количество вариантов ответа «Я учусь, потому что заставляют родители» в данной группе очень близок к таковому среди всех участников анкетирования (из 100% ответов всех респондентов, на группу младшего подросткового возраста пришлось 78.13% таких ответов).

Этот вариант ответа и стал преобладающим в данной группе респондентов. Остальные варианты варьировались от 8 до 11 (см. Таблицу 2)

Таблица 2

Вариант ответаЯ учусь, потому что интересноЯ учусь, потому что хочу больше знатьЯ учусь, потому что заставляют родителиЯ учусь, потому что потом будет легче устроиться на работуЯ учусь, потому что без учебы сейчас никудаЯ учусь, потому что нравится учительЧисло ответов в %11.43%14.29%35.71%7.14%15.71%15.71%

В группе детей Старшего школьного возраста наблюдалась резко противоположная картина в плане максимального и минимального числа ответов. Так, подавляющее большинство учеников этой группы считает, что они учатся потому, что потом им будет проще устроиться на работу (42.42%).

Число же учеников, обучающихся потому, что их заставляют родители, резко уменьшается (таковых остается всего 21.88% из 100% всех респондентов, выбравших этот ответ в обоих группах).

Минимальное же число ответов приходится на вариант «Я учусь, потому что хочу больше знать»: всего 6.06% учеников находят в этом мотив своего обучения (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Вариант ответаЯ учусь, потому что интересноЯ учусь, потому что хочу больше знатьЯ учусь, потому что заставляют родителиЯ учусь, потому что потом будет легче устроиться на работуЯ учусь, потому что что без учебы сейчас никудаЯ учусь, потому что нравится учительЧисло ответов в %12.12%6.06%10.61%42.42%15.15%13.64%

Затем мы перешли к соответствию ответов группам «социальные и познавательные мотивы» и «внутренние и внешние мотивы» у детей младшего подросткового возраста и детей Старшего школьного возраста.

Ведущими мотивом у детей младшего подросткового возраста стали социальные мотивы.

На диаграммах «Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов у детей младшего подросткового возраста» и «Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов у детей младшего подросткового возраста» соотношение мотивов составило 25% для познавательных и внутренних мотивов и 75% для социальных и внешних мотивов (см. диаграммы с соответствующими названиями).

Рис. 3 Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов у детей младшего подросткового возраста

У детей Старшего школьного возраста социальные и внешние мотивы также оказались преобладающими.

Рис. 4 Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов у детей младшего подросткового возраста

В процентном соотношении преобладающие мотивы (социальные и внешние) у детей Старшего школьного возраста значительно преобладают над познавательными и внутренними. Так, социальные и внешние мотивы составляют 82% от общего числа мотивов. Познавательные и внутренние — 18% (см диаграммы «Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов детей Старшего школьного возраста» и «Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов детей Старшего школьного возраста).

Рис. 5 Процентное соотношение социальных и познавательных мотивов у детей старшего подросткового возраста

Таким образом, сравнивая группы учебной мотивации у детей старшего и младшего подросткового возраста были выявлены следующие закономерности:

1)На группу детей младшего подросткового возраста при формировании учебной мотивации серьезное влияние оказывают родители. При этом на группу Старшего школьного возраста влияние родителей почти не проявляется.

Рис. 6 Процентное соотношение внешних и внутренних мотивов детей старшего подросткового возраста

2)У обеих групп детей подросткового возраста преобладающими являются одинаковые группы мотивов (социальные и внешние).

3)Число ответивших «Я учусь, потому что хочу больше знать» сильно снижается при переходе от детей младшего подросткового возраста к детям Старшего школьного возраста (от 14.29% в группе детей младшего до 4 в группе старшего школьного возраста).

5.Наконец, мы перешли к заключительному этапу обработки результатов — сопоставлению видов мотивации детей подросткового возраста и их успеваемости в первой четверти 2015/2016 учебного года по дисциплине «Русский язык» (приложение 1).

Сначала мы сравнили результаты успеваемости учеников группы младшего подросткового возраста с видами их мотивов. Мы отметили тот факт, что все без исключения ученики, обладающие внутренней и познавательной мотивацией оказались т.н. «хорошистами» и «отличниками». Среди них не было выявлено ни одной тройки в четверти. Среди же учеников, обладающих социальной и внешней мотивацией были отмечены как тройки в четверти, так и четверки. Отличников оказалось мало (см. Табл. 4).

Напомним, что общее число учеников из группы детей младшего подросткового возраста с познавательными и внутренними мотивами к обучения составило 18 (25.71%) человек. Из таблицы видно, что среди этой группы ¾ учеников обладают отличными показателями в обучении. Общее число детей младшего подросткового возраста с социальными и внешними мотивами составило 52 (74.29%) человека. Из них отличниками и хорошистами оказалось всего около половины учеников (см. табл. 4).

Таблица 4

Вид мотиваотличникихорошистытроечникидвоечникиСоциальные и внешние1 024 162Познавательные и внутренние12 600

У детей старшего школьного возраста показатели оказались примерно такими же. При этом в группе «познавательные и внутренние мотивы» у детей Старшего школьного возраста вновь отсутствовали двоечники и троечники. Однако, было замечено, что число хорошистов в этих классах в группе социальные и внешние мотивы оказалось достаточно большим. Возможно, это связано с тем, что наше исследования проводилось в рамках такой учебной дисциплины как «русский язык», а она является обязательной для сдачи ЕГЭ. Не исключено, что многие из них посещают репетиторов по данному предмету, в следствие чего показатели успеваемости оказались несколько выше (см. таблицу 5).

Напомним, что всего в группе детей старшего подросткового возраста внешними и социальными мотивами к обучению обладают 54 (81.82%) человека, в то время как внутренними и познавательными — 12 (19.18%) человек.

Таблица 5

Вид мотиваОтличникиХорошистыТроечникиДвоечникиСоциальные и внешние628 191Познавательные и внутренние9300Таким образом, исходя из результатов анкетирования, нами было подтверждено, что внутренние и познавательные учебные мотивы позитивно сказываются на результатах обучения.

2.2 Рекомендации педагогам по улучшению учебной мотивации детей подросткового возраста

После окончания анализирования результатов нашего анкетирования, мы сделали вывод о том, что познавательные и внутренние мотивы обучающихся играют положительную роль в процессе обучения детей подросткового возраста, что доказывает успеваемость групп детей подросткового возраста «Познавательные и внутренние мотивы». Таким образом, на основе изученных теоретических источников (работ Марковой А.К., Божович Л.И. и других), нами были сформулированы следующие рекомендации педагогам:

1)Направьте свою педагогическую деятельность и все свое педагогическое мастерство на снижение уровня социальной зависимости ученика во время учебы, поскольку подростки очень подвержены социальному влиянию.

2)Усильте свою внеклассную работу для сближения с учениками. Это позволит увеличить уровень доверия учеников-подростков к вам и уменьшить уровень критичности восприятия, что часто проявляется в подростковом возрасте.

)Старайтесь развивать внутреннюю мотивацию подростков. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутрине приняты, то есть чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли отклик в его переживаниях.

)Уделите внимание познавательной стороне педагогической деятельности. Если материал, преподносимый вами, вызовет у подростка интерес, то его активность на уроке возрастет.

)Старайтесь работать с детьми не как с большим коллективом, а как с каждой личностью в отдельности, это повысит уровень доверия между вами и подростками, в следствие чего возрастет и успеваемость в классе.

)Обучайте школьников умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

)Включите учащихся в совместную педагогическую деятельность.

)Привлекайте учащихся к оценочной деятельности и формируйте у них адекватную самооценку.

Заключение

Цель нашей работы, которая заключалась в изучении особенностей учебной мотивации детей подросткового возраста была достигнута. Все поставленные задачи были достигнуты:

) Нами была дана характеристика мотивационной сферы личности: мотив — это система образований, имеющая свою собственную структуру; выделяют несколько классификаций мотивации: внешняя и внутренние мотивации, положительная и отрицательная мотивации, устойчивая и неустойчивая мотивации. Выделяют 3 этапа формирования мотивации: формирование первичного мотива и поисковая активность, выбор конкретной цели, формирование намерений.

) Особенности учебной мотивации у детей подросткового возраста были определены — они характеризуются: Влиянием оценочных суждений окружающих на учебную мотивацию, влиянием личных интересов, стойкого отношения к определенному предмету на учебную мотивацию, влиянием моральных взглядов, суждений, оценок подростков на учебную мотивацию, влиянием нежелания подростков считать себя детьми на учебную мотивацию, влиянием стремления к самостоятельности на учебную мотивацию, влиянием стремления расширения кругозора на учебную мотивацию, влиянием развития специальных умений и навыков на учебную мотивацию, влиянием связи учебных дисциплин с реальными жизненными ситуациями на учебную мотивацию.

) Диагностика учебной мотивации подростков проведена, по ее результатам подростки по большей мере имеют социальные и внешние мотивы к обучению.

) Рекомендации педагогам по улучшению учебной мотивации детей подросткового возраста разработаны. Мы посоветовали педагогам: направить педагогическое мастерство на снижение уровня социальной зависимости ученика, усилить внеклассную работу, развивать внутреннюю и познавательную мотивацию учеников, включить учеников в совместный педагогический процесс.

мотивация учебный личность подросток

Список использованной литературы

1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста. В.А. Алексеев Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. — М.: Наука, 2004, С. 103−107.

. Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова Общая психология. Психология мотивации и эмоций, 2007, с. 10−12.

. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

. Маклаков А.Г. Общая психология, 2008 г.

. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969;

. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М., 1972;

. Мотивация учения /Под ред. М.В. Матюхиной. Волгоград. 1976.).

Приложение 1

Список обучающихся и их успеваемость в исследуемых классах:

№КлассУченикУспеваемость по учебной дисциплине «Русский язык» (четвертная оценка)1. 7 «А"Вадим А.52. 7 «А"Сергей. А.43. 7 «А"Диана Б.54. 7 «А"Василиса Б.45. 7 «А"Ирина В.56. 7 «А"Василий Д. 57. 7 «А"Анна Ж.38. 7 «А"Алина Ж.39. 7 «А"Иван И.410. 7 «А"Екатерина К.511. 7 «А"Рафаэль К.412. 7 «А"Размик К.213. 7 «А"Ангелина Л.314. 7 «А"Надежда М.315. 7 «А"Иван М.416. 7 «А"Сергей М.517. 7 «А"Анастасия Н.418. 7 «А"Ксения О.519. 7 «А"Оксана П. 420. 7 «А"Вячеслав Р.521. 7 «А"Виталий Т.422. 7 «А"Дарья Т. 423. 7 «А"Софья Т.524. 7 «А"Дарья Ф.325. 7 «А"Юлия Ч.326. 7 «А"Илья Ш. 427. 7 «А"Анастасия Ш. 328. 7 «А"Ольга Я.429. 7 «А"Артем Я.330. 7 «А"Олег Я.31. 8 «А"Валерий Б.52. 8 «А"Василий Б.43. 8 «А"Антонина Б.54. 8 «А"Виктор В.25. 8 «А"Сергей Г. 46. 8 «А"Полина З.47. 8 «А"Екатерина З.58. 8 «А"Мария И.39. 8 «А"Елизавета К.410. 8 «А"Максим К.411. 8 «А"Давид М.312. 8 «А"Тарас Н.513. 8 «А"Виктория Н.414. 8 «А"Эльшан О.515. 8 «А"Татьяна П. 316. 8 «А"Алена П. 417. 8 «А"Григорий С. 418. 8 «А"Даниил С. 519. 8 «А"Ангелина С. 420. 8 «А"Татьяна Т.321. 8 «А"Анастасия Т.522. 8 «А"Андрей Х.323. 8 «А"Игорь Ц.424. 8 «А"Валерия Щ.325. 8 «А"Максим Я.426. 8 «А"Ксения Я.527. 8 «А"Юрий Я.428. 8 «А"Егор Я.41. 9 «А"Алил А.52. 9 «А"Даниил А.43. 9 «А"Виктор Б.54. 9 «А"Кирилл В.35. 9 «А"Анастасия В.46. 9 «А"Анна В.47. 9 «А"Роман Г. 58. 9 «А"Елизавета Д. 49. 9 «А"Яна З.310. 9 «А"Софья З.411. 9 «А"Никита И.312. 9 «А"Илья К.413. 9 «А"Евгения Л.314. 9 «А"Игорь Л.415. 9 «А"Злата Н.516. 9 «А"Виктория Н.417. 9 «А"Евгений О.518. 9 «А"Олег П. 319. 9 «А"Ирина Р.420. 9 «А"Виктор Р.321. 9 «А"Каро С. 522. 9 «А"Максим Т.323. 9 «А"Марина Ц.424. 9 «А"Владислав Ч.525. 9 «А"Матвей Ч.426. 9 «А"Давид Ш. 427. 9 «А"Анастасия Ш. 428. 9 «А"Анастасия Щ.529. 9 «А"Юлия Я.51. 10 «А"Андрей В.32. 10 «А"Анастасия В.43. 10 «А"Андраник В.54. 10 «А"Ярослав Г. 45. 10 «А"Ксения Д. 56. 10 «А"Анастасия Д. 37. 10 «А"Игорь Е.28. 10 «А"Дарья Е.39. 10 «А"Диана К.410. 10 «А"Елена К.411. 10 «А"Максим Н.412. 10 «А"Глеб О.313. 10 «А"Степан О.414. 10 «А"Богдан Р.415. 10 «А"Софья Р.416. 10 «А"Вероника Т.417. 10 «А"Виктория Т.518. 10 «А"Антон У.319. 10 «А"Денис У.320. 10 «А"Милена Х.421. 10 «А"Сусанна Х.422. 10 «А"Артур Ш. 423. 10 «А"Юлия Ш. 424. 10 «А"Руслан Щ.31. 11 «Б"Елизавета Б.52. 11 «Б"Алена В.33. 11 «Б"Вячеслав Г. 54. 11 «Б"Константин Д. 55. 11 «Б"Алина Е.56. 11 «Б"Софья Ж.37. 11 «Б"Полина З.48. 11 «Б"Матвей И.49. 11 «Б"Дмитрий К.310. 11 «Б"Наталья К.411. 11 «Б"Ирина К.412. 11 «Б"Ольга Л.313. 11 «Б"Ульяна Н.514. 11 «Б"Сергей Н.415. 11 «Б"Семен Р.416. 11 «Б"Алиса С. 517. 11 «Б"Кира С. 318. 11 «Б"Евгений Т.519. 11 «Б"Александр Т.420. 11 «Б"Евгения У.421. 11 «Б"Светлана У.422. 11 «Б"Тимур Ю.423. 11 «Б"Олег Ю.424. 11 «Б"Маргарита Я.425. 11 «Б"Роман Я.5

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector