ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Наблюдение — активная форма чувственного познания. Оно обеспечивает познание путем прямого контакта объекта изучения с органами чувств. Поэтому исторически наблюдение стало первым научным методом не только в психологии.

 

Термин наблюдение используется в трех значениях: наблюдение как деятельность, наблюдение как метод и наблюдение как методика. Наблюдение как деятельность применяется в различных видах общественной практики (оператор, врач, следователь и др.).

Наблюдение как метод есть преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие некоторых(психических) явлений с целью

изучения их специфических изменений в определенных условиях и

отыскание смысла этих явлений, который не дан в восприятии непосредственно. Наблюдение как методика есть конкретизация метода наблюдения с учетом задачи исследования, условий, способов проведения и регистрации результатов наблюдения (методика наблюдения .за групповой дискуссией, методика наблюдения за межличностными отношениями, хронометрированное наблюдение за процессом

трудовой деятельности и т.п.).

 

Метод наблюдения в психологии характеризуется универсальностью, гибкостью и минимальностью использования аппаратуры.

 

Методика наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения; разработку программы (схемы) наблюдения; выбор единиц наблюдения с подробным их .описанием; способ и форму фиксации результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных результатов; конкретные выводы и рекомендации по дальнейшей работе.

 

Метод наблюдения в психологии имеет ряд специфических черт, отличающих его от метода наблюдения, применяемого в других науках.

Эти особенности в психологии обусловлены характером самого предмета психологии. Наблюдение есть один из методов познания психической реальности, только в той степени, в какой психика проявляется внешне.

 

В психологическом исследовании применяются разные формы

наблюдения:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 этапа. 1 этап- ... вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. ...

 

1. Систематическое — случайное.

 

2. Открытое — скрытое в качестве подвида скрытого наблюдения — «включенное» комбинированное.

 

3. В зависимости от ситуации: полевое — лабораторное — спровоцированное.

 

4. В зависимости от хронологичности: лонгитюдное — периодическое — единичное.

 

Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение: отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние акстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; б) речевые акты; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций.

Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни или искусственно создаваемые в эксперименте.

В связи со специфическими чертами изучаемого психологией

предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:

 

1. Проводить многократные систематические наблюдения за поведением объекта в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

 

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и «проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

 

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией.

 

Другая особенность психологического наблюдения состоит в

том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для уменьшения этого влияния нужно сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Для этого необходимо: а) «примелькаться»; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо правдоподобной причиной; в) заменить наблюдателя регистрирующей

аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше, смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию происходящего г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от тоге помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света — стеклом Гезелла; д) фото- и киносъемка скрытой камерой. Три последних способа не всегда доступны, а два последних ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения.

 

Специфическую трудность для наблюдения в психологии представляют такие особенности явлений, как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность.

 

Вторая группа специфических характеристик наблюдения в психологии связана с особенностями личности наблюдателя. Существенное влияние на процесс восприятия оказывают смысловые, целевые и операциональные установки человека-наблюдателя. Излишнее фиксирование этих установок создает своего рода «шоры» на глазах наблюдателя и ведет к ошибкам восприятия, к предвзятости в интерпретации наблюдаемого. Другим источником предвзятости в суждениях наблюдателя может быть феномен проекции собственного «я» на наблюдаемое явление.

4 стр., 1802 слов

Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

... между наблюдателем и наблюдаемым. 4. Определение единиц наблюдения. Что регистрируется: действия наблюдаемого, его эмоции, другие реакции, способы воздействия, характер общения и т.п.. 5. Выбор способов регистрации наблюдаемого (протокольная запись, дневник, ...

 

Существенное влияние на возможность прямого наблюдения оказывают также индивидуальные характеристики наблюдателя (объем восприятия, способность концентрировать или распределять внимание, особенности памяти, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.)

 

Общие требования к организации наблюдения

 

Всякое наблюдение следует начинать с выбора объекта наблюдения и ситуации, в которой будет проводиться наблюдение за деятельностью, единиц наблюдения, определения языка и формы описания наблюдаемого.

 

Запись наблюдения должна быть фактологической, включать описание всей ситуации (предметной и социальной), полной в смысле характеристики изучаемой реальности. Запись наблюдения проводится в категорированной или в свободной форме и заносится в сплошной протокол или в дневник наблюдения.

 

В сплошной протокол записываются факты в виде свободного описания, где фиксируется, что происходило и каким образом. Протокол ведется во время наблюдения, возможна и

стенографическая фиксация.

 

Дневник наблюдения обычно используется при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ведется месяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и большими полями для комментариев. Обязательно указывается дата, время место и ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение.

 

Для точной передачи наблюдаемых фактов необходимо соблюдая однозначность в терминологии на протяжении всего периода наблюдения.

 

Существуют разные способы записи категоризованных наблюдений.

Наиболее распространенные из них запись в символах и стандартный

протокол.

 

Запись в символах. Предварительное знание категорий, в которых будут фиксироваться результаты наблюдений, позволяет использовать более быстрые, чем словесная запись, способы регистрации наблюдений вручную: различные варианты символической записи, помимо стенографии, в которой каждая категория обозначается одним символом. Это такие виды символов, как пиктограммы — графические изображения-знаки, буквенные обозначения, математические знаки и сочетание двух последних.

 

Стандартный протокол применяется также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число категорий ограничено (10-15) и исследователь может удовлетвориться фиксацией одной только частоты их появления. Существенное ограничение числа категорий может быть достигнуть за счет вычленения единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнорировании всех остальных.

 

Кроме возможностей описательного характера метод наблюдения

позволяет получить некую количественную характеристику наблюдаемых событий. Есть два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства — психологическое шкалирование измерение длительности наблюдаемого явления — хронометраж.

12 стр., 5585 слов

Метод наблюдения в возрастной психологии. Метод изучения «продуктов ...

... и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога B.C. Мухиной «Близнецы»). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или ... 2. Специфика и значение метода изучения «продуктов деятельности детей» в возрастной психологии, в диагностике ребенка. Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа ...

 

 

Литература

 

1. Басов. М.Я. Избранные психологические произведения. —

М., 1975. — 432 о.

 

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.-

302 с.

 

3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина

и др.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 386 о.

 

4. Общий практикум по психологии.Метод наблюдения // Метод.

указания. 4.1, 2. -М.: Изд-во МГУ, 1985. — 55 с.

 

5. Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной

и педагогической психологии // Вопр. психологии. — 1981. — Х 1.

С. 147-155.