Особенности речевой активности у детей дошкольного возраста с ринолалией

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы изучения педагогической характеристики дошкольников с ринолалией 6

1.1 Понятие о ринолалии как о речевом нарушении 6

1.2 Психологическая характеристика дошкольников с ринолалией 12

1.3 Основные подходы к коррекции ринолалии у дошкольников в отечественной логопедии 15

Заключение 18

Список используемой литературы 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка и своевременного овладения правильной речью, что является одним из основных условий нормального психического и социального развития ребенка. Активное пользование речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.

В настоящее время детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, имеют бедную и однообразную речь, трудности при обучении. Одним из распространенным речевым нарушением является ринолалия которая характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с открытой ринолалией посвящены многочисленные исследования. Внимание специалистов обращается преимущественно на отдельные направления речевой и психической деятельности детей с ринолалией. Выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом «ринолалия» показывает, что достаточно большое количество детей в дошкольный период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждается в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное, с низким проявлением социально значимых паттернов поведения. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.

7 стр., 3096 слов

Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны речи у старших дошкольников

... развития детей дошкольного возраста 1.1. Состояние проблемы формирования речи в дошкольном возрасте Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников ... учителя-дефектолога). Кн. 1, ч. 2 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : Ринолалия. Дизартрия / авт.-сост. : С. Н. Шаховская и др. -2003.-303 с. 22. ...

Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие.

Диагноз «ринолалия» для ребенка означает появление как функциональных нарушений, заметно влияющих на физической состояние ребенка, так и на его психологическое состояние. Поэтому в настоящее время необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. А это требует слаженной работы целого персонала специалистов.

Цель данной работы является изучение особенности речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Объект исследования – речевая активность у детей дошкольного возраста

Предмет исследования – специфика речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, снижают речевую активность детей с открытой ринолалией

Задачи курсовой работы:

1)раскрыть понятие о речевой активности

2)изучить специфику речевого общения у детей с ринолалией

3) разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией.

Методы исследования:

— метод теоретического анализа;

— метод наблюдения;

— метод обобщения.

Этапы исследования:

• Теоретический: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.

5 стр., 2156 слов

Преодоление речевых затруднений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях материнской депривации

Л. Ю. Александрова Актуальность изучения проблем воспитания ребенка в условиях материнской депривации сегодня чрезвычайно высока. Российская семья в рекордно короткие сроки подверглась значительным структурным изменениям, в ней сложились разнообразные адаптационные механизмы, направленные на выживание в новых социальных реалиях. Такие аспекты модернизации семьи, как снижение официальной брачности, ...

• Основной: подбор диагностических методик, разработка методических рекомендаций по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией.

• Заключительный: формулировка основных выводов.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ

1.1. Речевая активность, как условие формирования речи

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова [14]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речевая активность — это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации. ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Проблема формирования речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с речевыми нарушениями

... специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны ... экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малоподвижна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без ...

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие речевой активности — это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.

У детей с ринолалией имеются выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, что снижают речевую активность.

Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение и направлена на формирование произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи.

Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в воспитательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

3 стр., 1224 слов

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………..................7 1.1. Построение учебного процесса в начальной школе с учетом возрастных особенностей……………………………………………………………………………....9 ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ...

Диагностика особенностей активности речи у дошкольников показывает наличие следующих типичных ошибок для детей данного возраста:

— в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения;

— использование однообразных способов связи предложений в тексте;

— нарушение последовательности изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание;

— преимущественное присутствие в рассказах элементов повествования и описания;

— частое обращение к помощи взрослого, неспособность справиться с заданием самостоятельно и др.

Все это указывает на необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, построения связного монологического высказывания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М. Владос, 2002г

2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.

3. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

4. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

5. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды/ А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. – 536 с.

14 стр., 6825 слов

Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тотемский педагогический колледж» Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу Выпускная квалификационная работа по спортивным играм специальность 050720 Физическая ...

6. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.

7. Разенкова Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем/ Ю.А. Разенкова, Е.Р. Баенская, И.А. Выродова. – М.: Полиграфсервис, 2002. – 132 с.

8. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития/ Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 256 с.

9. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой-М.: Просвещение, 1983.

10. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

12. Лопатина Л. В., Серябриков И. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.

13. Ляпидевский С. С. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 2000.

14. Ляпидевский С.С. Нарушение речи и голоса у детей. – М., 2003.

15. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

16. Новоторцева Н. Р. Развитие речи детей. – М., 2007.

17. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М., 2003.

18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.