Особенности речевой активности у детей дошкольного возраста с ринолалией

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы изучения педагогической характеристики дошкольников с ринолалией 6

1.1 Понятие о ринолалии как о речевом нарушении 6

1.2 Психологическая характеристика дошкольников с ринолалией 12

1.3 Основные подходы к коррекции ринолалии у дошкольников в отечественной логопедии 15

Заключение 18

Список используемой литературы 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольный возраст — период интенсивного развития ребенка и своевременного овладения правильной речью, что является одним из основных условий нормального психического и социального развития ребенка. Активное пользование речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.

В настоящее время детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, имеют бедную и однообразную речь, трудности при обучении. Одним из распространенным речевым нарушением является ринолалия которая характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с открытой ринолалией посвящены многочисленные исследования. Внимание специалистов обращается преимущественно на отдельные направления речевой и психической деятельности детей с ринолалией. Выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

21 стр., 10006 слов

Процесс развития устной речи глухих дошкольников

... с нарушенным слухом в семье. – М., 1991. 13. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М ... дошкольников речи. – М., 1972. 11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990. 12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей ...

Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом «ринолалия» показывает, что достаточно большое количество детей в дошкольный период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждается в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное, с низким проявлением социально значимых паттернов поведения. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.

Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи — коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие.

Диагноз «ринолалия» для ребенка означает появление как функциональных нарушений, заметно влияющих на физической состояние ребенка, так и на его психологическое состояние. Поэтому в настоящее время необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. А это требует слаженной работы целого персонала специалистов.

Цель данной работы является изучение особенности речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Объект исследования — речевая активность у детей дошкольного возраста

Предмет исследования — специфика речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, снижают речевую активность детей с открытой ринолалией

Задачи курсовой работы:

1)раскрыть понятие о речевой активности

2)изучить специфику речевого общения у детей с ринолалией

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

... личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, несомненно, подтвердило теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Также ...

3) разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией.

Методы исследования:

— метод теоретического анализа;

— метод наблюдения;

— метод обобщения.

Этапы исследования:

• Теоретический: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.

• Основной: подбор диагностических методик, разработка методических рекомендаций по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста с открытой ринолалией.

• Заключительный: формулировка основных выводов.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ

1.1. Речевая активность, как условие формирования речи

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Пластичность мозга ребенка от рождения до трех лет, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта и личности в целом определяют большие потенциальные возможности развития. Именно в это время у ребенка развиваются такие ключевые качества, как доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания, их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие резервы ребенка остаются нераскрытыми и последующее отставание в его развитии компенсируется с трудом и не полностью.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова [14]…

4 стр., 1536 слов

Письменная речь как вид речевой деятельности

... относиться к правописанию в процессе заучивания. Обучение письменной речи Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала ... и орфографией ИЯ для фиксации языкового и речевого материала. Для реализации письменной речи необходимы соответствующие речевые умения. Письмо как и говорение имеет трехчастную ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речевая активность — это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации. ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Проблема формирования речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что развитие речевой активности — это управляемый процесс. Низкий уровень речевой активности ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольника.

У детей с ринолалией имеются выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, что снижают речевую активность.

Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи — коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... -8) 43. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. [Текст] – М.: ВЛАДОС ... улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей, они всё ...

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение и направлена на формирование произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи.

Предупреждение речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в воспитательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

Диагностика особенностей активности речи у дошкольников показывает наличие следующих типичных ошибок для детей данного возраста:

— в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения;

— использование однообразных способов связи предложений в тексте;

— нарушение последовательности изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание;

— преимущественное присутствие в рассказах элементов повествования и описания;

— частое обращение к помощи взрослого, неспособность справиться с заданием самостоятельно и др.

Все это указывает на необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, построения связного монологического высказывания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской — М. Владос, 2002г

2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 301 с.

3. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. — М.: Академия, 2002. — 192 с.

3 стр., 1224 слов

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... .......... Список литературы 1. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. Пос. 2-е изд., перераб. СПБ., 2000. ... Педагогика.-2005.-№6. 16. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - ... Начальная школа. 2007. №9. 5. Дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002. 6. Дубровина ...

4. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 224 с.

5. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды/ А.А. Леонтьев. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. — 536 с.

6. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ Под ред. Е.О. Смирновой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 240 с.

7. Разенкова Ю.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем/ Ю.А. Разенкова, Е.Р. Баенская, И.А. Выродова. — М.: Полиграфсервис, 2002. — 132 с.

8. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития/ Т.Н. Ушакова. — М.: ПЕРСЭ, 2004. — 256 с.

9. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой-М.: Просвещение, 1983.

10. Громова О.Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2−4 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.

12. Лопатина Л. В., Серябриков И. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2001.

13. Ляпидевский С. С. Анатомо-физиологические механизмы речи // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 2000.

14. Ляпидевский С.С. Нарушение речи и голоса у детей. — М., 2003.

15. Громова О.Е., Соломатина Г. Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2−4 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

5 стр., 2279 слов

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

... эмоциональной сферы, предречевое и речевое развитие, двигательное развитие, установить отсутствие нарушений зрения и слуха. Детей привлекают к шумам, речи, использование барабана, речь-шепот. ... . Основными средствами коррекции являются традиционные и нетрадиционные. Традиционные: игра, учеба, труд, внеклассные мероприятия, общественно-полезная деятельность, лечебно-профилактические мероприятия ...

16. Новоторцева Н. Р. Развитие речи детей. — М., 2007.

17. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М., 2003.

18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector