Особенности развития личности детей-мигрантов

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития личности детей-мигрантов старшего подросткового возраста

1.1. Психологическая характеристика личности мигрантов 6

1.2. Характеристика личности детей в старшем подростковом

возрасте 12

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития личности детей-мигрантов

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования 30

Заключение 37

Литература 39

Приложения 43

Введение

Обострение межнациональных отношений в густонаселенном регионе Северного Кавказа, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последних пятнадцати лет в кавказском регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с места событий, появление большого количества беженцев и изменение контингента воспитанников практически во всех образовательных учреждениях в направлении усиления его неоднородности по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.

Дети эмигрантов, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-эмигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы его обучения, воспитания, социализации и адаптации и требует психологической и педагогической помощи и поддержки особенно в подростковый период развития ребенка, когда он находиться в ситуации прохождения одного из самых сложных в онтогенезе этапов развития. Эти аспекты проблемы и предопределяют ее социальную значимость.

Проблемы вынужденных мигрантов получили широкое освещение во многих научных исследованиях (А,Г. Асмолов, С. Бочнер, В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, В.С. Мухина, Е.Т. Соколова, Г.В. Солдатова, Фарнхем А., Шайгерова Л.А.).

Ряд авторов раскрывает специфику переживания вынужденной миграции в детском возрасте (А.Г. Абсалямова, Г.С. Витковская, Ю.С. Горбачева, В.С. Мухина, В.Н. Павленко и др.).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Эти авторы отмечают, что дети-эмигранты в этой ситуации имеют различного рода психологические и социальные нарушения, которые мешают им адаптироваться в обществе. В тоже время следует отметить, что проблема особенностей развития личности ребенка-мигранта в старшем подростковом возрасте в этих исследованиях практически не затрагивается. Ее рассмотрение и объясняет научную значимость данной работы.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что данные проведенного нами исследования могут быть использованы на практике психологами, психотерапевтами, семейными консультантами, социальными работниками при работе со старшими подростками-мигрантами.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В настоящее время проблема особенностей развития личности детей-мигрантов старшего подросткового возраста является одной из социально значимых проблем. Этот факт предопределяется целым рядом социальных, культурных и психологических особенностей развития и среды ребенка этой социальной и возрастной группы. Однако теоретических и, особенно, практических разработок, касающихся решения данного вопроса явно недостаточно.

Цель данной работы – изучение особенностей развития личности детей-мигрантов.

Объект исследования – личность детей старшего подросткового возраста (14-15 лет).

Предмет исследования – особенности развития личности детей-мигрантов в возрасте 14-15 лет.

Гипотеза исследования – в отличие от обычных детей, личность подростков-мигрантов отличается высоким уровнем выраженности склонности к риску в поведении, агрессивности, тревожности и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем самооценки.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему изучения особенностей детей-мигрантов старшего подросткового возраста.

2. Разработать программу исследования особенностей развития личности детей-мигрантов в возрасте 14-15 лет.

3. Провести исследование и проанализировать его результаты, с целью определения особенностей развития личности детей-мигрантов.

Основными методами исследования явились: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В нашем эксперименте приняли участие 40 школьников в возрасте от 14 до 15 лет. Общая группа детей была разбита на две группы по 20 человек. В первую вошли подростки, являющиеся коренными жителями Москвы. Во вторую – дети-армяне, являющиеся мигрантами из Нагорного Карабаха.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития личности детей-мигрантов старшего подросткового возраста

1.1. Психологическая характеристика личности мигрантов

В отечественной и зарубежной литературе проблема миграции анализируется в различных контекстах.

Социальная ситуация развития мигранта претерпевает существенные изменения в результате миграции. Эти изменения могут рассматриваться во внешнем и во внутреннем плане.

4 стр., 1638 слов

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

... Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия. Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ... и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями ...

Внешний план социальной ситуации эмиграции связан с резким изменением всех объективных реальностей его существования. Она характеризуется постоянным наличием феноменов, вызывающих тревогу и, с другой стороны, повышенными социальными требованиями, предъявляемыми к мигранту (В.В. Валитов, Г.В. Солдатова, Л.И. Черкасская, Л.А. Шайгерова, О.С. Шарова).

Внутренний план социальной ситуации эмиграции отражается в особенностях переживаний (Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк).

Одной из наиболее характерных особенностей деятельности переживания будет тенденция к символической интерпретации внешнего плана социальной ситуации эмиграции (А.И. Захаров, В.С. Мухина, С.А, Хазей).

Внутренний план социальной ситуации миграции определяет внутреннюю позицию человека, а точнее ее «размывание». У мигранта наблюдается как снижение самости, так и гипертрофированное чувство «Я». Отсутствие гармонического взаимодействия между идентификацией и обособлением приводит к отсутствию у мигрантов устойчивой динамической самости. В результате для каждого мигранта становится актуальным поиск идентификационных ресурсов в традиционной культуре своего народа, приносящих ощущение культурной самости и дающих определенную личностную устойчивость [35].

Социальная ситуация миграции оказывает влияние на психологическое развитие. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности мигрантов……..

Литература

1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. — Уфа: Творчество, 2007.

2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства).

— М.: Медицина, 2006. — 272 с.

3. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №2. — М., 2001. С.12-20.

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2004.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — СПб.: Питер, 2005.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 2002.

7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2002.

8. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами. – М., 2001.

9. Витковская Г.С. Переселение в Россию из стран Центральной Азии: миграционный потенциал и роль интеграционных процессов (по данным социологического обследования в Казахстане, Узбекистане и Киргизстане) // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / Ред. Д.Р. Азраэлс, В. Мукомеля, Э. Панна. — М.: Ин-т социологии РАН, 1997. С. 46-56.

10. Витковская Г.С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы / Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН; РЭНД (США).

— М., 1993. — 174 с.

11. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М., 1999. — С. 152-191.

24 стр., 11901 слов

Проблема социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев ...

... с мигрантами и вынужденными переселенцами. Глава I. Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев 1.1 Статус вынужденных переселенцев Известно, ... изученная в отечественной и зарубежной психологии проблема адаптации мигрантов, успешное решение которой может выступить ... по подготовке Стратегии национальной безопасности России. Этот документ, разрабатываемый по поручению ...

12. Выготский Л.С. Педология подростка// Психология подростка/Под ред.Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – С. 232-286.

13. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 2006. – С.237-239.

14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.

15. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. — М., 2001. — 176с.

16. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. — М.: Медицина, 2004.

17. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. — М.: Мир, 2004, 219 с.

18. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 2000.

19. Константинов В.В. Тип проживания и социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов к новым условиям жизни. – М., 2006.

20. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000. — 992с.

21. Малькова В.К., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Москва многонациональная: конфликт или согласие? – М., 2007.

22. Мигранты Москвы – стратегия выживания/ Центр стратегических и политических исследований. – М., 2008.

23. Миграция и безопасность в России / Под ред. Г. Витковской и С. Панарина. — М.: Наука, 2000. — 267 с.

24. Мукомель В. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. — М.: Ин-т социологии РАН, 2005. 350 с.

25. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. — М.:ИПП, 1998.

26. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. — 195 с.

27. Назарова Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ. — М.: Союз, 1999. — 137 с.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 1995.

29. Павленко В.Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследовательской работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. — М., 2001. С.25-39.

30. Прихожан А.И. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование — №1, 1997.

31. Проскурякова О.Л. Адаптация мигрантов как социальный процесс. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2006.

32. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПБ.: Издательство «Питер», 2000.

33. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. – М.: Изд. «Смысл», 2002.

34. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Изд. «Смысл», 2001.

35. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 2006.

36. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ: «Флинта», 1999.

37. Хохлова А.П. Межличностное восприятие как один из психологических механизмов адаптации личности в группе. – М., 2004.

38. Шаповалов В.К. Концепция исследования проблем интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006.

3 стр., 1182 слов

Психология трудного подростка

... нам кажется, являются наиболее болезненными как для современного общества, так и для психологии и педагогики. ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «МОТИВАЦИЯ» И «МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА» 1.1. ... станут проявлять склонность к асоциальному поведению. 2.1. Некоторые причины «происхождения» трудных подростков Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них отмечают ...

39. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте// Психология подростка/ Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – С.313-320.

40. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.