Особенности организации семейного досуга

2

Волгоградский Государственный институт Искусств и Культуры

Кафедра социально-культурной деятельности

Курсовая работа

«Особенности организации семейного досуга»

(на примере города Камышина)

Выполнила:

Тюменева И.

Проверил:

Хасенгалиев А.Л.

Камышин 2013

Содержание

семья социальный досуг

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

1.1 Семья как социальный институт

1.2 Структура семьи

1.3 Функции семьи

1.4 Типы семейных отношений

1.5 Семейные роли

1.6 Типы семейных взаимоотношений

1.7 Воспитание как реализация определённой системы

1.8 Воспитание и потребность в смысле жизни

1.9 Общение в семье

II. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

2.1 Современные подходы к организации семейного досуга

2.2 Основные направления и формы работы учреждений культуры с семьей

2.3 Организация семейного досуга в городе Камышине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

В своей курсовой работе я раскрыла проблемы современной семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, рассмотрела семью как воспитательный институт и проанализировала организацию семейного досуга в городе Камышине. Эта тема для меня очень интересна, так как, работая в школе, я общаюсь с разными детьми, а понять их лучше мне помогают знания об их семье и жизни за пределами школы.

Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание детей будет успешным.

Однако сегодня мы наблюдаем, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.

11 стр., 5493 слов

Жизнедеятельность институтов социального воспитания

... институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания ... устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Через средства массовой ... интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто ...

Цель работы: проанализировать уровень организации семейного досуга в городе Камышине.

Задачи: рассмотреть все аспекты жизнедеятельности семьи;

выявить значение досуга для семьи;

обозначить роль социально-культурных учреждений в подготовке семейного досуга;

Объект исследования: организация семейного досуга.

Предмет исследования: особенности организации семейного досуга.

I. Тенденции развития современной семьи

1.1 Семья как социальный институт

Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная.

Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

7 стр., 3257 слов

Семья как объект социального воспитания

... также представлены статистические данные по семьям Вилегодского района. .Социальные проблемы современной семьи Что такое семья? Во-первых, семья - это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп ... социума. В свою очередь, как нигде, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого ...

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

14 стр., 6653 слов

Роль семьи в жизни Сталина

План. 1. Введение. 2. Что касается семьи…? · Сколько раз был женат И. В. Сталин? · Был ли Сталин на похоронах? · Что стало виной смерти Н. Аллилуевой? · Миф о третьем сыне. 3. Жена Сталина. · Биография; · Конфликты с мужем; · Тир версии гибели Надежды Аллилуевой; · Похороны Н. Аллилуевой. 4. Старший сын. Яков Джугашвили. · Биография; · Самая успешная пропаганда немцев против И. Сталина. 5. ...

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.

1.2 Структура семьи

Структура семьи — совокупность отношений между ее членами, которая включает:

структуру родства;

структуру власти и лидерства;

структуру ролей;

структуру коммуникаций.

Образ жизни семьи — интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи — это специфическая форма проявления образа жизни общества. Для систематизации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от ... своих детей и т.д. [22,c.55]. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные ...

1.3 Функции семьи

Функции семьи — это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

Репродуктивная функция принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2хдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

11 стр., 5101 слов

Социологический анализ семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Содержание 1. СЕМЬЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕАКЦИЮ ИНДИВИДА НА ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ 3. СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ 4. СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ Библиографический список 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: АНАЛИЗ В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, ...

Лучший пример -это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека.

Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе-путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

1.4 Типы семейных отношений

Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья-такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае когда кто то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

... групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих её членов. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает ... и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, а также взаимовлияние членов семьи друг на друга. 2. хозяйственно-бытовая ...

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских пар составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.( )

Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей-Прибалтийские страны, Украина и большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии, Армению, Азербайджан.

1.5 Семейные роли

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

13

1.6 Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Тактика «невмешательства» — это такая система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности, и даже целесообразности, независимого существования взрослых от детей и наоборот.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целями, и задачами совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество — она становится целостным организмом высокого уровня развития.

1.7 Воспитание как реализация определенной системы

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько родителей на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и, в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно ее реализуют.

Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

1.8 Воспитание и потребность смысла жизни

Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если его воспитание стало единственной деятельностью членов семьи, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, реализовывать все свои способности. Удовлетворение такой потребности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать подростка из-под своей опеки. В результате она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.

1.9 Общение в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю, что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: «А ты сам…».

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других — обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова.

Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению — умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

II. Организация семейного досуга

2.1 Современные подходы к организации семейного досуга

Состояние семьи в современном цивилизованном мире оценивается как критическое. Падает число заключаемых браков, растёт число разводов, число неблагополучных семей. Особой проблемой является проблема насилия в семье. Мировая статистика свидетельствует о том, что в результате семейного насилия ежегодно погибают тысячи женщин и детей. Спасаясь от насилия, многие дети бегут из дома и зачастую становятся жертвами различного рода преступлений. Вечный конфликт отцов и детей приобретает форму отчуждения и абсолютного неприятия молодым поколением старшего и наоборот.

Общество в целом не может быть здоровым, если нездорова такая его ячейка, как семья. В этой связи приходит осознание правоты слов Фридриха Адлера о том, что «семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

С целью обратить внимание на проблемы современной семьи, осмыслить их в философском, религиозном, психолого-педагогическом, социально-экономическом и иных аспектах, был учреждён Международный день семьи, отмечаемый ежегодно 15 мая. Он особенно актуален для нашей страны, так как за последние 10 — 12 лет кризисные тенденции в развитии семейно-брачных отношениях значительно усилились. Огромное количество семей живёт бедно или очень бедно. Это является одной из причин сокращения числа заключаемых браков, расчёт их нестабильность. Неблагоприятное развитие брачно-семейных отношений стало одной из причин снижения рождаемости.

Разводы, рождение детей вне зарегистрированного брака и воспитание их в неполных семьях являются причинами появления безнадзорных детей. Такому положению вещей способствует явно недостаточное внимание к проблемам семьи со стороны государства. Нельзя сказать, что государственная политика в отношении семьи отсутствует в нашей стране. У нас приняты и принимаются различные законы, указы, постановления и прочие документы на разных уровнях, которые так или иначе регулируют взаимоотношения семьи и государства. Это, прежде всего, «Семейный кодекс», в котором определяется социальный статус семьи и приоритеты государственной политики в отношении семьи.

Существует ещё целый ряд законодательных актов, в которых так или иначе регулируются взаимоотношения семьи и государства и которые, казалось бы, делают возможным стабильное развитие семьи. Но беда в том, что либо не отработаны механизмы реализации того или иного законодательного акта, либо нет средств на его реализацию, либо отсутствует исполнительская дисциплина, а чаще всего — и то, и другое, и третье.

Однако нормальному развитию семьи в нашем обществе мешают не только просчёты в государственной политике, но и недостаточное внимание со стороны общественных институтов, в том числе и культурно-досуговых учреждений. Несмотря на объективные трудности социально-экономического характера, помочь людям создать более гармоничную семью, в которой бы царили терпимость, взаимопонимание, в которой существовали бы условия для развития каждого из её членов, задача вполне посильная для досуговых учреждений.

Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личностных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работник учреждения культуры обязан заботиться о создании таких условий, которые бы способствовали развитию конструктивных родительских (отцовско-материнских), супружеских и детско-родительских (сыновне-дочерних) отношений в семье. Деятельность клубных объединений, способствующих укреплению структуры и функций внутрисемейных отношений, проводится как в традиционных формах событий под девизом «Мама, папа, я — дружная семья», так и в новых формах деятельности различных клубных объединений женских клубов по интересам, концертов и праздничных событий для бабушек и дедушек, лекториев для родителей и т.п.

Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьёй, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием её функций.

Эпоха коренных изменений во всех сферах общественной жизни самым серьёзным образом отразилась на социально-культурной сфере. Современный кризис, поразивший страну, обострил и более явно выявил проблемы как учреждений социально-культурной сферы, так и каждой семьи. Непосредственное вмешательство в процессы функционирования семьи на современном этапе развития рекреативной деятельности не представляется возможным из-за сложности разработки методик работы и образовательных программ, общего уровня развития духовной культуры современного общества.

Практически все современные семьи испытывают затруднения или же не имеют возможности эффективно их разрешать. Потребности членов семьи должны стать социальным заказом для учреждений социально-культурной сферы. Но не все неудовлетворённые потребности могут быть объектами деятельности данных учреждений. Учреждениям культурно-досуговой сферы необходимо конкретизировать актуальные неудовлетворённые потребности семьи, разработать доступные эффективному воздействию формы социально-культурной работы.

2.2 Основные направления и формы работы учреждений культуры с семьей

Объединяющим началом семьи может стать совместное проведение досуга. Когда-то наши предки собирались вечером за большим столом в семейном кругу, делились друг с другом впечатлениями дня, читали вслух книги и журналы, устраивали домашние спектакли, играли в различные игры, танцевали, музицировали, разыгрывали шарады, готовили семейные праздники, и у каждого на этих праздниках была своя роль. Традиция проведения досуга всей семьёй не исчезла и позднее. И в довоенное, и в послевоенное время XX столетия принято было всей семьёй ходить в театр и кино, совершать лыжные прогулки, кататься на коньках, благо городских катков было сколь угодно, ходить в походы. Сегодня опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что 2/3 семей вообще не имеют каких-либо увлечений, что редкая семья умеет увлекательно творчески проводить досуг. Помочь решить эту проблему должны учреждения культуры, в том числе и клубного типа. Всю деятельность клубных учреждений по работе с семьёй можно разделить на несколько направлений.

Одним из направлений работы с семьей является включение в совместную деятельность детей и взрослых. Это, прежде всего, проведение семейных дней отдыха с использованием таких программ, как «Папа, мама, я — дружная семья», «Папа, мама, я — мастеров семья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Бабушки и внучки», «Мы праздник сделаем сами» и т.п. Здесь уместно будет проведение смотров семейных художественных коллективов, выставок семейного творчества, привлечение семей к участию в народных праздниках, гуляниях, карнавалах, походах выходного дня, экскурсиях. Одной из самых действенных форм работы в этом направлении являются и семейные клубы: игровые, коммуникативные, туристические, спортивные, педагогической, творческой и иной направленности.

Ещё одним направлением работы с семьёй может стать пропаганда ценностей семейной жизни. Основным поводом для работы с семьёй является Международный день семьи, отмечаемый 15 мая и День матери, отмечаемый в последнее воскресенья ноября. В центре внимания досуговых программ, посвящённых этих дням, должны быть: молодая семья, многодетная семья, солдатские матери, матери детей-инвалидов, одинокие матери. В рамках проведения этих дней могут состояться фестивали и выставки семейного творчества, круглые столы по проблемам семьи, семейные балы, карнавалы, вечера отдыха, тематические программы, концерты, конкурсные программы.

Каждое учреждение, исходя их своих особенностей и интересов своей аудитории, может строить работу разнообразно и с пользой для дела строительства настоящей семьи.

2.3 Организация семейного досуга в городе Камышине

В моем городе ведется активная работа учреждений культуры и образования по организации и проведению различных мероприятий. Праздники, в том числе и семейные, занимают большое место в культурной жизни Камышина. Все они проводятся на высоком уровне и находят большой отклик у горожан.

Одним из любимых праздников камышан можно назвать Международный День Семьи. По традиции главная его часть проводится в городском парке культуры и отдыха. С самого утра там играет музыка, дети катаются на аттракционах и каруселях, лакомятся мороженым, с большим удовольствием принимают участие в различных конкурсах. Для самых маленьких — конкурс сладкоежек, для детишек постарше — конкурс рисунков на асфальте «Ты и я — одна семья». Взрослые тоже не остаются в стороне. Для мам проводятся конкурсы «Лучшая хозяюшка», «Собираемся в школу», «Мастер колыбельных» и т.д. Папы борются за звание «Мастер Косичкин», «Знаток вкусных блюд» и «Самый сильный папа».

Праздник начинается в 10 утра и заканчивается в 20 часов. Свои лучшие музыкальные номера представляют публике творческие коллективы города. Утром выступают детские коллективы, вечером — молодёжные группы и исполнители. В подготовке праздника участвуют:

Дворец Культуры «Текстильщик» разрабатывает программу мероприятия, приглашает ведущих, оформляет сцену и предоставляет аппаратуру;

Комитет по культуре и администрация города готовят подарки;

Детско-юношеский центр, Центр детского творчества, Детско-юношеская хореографическая школа готовят вокальные и танцевальные номера.

Детский Дворец Культуры «Дружба» обеспечивает показ детских фильмов для социально-неблагополучных семей, проводит викторину «Чудо по имени Кино».

Не только городской парк и ДДК «Дружба» принимают гостей в этот день. Вечером Камышинский Драматический Театр представляет новый спектакль, предназначенный для семейного просмотра.

Каждый год в городе Камышине проводятся семейные конкурсы: «Папа, мама, я — поющая семья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Папа, мама, я — туристская семья», а в этом году впервые проводился конкурс рисунков «Папа, мама, я — мобильная семья» .

«Папа, мама, я — поющая семья» — конкурс сравнительно молодой, но он уже успел полюбиться камышанам. Конкурс проводился 8 раз (один раз в год).

Его учредитель — комитет по образованию города. Порядок проведения прост: каждая школа Камышина направляет для участия в конкурсе одну-две семьи (ученик школы с родителями).

В ноябре проводится отборочный тур, в котором участвуют все семьи. Для конкурса они готовят два концертных номера — эстрадную и народную песни. Жюри оценивает качество исполнения, артистизм, сценическая культура, наличие костюмов или их элементов, подбор репертуара.

Во второй тур конкурса (финальный) проходят 10-15 лучших семейных коллективов. Они поют тот же репертуар, но стараются сделать своё выступление ярче, добавив какие-нибудь новые детали (неожиданные костюмы, театрализацию, выразительные средства, спецэффекты, световое решение).

Этот тур проводится в виде концерта в большом зрительном зале ДДК «Дружба», семьи приглашают группы поддержки, присутствуют преподаватели музыкальных школ, учителя и одноклассники, а также просто ценители певческого искусства. Концерт состоит из двух отделений — народного и эстрадного. После совещания членов жюри наступает самый долгожданный момент — объявление итогов и награждение. Лауреатов конкурса — шесть. Все они награждаются ценными подарками и грамотами Комитета по образованию. Семейный коллектив, занявший I место, не может участвовать в конкурсе на следующий год.

Я в течение трёх лет оказываю помощь в подборе репертуара и постановке сценического номера семье, которая участвует в нём от нашей школы, и сама 4 года назад была его участницей. Могу сказать, что именно этот конкурс направлен на выражение творческого потенциала не только отдельного члена семьи (например, ребёнка), но и всего семейного коллектива. Он учит работать в команде, способствует сплочению семьи и стирает границы между поколениями, ведь в нём могут принять участие не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки.

«Папа, мама, я — туристская семья» — тоже семейный конкурс, который проводится один раз в год весной. Каждая школа представляет одну семью, которая увлечена туризмом. Все участники конкурса выезжают на специально оборудованную открытую площадку и проходят ряд испытаний: правильно ставят палатку, разбивают бивак, ищут клад на местности, вяжут на время узлы и т.д. Особым интересом также пользуется творческий конкурс, где каждая семья может проявить все свои скрытые таланты — спеть песню о туристах, показать инсценировку о жизни туриста, продекламировать стихи и т.д. Вечером подводятся итоги, награждаются победители (три призовых места) и участники едут домой.

Этот конкурс также направлен на сплочение семьи и помогает узнать новые качества своих родственников.

«Папа, мама, я — спортивная семья» — конкурс, целью которого можно назвать повышение интереса к спорту, сплочение семьи и выявление новых талантливых спортсменов среди молодых семей. Конкурс проводится по той же схеме, как и конкурс туристических семей. Участники собираются в спортивном зале Детско-юношеской спортивной школы и соревнуются в различных видах спорта. Есть здесь и весёлые эстафеты, и прыжки в длину, и прыжки на скакалке и другие шуточные конкурсы. Победителей также трое. Они награждаются ценными подарками и грамотами Комитета по образованию.

«Папа, мама, я — мобильная семья» — конкурс рисунков, учредителем которого выступила фирма «Смартс». Цель конкурса: популяризация сотовой связи, развитие творческих способностей детей и их родителей. По условиям конкурса каждая школа по желанию предоставляла рисунки своих учеников. Обязательным критерием для отбора работ было название и эмблема оператора сотовой связи «Смартс». Рисунки выполнены в акварели, пастели, цветном и простом карандаше, тушью. Победителей было достаточно много и всех наградили ценными подарками.

Я работаю старшей вожатой в школе 3 года. За это время подготовлено и проведено несколько семейных праздников. Например, для первого класса мы проводим праздник “Посвящение в первоклассники”, в котором принимают участие дети и их родители. Очень важно правильно подобрать материал для этого праздника, потому что посвящение всем запомнится надолго. Чтобы мероприятие прошло хорошо, необходимо учесть ряд факторов: разновозрастную аудиторию, особенности поведения младших школьников, интересы родителей и т.д. Особого внимания заслуживает оформление класса, которое необходимо для создания праздничного настроения участников праздника.

Также в начальной школе проводятся праздники «Поздравляем пап» (к 23 февраля()дравляем папдниканными подарками.е, тушью. редоставляла рисунки своих учеников. ные конкурсы.алантилых анты на туристическую ), «Вам, дорогие мамы» (к 8 марта), «Кто друг мой самый? Мама» (ко Дню Матери).

Заключение

Необходимо отметить, что организация семейного досуга в Камышине находится на среднем уровне. В городе нет ни одного семейного кафе, в кинотеатре показывают мало фильмов, предназначенных для семейного просмотра. Но в тоже время, на высоком уровне ведется работа в центре «Семья», который оказывает помощь социально-неблагополучным семьям (предоставляет бесплатную юридическую и психологическую помощь, организует бесплатные обеды для малоимущих семей, которых в нашем городе немало и т.д.); специалисты центра ведут пропаганду семейных ценностей, работают в школе молодых семей, обучая молодое поколения основам семейных отношений. А учреждениям культуры, как мне кажется, нужно уделять больше внимания пусть и маленьким, но очень нужным семейным праздникам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Т.М. «Семья». Москва. 1998.

2. Учебник под ред. Григорьевой Е.И. «Современные технологии социально-культурной деятельности». Тамбов. 2002.

3. Жарков А.Д. «Технология культурно-досуговой деятельности». Москва. 2002.

4. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. «Основы социально-культурной деятельности». Москва. 1993.

5. Новаторов В.Г. «Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник». Омск. 1992.

6. Стрельцов Ю.А. «Социальная педагогика досуга». Москва. 1996.

7. Тищенко М.Л. «Семейные праздники». Журнал «Семья и школа» вып.2 . Москва. 2007.

Источники.

1. Документация старшей вожатой МОУ СОШ №17 г. Камышина

2. Планы работы учреждений культуры на 2005-2007 г.г.

Размещено на