ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что одной из важнейших задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Ведь чтение — это явление, которое определяет национальное самосознание, уровень образованности человека, его карьерные успехи, профессионализм. Чтение входит в двенадцать показателей, характеризующих здоровье нации и оказывающих влияние на продолжительность жизни человека (данные Всемирной организации здравоохранения)[5].
Чтение и письмо по-прежнему выполняют свою главную миссию: помогают вступить в смысловую коммуникацию на расстоянии, передают новым поколениям опыт, идеи, знания, накопленные человечеством, развивают речь, воображение, память т другие качества личности. При этом существенно расширились источники чтения благодаря бурному развитию информационных средств и Интернету. Инновацией стала разработка методики обучения чтению с экрана.
Во всех образовательных системах Российской Федерации основным материалом, на котором происходит обучение чтении, является отечественная литература, образцы поэзии и прозы, осваиваемые на уроках классного чтения и во внеклассном самостоятельном чтении. Исследование 2009 года показало, что лучшие результаты в области грамотного чтения показали те учебные заведения, в которых учащиеся много читают. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами [5]. Начало таким исследованиям положено еще К.Д.Ушинским.
В современном обществе проблема чтения в различных ее вариациях является предметом обсуждения на страницах журналов и газет. «Без грамотно сформированных навыков чтения невозможно у детей воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
Трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания обучающихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с средствами массовой информации скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения. Теперь, чтобы получить какие-либо сведения по любому вопросу люди не просиживают в библиотеках, не прорабатывают литературу, а находят все ответы на вопросы в Интернете. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Возникает противоречие между необходимостью выработки у обучающихся начальных классов навыков полноценного чтения и малой эффективностью этой работы в современной начальной школе.
Противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости рассмотрения и систематизации методической системы, обеспечивающей формирование у младших школьников навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения.
Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. Этим непосредственно занимается методика литературного образования в начальной школе. Работа с художественным произведением не может быть подчинена единой схеме. В тоже время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общие методические подходы, направленные на формирование и воспитание личности ребёнка, приобщение его к искусству слова и азам читательской самостоятельности. В современной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности.
Проблема овладения обучающимися начальных классов навыками полноценного чтения раскрыта В.А.Сухомлинским. В своей работе он писал: «Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем». По словам Цветаевой, истинное чтение, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. [8] А так же проблема раскрыта в научных трудах В.Г. Горецкого, М.Р.Львова, О.В.Соколовской «Методика преподавания русского языка в начальных классах». А так же в книге Т.Г.Рамзаевой, М.Р.Львова, Н.Н.Светловской «Методика обучения русскому языку в начальных классах».
Учителя начальных классов должны стремиться к тому, чтобы в конце четвертого класса большая часть имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Цель: выявить особенности различных приемов, оказывающих влияние на совершенствование навыка чтения учащихся начальных классов и разработать методическое обеспечение работы учителя.
Объектом исследования выступает процесс формирования навыка полноценного чтения обучающихся начальных классов.
Предметом исследования: организация и методика работы по совершенствованию навыка полноценного чтения обучающихся начальных классов.
Мотивация педагогической деятельности учителей начальных классов
... проблеме из литературных источников; 2) Практическая - изучение мотивации профессиональной деятельности учителей начальных классов. Б.В. Ольшанский приводит такие данные [4, c.147-148] - 62,8% учителей перегружены учебной работой, 16,3% мужей ...
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность проблемы совершенствования навыка полноценного чтения младших школьников.
2. Рассмотреть основные характеристики навыков полноценного чтения младших школьников и методические приемы их формирования на уроках литературного чтения в начальных классах.
3. Охарактеризовать основные пути и способы повышения эффективности приемов обучения полноценному чтению обучающихся начальных классов.
Для решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:
-аналитические — анализ психолого-педагогической и методической литературы, которая раскрывает сущность и особенности формирования навыков полноценного чтения младших школьников;
-моделирование учебных занятий по литературному чтению в начальных классов с использованием различных приемов обучения.
Практическое значение данного исследования заключается в том, что содержание работы может, использовано студентами педагогического колледжа при изучении раздела «Методика литературного чтения» и планировании уроков на педагогической практике.
Работа имеет четкую структуру. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе «Научно-методические основы работы учителя начальных классов по совершенствованию навыка чтения» мы выявили значение и задачи уроков чтения на современном этапе развития младших школьников
Во второй главе «Практические аспекты работы учителя по использованию приемов совершенствования навыка чтения младших школьников» нами были смоделированы уроки литературного чтения
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованных источников представлен 24 источниками.
В приложении представлены материалы практической направленности.
Курсовая работа содержит 51 страницу.
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
1.1. Значение и задачи уроков литературного чтения на современном этапе развития школы
Общеизвестна роль художественной литературы в идейно-политическом, нравственном, эстетическом и трудовом воспитании школьников. Хотя в начальных классах школы литература не изучается как особый предмет, тем не менее при определении значения уроков классного чтения необходимо прежде всего учитывать место литературы в жизни общества, ее влияния на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе положения, согласно которым литература представляет собой богатейшей источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности. «Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современности. Благодаря литературе мы становимся как бы участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества. И понятно, что, вбирая в себя этот опыт, накопленный человечеством, мы растем на только потому, что обогащаемся прежде всего знаниями об этом пути людей, которые жили до нас или живут вокруг нас, мы растем и потому, что воспринимаем те высокие цели и идеалы исторического общественного развития, видим во всей их жизненной непосредственности героические картины борьбы за эти цели и идеалы, подвиги, совершенные во имя этих целей, силу и высоту человеческого духа, проявленные в этой борьбе» [18].
Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки ...
... деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ Тема и цель занятий Коли Количество часов 1. Познакомимся ... часовой стрелке. "Качание головой" упражнение мозговой гимнастики (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и ...
Значимость уроков классного чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и воспитательные задачи: расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, формируются элементы мировоззрения, положительные нравственные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний.
Для осуществления образовательно-познавательных задач в их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была одновременно процессом познания, воспитания и развития. Поэтому важно не только что читать, но и как работать с текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладении учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств, необходимых человеку.
Идейно-тематический и литературно-эстетический принципы построения книг для чтения в начальных классах позволили авторам в определенной системе включить произведения, всесторонне представляющие жизнь нашей страны, в том числе ее природу и разные времена года, грандиозность труда, борьбу людей за мир во все мире.
Тема Родины, ее славного прошлого и героического настоящего является центральной в книгах для чтения. Понятия «родины» формируется у учащихся постепенно в процессе чтения произведений, которые углубляют конкретные представления школьников о природе родного края, о труде людей, об условиях жизни человека, об отношении к своей стране, о взаимоотношениях между членами коллектива, между людьми разных национальностей, населяющих нашу Родину, о сотрудничестве нашей страны с прогрессивными странами мира. Таким образом, Родина раскрывает для учащихся многоаспектно, и на конкретном материале, доступном детскому восприятию и обобщению. Учитель подводит учащихся к понимаю того, что Родина — это не только земля, реки, леса и горы, но и прежде всего люди, народ, который своим трудом умножает богатство земли, создает радостную, свободную жизнь и защищает родную землю от врагов, не щадя сил и жизни. Чрезвычайно важно, чтобы формирование представлений о Родине осуществлялось в единстве воспитанием гражданских чувств, любви к Отечеству.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал, что понимание ребенком действительности должно быть одновременно воспитанием гражданина: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самого себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями. Все, что происходит в окружающем мире, все, чем жили люди в прошлом и живут сейчас, ребенок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте; зло побуждает негодование непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Душа ребенка не должна быть холодным хранилищем истин» [17].
Психологический аспект механизмов нарушений чтения
... стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют ...
В книгах для чтения помещено много высокохудожественных произведений русских и современных поэтов о природе: стихи А.С.Пушкина, И.Бунина, Н.Некрасова, А.Фета, Ф.Тютчева и др., отрывки из произведений М.Пришвина, К.Паустовского В.Бианки и др.
Анализируя произведения о природе и труде людей обучающиеся обогащают свои знания новыми сведениями об окружающем мире. Одновременно они учатся наблюдать природу, видеть ее красоту, бережно относиться к природным богатствам.
Итак, воспитательная и образовательная функции уроков классного чтения взаимообуславливают друг друга и взаимодействуют между собой. Данное обстоятельство позволяет рассматривать их во взаимосвязи и говорить о едином воспитательно-образовательном процессе. При этом необходимо подчеркнуть, что воспитательно-образовательная функция уроков чтения включает в себя не только содержательную сторону, но и операционную, т.е. показывает, какие методы применяются учебном процессе и, в частности, как учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, как добивается их всестороннего развития.
Непременным условием, соблюдение которого позволяет соединить в единый процесс познавательную и воспитательную функцию уроков классного чтения, является установка учителя на развитие общественно значимых оценочных суждений школьников при восприятии и анализе ими художественных произведений или научно-популярных статей. «недостаточно заучить слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные, нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность», — пишет известный советский психолог А.Н.Леонтьев. «Значит, — продолжает он, — главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем» [10]. В приведенном высказывании выражена весьма важная для учителя мысль о том, что приобретаемые уч……..