Формирование у младших школьников навыков безопасного использования сети Интернет

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Школьное русское отделение

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование у младших школьников навыков безопасного использования сети Интернет

Содержание

Введение

1. Теоретические основы информационной безопасности младшего школьника

1.1 Информационная безопасность как педагогическая проблема

1.2 Особенности развития младшего школьника как фактор эффективности формирования информационной безопасности

1.3 Основные пути к решению проблемы информационной безопасности младшего школьника

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информации распространяется быстро благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, не адекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем. возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой обеспечения информационной безопасности обучающихся в сети Интернет. В связи с существенным возрастанием численности школьников в Интернете эта проблема становится актуальной. Интернет часто представляет собой неотфильтрованную информацию, и необходимы меры по ограждению ребенка от нее. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.

Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

2 стр., 957 слов

«Межнациональные отношения в современном российском обществе: ...

... установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию. Общение ? важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию ... и формирование толерантных отношений. М., 2002.- 326с. 5. Ефименко Н. А. Проблемы толерантности в современном обществе // Молодой ученый. — 2013. — №11. — 526-527с. 6. ...

информационная безопасность младший школьник

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности в сети Интернет — обучение ребенка адекватному восприятию и особая роль при этом принадлежит начальной школе, где возможность развития информационной безопасности младшего школьника обусловлена чувствительностью возраста` доверием педагогу, желанием познавать новое.

Младшие школьники, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.

Педагоги способны быть проводниками детям в мир знаний, но в то же время не допустить, чтобы неустойчивая детская психика подвергалась информационному насилию, подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную безопасность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Очевидно, что в школах не всегда работают специалисты, способные быстро решать вопросы обеспечения информационной безопасности учащихся, принимать решения по постоянно возникающим проблемам. Возникающие проблемы в каждой школе приходится устранять, вне зависимости от того, есть подготовленные специалисты или их нет.

Исходя, из выше изложенного, выбранная нами тема нашего исследования: «Формирование у младших школьников навыков безопасного использования сети Интернет» является актуальной.

Цель исследования — изучение методических подходов по формированию навыков безопасного использования сети Интернет в начальной школе.

Объект исследования — образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования — формирование у младших школьников безопасного использования сети Интернет.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретической и научно-методической литературы по данной теме.

. Раскрыть современное состояние проблемы информационной безопасности и ключевые понятия темы.

. Определить сущность и структуру информационной безопасности личности младшего школьника.

3 стр., 1374 слов

Интернет и психологические исследования 2

... и опосредованность общения Интернет-технологиями. Для получения полной картины изучаемой феноменологии необходимо сочетание традиционных методов исследования и методов, опосредствованных информационными технологиями, которые ... собрать данные на обширных, представительных выборках. Так, при проведении в сети Интернет рестандартизации личностного опросника Айзенка (EPI) за 16 месяцев тестирование ...

. Рассмотреть основные пути решения проблемы информационной безопасности младшего школьника.

1. Теоретические основы информационной безопасности младшего школьника

1.1 Информационная безопасность как педагогическая проблема

Отличительной особенностью времени переход к качественному состоянию общества, характеризуется повышением роли информационных процессов и, в частности, целой производства информации. Считается, что общество на к иной форме существования — информационному и в широком контексте — к цивилизации [1; 4; 7; 11; 16].

В настоящее время, в педагогическом России, уже задача, о проведении информатизации и в приоритетного проекта образования. Уже с 2007 года все образовательные учреждения имеют компьютерную базу и в Интернет. Необходимо отметить, что уже определенный опыт в и учащихся информационным технологиям, т.е. умеют информацию из сети Интернет, существуют к необходимому подготовки учащихся, основанные на умениях:

требуемую в различных источниках;

визуальную в вербальную знаковую и наоборот;

трансформировать информацию, ее объем, форму, систему, носитель и др., из цели взаимодействия и особенностей аудитории, для она предназначена;

понимать цели коммуникации, информационного потока;

находить в информации и предложения по их исправлению;

составлять и информационных сообщений;

вычленять в сообщении, план информационного сообщения, форму его адекватную содержанию;

работать с подготовки, и информации и т.д.

Таким образом, на этапе констатировать, что в педагогической разработаны основы по информационно — технологиям.

Проведенный анализ психолого-педагогической последних лет по рассматриваемой проблеме, нам утверждать, что несмотря на существующую значимость, на день и практических работ, в сфере нами темы, явно недостаточно.

Так, выполненное Н.И. диссертационное «Информационная безопасность в учреждении» внимание на безопасности при в сети [16]. дает рекомендации для педагогов, и родителей, но в автор внимание информационной безопасности именно в учреждении и на уроках информатики.

В работе Д.С. рассматриваются психолого-педагогические обучения информационной подростков [31].

Определенный интерес для исследования работы Ю.А. «Развитие познавательных дошкольников в медиаобразования», Е.В. Якушиной «Методика школьников с информационными на основе действующей Интернет». [56, 180].

Мы полагаем, что для и развития невозможно и не нужно идеальную среду, заниматься информационной личности школьника.

Формирование информационной является проблемой. Во-первых, большую и часть времени проводит в учреждении, во-вторых, учеба основной школьника, в — в есть профессионалы, обучать безопасности.

7 стр., 3426 слов

Информационно-психологическая безопасность аналитической работы

... безопасности предполагает, прежде всего, наличие у субъекта знаний об имеющихся и возможных угрозах, а также о методах реагирования на них. Прежде, чем говорить об угрозах информационно ... разрозненными фрагментами разнокачественной и разноуровневой информации. Прежде всего, отметим, что ... возможности получения адекватного комплексного информационного «портрета» личности. Специфику жизни этих «тел» ...

В последнее все исследователей и обращают внимание на необходимость разработки информационной безопасности личности, и [12].

Проанализировав научную литературу, мы отметили, что информационной безопасности занимаются в экономике, философии, психологии, журналистике. В педагогической нами не понятия информационной безопасности, мы к междисциплинарным и установили, что в отмечаются неоднозначные к определению понятия безопасности.

Так, по М.В. Арсентьева, безопасность — информационной неопределенности объективно и существующих и потенциальных за счет над информационным пространством и возможностей, и для этих угроз, что в совокупности уровень (степень) безопасности каждого субъекта [6].

В.Ю. Статьев и В.А. определяют безопасность как защиту информации и ее с совокупности программных, аппаратно-программных и с недопущения причинения владельцам этой или поддерживающей его инфраструктуре [14].

По мнению Г.Г. Феоктистова, безопасность — это получение информации о намерениях и действиях своих и утечка информации о планах [16].

Указанные определения, на наш взгляд, некоторые в нашего исследования. С стороны, дают широкое, определение информационной безопасности, дополнительного и конкретизации, с стороны, не отдельные обеспечения информационной безопасности, с тем, определения несут важную нагрузку и положения относительно рассматриваемого понятия. всего, объект защиты, конкретная деятельность по защищенности информации.

Прежде чем дать свое информационной безопасности, рассмотрим, что понимается под «безопасность». представляет собой сложное и его занимаются специалисты, работающие в различных отраслях знаний.

В законодательстве оно как «состояние жизненно интересов личности, и государства от внешнего и характера» [6].

На уровне сознания «безопасность» как «отсутствие опасности», «состояние, при не опасность, есть от опасности» [5; 7].

Исходя из этого, мы полагаем, что «безопасность» есть нанесения вреда кому-нибудь или чему-нибудь проявления угроз, т.е. их защищенность от угроз.

Под информацией мы сведения или сообщения, образом, термины позволили нам дать определение безопасности.

Нами понятие безопасности как защищенности жизненно интересов личности, в выявлять и идентифицировать информационного и скомпенсировать негативные информационного воздействия.

Угрозы информационной мы одним из аспектов информационной безопасности. понятие и возможные угрозы безопасности.

Вероятность опасностей быть различной в от условий. В с этим авторы используют угроза как конкретизацию опасности и вероятность ее возникновения, на то, что это логически достаточно [9; 10; 14].

3 стр., 1194 слов

Почерк как источник информации о личности

... 20 ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УСТАНОВЛЕНИИ И ИЗМЕНЕНИИ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ РУКОПИСИ 2.1. Идентификационные исследования почерка…………………………21-26 2.2. Диагностические и ... и закреплении письменных навыков. Считается, что в период наиболее интенсивной социализации личности (старший подростковый возраст) навык письма, отработанный до автоматизма, приобретает личностные ...

Угроза информационной — условий и факторов, создающих опасность важным личности, и государства в информационной сфере.

В литературе различные угроз информационной безопасности [4; 7; 11]. них выделить следующие:

По объектам:

конституционным и свободам граждан, в информационной сфере;

угрозы жизни общества;

угрозы ресурсам.

По источнику угрозы:

внешние — со бедствиями, техногенными, политическими, социальными факторами, информационных и коммуникационных технологий, другими воздействиями;

внутренние — с вычислительной и коммуникационной техники, ошибками обеспечения.

По природе возникновения:

естественные (объективные) — воздействием на информационную среду объективных процессов или природных явлений, не зависящих от воли человека;

искусственные (субъективные) — воздействием на информационную сферу человека.

Среди угроз выделяют:) непреднамеренные (случайные) — программного обеспечения, персонала, вычислительной и техники и т.д.;

б) преднамеренные (умышленные) — доступ к ин формации, разработка программного обеспечения, для осуществления доступа, и вирусных программ и т.д.

По принципу воздействия: с доступа; с скрытых каналов.

По цели реализации: а) конфиденциальности; б) целостности; в) доступности.

По характеру воздействия: активные; пассивные.

Кроме этого, в имеет классификация угроз по их опасности: доступ; пожары; нарушение нормальной работы (заражение вирусами, ввод искаженных данных, умышленный вывод из оборудования и его хищения); использование обеспечения, содержащего [15; 16].

Таким образом, обзор точек зрения на предмет, сделать вывод, что в время нет достаточно обоснованной и общей угроз информационной безопасности и их источников. Это с и этой проблемы, а с тем, что сама и классификации от тех задач, необходимо решить, и в с этим — от оснований и критериев, используются при классификации.

В психолого-педагогической отсутствует источников угроз личности, мы собственную источников угроз.

Исходя из исследования, основные источники информационной безопасности с отдельного для способов и механизмов его защиты.

Мы считаем выделить, дополнительно, относительно самостоятельных группы угроз безопасности личности.

государство (в том иностранные), власти и и другие государственные и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, и иные организации, в том зарубежные);

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким ребёнком. ВАРИАНТ 3 Задание ... поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Сформулируйте рекомендации учителю. Б.В школе не все дети хорошо «вписываются» в среду сверстников. Не для всех ...

различные группы (формальные и неформальные, и случайные, большие и по жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, досуга и т.д.).

отдельные (в том представители и общественных структур, социальных и т.п.).

Мы считаем, что угроза от информационного воздействия на личность школьника: массовой представляют угрозу для в многократного негативной информации, при отсутствии детская несет психическому и нравственному детей.

Телевидение как институт в силу особенностей: (каждодневное, доступное, существует в зоне близости зрителя) одним из самых значительных опосредованного и важным фактором, влияющим на личности с раннего детства.

Телевидение для школьника важнейшим информации о мире, в котором он живет, что исследованиями авторов.

Проведенные исследования наш о том, что место по СМИ занимает телевидение, на месте издания, на также все названные информации и радио и [1; 5; 9; 10; 27].

На протяжении пятнадцати лет школьники, младшего школьного возраста, объектом воздействия экранных искусств, в действия чувствам и мыслям, — историям, человеческие типы — супергероям, а насилие, жестокость и эротика, тем же насилием, едва ли не основным содержанием и [9].

Сегодня средства информации в целом, и в частности, оказывают огромное на сознание, и на формирование личности. В современных ребенок с месяцев попадает в информационно-насыщенное поле: родители колыбельных и на ночь видео — или [36].

Возможности воздействия на психику, людей, манипулирование у СМИ огромно. Даже, бы, достоверная может скрытую угрозу.

Так, передачи о наркотиков служат не средством отвращения от них, указанием информации, где и у кого можно наркотики [62].

Нельзя сказать, что стоит в от этой проблемы. В последние годы принят ряд актов [12].

И все-таки, защите со государства явно недостаточно внимания. В законодательных отсутствует:

законодательное понятия «информационная общества и человека», механизмы ее обеспечения;

указание в иных мер национальной безопасности на меры и характера»;

выделение в особо объектов (в том информационной безопасности) нормального несовершеннолетних общества [14].

Для реализации социального в младший школьник нуждается в притоке информации. информационная с окружающим миром, средой, в он как активный социальный субъект, одним из условий жизнедеятельности [26; 27].

Опираясь на положения М. Мид, американский исследователь Дж. заметил, что, благодаря, образом, телевидению, в XX в. между миром и стали прозрачными. дает возможность за взрослых, воспринимать его и себя с ним [15].

Речь идет и о том, что те или иные массовой практически нарушают ребенка, документами ООН, не возрастные при демонстрации (прежде по телевидению) сцен на экране. Этой посвящены исследования Г.В. Грачева, О.В. Пристанской, А.В. Федорова, А.В. Шарикова, воздействия в медиатекстах на и молодежную негативного неконтролируемого потока сцен экранного на аудиторию и создания продуманной государственной по к прав в области медиа.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Современные информационные открыли доступ к компьютерной сети Интернет, которая с является времяпрепровождением.

Отследить всю информацию, в Интернет, невозможно, как предвидеть может ли случайно на сайт, где ему употребление наркотиков, алкоголя, взрывчатки.

На наш существует путей этой актуальной проблемы:

. Путь регламентирования всех СМИ, как способ защиты от вредной информации.

. Введение в программы медиаобразования.

. Последовательное у в всех предметов самостоятельного мышления.

Без правового СМИ, Интернет, проблему информационной безопасности и в детей нельзя.

Особенно важно определенной атмосферы подобных продуктов. Но для необходимо понять, предлагаемую информацию. Здесь сфера системы образования и семьи.

Школа нужно и психолого-педагогические программы, способные:

подготовить детей к негативным рекламы, фильмов, и т.д.;

осознать их цели, и способы их с телевидения (развлечение, стресса, познания и другие);

формировать грамотность с того, что часть сообщений масс-медиа не быть образом и детьми (формирования критического и самостоятельности) [9; 36].

Сегодня России учитывать «опытного» государства. Этой цели призвана активно область — (Media Education).

Причем процесс этот развиваться как в рамках детей, так и в рамках обучения и родителей.

Для педагогов это не курсы по грамотности, но и «Медиаобразование» («Телекоммуникационное медиаобразование»), «Система и информации в Интернете», «Мировые ресурсы», «Информационно-психологическая безопасность», «Информационная использования среды» и др.

Для родителей это быть комплексный курс, основы всех вышеперечисленных вопросов.

Таким образом, сделать что в качестве источников мы выделили: (в лице органов и управления, структуры и учреждения), общество (в лице общественных, экономических, политических, и иных организаций), группы (в лице сверстников, одноклассников), отдельную (родитель, педагог).

Предлагаемая источниками может быть: недостоверной, не этичной, непристойной, деструктивной.

В средств воздействия выступают: СМИ (телевидение, радио, Интернет), (художественная, учебная, и др.), услуги (массовое, альтернативное, медиаобразование и др.), (вербальное, невербальное).

Информация, исходящая от источников, информационного воз действия, вызвать проблемы (переутомление, зависимость, соматические заболевания, работоспособности), этические (переоценка нравственных норм, интереса к искусству, и др.), проблемы обучения (отсутствие на обучение, перегрузка информацией, снижение успеваемости), (виртуальное общение, умения общаться) у школьника, в информируемого, при отсутствии по безопасности.

3 стр., 1438 слов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

... для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. 5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие ... время и порядок "хождения по гостям". В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Например, в изостудии для них готовится стол с кучей глины, ...

В педагогической не понятия безопасности, в то время как способен сознание к противодействию негативным воздействиям, информационную грамотность, способности к информации, умению отличать информацию от некачественной.

Мы предлагаем структурно-функциональную прохождения потока, в педагог как субъект общества, способный к обучению школьников грамотности, призванный минимизировать информационной детей. (Приложение 1).

1.2 Особенности развития младшего школьника как фактор эффективности формирования информационной безопасности

Эффективность формирования безопасности связана с развития личности, ее и особенностей. Для исследования необходимо на младшего возраста и выделить особенности, будут на процесс.

Нами в анализа определено, что школьный наиболее и содержательно в В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной, Л.Ф. Обуховой, Н.А. Менчинской, Д.В. Элькони — на, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман и др. [3; 6; 12; 14; 16;].

Период от до лет, который соответствует школьному возрасту, в психологии описывается как относительной и стабильности.

Наиболее характерная данного состоит в том, что в этом дошкольник становится школьником. Это период, ребенок в себе черты детства с школьника [2].

Основы многих качеств закладываются и в младшем школьном возрасте. особое ученых направлено на выявление развития школьников. этих резервов позволит успешно детей к учебной и трудовой деятельности, в частности, к информационной безопасности.

Первой особенностью младшего школьника, актуальной для нашего исследования, значимость педагога. С поступлением в школу перестройка всей отношений с действительностью, как Д.Б. [17].

В школе новая этих отношений. «ребенок — взрослый» дифференцируется:

ребенок — учитель;

— взрослый;

— родители;

Система «ребенок — учитель» определять отношения к родителям и ребенка к детям.Б. Г Ананьев, Л И Божович это [24]. Хорошее, и хорошие отметки — это то, что констатирует ребенка со и сверстниками. Первое, что интересует — это школьника. «ребенок — учитель» центром ребенка, от нее совокупность всех благоприятных для условий:

ребенок — учитель;

— родители;

ребенок — сверстники.

Впервые «ребенок — учитель» становится «ребенок — общество».

5 стр., 2164 слов

Информационный стресс в учебной деятельности

... определяющим ее психическую деятельность. Информационный стресс в учебной деятельности информационный стресс студент обучение Информационный стресс - это состояние информационной перегрузки, когда индивид ... факторов эмоционального взаимодействия. Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются: Семантические - а) дефицит информации; б) ...

Наряду с изменениями общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, выражается в том, что темы и мотивы общения. Если в классах выбор по общению определялся для в оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV появляются иной межличностных выборов, связанные с оценкой со школьника достоинств и форм партнера по общению.

Ситуация «ребенок — учитель» всю жизнь ребенка. Если в школе — и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.

Данная социальная развития требует деятельности, которая называется деятельностью.

Следующей особенностью возрастной является то, что в качестве ведущей деятельности является деятельность. об разом, для успешного информационного необходима учебная деятельность, но деятельность, особым способом.

Нами выявлено определения деятельности как по усвоению знаний.

Для нас понимание, что деятельность — это деятельность, непосредственно на науки и культуры, человечеством. Учебная не дана в форме. ребенок в школу, ее еще нет. деятельность быть и в общения. Также, как должен трудиться, он уметь и общаться.

Чрезвычайно важной является учиться ребенку или с других. В построении деятельности и задача школы — прежде всего надо учиться, а это небез общаться со сверстниками и [32].

Таким образом, совместная — этап и механизм индивидуальной деятельности [33]. отношения при деятельности и взаимном обмене действий психологическую и движущей силой собственной индивида.

В контексте исследования нам определить, ли сотрудничество эффективным формирования информационной безопасности. Так, для работы исследования Г.А. Цукерман, о роли со в развитии младших школьников [16; 17].

Г.А. Цукерман гипотезу, которой со сверстниками качественно от со и так же, как и сотрудничество со взрослым, необходимым психического развития ребенка. В ребенка и неизбежно разделение функции: ставит цели, и действия ребенка. Так, любое ребенок сначала со взрослым, мера помощи взрослого и на нет, действие интериоризируется, и ребенок выполнять его самостоятельно. замкнутый круг: без взрослого не освоить действие, но при взрослого не полностью действие, некоторые действия (контроль и оценка) так и за взрослым.

Пока учитель — учебной ситуации, за ним остается и «последнее слово», то есть действия не учениками [16].

Таким образом, для информационной необходимо организовать учебную деятельность.

Еще одной особенностью школьного является со сверстниками, воздействует на интериоризации иначе, чем кооперация со взрослым. Г.А. рассматривает со сверстниками как звено началом нового действия при со и полностью самостоятельным концом формирования.

При качественном взаимодействий Г.А. выделяла две характеристики этой деятельности.

. Независимость от взрослого. организует работу, «запускает», а дети работают самостоятельно (в от обучения, при учитель побуждает, направляет, контролирует, и т.д.).

При этом дети обращаются к очень — в ситуациях.

Таким обменяются «ученик — учитель»: дети не к постоянному со взрослым, самостоятельно. отметить обращенность ребенка, всего к партнеру. Это учет позиции партнера, его зрения, децентрации. Все это к развитию рефлексивных действий.

. Обращенность не на результат, на своих и партнера действий. В этой взаимодействие строилось в «ситуация педсовета»: дети-учителя в классах, они между собой, на какие правила дать тому или классу. высокий мотивационный уровень кооперации. это по ученикам — они становятся и заинтересованными.

Таким образом, разработанных в теоретических позволил определить, что информационной наиболее в учебной деятельности, но она быть на кооперации. Данные характеристики нам особенности организации с младшим школьником.

Младший школьный возраст, наибольшей пластичностью, поэтому возможно её изменение в ходе для ребёнка учебно-познавательной деятельности, которой органично включить в её педагогически процесс формирования у младшего знаний по безопасности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Ю.М. Орлов, Г.К. Селевко, Г.А. и др.).

В.В. считал, что уже в младшем школьном при необходимых дети овладеть основами разумно-теоретического, сознания и [53].

Для нашего и занятий по безопасности, характеризуя деятельность, отметить и мыслительные способности и младшего школьника.

Для дальнейшего данного важными для нас труды Ж. Пиаже, который отмечал, что вовсе не взрослый человек, и ум его вовсе не ум взрослого.

Обобщая позицию Ж. Пиаже, следующее: мысль осознанность и подсознательная интуитивность, поэтому при младших школьников информационной важно выделять, что им и принято, а что еще не осознано.

Для нашей существенное имеет нравственных норм, присущая ребенку, умение информационную угрозу, мы опираться именно на нравственных норм, собственные внутренние усилия по самоусовершенствованию.

На пороге жизни новый самосознания детей, точно выражаемый «внутренняя позиция». Эта представляет собой осознанное ребенка к себе, к людям, и — такое отношение, он может делами и словами. Возникновение позиции переломным в дальнейшей судьбе ребенка, собой его индивидуального, относительно самостоятельного развития [10].

Факт становления позиции проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется нравственных норм, он или старается следовать и везде, от обстоятельств. Благодаря исследованиям, Ж. Пиаже, мы представление о том, как дети возраста о морали, нравственно-оценочных суждений они [9].

Для нашего представляют работы по нравственных суждений у Л. Колберга, расширил, и идеи Пиаже. Он установил, что на до уровне морали дети действительно чаще дают поведению по его следствиям, а не на основе мотивов и поступков человека. Сначала, на первой стадии уровня ребенок полагает, что должен подчиняться правилам для того, избежать за их нарушение.

На второй возникает о нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это нравственным любое поведение, за которое можно поощрение, или такое, которое, личные потребности данного человека, не удовлетворять свои человеку [7; 9; 14].

Таким образом, при по информационной необходимо учитывать эту особенность, в использовать ситуации, предполагающие нравственный учащихся. поведения из познавательных процессов и регуляции в школьном возрасте распространяется на чувств. У III-IV отмечаются первые, правда, еще неумелые, попытки эмоций, импульсов и желаний. с этим примерно с III у школьников можно отметить проявление как черты характера.

В этом дети еще не к полноценной выработке собственных убеждений. то или иное требование, младший все еще на педагогов, родителей, более старших учеников. несамостоятельность мышления и большая младшего обуславливают его легкую восприимчивость как к влиянию, так и к [33]. Следовательно, на по безопасности создать ситуацию успеха.

В младшем возрасте новые для стимулирования психического ребенка регуляцию его с окружающими людьми, с и родителями, к которых в этом возрасте еще открыт. Это взрослым и использовать в социальные ребенка для на него положительного [13]. Речь идет о мотивах, как признание, одобрение со значимых людей, получить высокую оценку и ряде других.

К концу школьного возраста, к III-IV школы, повышенное значение для приобретают со сверстниками. Это дополнительные возможности для использования этих в учебно-воспитательных целях, в частности, для психического ребенка через публичное в товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, многие действия и ситуации, затрагивающие престиж [15].

Трудолюбие и самостоятельность, способность к саморегуляции, создают благоприятные для детей школьного и вне непосредственного со или сверстниками. Речь идет о способности детей возраста часами в заниматься делом. В этом возрасте важно ребенка дидактическими играми [32].

Таким образом, различных социально-психологических является условием успешного информационной безопасности.

Еще одна состоит в том, что и умственная работа требует от усидчивости, эмоций и естественной двигательной активности, и внимания на учебных задачах, а это в классах делать не все дети. из них утомляются, устают, следовательно, предусматривать возможности при занятий по информационной безопасности.

Особую трудность для 6-7-летнего возраста, обучаться в школе, представляет поведения. должен на во время урока, не разговаривать, не по классу, не по во время перемен. В ситуациях, наоборот, от него проявление необычной, довольно и двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. первоклассникам явно не силы воли для того, чтобы удерживать себя в состоянии, собой в течение периода времени. На учитель детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же от требуют при выполнении домашних заданий. Напряженная работа в обучения в школе их, но это происходит не потому, что устает именно от работы, а по его к саморегуляции [13; 16].

Для нашего важно на создать фон для коллективной класса, слабых за трудолюбие, обратить внимание на самоуверенность.

С в меняется положение ребенка в семье. У него появляются обязанности и права (например, школьнику отвести место и для занятий, нужно считаться с его дня).

Опыт показывает, что в семей эти права воспринимаются с и удовлетворяются. Нередко наблюдается даже такая картина: сочувствие и их готовность сразу запросы «школьного труженика», детей начинает диктовать тот домашней жизни, в которого находятся они — школьники. А это уже возникновением ученического эгоизма [1; 2]. внимание к в нужно сочетать с ему не важных и других ее членов.

Наиболее верный предупредить «насыщение» состоит в том, дети получали на достаточно учебно-познавательные задачи, сталкивались с ситуациями, из требует овладения соответствующими понятиями. перед системы заданий, требующих активного путей и их решения, с на чала вводит первоклассников в интеллектуальных поисков, перед ними необходимость найденных действия на развернутых рассуждений и умозаключений. такой мысли тельной деятельности дети сознательно нужные и умения. Эта работа привлекает к себе и при руководстве со учителя вполне им посильна. Поэтому, в месяцы обучения, опас но от учеников запоминания тех или иных без понимания их необходимости и применения. Конечно, первоклассники многое и прочно запомнить. и эффект при этом будет достигнут, но упущен из-под важный — формирования у познавательных к учеб ному материалу. же таких отрицательно на всей учебной [2; 9].

Изучение психолого-педагогических развития школьника нам определить, что при информационной в школьном возрасте учитывать следующее:

для начальных высок авторитет учителя, следователь но, открыт для с и доверяет информации, исходящей от него;

познавательные младшего сформированы, он готов к восприятию материала, за школьной программы.

углубленная и умственная работа, от усидчивости, сдерживания эмоций, и внимания младшим школьникам не в объеме, занятия по безопасности в классах в игровых с возрастных особенностей, с социально-психологических ролей;

поскольку со и является необходимым условием психического ребенка, в обучения информационной безопасности центром ситуации и освоить новое, стимулируя через и формы обучения, при этом воздействия адресованы ребенку, с его индивидуальных особенностей;

учитывая развитие у младшего возраста самостоятельного мышления, в занятий по информационной безопасности помогает осознанно критическое отношение и обосновать его.

1.3 Основные пути к решению проблемы информационной безопасности младшего школьника

На наш взгляд, путей к проблемы не позволит школьнику полноценно развиваться, адаптироваться к социальным условиям и свое поведение, удовлетворять основные потребности в обществе в приемлемых с интересов и деятельности людей и социальных [1].

Нами определено, что создать условия для развития информационной младшего школьника. Мы предполагаем, что обучение информационной будет в случае, если организовать его как взаимосвязь работы учащихся, педагогов, родите лей. Правильно организованная, деятельность и педагогов может положительно на информационной безопасности.

В качестве решения безопасности мы выделяем:

содержательный путь, реализуется в программе «Информационная младшего школьника», в которой включены темы и проблемы, смысл безопасности, угрозы, исходящей от из источников и угроз, из разных источников;

процессуально-технологический путь решения развития безопасности школьников, в заключены вопросы и занятий, и психолого-педагогический компоненты данных занятий (направленность на умения информационную и умения адекватно на нее; занятия преимущественно в игровой форме с разных деятельности и опорного конспекта);

психолого-педагогический, а организация педагога и учащихся на принципов гуманизма, учителя принять позицию ребенка, уважения к личности учащегося;

организационно-педагогический путь, в целенаправленной теоретической педагогов по информационной безопасности через системы семинаров, которых модульную структуру и с современных обучения в интерактивном режиме;

дополнительным развития безопасности школьников является и работа с родителями.

Рассмотрим более первую группу.

Содержание программы по безопасности на год занятий, по 5 в четверти, 20 занятий. Мы строить занятий от простого к сложному, по мере приобретения определенных навыков, на следующем этапе возвращаться к на новом программы, включающей в себя как теоретические, так и аспекты.

Основными темами предлагаем соответствующие возрасту и интересам учащихся: «Информация в себе угрозу», «Информационная исходит от людей», «Я и телевизор», «Компьютер и игры», «Выбираем диски вместе», «Мне телефон», «Дети в Интернете», «Литература, мы читаем». занятия помогут школьнику и совершенствовать на полученные знания. С педагога смогут не только узнавать, но и предотвращать последствия угрозы.

Целью обучения школьника безопасности, на наш взгляд, является соответствующей противодействия нами угрозам.

Определяя методы внеклассных по информационной безопасности, мы выбрали, с особенностей школьного возраста, как наиболее соответствующую для и занятий методов по типу деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Первым методом, значимым для этапов мы выделяем объяснительно-иллюстративный. учащимся об угрозе, видах опасностей, на и др. предлагает в «готовом» виде, объясняет их, сознательно и воспроизводят полученную информацию.

Вторым методом мы метод изложения материала, на этапе учащиеся еще не участники, а лишь хода размышлений учителя.

Третий метод — частично-поисковый основным обучения на последующих этапах в четверти. В случае, учащимся не в «готовом» виде, организует новых с разнообразных средств. под учителя познавательные задачи, проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, выводы.

В качестве организации учащихся безопасности мы предлагаем формы — и развивающие классно-урочную систему. обучения на мероприятиях позволит расширить знакомства с видами информационных угроз, занятия в экскурсий, включит такие ознакомления с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, сбор наглядно-иллюстрационного материала и др.

На основе теории младшего мы определили условия проведения занятий: реальных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение, наглядных пособий: детской литературы, дисков, моделей сотовых и т.д.

Технология проведения включает в себя учителя, самостоятельную работу учащихся, групповые, формы сотрудничества. Поскольку, в настоящее время, в тенденция рассматривает весь педагогический процесс, как сотрудничества, т.е. с преобладанием коллективных, групповых форм работы, мы как работы — сотрудничество, которое из взаимодействия: — (ученики), ученик — ученик, взаимодействие в коллективе, это соответствует особенностям школьного [26].

На первом обучения школьников безопасности, первичен вопрос, что знать об угрозе. Целесообразно подготовить к тому, что угроза реальна, она может нанести вред жизни, здоровью, учебе, общению, таким образом, необходимо научить и информационную угрозу.

В концепции начального по информатике, разработанной А.И. Васильевым, и Н.Д. целью «обучение школьника информационной деятельности, информационных навыков».

Обязательный минимум по информатики, А.В. Горячевым представлен в трех уровнях, планируется получать, передавать, преобразовывать, и информацию, программа не предполагает научить оценивать учащихся [23].

На наш взгляд, в теории внимание уделяется формированию к угрозе. В случаев не рассматривается информационной или угроз, которые несет в себе информация.

Мы полагаем, что на этапе формировать понятие информационной угрозы, с выявить и возможные виды информационных угроз. этапом выступает умению выявлять информационную угрозу, и, как следствие, школьник приобретает опыт по отношению к ему информации.

Таким образом, ребенок с месяцев не будет о существовании угрозы, но и выявлять ее и противостоять ей. Для этого разработать занятия, в себя теорию и практику. Мы считаем, из условий — формирование самостоятельного мышления.

Рассмотрим группу организационно-педагогических решения: организационно — педагогические, работу с педагогами. Мы перед началом обучения школьников информационной безопасности, разработать цикл (четыре) для педагогов. занятий материал, раскрывающий для педагога, а и ребенка, информационной на аспекты человека.

На первом обучения обращаем педагогов к понятиям: знания, умения, навыки, для того, чтобы определить, как педагога идентифицировать информационную угрозу и этому школьника.

Таким образом, мы определили, что целями учебного предмета являются учащимися знаний и определенными умениями и навыками. При этом умениями и происходит на базе усвоения действенных знаний, определяют умения и навыки, т.е. указывают, как выполнять то или иное или навык.

Для нас разграничить понятия на обучения информационной безопасности, педагоги и смогли понять, что выявлять информационную — это этап новым способом действия, на каком-либо (знании) и соответствующему правильному знания в решения класса задач, но еще не уровня навыка.

Навыки — это компоненты действия человека, которые вырабатываются в его выполнения. [24].

В случае — это выявлять информационную угрозу. общеучебных и — специальная педагогическая задача. не все рассматривают эту с данной зрения. считается, что специальная, отработка этих и навыков не нужна, ученики сами в обучения приобретают необходимые умения.

Мы полагаем, что выявлять угрозу специального формирования педагогом. Это значит, что мы в обучения у способность информационную угрозу, он это действие развернуто, в каждый шаг действия, т.е. способность действие, сначала как умение. По мере тренировки и этого умение совершенствуется, выполнения действия свертывается, шаги процесса перестают осознаваться, выполняется автоматизировано — у ученика образуется в этого действия, т.е. выявлять ин формационную переходит в навык.

Процесс формирования выявлять угрозу длительным, более того, мы формировать умение в классах, как умение информационную в формируются и в течение всей человека.

В соответствии с установленными овладения действиями, соответствующими умениям и мы на этапе обучения ребят с уровнем, учащиеся не владеют данным (нет умения).

В первой четверти учащиеся с характером действия, его при педагога или родителей.

Ко четверти ребята на уровень, когда умение информационную станет действием по образцу, к четверти достигнут уровня, смогут достаточно выполнять действия, каждый шаг.

Целью курса в представлении стать автоматизированное, безошибочное выявлять угрозу. Подчеркнем, что не все умения достигать автоматизации и становиться навыками. Одни умения в обычно до 3-го уровня, другие, образом общие, до 4-го уровня, чего они в последующем обучении совершенствуются.

В нашем случае, выявлять угрозу совершенствоваться на последующих обучения учащихся. условиями, обеспечивающими наибольшую становления и умений информационную угрозу, нам представляется: обобщенного правила, образа ситуации, в выполняется действие, связь (информация) об выполнения в решения задач.

Особо важным систематическая учителя по умения выявлять информационную безопасность. работа, состоит, на наш взгляд, из следующих компонентов: целей, педагогических средств, их (собственно ход обучения), хода, результатов обучения и его корректировка.

По мере умений информационную изменяются цели, педагогические (содержание, методы, формы, методы воздействия коллектива и на учащихся, средства обучения и т.д.) важно, применяемые средства были бы уровням у умений во взаимосвязи с учебной деятельности.

На наш взгляд, внимание во подготовки к обучению информационной безопасности, уделить роли массовой информации. о на средств информации, необходимо отметить их и роли, систему ведущих на этапе от с дискуссии, преобладающего на этапе, дискуссию и упражнения — на втором, на этапе — коммуникативные упражнения, этюды, профессионально-педагогические ситуации, на четвертом — деловые игры.

Так же материал методику по информационной безопасности с школьниками. проблема и в качестве подготовки и квалификации кадров. Педагоги недостаточно знаниями по поступающей информации, информационной безопасности личности, либо не их в процессе. проблемы видится и в изменении профессиональной и переподготовки учителей в понимании своего и роли в информационной безопасности.

Педагогическими путями в информационной мы считаем:

педагогом свободного пространства множественного и взаимодействия со взрослыми и детьми, где он по выбору решений, совершая поступки, рефлексируя, внутренние переживания, свой потенциал, свой личностный рост, а помогает ему тенденцию развития, вектор самосозидания как в конкретных ситуациях, так и в жизненной стратегии;

всесторонняя психолого-педагогическая поддержка, чувство уверенности в себе и служило стабильного самопроявления, защищенность коллективом, среды для проб и ошибок для приобретения жизненного опыта, виды деятельности для самопознания и саморазвития;

создание человеку для себя как целостной личности, ситуаций, нравственный выбор. из условий успешного информационной является, на наш взгляд, личность педагога, свойственно безусловное, принятие ребенка, укрепить его в социуме, своевременную поддержку в младшего оградить от совершения неприемлемых действий, путь к и адаптации ребенка.

Необходимость и сотрудничества и никогда не ставилась под сомнение. Родители первыми учителями до его в школу и эту роль в дальнейшем.

Эффективность работы по информационной во зависит от того, они с семьей. В сотруднического взаимодействия и начальных лежат взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, и по друг к другу. Для группы выделенных нами условий, работу с родителями, включает в качестве тем собраний темы, обуславливающие проблем и сущности безопасности. носит характер, рекомендации, педагогическим коллективом, усилия для достижения высоких по информационной безопасности.

Таким образом, информационной педагогов, и учащихся, связуя или закономерности и тенденции, накопление знаний в массу состояний, приведет к мощных позитивных на уровне, активизируют опыт и внутренне ребенком и мотивированное «поступление» и видеть, инугрозу и уметь противостоять ей [16].

Заключение

Проблема информационной личности существует, нарушая состояние жизненно интересов личности, общества, государства в сфере от и угроз, следовательно, необходимость разработки информационной безопасности.

Для и развития ребенка не создавать информационную среду, необходимо заниматься информационной личности школьника, т.е. научить ребенка жить в информационной среде, опасности, от информации, предвидеть и на угрозу.

Проблемам информационной в психолого-педагогической литературе, учебных программах не достаточно внимания, чего, школьников не умению информационную и ей.

Отсутствие законодательства в информационной детей и подростков, предполагает участие в школьников информационной безопасности.

Информационная безопасность педагогической проблемой, способна реально действовать в данной проблемы, и внедряя психолого-педагогические программы, подготовить детей к противодействию воздействиям информации, осознать их цели, и их с телевидения, формировать грамотность и критического ин формации и самостоятельность.

Психолого-педагогические особенности младшего позволяют на начальных стадиях обучения отк информации. Под педагогических факторов, ребенка в информационном пространстве на этапах позволит ему в оценивать и воспринимать с полученных знаний. участниками процесса информационной вместе с являются родители.

Список использованной литературы

1.Алигулиев, Р.М. Вопросы защиты детей возраста от интернет-зависимости [Текст] / Р.М. Алигулиев, Р.Ш. Махмудова, Р.Ш. Махмудов. // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2011. — № 5. — С.97-107.

2.Аннушкин, Ю.В. Интернет-технологии: экзистенциальный анализ [Текст] / Ю.В. // технологии. — 2016. — № 2. — С.43-47.

3.Баранова, Ю. Безопасное в сети Интернет [Текст] / Ю. // Беспризорник. — 2015. — № 4. — С.58-61.

4.Будунов, Г.М. технологии в образовательной среде: «за» и «против» [Текст] / Г.М. Будунов. — : Аркти, 2006. — 192 с.

5.Букина, Е.Ю. Формирование у школьников безопасной в сети Интернет [Текст] / Е.Ю. // Информатика в школе. — 2014. — № 5 (98).

— С.40-49.

6.Давыдова, М.С. навыка с информацией у школьников [Текст] / М.С. // начальной школой. — 2016. — № 4. — С.27-31.

.Жолобова, С.И. безопасность современного школьника [Электронный ресурс] / С.И. Жолобова. — доступа: .

8.Как избежать неприятностей в [Текст]: урок для начальных // безопасности жизнедеятельности. — 2015. — № 4. — С.34-36.

9.Калуга, Д.Д. безопасность школьников [Электронный ресурс] / Д.Д. // сентября. урок. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/652762/.

10.Киселев, Г.М. Информационные в педагогическом [Текст]: по направлению «Педагогическое / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — : Дашков и К, 2012. — 308 с.: табл.

11.Климонтова, Г. Защита информации для школьников [Текст] / Г. // Воспитательная работа в школе. — 2013. — № 8. — С.74-81.

12.Кузьмина, М. Как медиакультуру учащихся [Текст] / М. // начальной школой. — 2016. — № 9. — С.12-16.

13.Кучма, В.Р. Гигиеническая использования в обучении и [Текст] / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. ; под ред. Р.В. Кучмы. — : Просвещение, 2013. — 224 с. — (Работаем по стандартам).

.Леонтьева, О. Интернет: друг или враг? [Электронный ресурс] / О. // технологии. — 2016. — № 3. — режим доступа: .

.Малых, Т.А. Педагогические развития безопасности школьника [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд пед. наук / Т.А. Малых. — Режим доступа: . pdf .

.Новосельцев В.И. игры: забава или педагогическаяпроблема? [Текст] / В.И. // Директор школы: сб. науч. тр. — М., 2003, № 9.

.Полат, Е.С. информационной в сетях рунет [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. — доступа: . htm .

.Психология [Текст]: для студентов сред. проф. / [И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. [и др.]]; под ред. И.В. Дубровиной. — 12-е изд., стереотип. — : Академия, 2014. — 496 с.

.Переломова Н.А. безопасность педагога: пособие / Н.А. Переломова. — Иркутск, 2006, С.24-25.

.Психология от до смерти: Младенчество. Детство.

.Юность. Взрослость. Старость/ В.А., Дандарова Ж.К., А.А., Зазы-кин В.Г. Под общ. ред.А. А. Реана. — СПб., 2001. — 656 с.

.Саттарова Н.И. Информационная безопасность в учреждении. Дис. канд. пед. наук. — СПб., 2003. — 215 с.

.Семенов А.Л. Информатика: пособие для 4 класса/

.А.Л. Семенов. — М.: Просвещение, 2005. — 58 с.

.Сонькин В.Н. Чем наши дети [Текст] / В.Н. Сонькин // Здоровье детей: сб. науч. тр. — М.: 2003, № 21. — С.6-19.

.Стрельцов А.А. информационной безопасности России. Теоретические и основы/ А.А. Стрельцов; под ред.В.А. и В.П. Шерстюка. — М.: 2002. — 86 с.

.Тверитинова А.В. аудиопространство и безопасность личности (Скрытая угроза FM) [Текст] / А.В. // Психолого-педагогические проблемы телевидения и СМИ на и молодежь, Материалы научно-практической конференции. — СПб., 2002. — С.7-9.

.Федеральный закон «О защите от информации, вред их и развитию» [Электронный ресурс]: от 29.12.2010 N 436-ФЗ (действующая редакция, 2016) / Официальный сайт «КонсультантПлюс». — доступа: .

.Федеральный «Об образовании в Федерации» [Текст]: по сост. на 2014 год: с коммент. / [сост. компании «Гарант» А.А. Кельцева, Н.А. Наххас, И.В. [и др.]]. — : Эксмо, 2014. — 800 с.

.Чернобай, Е.В. Технология подготовки в информационной среде [Текст]: для учителей общеобразовательных / Е.В. Чернобай. — 3-е изд. — : Просвещение, 2014. — 56 с.: ил. — (Работаем по стандартам).

.Что информационная безопасность [Текст] // начальной школой. — 2016. — № 9. — С.10-11.

.Чудинова В.П. Дети и [Текст] / В.П. // Школьная библиотека: сб. науч. тр. — М.: 2005, № 6, С.26-36.

34.А.В. Если сомневаешься, исключи: Дети и на экранеТекст] / А.В. // Культура: сб. науч. тр. — М.: 2000, № 46, С.4.

35.А.В. Права ребенка и насилия на экране. — Таганрог, 2004. — С.43.

.Янушкявичене, О. обучение в школе [Текст] / О. Янушкявичене, Р. // технологии. — 2015. — № 3. — С.25-27.