Особенности фонематического восприятия у первоклассников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

Глава 1. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. …………………………8

1.1. Формирование речевой функции в онтогенезе……………….…….…….8

1.2. Стадии развития фонематического восприятия…………………………11

1.3. Научный подход к проблеме воспитания правильной речи у детей……………………………………………………………………………….18

1.4 Значение фонематического восприятия для усвоения звуковой стороны речи……………………………………………..……………………….26

Выводы по первой главе…………………………………………..……………..30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………33

2.1. Описание программы эксперимента……………………………………33

2.2. Количественная и качественная характеристика результатов констатирующего эксперимента…….………………………………………….37

Выводы по второй главе…………………………………………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Цель данной работы привлечь внимание к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

К сожалению, в течение последних лет наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Примеры таких ошибок:

1) пропуск гласных и согласных букв (день — «днь», между — «межу»);

23 стр., 11159 слов

Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших ...

... направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Глава II. Констатирующий эксперимент 2.1 Организация, методы и методики исследования фонематического восприятия у старших ... после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина (1959), «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по ...

2) перестановка букв, лишние буквы (лужа — «нулжа»);

3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — «дожке», тишина — «тишинына»);

В последние годы внимание специалистов-психологов и педагогов привлечено к росту числа неготовых к школе детей, чьи школьные проблемы связаны с недостаточной сформированностью речевой системы и снижением качества речемыслительных процессов. Речевой дефект, таким образом, препятствует не только выражению ребенком своих мыслей, чувств и эмоций, но и усвоению знаний об окружающем мире, установлению эффективных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих низкий уровень развития речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические группы, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в логопедических группах детского сада осуществляется реализация специальных программ.

Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников, в частности – нарушений звукопроизношения, с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. По мнению Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Г.А.Волковой и других авторов, в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

В связи с этим можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Возможно, это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала «оскомину» у детей, можно проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра — это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению фиксированности ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. С.Л.Рубинштейн пишет: «Слуховые восприятия ребёнка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребёнок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т.д. Ухо ребёнка — это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребёнок слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры» [38,c. 99]

7 стр., 3270 слов

Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

... восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. - фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. -фонематический анализ ... словарь представлен уже различными частями речи, однако дети испытывают трудности при передаче ...

Целью данной курсовой работы является теоретическое и экспериментальное обоснование и описание методик, которые выявляют особенности фонематического восприятия у детей.

Задачи:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме.

2. Экспериментальное изучение особенностей фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 7 лет.

3. Анализ полученных результатов. Проанализировать полученные в ходе исследования данные;

4. Разработать методические рекомендации для учителей по развитию фонематического слуха.

Объект исследования: фонематическое восприятие.

Предмет исследования: особенности фонематического восприятия.

Гипотеза: Предположим, что у первоклассников с ОНР 3 уровня слабо сформирован навык фонематического анализа слова.

Организация исследования: поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:

I этап (июль- август 2010 г.) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования.

II этап (август 2010 г.) был нацелен на разработку диагностической методики.

III этап (сентябрь 2011 г.) предусматривал проведение экспериментального исследования.

IV этап (декабрь 2011 г.- январь 2012г.) включал описание эксперимента, анализ его результатов, разработку рекомендаций, формулировку выводов по исследованию.

Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие группы методов: теоретические — системный анализ и синтез психолого-педагогической и логопедической литературы; эмпирические — наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент, а также метод анализа и интерпретации полученных данных.

База исследования — школа №7 г. Рубцовска. В исследовании принимали участие 14 человек из 1-в класса.

Теоретико-методологической основой исследования являются представления о развитии фонематических функций в онтогенезе. Ими занимались такие исследователи как В.К. Орфинская [1946], Н.Х. Швачкин [1948], Р.Е. Левина [1968], В.И. Бельтюков [1964, 1977], и другие………….

Список использованной литературы

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977. – 176с.

7 стр., 3109 слов

Развитие речи детей 3 года жизни в процессе выполнения аппликации

... речи детей третьего года жизни посредством аппликации Методы исследования: библиографический метод; эмпирические методы исследования: изучение педагогической документации, наблюдение, методики диагностического обследования речи, анкетирование; методы обработки данных: качественный и количественный анализ. ...

2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. — М.: Просвещение, 1964. – 91с.

3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. — М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.

4. Волкова Г А Методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб.: Акцидент, 1995. — 64 с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

7. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120

8. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.

10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: 1990.

12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31

13. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду»Изд-во «Педагогика», М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22

14. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56

15. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

16. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).

М.: Гном и Д, 2000-2001.

17. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.

18. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000.

19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю.,

20. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

21. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.

22. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13

23. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: «Паритет», 2003.

24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

11 стр., 5339 слов

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

1. Вопросы развития связной речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………............6 1.2. Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста………...11 1.3. Педагогические условия развития связной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...15 Глава 2. ...

25. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

26. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. — М.: 1999.

27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Союз, 1999.

28. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. — М.: Владос, 2003.

29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

30. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.

31. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44

32. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с.

33. Преодоление общего недо