Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Здоровый образ жизни студента
1.1 Здоровый образ жизни и его составляющие
1.2 Основы здорового образа жизни студента
1.3 Оптимальный двигательный режим
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента
Глава 2. Отношение студентов к формированию здорового образа жизни
2.1 Анкета
2.2 Результаты анкетирования
2.3 Выводы
Глава 3. Перспективы формирования здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а именно — нестабильностью шейного отдела позвоночника
3.1 Общие сведения о заболевании
3.2 Лечебная физическая культура для студентов с заболеванием опорно-двигательной системы (нестабильностью шейного отдела позвоночника)
Заключение
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Цель:
Выявить основные особенности формирования здорового образа жизни у студентов.
Задачи:
· Изучить литературу по данной теме;
· Провести анкетирование у студентов;
· Проанализировать результаты анкетирования;
· Сделать выводы по результатам анкетирования;
· Выявить перспективы формирования здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательной системы, а именно с заболеваниями позвоночника.
Объект исследования:
Здоровый образ жизни студентов.
Методы исследования:
· Описание
· Анализ
· Сравнение
· Синтез
· Моделирование
Актуальность темы:
Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня мы можем услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
Основы здорового образа жизни студента
... целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни студентов и культуре физических упражнений, занятий спортом. Кроме того, зачастую сами студенты не осознают необходимости здорового образа жизни, а также роли физической культуры ...
В данном исследовании мы узнаем отношение сегодняшней молодежи к здоровому образу жизни. И попробуем выявить факторы, которые оказывают влияние на образ жизни современной молодежи. Потому, что ведение нездорового образа жизни наносит непоправимый урон здоровью, который если не проявляется сразу, то обязательно откликнется в дальнейшем.
По этим причинам данное социологическое исследование на сегодняшний день является особенно актуальным.
Глава 1. Здоровый образ жизни студента
1.1 Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек
— умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
— владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
— постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
— самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией — важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального здорового образа студента студента.
Здоровый образ жизни — отличительная черта человеческой цивилизации. Здоровый образ жизни помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
Элементы здорового образа жизни:
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
· отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
· питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
· гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
· закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового ...
... совет, информация. 3. Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен. Выделяют также ...
· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
1.2 Основы здорового образа жизни студента
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.
Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.
«Психология личности» для студентов фак-та документоведения и вечерников рггу
... их множество. Отраженная субъектность. О.И. Мотков – личность как центральный побудитель, организатор и регулятор поведения, ... совершенствованию, к общности; комплекс превосходства как реакция защиты образа Я; чувство общности, социальный интерес. Творческая сила. ... Лазурский – эндопсихика (изначальная) и экзопсихика, последняя развиваетсяри жизни на основе первой. Советский период. Л.С. Выготский - ...
Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.
Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.
1.3 Оптимальный двигательный режим
Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Образ вожатого
... симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний ... пока примите один совет, как аксиому: не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные ... перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны ...
Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.
Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности для студентов — 10-14 часов.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента
В настоящее время наше государство уделяет большое внимание необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.
Решение этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:
— по линии более обоснованного, более уточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил здорового образа жизни;
— по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивного движения;
— по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д.
Глава 2. Отношение студентов к формированию здорового образа жизни
2.1 Анкета
Здравствуйте, уважаемые студенты ПГНИУ! Предлагаем вам поучаствовать в опросе, целью которого является определение состояния здоровья, уровня формирования знаний, умений, навыков к ведению здорового образа жизни студентами нашего ВУЗа. Результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Анкета анонимная.
1. Факультет.
2. Курс.
3. Пол.
4. Возраст.
5. К какой медицинской группе Вы относитесь?
-основной;
-подготовительной;
-специальной;
-освобожден от физкультуры по состоянию здоровья.
6. Считаете ли Вы себя здоровым человеком?
-да;
-скорее да;
-скорее нет;
-нет.
7. Есть ли у Вас отклонения в здоровье, Вы их связываете с:
-не имею отклонений;
-наследственностью;
-большими учебными нагрузками;
-несоблюдением режима дня и питания;
-плохим физическим развитием;
-вредными привычками;
-неблагоприятной экологической обстановкой;
-другое (указать)
8. Занимаетесь ли Вы спортом, если да, то укажите вид:
-да;
-нет.
9. Какие направления физического самосовершенствования Вам наиболее интересны?
-легкая атлетика;
-лыжи;
-плавание;
-игровые виды;
Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности ...
... условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся. Целью самоконтроля ... сердечных сокращений) и т.д.) [32]. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями В случае оздоровительного спорта перед занятиями необходимо проводить тестирование функционального состояния организма. ...
-борьба и боевые искусства;
-туризм;
-атлетизм;
-аэробика и фитнес;
-экстремальные виды спорта;
-гимнастика;
-другое.
10. Часто ли Вы болеете респираторными (простудными) заболеваниями?
-2 раза в год, но не более недели;
-более 2-х раз в год или более 3-х недель;
-более 4-х раз в год или более 1-го месяца.
11. Как Вы предпочитаете бороться с заболеваниями?
-профилактикой, в том числе физкультурно-оздоровительной и гигиенической;
-медикаментозными средствами;
-не задумываюсь.
12. Имеете ли Вы вредные привычки?
-да, имею;
-нет, не имею.
13. Употребляете ли Вы наркотики?
-никогда не употреблял;
-эпизодически;
-регулярно.
14. Курите ли Вы?
-не курю;
-иногда (указать периодичность: раз в неделю, месяц, реже);
-да (указать количество сигарет в день).
15. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
-не употребляю;
-иногда (указать периодичность, количество, крепость);
-да (указать периодичность, количество, крепость).
16. Как много времени вы проводите у телевизора?
-до 2-х часов в день;
-более 4-х часов в день;
-все свободное время.
17. Как много времени вы проводите у компьютера?
-до 2-х часов в день;
-от 2-х до 6-ти часов в день;
-все свободное время.
18. При работе за компьютером, делаете ли Вы активные паузы?
-да;
-эпизодически;
-не делаю.
19. Справляетесь ли Вы на учебных занятиях с предложенной нагрузкой?
А) общеобразовательной:
-скорее да;
-скорее нет;
-затрудняюсь ответить.
Б) физической:
-скорее да;
-скорее нет;
-затрудняюсь ответить.
20. Имеете ли Вы нарушения в осанке?
-не имею;
-не значительные;
-значительные.
21. Носите ли Вы или контактные линзы для коррекции зрения?
-нет;
-да, так как по медицинским показаниям нуждаюсь в существенной коррекции зрения.
22. Соблюдаете ли Вы режим дня и питания?
-да;
-соблюдаю иногда;
-не соблюдаю.
23. Правильно ли Вы питаетесь?
-да;
-скорее да;
-скорее нет;
-нет.
24. Имеете ли Вы проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта?
-только при пищевых отравлениях или совсем не имею;
-при не соблюдении режима питания;
-нет.
25. Следите ли Вы за своим весом?
-да;
-иногда;
-нет.
26. Поддаетесь ли Вы психоэмоциональным депрессиям?
-нет;
-быстро и самостоятельно выхожу из них;
-нахожусь длительное время в этом состоянии.
27. Вы соблюдаете режим двигательной активности?
-регулярно;
-время от времени;
-только во время учебных занятий.
28. Какие методы самоконтроля во время физических нагрузок Вы знаете? (подчеркнуть)
-подсчет частоты сердечных сокращений;
-подсчет частоты дыхания;
-реальная оценка самочувствия во время и после физической нагрузки.
29. Следите ли Вы за правильным дыханием во время физической нагрузки?
-да;
-иногда;
-нет.
Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.
... изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления O2, повышение температуры. Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе. Деятельность человека в эргатических системах ... Ростов н/Дону: Феникс, 2000. -384 с. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. ...
30. Считаете ли Вы, что обучение правильному дыханию и контроль преподавателя во время физической нагрузки уменьшит риск простудных заболеваний?
-да;
-нет;
-затрудняюсь ответить.
31. Что помогает вам справиться с депрессиями?
-не испытываю;
-самоконтроль;
-физические нагрузки;
-прогулки на природе;
-домашние животные;
-общение с близкими или друзьями;
-секс;
-уединение;
-еда;
-помощь психотерапевта;
-антидепрессанты;
-наркотики;
-алкоголь;
-курение;
-другое.
32. Знаете ли Вы, какое неблагоприятное воздействие вредные привычки оказывают на организм?
-да, знаю, поэтому сознательно веду здоровый образ жизни;
-да, знаю, но пока не могу или не хочу от них отказаться;
-не знаю.
33. Что бы Вы ещё отнесли к своим вредным привычкам кроме курения, алкоголя, наркотиков?
34. Что может заставить Вас отказаться от вредных привычек?
-не имею;
-переключение на интересны вид деятельности, в т.ч. физическую культуру и спорт;
-условие партнера, желание иметь семью;
-условие работодателя;
-красивая внешность;
-помощь близких;
-угроза заболеваний;
-полная изоляция от раздражителя;
-кодирование;
-другое.
35. Знаете ли Вы, какое воздействие оказывают регулярные физические упражнения на профилактику заболеваний, связанных с учебной деятельности и при работе с компьютером (сердечнососудистой системы, зрительной системы, нервной системы, осанки)?
-да, знаю, поэтому регулярно занимаюсь специальными упражнениями, общеразвивающими упражнениями, спортом. (подчеркнуть);
-в общих чертах;
-нет, не знаю.
36. Какие оздоровительно-восстановительные процедуры Вы практикуете?
-банные и закаливающие;
-самомассаж;
-массаж;
Фитотерапия и ароматерапия;
-дыхательные методики;
-лечебное голодание;
-другое.
37. Занятия по физической культуре Вы посещаете:
-с желанием (почему?);
-по необходимости;
-стараюсь всячески избегать.
38. Почему Вы не посещаете или посещаете с неохотой занятия по физической культуре?
-освобожден по состоянию здоровья;
-тяжело выдерживаю физические нагрузки;
-из-за плохих условий проведения и бедной материально-технической базы;
-из-за низкого уровня преподавания.
39. Что может заставить Вас заниматься физической культурой и спортом или не бросать занятия?
-желания сохранять здоровье на протяжении всей жизни;
-желание иметь полноценную семью и здоровых детей;
-получение интересной высокооплачиваемой работы;
-успех у противоположного пола;
-расширение контактов;
-приобретение дополнительной уверенности в себе;
-желание быть похожим на других.
лечебный физический культура здоровый
2.2 Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось у студентов первого курса ПГНИУ историко-политологического факультета. Среди них участие приняли 33 девушки и 11 юношей в возрасте 17-19 лет. По медицинской группе из них 3 человека освобождены по состоянию здоровья, у 10 человек специальная группа, 20 имеют основную группу и 10 человек подготовительную.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
... позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых: • физическое развитие, • функциональные возможности основных физиологических систем организма, • иммунный статус, ... специальных учебных заведений - на базе лечебно-профилактических учреждений; студенты высших учебных заведений - на базе студенческих по-ликлиник, лечебно- ...
Из всех опрошенных больше половины считают себя здоровыми. Отклонения в здоровье 20% связывают с наследственностью, 10% с вредными привычками, 5 % с несоблюдением режима дня и питания, 5% с плохим физическим развитием, 15% с неблагоприятной экологической обстановкой и 45% не имеют отклонений.
Большая часть студентов 70% не занимаются спортом, а те, кто занимается спортом, в основном занимаются легкой атлетикой, плаванием, боевыми искусствами фитнесом.
90% респондентов болеют простудными заболеваниями более двух раз в год или не более трех недель, остальные болеют два раза в год, но не более недели.
Все предпочитают бороться с заболеваниями с помощью медикаментозных средств. Лишь малая часть опрошенных не имеют вредных привычек. Никто из ребят не употребляет наркотики. 55% курят (5-7 сигарет в день).
60% употребляет спиртные напитки, 30% не употребляет и 10 % иногда употребляет.
Все проводят у телевизора более четырех часов в день. Чуть больше половины студентов проводят за компьютером от двух до четырех часов в день, а остальные все свободное время. При работе за компьютером мало кто делает эпизодическую паузу.
Все справляются на учебных занятиях с общеобразовательной и физической нагрузкой. 80% не имеют нарушений в осанке, 8% имеют не значительные нарушения и лишь 2% значительные.
80% студентов не носят очки или контактные линзы для коррекции зрения, остальные носят, так как по медицинским показателям нуждаются в несущественной коррекции зрения.
Большинство респондентов не соблюдают режим дня. На вопрос «правильно ли вы питаетесь?» 98% ответили «нет» и лишь 2% — «скорее нет». Половина ребят регулярно имеют проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта. Меньше половины имеют проблемы с желудком только при пищевых отравлениях или совсем не имеют проблем, 10% студентов имеют проблемы только при не соблюдении режима питания. Половина опрошенных следят за своим весом.
Больше половины студентов не испытывают депрессий, а те кто испытывают, справляются с ними следующим образом: 5% с помощью прогулок на природе, 2% благодаря домашним животным, 15% при общении с близкими и друзьями, 3% употребляя алкоголь и 15% с помощью курения.
Чуть больше половины только во время учебных занятий соблюдают режим двигательной активности, 25% время от времени и 15% регулярно соблюдают. 90% в качестве самоконтроля во время физических нагрузок знают реальную оценку самочувствия во время и после физических нагрузок, 10% всех студентов ведут подсчет частоты сердечных сокращений во время физических нагрузок. Никто не следит за правильным дыханием во время физических нагрузок. Все считают, что обучение правильному дыханию и контроль преподавателя во время физической нагрузки не уменьшает риск простудных заболеваний.
Больше половины студентов знают неблагоприятные воздействия вредных привычек, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни, остальные знают, но не могут или не хотят от них отказываться. На вопрос «Что может вас заставить отказаться от вредных привычек?» участники опроса ответили так: 10% переключение на спорт, 15% условие партнера и желание иметь семью, 15% желание иметь здоровых детей, 5% условие работодателя, 10% красивая внешность, 20% угроза заболеваний, 5% кодирование, 15% полная изоляция от раздражителя и 5% помощь близких.
Проблемы пациента с переломом шейного отдела позвоночника и реализация ...
... лечения, возможные осложнения, профилактика переломов шейного отдела позвоночника Перелом шейного отдела позвоночника - это нарушение целостности одного или нескольких шейных позвонков в результате травматического воздействия, ... заболеванииПровести беседу с пациентом и его родственниками о заболевании, образе жизни и необходимости соблюдения предписаний врача при данном заболевании, рассказать о ...
Почти все студенты посещают занятия по физической культуре с желанием, только малая часть по необходимости. Большая часть опрошенных тяжело выдерживают физические нагрузки. 80% студентов занимаются физической культурой и спортом, чтобы сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
2.3 Выводы
В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:
* Оказалось, что большинство опрошенных студентов имеют вредные привычки, в основном это курение. Но при этом среди юношей процент имеющих вредные привычки больше чем среди девушек.
* Большинство опрошенных студентов предпочитают проводить свободное время за компьютером или у телевизора. Но самым печальным является то, что женская часть опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом. Это говорит о том, что девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени.
* Студенты не уделяют должного внимания правильному питанию, что приводит к нарушениям желудочно-кишечного тракта.
* Большинство опрошенных студентов, как юношей так и девушек, не делают утреннюю зарядку.
* Большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта. Так же, нашлись и такие, которые не занимались спортом вообще.
* Большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.
* Студенты гораздо реже студенток задумываются о правильности своего образа жизни.
* Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни — это здорово.
* Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое количество студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег или вообще не тратиться.
* Большинство считает, что для поднятия жизненного тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки на природе.
Глава 3. Перспективы формирования здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а именно — нестабильностью шейного отдела позвоночника
3.1 Общие сведения о заболевании
Нестабильность шейного отдела позвоночника — это потеря способности шейного отдела позвоночника сохранять определенные пропорции между позвонками; патологическая подвижность в шейном отделе позвоночника (например, увеличение амплитуды нормальных движений).
При этом несомненным признаком нестабильности является смещение шейных позвонков. Хотя, если сам по себе факт смещения шейных позвонков не является заболеванием и может протекать без боли, то смещение позвонков при нестабильности сопровождается болевыми ощущениями.
Самой подвижной частью позвоночника является его шейный отдел — человек может совершать сгибания и разгибания вперед и назад, боковые наклоны, ротационные движения, круговые движения. При этом шейный отдел позвоночника сочетает в себе свойства, как мобильности, так и стабильности. Мобильность — это способность совершать все вышеперечисленные движения, а стабильность — это способность позвоночника соблюдать определенные пропорции, что позволяет предохраняться от деформации и боли в условиях физиологической нагрузки (мобильности).
Но, в некоторых случаях наблюдается патологическая подвижность в шейном отделе позвоночника — так называемая нестабильность шейных позвонков.
Выделяются следующие основные виды нестабильности позвонков шейного отдела:
Посттравматическая нестабильность. Данный вид нестабильности может развиться после перенесенной травмы. К посттравматической нестабильности можно отнести нестабильность, развивающуюся после родовой травмы.
Дегенеративная нестабильность. Данный вид нестабильности чаще всего развивается при остеохондрозе позвоночника. Дегенеративно-дистрофические изменения заключаются в разрушении фиброзного кольца и ткани диска, что приводит к уменьшению его фиксирующей способности.
Послеоперационная нестабильность. Данный вид нестабильности может развиться после хирургического вмешательства, если вследствие этого вмешательства была нарушена целостности опорных комплексов позвоночника.
Диспластическая нестабильность. Диспластическая нестабильность позвоночника развивается на почве диспластического синдрома. Дисплазия — это общее название последствий неправильного формирования отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. В данном случае признаки дисплазии обнаруживаются в теле позвонка, межпозвонковом диске, межпозвонковых суставах и связках позвоночника.
Основным симптомом нестабильности шейных позвонков является боль и дискомфорт в шейном отделе позвоночника, носящая периодический характер. Боль может усиливаться после физической нагрузки. Источник боли — смещенные позвонки сужают позвоночный канал, сдавливают корешки спинного мозга.
Болевой синдром служит причиной постоянного напряжения мышц — человек напрягает мышцы, чтобы удерживать голову в максимально удобном «безболезненном» положении. Как следствие происходит переутомление мышц, нарушение в них кровообращения и нарушение способности выдерживать обычную нагрузку.
Метод лечения нестабильности позвоночника как и любого смещения позвонка или нескольких позвонков зависит от их степени смещения и клинических проявлений у пациента (дискомфорт, боль, слабость мышц ниже зоны смещения позвонков, признаков ишемии головного мозга и т.д.).
В основе консервативного лечения лежит регулируемый процесс фиброзирования межпозвонкового диска в нестабильном сегменте позвоночника. Ношение головодержателя способствует развитию фиброза диска и остановке прогрессивного смещения позвонков. У взрослого пациента развитие фиброза может привевести к постепенному избавлению от боли. Как правило, лечение нестабильности позвоночника начинается с применения консервативных методов. Консервативные методы лечения показаны у больных с нестабильностью незначительной степени выраженности, которая не сопровождается резким болевым синдромом и спинальной симптоматикой. К консервативным методам лечения относятся следующие:
1) соблюдение щадящего режима;
2) ношение мягкого или жесткого головодержателя;
3) прием нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП);
4) новокаиновые блокады при обострении болевого синдрома;
5) массаж и лечебная физкультура мышц спины;
6) физиотерапия (электрофорез, ультразвук).
Выбор метода лечения зависит от типа нестабильности.
3.2. Лечебная физическая культура для студентов с заболеванием опорно-двигательной системы (нестабильностью шейного отдела позвоночника)
Лечебная физическая культура — это раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.
Для достижения оздоровительного эффекта ЛФК (лечебная физическая культура) необходимо соблюдать следующие условия:
1. Системность применения физических упражнений — при каждом заболевании необходима определенная система воздействия на организм посредством ЛФК.
2. Регулярность — обязательное, ежедневное выполнение ЛФК.
3. Длительность упражнений определяет лечебный эффект — максимально долго (а не курсами), иногда — всю жизнь.
4. Постепенное повышение нагрузки — должно происходить параллельно тренированности.
5. Индивидуализация занятий — детальное изучение и учет особенностей каждого больного, его заболеваний и ЦНС.
6. Разнообразие средств ЛФК — сочетание гимнастических, игровых, прикладных и др. упражнений.
Упражнения для укрепления мышц шейного отдела позвоночника.
Разминка
В качестве разминки используется обычная ходьба на полной стопе, затем на носках и пятках. Необходимо ходить до появления ощущения теплоты, а затем выполнить упражнения на расслабление шейного отдела
Расслабление шейного отдела
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль тела. Напрягите руки, удерживайте напряжение в течение 30 секунд, при этом опуская плечи и лопатки и выпрямляя спину. Затем ослабьте давление и дайте рукам свободно покачаться.
Скручивание шейного отдела
Это движение также необходимо выполнять из положения стоя. Начните, как бы опускать затылок вниз, скручивая шейные позвонки.
Представьте себе, как основание позвоночника движется по закругленной траектории вперед. Вы не должны резко наклонять голову, просто постарайтесь опускать позвонок за позвонком вниз.
Основная цель — опустить подбородок на грудь, не поднимая плеч. Выпрямляйтесь, двигаясь в обратном порядке, «раскрутите» позвоночник. Повторите до ощущения тепла в шейном отделе.
Махи руками назад
Встаньте прямо, опустите корпус параллельно полу. Руки протяните в стороны. Не тянитесь плечами к ушам, старайтесь отводить макушку вперед и одновременно опускать лопатки по направлению к позвоночнику.
Представьте, что лопатки — это крылья. Начните движение — «взмах», с силой притяните лопатки к позвоночнику. При этом прямые руки переместятся чуть назад.
Не двигайте руками за счет инерции, постарайтесь работать мышцами спины.
Заключение
Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся очень актуальными.
Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации.
Итак, рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность и нормализуется жизнедеятельность организма. Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (т.е. здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. — М., 1990.
2. Жолдак В.И., Социология физической культуры и спорта. Кн. I. —
М.,1992.
3. Лисицын Ю.П., Слово о здоровье. — М., 1993.
4. Пономарев Н.И., Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. — М., 1970.
5.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki
Размещено на