Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта

Красноярский Институт Железнодорожного Транспорта

Филиал ГОУ ВПО

«Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения»

РЕФЕРАТ

Дисциплина

Физическая культура

Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта

Выполнил: студент группы ПСЖ 2-12-1

Ширпановский А.В.

Учебный шифр: К-12-ПСЖ.2-0139бц

Проверил: Шумилин А.П.

Красноярск 2013

Оглавление

Введение

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

Дневник самоконтроля

Самоконтроль с использованием субъективных методов

Самоконтроль с использованием объективных методов.

Методы оценки физического развития

Нагрузочные тесты

Тесты физической работоспособности

Заключение

Библиография

Введение

Тема реферата — «Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта». Воспользуемся определением понятия «самооценка» — это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди людей [6]. Далее, по тексту, предполагается равнозначность понятий «самооценка» и «самоконтроль».

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека[27]. Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы организма человека [17].

В освоении ценностей физической культуры наиболее важным эмоционально-мотивационным фактором является получение быстрого эффекта от занятий. Но Способность клетки к тренировке не беспредельна. Можно представить себе характеристику «тренируемости»: она выражает зависимость достигнутого максимума функции от тренировочных усилий и времени. После достижения некоторого предела, прибавление функции прекращается. Чем ниже тренировочные нагрузки, тем ниже максимум. Низкими нагрузками нельзя достигнуть удовлетворительной тренированности, сколько бы их ни повторять [1]. Значит, следует повышать интенсивность тренировок?

13 стр., 6130 слов

Анимация как метод и форма физического воспитания человека

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Общее представление о валеологии 1.1 Определение и основные сведения валеологии 1.2 Структура, классификация и теоретические основы валеологии 2. Анимация как метод и форма физического воспитания человека 2.1 Основные понятия анимации и рекреации 2.2 Современные подходы к пониманию здоровья 2.3 Спортивная анимация и её теоретическая основа 3. Система оздоровления духа и тела ...

Бесконтрольные занятия физической культурой могут привести к состоянию перетренированности. Многочисленные исследования позволили выделить главные составляющие, обеспечивающие адаптацию организма к физическим нагрузкам. Зная закономерности функционирования физиологических систем организма, можно различными средствами двигательной активности эффективно влиять на отдельные их звенья, ускоряя приспособление к физическим нагрузкам и повышая тренированность [31].

Для повышения эффективности тренировок целесообразно регулярно, желательно в процессе каждой тренировки, обеспечить контроль и анализ показателей, отражающих текущее состояние спортсменов. Текущая информация позволяет вносить коррективы в тренировочный процесс каждого тренирующегося, выявить зависимости в контролируемых показателях, позволяющих спрогнозировать состояние и уровень подготовленности физкультурника, спортсмена [25], [9].

Такая тренировка способна увеличить прирост физической тренированности и требует внимательного контроля. В противном случае тренировочная нагрузка превысит функциональные возможности организма, возникнет хроническое утомление, переутомление и перетренированность [8].

Исключить все условия, при которых может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями, спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся. Целью самоконтроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе субъективной и объективной оценок состояния организма. [17].

Самоконтроль — это система наблюдений за состоянием здоровья, функциональным состоянием и переносимостью спортивных нагрузок. С помощью самоконтроля, физкультурник сознательно и активно использует общедоступные методы и приемы, наблюдает и учитывает субъективные (самочувствие, характер, продолжительность сна, аппетит и т.д.) и объективные показатели (работоспособность, вес тела, ЧСС (частота сердечных сокращений) и т.д.) [32].

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями

В случае оздоровительного спорта перед занятиями необходимо проводить тестирование функционального состояния организма.

Функциональное состояние — комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе [21]. При исследовании функционального состояния человека, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом или о «дозе» физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности [29].

Неграмотные занятия физической культурой способны принести ущерб организму тренирующегося. Во избежание этого должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом. При необходимости нагрузку следует корректировать.

Приказом № 337 Минздрава РФ от 20.08.2001г. [22] для определения функционального состояния организма занимающихся в группах здоровья, для мониторинга эффективности физических нагрузок детей и взрослых, для контроля тренировочного процесса в спортивных и оздровительных центрах рекомендованы:

· Антропометрия,

· Нагрузочные тесты,

· Тесты физической работоспособности,

· Тесты определяющие психологические параметры(психодинамический тест Люшера, тест «Самочувствие, активность, настроение»).

Перечисленные тесты и методики позволяют дать объективную, количественную характеристику изменчивости тела человека в целом и отдельных его, определить состояние кардио-респираторной системы, фунциональные резервы сердца, а также провести психологическое тестирование частей [7] , [23]. Совокупность тестов и проб может быть выбрана тренирующимся самостоятельно из множества вариантов, предлагаемых в литературе.

Дневник самоконтроля

Ведение дневника самоконтроля. Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля. Примерная схема дневника самоконтроля представлена в Таблице 1 [24].

Таблица 1

Примерная схема дневника самоконтроля

№ п/п

Объективные и субъективные данные

Дата

21.11.2000

22.11.2000

23.11.2000

1

Самочувствие

Хорошее

Хорошее

Вялость

2

Сон

8 ч. хороший

8 ч. хороший

7 ч беспокойный

3

Аппетит

хороший

хороший

удовлетворительный

4

Масса тела, кг

70

69,5

71

5

Пульс (уд/мин.):

лежа/стоя

разница

до тренировки

после тренировки

62/72

10

10

12

62/72

10

68/82

14

15

18

6

Тренировочные нагрузки

1.Бег 5км равномерным способом

2.Бег 4Х200 м

3.Выпрыгивание из глубокого приседания 5Х10

Нет

1.Бег 5км равномерным способом

2.Бег 4Х200 м

3.Подтягивание 4Х10

7

Нарушение режима

Нет

Был на дне рождения

Нет

8

Болевые ощущения

Нет

Нет

Тупая боль в области печени

9

Спортивные результаты

Бег 100 м за 13,0 сек.

Бег 100 м за 13,4 сек.

Дневник самоконтроля помогает занимающемуся лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости, состояние переутомления, заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть более или менее. Показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, а также показатели развития выносливости. Необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких (ЖЕЛ), и физической подготовленностью. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) — один раз в месяц [30].

Самоконтроль с использованием субъективных методов

К субъективным показателям можно отнести: самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); сон (продолжительность, глубина, нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой); умственная работоспособность; положительные и отрицательные эмоции — стрессы.

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен [2].

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. В Таблице 2 представлены Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по И.Б. Танбиану) [13], [30].

Таблица 2

Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по И.Б. Танбиану)

Признак

усталости

Степень утомляемости

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая (все туловище), появление соли на висках

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, и даже рвоту. Такое состояние держится долго

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу — вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Аппетит. Чем больше человек занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут.

Болевые ощущения — фиксируются по месту их локализации , характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силы проявления . По тренировочным нагрузкам , из-за нарушения режима можно судить о состоянии здоровья занимающихся .

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья. Субъективные показатели оцениваются по 5-ти балльной системе. Подобная форма самоконтроля требует от занимающихся минимальной затраты времени — не более 5-10 минут ежедневно, при этом дает ценные сведения [30].

Самоконтроль с использованием объективных методов

Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, частота дыхания, проводятся пробы. Подсчет пульса нужно проводить утром в постели, а потом стоя (ортостатическая проба).

Длительность восстановления частоты пульса поле определенных нагрузок также должна учитываться в процессе самоконтроля, так как служит важным показателем функционального состояния занимающегося. Определение веса тела достаточно проводить один-два раза в неделю. Проверку веса лучше всего проводить утром натощах, если это не всегда возможно, то следует проводить взвешивание всегда в одно и то же время дня на одних и тех же весах, без одежды. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы (ССС), является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам [32].

Методы оценки физического развития

физический упражнение самоконтроль утомление

Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия — система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры — плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты — это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.).

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных.

Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс — величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков и построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Наиболее часто встречающиеся индексы:

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см — 105, а при росте 175 см и выше — 110. Полученная разность и считается должным весом [26].

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см).

Средними показателями считаются 350-400 г у мужчин и 325-375 г у женщин [26].

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг).

Средняя величина составляет для мужчин — 60 (спортсмен 68-70) мл/кг, для женщин — 50 (спортсменки 57-60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70-75)? веса, женщин — (50-60)? , спортсменов — (75-81)? , спортсменок — (60-70)? .

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181-(80+90) = 11. Разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 — как хорошее, от 21 до 25 — как среднее, от 26 до 35 — как слабое и более 36 — как очень слабое телосложение [32].

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы — пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин (55-70) уд./мин., у женщин — (60-75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте — (брадикардия).

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное — от 60 до 79 мм рт. ст. Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. — гипотоническим [17].

В позе Ромберга можно проводить исследование статической устойчивости следующим образом. Физкультурник становится в основную стойку — стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант — стопы находятся на одной линии, носок к пятке).

Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы [17].

Гибкость позвоночника необходимо определять систематически. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой [26], [17].

Тестирование физической работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом в покое, не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны.

Нагрузочные тесты

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.

Задачи нагрузочных тестов:

1. определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;

2. оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;

3. прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;

4. определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;

5. оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов [12].

В основе функционального тестирования лежит оценка изменений функций и/или структур отдельных органов или систем организма в текущий момент под влиянием функциональных проб (синонимом термина «функциональная проба» является термин «тест») таких как: физические нагрузки, натуживание, пассивное вращение, холодовые воздействоздействия, изменения положения тела, и др. В зависимости от ответной реакции на избранную пробу принято выделять функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, системы внешнего дыхания и др. Функциональные пробы наиболее широко используются в целях исследования: сердечно-сосудистой системы и системы внешнего дыхания:

* вегетативной нервной системы;

* вестибулярного анализатора;

* общей физической работоспособности

* энергетических потенций организма. [19].

Тесты физической работоспособности

Здоровье, функциональное состояние и тренированность занимающихся спортом можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений.

Проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году).

. После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха , а затем , сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60 сек. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35 сек [2], [26].

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется также, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30 сек . При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний , а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма , продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается [2].

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Занимающийся отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4 минуте подсчитывается ЧСС за 15 секунд с пересчетом на 1 минуту (исходная частота).

Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседания вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на минуту. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной ЧСС в процентах. Оценка для мужчин и женщин: Отлично — 20 и менее; хорошо — 21ч40; удовлетворительно — 41ч65; плохо — 66ч75; очень плохо — 76 и более. [30].

Ортостатическая проба. Целесообразно использовать ортостатические пробы для оценки функционального состояния организма спортсменов. Ортостатическая устойчивость является необходимым условием спортивной работоспособности. При ортостатической пробе переход из горизонтального положения в вертикальное выполняется испытуемым активно, путем вставания. Реакция на вставание изучается на основании регистрации ЧСС и АД. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. — неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, т.е. определить процент его учащения. Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки за X. Например: пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 ударам, а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й мин восстановления — 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса по формуле:

12 — 100%

(20 — 12) — X

Х = (8 х 100) / 12 = 67%

Значит, пульс после нагрузки участился на 67% [11]. Реакцией на ортостатическую пробу является учащение пульса. Систолическое давление сохраняется неизмененным либо даже несколько снижается, диастолическое увеличивается по отношению к его величине в горизонтальном положении. Если на протяжении 10-минутного исследования систолическое давление приближается к исходным величинам, то диастолическое остается повышенным [28].

Данные ортостатической пробы могут быть использованы для оценки функциональной готовности при исследовании гимнастов. Чем выше тренированность гимнастов, тем лучше результаты ортостатической пробы [15], [16].

Перед выполнением функциональной пробы «20 приседаний» необходимо в положении стоя произвести несколько замеров ЧСС до установления стабильных показателей. Проба состоит из 20 глубоких приседаний, выполняемых в среднем темпе за 30 секунд. Повторное измерение ЧСС производится в том же положении за первые 15 секунд после окончания приседаний. Разница ЧСС после теста и начального уровня ЧСС в процентах к начальному значению ЧСС служит показателем реакции организма на физическую нагрузку [3].

Проба Мартине. Состояние сердечно — сосудистой системы и ее приспособляемость к нагрузке можно оценить с помощью пробы с 20 приседаниями. Подсчитывается частота пульса в покое. Затем выполняется 20 глубоких и равномерных приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая вытягивать руки вперед, вставая — опускать), подсчитывается частота пульса за первые 10 секунд. После этого определяется процент учащения пульса от исходного уровня. Частоту пульса в покое принимаем за 100%,разницу в частоте до и после нагрузки-за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 сек., а после — 18 ударам. После вычислений выясняем, что пульс участился на 50%.

При учащении пульса менее чем на 50% состояние сердечнососудистой системы оценивается как хорошее, на 50-75% — удовлетворительное, более чем на 75% — неудовлетворительное [2].

Очень важную информацию о степени тренированности сердечно- сосудистой системы дает время восстановления пульса до исходного уровня после приседаний. Для определения этого времени подсчет пульса 10 — секундными интервалами после приседаний продолжают до тех пор, пока он не вернется к исходному уровню. Время менее 60 секунд дает оценку «отлично» от 60 до 90 секунд дает оценку «хорошо», от 90 до 120 секунд — «удовлетворительно» и более 120 секунд — «плохо» [2].

Время восстановительного периода в видах спорта на выносливость определяют после 3 минутного бега на месте (проба Летунова).

В таком случае у тренированных пульс восстанавливается до исходного уровня в пределах 5 минут, у нетренированных — в течение 8 — 10 минут [2].

Уровень физической работоспособности обозначают аббревиатурой «PWC» — physical work capacity. Существуют прямые и косвенные, простые и сложные методы определения работоспособности (PWC).

Модификации теста PWC были разработаны на кафедре В.Л.Карпмана для различных видов спорта: легкоатлетический бег, лыжные гонки, тяжелая атлетика, фигурное катание на коньках и др. В.Л.Карпман предложил вариант этого теста для массовой физической культуры, использующий в качестве нагрузочной процедуры дозированную ходьбу [14], [15], [16].

Разработана методика определения физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет ведется по специальной формуле. Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению [33]:

W = М·v·К,

где М — масса человека в одежде и обуви; v — скорость движения, м/сек; К — эмпирический коэффициент, который, в свою очередь, определяется по специальной таблице. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC130. Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5-2 месяца.

Функциональная проба Руфье — метод косвенной оценки работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой системы по реакции пульса на относительно небольшую физическую нагрузку. После пятиминутного отдыха в положении сидя считают пульс за 15 сек (П1), затем в течение 45 сек выполняют 30 приседаний (правильное выполнение предполагает глубокие приседания и полное выпрямление ног и туловища при подъемах), и сразу же подсчитывают пульс за первые 15 сек (П2) и последние 15 сек (П3) первой минуты восстановления. Результаты функционального состояния ССС и нервной регуляции ее деятельности оценивают по индексу, который определяют по формуле:

Индекс Руфье:

Оценка: менее 0 — атлетическое сердце;

0,1-5 — «отлично» (очень хорошее сердце);

5,1—10 — «хорошо» (хорошее сердце);

10,1—15— «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);

15,1—20 — «неудовлетворительно» (выраженная сердечная недостаточность).

[2]

Вегетативный индекс Кердо (ВИК), предложенный И.Кердо в 1957 г. ии вычисляемый по формуле:

ВИК = (1 — ДД/ЧСС) Х 100,

Где ДД — диастолическое артериальное давление; ЧСС — частота сердечных сокращений.
Вегетативный индекс Кердо принято считать одним из наиболее простых показателей функционального состояния вегетативной нервной системы [25].

У тренированного человека ВИК до занятия обычно со знаком минус, или находится в пределах от — 15 до + 15. Чрезмерное повышение ВИК обычно свидетельствует о гипертонической реакции человека на нагрузку — несоответствия предлагаемой нагрузки уровню тренированности. Такие нагрузки не должны быть частыми даже у хорошо тренированных спортсменов. Понижение ВИК также свидетельствует о плохой переносимости нагрузки. Значения ВИК ниже — 15 свидетельствуют о наиболее неблагоприятном типе реакции вегетативной нервной системы на нагрузку — гипотоническом.

Гарвардский степ-тест. Этот тест можно считать промежуточным между простыми и сложными. Его достоинство заключается в методической простоте и доступности. Физическую нагрузку задают в виде восхождения на ступеньку. В классическом виде (Гарвардский степ-тест) выполняется 30 восхождений в минуту. Темп движений задается метрономом, частота которого устанавливается на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоит из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 — испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 — другую ногу, 3 — опускает на пол одну ногу, 4 — опускает на пол другую. Время восхождения — 5 мин. при высоте ступени: для мужчин — 50 см и для женщин — 43 см. Регистрация ЧСС после выполнения нагрузки осуществляется в положении сидя в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления. Функциональную готовность оценивают с помощью индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = t х 100/ (f1+f2+f3) x 2,

где t — время восхождения, с; f1 f2, f3, — сумма пульса, подсчитываемого в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

Оценка результатов Гарвардского степ-теста в таблице 3.

Таблица 3

Оценка результатов Гарвардского степ-теста

Оценка

Величина индекса Гарвардского степ-теста

у здоровых нетренированных лиц

у представителей ациклических видов спорта

у представителей циклических видов спорта

Плохая

Меньше 56

Меньше 61

Меньше 71

Ниже среднего

56-65

61-70

71-60

Средняя

66-70

71-60

61-90

Выше средней

71-80

81-90

91-100

Хорошая

81-90

91-100

101-110

Отличная

Больше 90

Больше 100

Больше 110

Наилучшие показатели имеют обычно тренирующиеся с преимущественным проявлением выносливости. По данным И.В. Аулика [4], [5], средняя величина ИГСТ у бегунов на длинные дистанции равна 111, у велосипедистов — 106, у лыжников — 100, боксеров — 94, пловцов — 90, спринтеров — 86 и тяжелоатлетов — 81, для высококвалифицированных тренированных спортсменов возможны более высокие величины — до 127-153.

Проба Руфье и Гарвардский степ-тест позволяют характеризовать способность организма к работе на выносливость и выразить ее количественно в виде индекса.

В основе тестов с определением ЧСС в процессе физической нагрузки лежит тот факт, что при выполнении одинаковой по мощности работы у тренированных лиц пульс учащается в меньшей степени, чем у нетренированных [10].

«Полевые тесты». Для оценки функциональной подготовленности применяются так называемые полевые тесты, или виды циклических локомоций:

а) ходьба на одну милю (1609 м) с оценкой либо времени, затрачиваемого на преодоление дистанции, либо ЧСС на последних 400 м;

б) бег трусцой (тест К. Купера) с оценкой либо дистанции, пробегаемой за 12 минут, либо времени преодоления 1,5 мили;

в) бег на одну милю; .

г) модификация «гарвардского степ-теста» со ступенчато повышающейся нагрузкой. Например: восхождение на ступеньку высотой 30 см в ритме 2 шага вверх — 2 шага вниз, в темпе 95—96 шагов в минуту, выполняемое в течение 3 минут.

Как правило, разработанные нормативные показатели по каждому из тестов позволяют путем сопоставления результатов тестирования с табличными значениями судить о функциональных возможностях человека. [20].

Максимальное потребление кислорода (МПК) — наибольшее количество кислорода, которое может усвоить организм при предельно тяжелой для него работе в единицу времени (за 1 мин).

МПК служит важным критерием функционального состояния систем дыхания и кровообращения. Максимальное потребление кислорода является показателем аэробной (кислородной) производительности организма, т.е. его способности выполнять интенсивную физическую работу при достаточном количестве поступающего в организм кислорода для получения необходимой энергии. МПК имеет предел, который зависит от возраста, состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы, от активности протекания процессов обмена веществ и находится в прямой зависимости от степени физической тренированности.

В зависимости от величины МПК для нетренированных людей выделяются пять функциональных классов, или уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Тест Купера (К. Cooper).

[18]. Американский специалист К. Купер предложил определять МПК с помощью 12-минутного теста Для определения МПК необходимо пробежать или пройти как можно дальше в течение 12 мин. Исследования показывают, что расстояние, которое человек может пробежать за 12 мин, пропорционально МПК (табл.4.) [2].

Таблица 4

Соотношение между длиной дистанции и потреблением кислорода (для людей от 17 до 52 лет)

Дистанция, преодолеваемая

за 12 мин, км

Потребление кислорода,

мл/мин/кг

Уровень физического

состояния

1,6

25

Низкий

1,6-1,9

25-33,7

Ниже среднего

2,0-2,4

33,8-42,5

Средний

2,5-2,7

42,6-51,5

Выше среднего

2,8 и более

51,6 и более

Высокий и более высокий

Заключение

Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой. Позволяет оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления.

Библиография

1. Амосов Н.М. Моя система здоровья., — К.: Здоров’я, 1997.

2. Антошин М В. Организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями: Учебное пособие / М. В. Антошин ; — Красноярск : КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

3. Антошин М.В. Физическая культура : Методические указания для контрольной работы студентов заочного обучения всех специальностей / М. В. Антошин, В. Е. Шалагин. — Красноярск : КрИЖТ ИрГУПС, 2010.

4. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. — М., ФиС, 1977.

5. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте, — Медицина, 1990 г.

6. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание/ Гл. ред. Кузнецов С.А.: — СПб.: Норинт, 1998

7. Бунак В. В., Антропометрия. Практический курс, — М.: 1941.

8. Волков В.Н. Спортивная тренированность: парадоксы диагностики. Теоретические основы и прикладные аспекты управления состоянием тренированности в спорте. Монография. — Челябинск: Факел, 2001.

9. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. — М.: Медицина, 1975.

10. Долматова Т. И., Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное посособие. -М.: Советский спорт, 2004.

11. Дубровский В.И., Рахманин Ю. А., Разумов А. Н. Экогигиена физической культуры и спорта, — Владос, 2008.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина, — Владос, 2002.

13. Еркомайшвили И.В., Жукова О.Л., Серова Н.Б. Пособие практиканта по физической культуре: Учеб.-метод. пособие, — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.-пед.ун-та, — 2004.

14. Исследование физической работоспособности у спортсменов. / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — Москва : Физкультура и спорт, 1974.

15. Карпман В. Л., Любина Б. Г. . Динамика кровообращения у спортсменов, — М.: Физкультура и спорт, 1982.

16. Карпман В.Л. — Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры, — М: Физкультура и спорт, 1987.

17. Краснов Е.А. Основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль. Методические рекомендации, — СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, 2003.

18. Купер К. Новая аэробика / Пер. с анг. — М.: Физкультура и спорт,1976.

19. Макарова Г. Спортивная медицина. Учебное издание, — М.: Советский спорт, 2008.

20. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

21. Методические рекомендации «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ Г.Г. Онищенко).

22. Министерство здравоохранения РФ: Приказ от 20 августа 2001 г. N 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».

23. Плющ И.В., Склянова Н.А. Мониторинг резервов здоровья школьников с помощью аппаратно-программного комплекса Valeotest// Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Матер. Всеросс. Научно-практ. конфер. с междунар. участ., Москва, 2003.

24. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. Сред. Проф.учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

25. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: монография, — М.:Советский спорт, 2006.

26. Рябинин С.П. Физическая культура : Учебное пособие для преподавателей и студентов ВУЗов / С. П. Рябинин ; КрИЖТ ИрГУПС. — Красноярск : КрИЖТ ИрГУПС, 2009.

27. Советский энциклопедический словарь/ Прохоров А.М., Гл.редактор., — М: «Советская энциклопедия», 1987

28. Стойда Ю. М. Кровоснабжение мышц голени при ходьбе и беге с различной скоростью. //Научно-практический журнал.-1988.

29. Тематические занятия для студентов СпбГУ по физической культуре и спорту / отв. ред. Ш. З. Хуббиев. -СПБ : Изд-во СПбГУ, 2012.

30. Теоретико-методический аспект проблемы формирования здорового образа жизни студентов: методические указания для студентов нефизкультурных вузов / сост. Л. В. Чекулаева, Л. И. Костюнина. — Ульяновск: УлГТУ, 2010.

31. Физиологические методы контроля в спорте: Учебное пособие, Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В., Кошельская Е.В. и др., ГОУ «Томский политехнический университет», 2009.

32. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева., — Улан -Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007.

33. Функциональная проба для определения физической работоспособности тяжелоатлетов / Карпман В.Л., Орел В.Р., Степанова С.В. и др.// Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.,1998. — Т. 2

Размещено на