Оригами как средство развития мелкой моторики младших школьников

25

Содержание

Введение

1.Значение преподавания оригами в школе

1.1 Использование оригами в педагогических целях

1.2 Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами

2. Занимательные занятия оригами как средство развития мелкой моторики младших школьников

2.1 Деятельностное познание мира средствами оригами

2.2 Содержание работы по оригами на уроках труда

3. Практическая часть. Организация уроков оригами

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка — отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни… Трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки.”-А.В. Луначарский.

Другими словами, чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно, природосообразно (Коменский, Локк, Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Макаренко), отдав природную дань не только играм, но и труду, ручному в первую очередь, ибо именно он является главным источником щедрой пищи для нейронов, которые перерабатывают её в понятия и мысль.

Каждый вид познавательной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Оригами имеет большое значение для обучения и воспитания детей.

По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием, особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

-восприятия (целостности и структурности образа);

-внимания (концентрации и устойчивости);

-памяти (зрительной и кинестетической);

-мышления (пространственного, креативного).

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы

Значение занятий оригами, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения оригами:

12 стр., 5989 слов

Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего ...

... педагогические условия формирования самостоятельности у детей на занятиях аппликацией. Методы исследования: методы теоретического исследования (метод работы с литературой, сравнение, обобщение). Практическая значимость: содержание работы представляет интерес в ...

— Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

— Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

-Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

-Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

-Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

-Развивает пространственное воображение — учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

-Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

-Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

— Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

-Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Из всего этого вытекает гипотеза: развитию мелкой моторики школьников, а также широкому всестороннему развитию способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в оригами.

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в оригами.

2) Изучить содержание и специфику оригами .

3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий по оригами.

4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по оригами с детьми младшего школьного возраста.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста, их познавательно-развивающаяся деятельность.

Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий оригами в младшем школьном возрасте.

1. Значение преподавания оригами в школе

1.1 Использование оригами в педагогических целях

Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами:

-Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации

-Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;

2 стр., 710 слов

Как развивать речь ребенка

... как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение. От чего зависит развитие речи Развитие речи реб ... малыша в год и старше. Как развивать речь ребенка Родители,  перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 ... всему, что связанно с подобными заданиями; учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш ...

-Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;

-Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;

-Учит концентрации внимания;

-Развивает уверенность в собственных силах,

-Развивает коммуникативные способности;

-Развивает творческие способности и исследовательские навыки;

-Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:

-Развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

-Повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-Развивает интеллектуальные способности;

-Активизирует творческое мышление;

-Развивает пространственное воображение;

-Улучшает глазомер;

-Снижает тревожность;

-Стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.).

Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы. Целью его жизни было не просто преподавание, а «облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования». Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога — способность органическому развитию заложенных в ребёнке природных данных. Он лично общался с Песталоцци, бывшим тогда на вершине своей педагогической славы, и находил его идеи весьма близкими своим взглядам.

Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем человечества. Он стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребёнка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Для Фребеля ручной труд был направлен «не на подготовку ремесленника, но на выработку более совершенного человека’1. Он говорил,- что жизнь, движение и знание есть три части одного аккорда. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка. Его философия воспитания и образования включает четыре важных компонента: свободную активность, творчество, участие в жизни социума и мышечную активность. Основываясь на этих целях, Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В апреле 1967 г. создается Английское общество оригами. Параллельно идёт становление этого искусство в США. В России толчок развитию оригами дают создание в 1989 и 1991 г.г. общественные организации — Московский и Петербургский центры оригами. В октябре 1995 г. выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 г. в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится теперь ежегодно. Оригами вводится как дополнительный или факультативный предмет в ряде школ страны. В 1998 г. в США издательство ST. Martin Press выпускает книгу «Russian origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретённые в России. История развития отечественного оригами происходит буквально на наших глазах.

13 стр., 6076 слов

Учебная деятельность и развивающее обучение

... Леонтьева и Эльконина могут сказать, что в основе их понимания развивающего обучения лежит понятие учебной деятельности. Знаменитый Занков, ученик Выготского, еще в середине 30-х годов ... посетите уроки талантливых учителей, и не только в Москве, но и в других городах. Выясните: каковы основные особенности учебной деятельности? Мы его спросили: "Именно деятельности?" "Да, именно деятельности," ...

1.2 Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами

оригами школа фигурка бумага педагогический

Коллективная деятельность на уроках оригами — ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес у самих учеников. Но если уроки технологии с элементами коллективной деятельности являются лишь одной из составляющих, то уроки оригами постоянно несут в процессе работы элементы этой деятельности.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания — развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках оригами ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

-Информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;

-Контактная — готовность к приёму и передаче информации;

-Координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

-Персептивная — восприятие и понимание друг друга;

-Развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности

Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но ещё и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средства, активизирующее развитие творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к искусству оригами. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально-активной позиции учащихся.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... 4. Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом 4.1 Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом .1.1 Основные мотивации детей в занятии спортом .1.2 ... состояние здоровья. Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети. Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение потребностей в успешной спортивной деятельности с положительной ...

2. Занимательные занятия «Оригами» как средство развития мелкой моторики младших школьников

2.1 Деятельностное познание мира средствами оригами

«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский.

Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка и что только в этом случае он будет не только посильным, но привлекательным и полезным. По силам ли такая задача сегодняшней школе? Озабочена ли она ещё чем-либо, кроме желания пересадить в головы детей готовые понятия, которые, по замыслу “инноваторов”, и должны “мыслить”, служить нравственным маяком и т.п.? Я бы ответила так: конечно, да, но при непременном условии, что перед этим освободится от всего, что ныне выспренне именуют “развивающим обучением”.

Так есть ли такое занятие, которым по — настоящему можно увлечь всех детей младшего возраста и дёшево и сердито? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Это оригами — искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором “голова работает руками”, и очень успешно. Замысел оригами прост настолько, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную поделку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь лист бумаги — и процесс пошёл.

В России простейшие оригами тоже известны каждому — это бумажные самолётики, гармошки, кораблики, курочки, пилотки и т.п. Достоверно известно, что ещё в XIX веке поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.

Вопрос в том, достаточно ли разнообразны нынешние оригами — по сложности, тематике, трудоёмкости и т.д. Достаточно ли их для того, чтобы системно изучать оригами как отдельный предмет и удовлетворять различные запросы учеников? Отметим, что необходимое и достаточное разнообразие является в кибернетике одним из важнейших признаков жизнеспособности (успешности) систем самого разного происхождения — от технических до общественных.

Многие педагоги, ведущие занятия по оригами в начальной школе или использующие его отдельные составляющие на уроках технологии, математики, дизайна, изучения родного и иностранного языка (последнее с целью совершенствования устной и письменной речи, что обычно и достигается) отмечают в итоге занятий оригами вместе с ростом внимания, сосредоточенности, гибкости логического и образного мышления, и повышение интереса к учёбе в целом. Важно подумать и о сохранении, укреплении интереса к самим занятиям оригами! Поэтому некоторые учителя, дополняют занятия оригами бумажным моделированием, аппликацией и т.п.

3 стр., 1264 слов

Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...

... правил и понятий. Формирование орфографической зоркости – важная и неотъемлемая часть работы по обучению учащихся орфографии.   Цельисследования– достигнута, задачи - реализованы.   Спасибо ... эффективные формы и приемы в процессе обучения младших школьников работе над ошибками? Объектом исследования является процесс обучения орфографии младших школьников. Предметомисследования являются ...

А авторская программа В. Гончар по использованию составляющих оригами на уроках технологии в 5-6х классах общеобразовательной школы построена следующим образом:

— оригами;

— изготовление объёмных архимедовых и платоновых тел и игрушек на их основе;

— работа с бумагой по плавным непрямым линиям;

— “фантазия” (смешанная техника на основе всех вышеперечисленных подходов, аппликации, папье-маше и т.п.), когда дети на основе приобретённых основных умений творят иногда нечто удивительное и самобытное.

Например, в коллективной композиции “Девушка-Весна” использовались одновременно приёмы бумажного моделирования, аппликации, оригами (для букета цветов).

Заготовки для матрёшок и пасхальных яиц делались из папье-маше. Особенно большой простор для творчества даёт недавно изобретённая система универсальных модулей оригами: на её основе изготавливались ряд моделей греческих ваз нескольких видов (для последующей раскраски), компания матрёшек с гармонистом, модели архимедовых и платоновых тел, космических станций…

На своих занятиях оригами педагоги отмечают ту же закономерность, что проявляется и на всех остальных школьных предметах. Одни проявляют себя творцами, другие довольствуются ролью подражателей, исполнителей (причём нередко с лучшим качеством и точностью работы — у них свой талант) и нисколько от этого не страдают.

Третьи … показывают собирательный отклик на “всё школьное обучение по единому стандарту”. С ними тоже можно и нужно работать, но для более значимого успеха — уже всей школой, даже всем миром… К слову сказать, ряды “третьих” на уроках оригами заметно редеют по сравнению с теми занятиями, которые опираются на менее распространённые природные способности и на прошлый учебный опыт детей.

Иные педагоги стараются сохранить и укрепить интерес к занятиям, оставаясь исключительно в канве оригами. С большим успехом используют сказочное проведение занятий для младших школьников. Это не только складывание участников сказок, но и сказочный вид описания хода складывания. Скажем, два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой и т.д.), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. И увлекательно, и … легче запоминается, потому что объединено всё одной логичной и образной историей.

Очень важно в занятиях оригами последовательное усложнение заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все русла восприятия, постепенно переходят к более сложным видам. Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию (одно из самых сложных, в том числе для педагога).

В таких случаях очень хорошо видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать. Особенно хорошо оригами выявляет конструкторские способности детей, что (выявление и поддержка природных способностей) и является главной задачей общеобразовательной школы.

18 стр., 8654 слов

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения 2

... проверить на практике эффективные методы, формы и средства работы по развитию творческих способностей в процессе обучения. Задачи: 1.Раскрыть понятия «творчество», «творческие способности». ... соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать ...

На первом этапе изучения оригами можно ограничиться четырьмя простейшими базовыми заготовками и на их основе складывать множество поделок (даже с дошкольниками)!

Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагаются различные “ребусы” по оригами: пропускается один (а позже — и более) шагов складывания поделки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Понятно, что это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уж желания изобретать многим людям хватает на долгие и долгие годы.

Подобного рода задания, более сложные задачи используются не только на проверочных работах по оригами, но и в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Всероссийскую заочную олимпиаду уже 4 года проводит Омский центр оригами совместно с кафедрой методики преподавания математики Омского гос. университета. Условия Олимпиады и её итоги печатаются в журнале “Оригами”. Прошли совместные конкурсы журнала “Оригами” с газетой “Пионерская правда” и журналом “Юный художник”, которые показали, что интерес к оригами испытывают дети из разных уголков страны, не обязательно занимавшиеся оригами ранее.

Для разнообразия складывания из бумаги используем в работе и такой приём, как занимательные беседы о японской культуре в целом. Это и рассказы об своеобразных японских праздниках, в том числе использующих поделки оригами, и сочинение кратких выразительных трёхстиший философского плана, подходящих для этой поделки, рассказ о жизни японских школьников, об отличиях наших систем образования в том виде, которая интересна детям.

Эти и другие организационные и педагогические приемы обеспечивают устойчиво высокий интерес дошкольников и школьников к занятиям. Настолько высокий, что характерной сложностью для занятий оригами бывает трудно их закончить во-время: детей, что называется, “за уши не оттащишь”.

Такой устойчивое увлечение, на мой взгляд, в большой степени связан с самой сущностью оригами. Действительно, в оригами сходятся самые разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, интерес быстрого достижения осязаемой цели (в том числе для игры или сделанного своими руками подарка).

Если ученик утомляется, он тут же естественно переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре в готовую поделку, рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает местные перенапряжения и переутомления ученика при насыщенной и разнообразной работе мысли и рук.

Можно ли такую атмосферу создать на других уроках? Да. Если будет последовательно соблюдаться принцип занятий по выбору. Просто на уроках оригами это делается естественно как само собой разумеющееся. Кроме того, для этих занятий, как правило, достаточно только бумаги.

Учителя отмечают заметное изменение отношения к учёбе в целом среди занимающихся оригами: повышается внимательность, собранность, укрепляется трудовая дисциплина, быстрее работает ум, отсюда уверенность в своих силах и способностях, снижается уровень внутренней тревожности и улучшаются другие показатели, связанные с наличием у учащихся хронических нервных напряжений.

8 стр., 3832 слов

Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала

... психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала. .Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в ... и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового ...

На уроках словесности, родной и иностранной, предложение поговорить с поделками на соответствующем языке заметно влияло на устную и письменную речь учеников.

Итоги исследований специалистов показали положительное влияние оригами на детей всех возрастов и на успехи в учебе. Наибольший положительный влияние отмечено на крайних уровнях способностей, т.е. у самых успешных учеников и самых отстающих .

Вовремя выявленный интерес к творчеству, — не только в оригами, — отнимает место у лени, скуки и всего с ними связанного: от нарушений дисциплины до наркомании. Просто невозможно не согласиться с Луначарским, когда он пишет: “Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно весёлая и напряжённая работа буквально истребляет в классе все те инциденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. “Умейте занять детей” — вот единственное правило школьной дисциплины”.

Святые слова на все времена. Дайте детям дело, которое соответствует их природе и самая разрушительная энергия превратится в созидательную! Чтобы не потерялась та очевидная для Луначарского связь “мелких движений” ученической руки с уровнем освоения новейших технологий, квалификацией и производительностью труда.

2.2 Содержание работы по оригами на уроках труда

Курс занятий по обучению оригами целесообразней осваивать в 3 этапа (примерно 4 года обучения).

В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента.

Одинаковые заготовки называются базовыми формами. На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего наблюдения, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем — лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы. По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь. 2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм.

12 стр., 5984 слов

Обучение детей сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных ...

... художественного изображения; ·Умение передавать в работе свои чувства при помощи разных средств выразительности. Данное теоретическое исследование посвящено, именно обучение детей нетрадиционным техникам рисования. Цель исследования. ... собой разумеется, а для сотворения "мозаичного" шедевра подойдет лист отлично помятой бумаги. Очень хочется подчеркнуть то, что и даже лохматую шубку зайчику даст ...

Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками». На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе — как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д. На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер. Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты: -мое знакомство с оригами; -чему я научился на занятиях оригами; -какие занятия мне наиболее запомнились, почему? -мои планы на будущее; — и другие.

3. Практическая часть. Организация уроков оригами

Цели:

Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий.

Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей.

Воспитательные: целостное восприятия мира; интерес к культуре другого народа, национальным традициям.

Урок №1

Тема урока: «Театр оригами».

Тема коллективной работы: «Мы ставим кукольный спектакль». Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Материалы и инструменты: упаковочная коробка, картон, клей, ножницы, гуашь, широкие кисти, листы белой бумаги.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.

Урок посвящен кукольному театру, где в качестве кукол выступают фигурки оригами, поэтому он начинается с беседы, на которой учащиеся знакомятся с историей театра, с его разновидностями. Учитель даёт подробную информацию о конструкции театра, который они изготовят на уроке. В конце беседы выбирается сказка, по мотивам которой будет поставлен спектакль, например сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». Преподаватель знакомит учащихся с этапами работы над постановкой театра оригами.

I Класс делится на две группы. Одна из групп выполняет театр — декорацию, вторая персонажи — фигурки оригами.

Театр — декорация выполняется из большой упаковочной коробки. В нижней части дна коробки вырезается квадратное отверстие размером 30-30 см. К нижней части окна приклеивается поддон-сцена. Общим голосованием ребята решают назвать театр «Орикадабра». В верхней части коробки яркими оранжевыми буквами выписывается название, а весь ящик окрашивается в чёрный цвет.

II. В тоже время в другой группе проходит заседание худсовета, где определяются главные персонажи сказки: гадкий утенок, прекрасные лебеди, птичий двор. Ребята распределяют между собой персонажей и приступают к их изготовлению из белых квадратных листов бумаги.

Примечание: Поскольку все фигурки оригами белого цвета необходимо акцентировать внимание на белом цвете. Театр выполнен в черном цвете, так же в черной шляпе и в черном плаще будет единственный актер, который будет почти полностью скрыт за ящиком. В этой одежде он будет напоминать волшебника из «Снежной королевы». От него требуется уметь говорить разными голосами, передразнивать крики животных и конечно хорошо знать текст сказки.

Спектакль может сопровождаться музыкой из балета П.Чайковского «Лебединое озеро». Более ярким представление будет если фигурки оригами будут выполняться на глазах у зрителей. Мелькание кистей рук на черном фоне, в сочетании с тихой музыкой и неспешным рассказом создадут иллюзию волшебной сказки.

При желании учащиеся могут показать спектакль в начальных классах и в детском саду Театральный сезон» можно продолжить постановкой ещё нескольких сказок.

Урок №2.

Тема урока: «Тёплые и холодные цвета».

Темы коллективных работ; «Букет цветов», «Подводный мир Жака Ив Кусто».

Форма организации совместной деятельности: совместно — индивидуальная.

Материалы и инструменты: два листа ватмана (один с изображением вазы в нижней части листа, другой с изображением морского дна), разноцветные листы бумаги, клей, 2-3 шнура, тонкие нитки.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий (некоторых цветов и цветовых оттенков; роза и розовый, сирень и сиреневый, василёк васильковый и т.д. Затем учитель обобщает и дополняет знания учащихся об обитателях подводного мира, особое внимание обращает на пластические формы его обитателей (Следующий этап: класс делится на две группы и каждая из них получает задание. Причём задания контрастны по исполнению: одно выполняется на плоскости, другое в объёме. Первая группа из листов цветной бумаги выполняет листья и цветы тёплых оттенков, вторая — обитателей подводного мира.

За 10 минут до конца урока начинается сборка коллективной работы:

-К классной доске прикрепляются два листа ватмана (фон); -К створкам доски крепятся 2-3 шнура;

-На горизонтальные шнуры с помощью тонких нитей подвешиваются силуэты рыб;

На другой лист ватмана с изображением воды наклеиваются цветы, различных цветов и оттенков (тёплых).

Ученики передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди приклеивают к нему свой цветок. Работа ведется в центре, где крепятся самые большие и яркие цветы. В конце эстафеты получается букет.

Анализируя коллективные композиции, учитель обязательно должен отметить разнообразие оттенков цветов, контрастность получившихся работ, их построение, обращает внимание детей на красоту большой совместной работы, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

Урок №3

Тема урока: «Символ мира — японский журавлик».

Тема коллективной работы: мобиль «Стая птиц».

Форма организации совместной деятельности: совместно — последовательная, по принципу работы конвейера.

Материалы и инструменты: разноцветные листы бумаги разных размеров, тонкие нити, клей, ножницы, побеги винограда, проволока.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.

Учитель рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру).

Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы на протяжении минимум двух веков с любовью складывали журавликов.

Вторая мировая война придала древней фигурке ещё» одно значение — символ мира. Многие вероятно помнят историю Садако Сасаки — девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644… Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.

Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…

Преподаватель знакомит учеников с базовой формой — птица и на её основе складывает журавлика. Ученики последовательно повторяют за ним каждую операцию и выполняют каждый своего журавлика.

Затем они организовывают конвейер, где каждый ученик выполняет отдельную операцию.

В конце урока лозу скручивают в круг и на тонких нитях подвешивают журавликов.

Примечание: таких мобилей можно выполнить по количеству люстр в фойе или в классе и подвесить мобили к ним.

Заключение

Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает более 10 лет. Однако за это время сделано удивительно много. Мощный толчок развитию отечественного оригами дало создание в двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации развития оригами в ряде городов были проведены выставки; в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Москве, Туапсе, Ростове-на-Дону и других городах.

В 1995 году вышло в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первого издания учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». В 2001 году переработанное и дополненное переиздание этого учебника под названием «Весёлые уроки оригами в школе и дома» увидело свет в Петербургском Издательском доме «Литера».

Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами и бумажным моделированием (не только детей, но и взрослых) уже не первый год привлекает профессиональное внимание психологов и педагогов. Результаты некоторых таких исследований неоднократно докладывались, например, на Всероссийских конференциях “Оригами и педагогика” .

Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий оригами являются следующие положения:

-связь физического движения и общего психического развития;

-связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

На основании этого исследователи выдвинули предположение, что с помощью систематических занятий оригами развиваются интенсивнее и на более высоком уровне следующие психические процессы:

-восприятие (целостность и структурность образа);

-внимание (концентрация и устойчивость);

-память (зрительная и кинестетическая);

-мышления (пространственное, креативное).

Данные изменения, отмечают исследователи, стали заметны уже после одного года занятий оригами.

Необходимо отметить, что у детей, посещающих занятия оригами, ярче проявляется творческий подход к работе: у 63% учащихся из сильной оригамской группы, у 60% детей из слабой оригамской группы, и только у 45% детей из контрольной группы.

Эти показатели дали исследователям основание считать, что “занятия оригами способствуют развитию креативного мышления, то есть способности искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте. В данном случае основным критерием креативности мы считали самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели.

Неоднократно учителями оригами, отмечался любопытный факт: бумажное моделирование и оригами являются одним из очень немногих школьных предметов, с которых учащиеся зачастую не хотят уходить после окончания плановых занятий. Их уговаривают, увещевают учитель и подошедшие родители, дедушки и бабушки, что будет следующее занятие, что нельзя успеть всё сразу и т.д., но …, если сразу нет других занятий, редко удаётся закончить раньше, чем через полчаса после официального времени окончания урока.

Оригами — не только интересное занятие в игровой форме, это и форма общения, и развитие творческих способностей и самое главное познание мира и самого себя.

Литература

“Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 2006 г.), М.: Аким,2006, 160 с.

Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 2003 г.), Омск.:2003 г., 48 с.

Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 2001 г.), 32 с.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 2007., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

Афонькин С.Ю. “Кусудамы — волшебные шары” М.: Аким, 2004, 64 с.

Афонькин С.Ю. . “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.

Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 1997, 64 с.

Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 2001, 752 с.

М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 2004, 236 с.

В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 2002 г.

В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.

Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”.

В.В. Кумарин, “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 1996, 64 с.

В.П. Пудова, Л.В. Лежнёва “Легенды о цветах”,

М.: Аким, 1998, 64 с.

Т.Б. Сержантова “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 2000 г.

С.В. Соколова и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 2002, 64 с.

17. Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 2003, 64 с.

Размещено на