ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

1. Концепция здоровьесберегающего образования…………………5

2. Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий…6

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии…………11

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….20

Введение

Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

По данным различных исследований, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса, функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья [1]. Влияние школьных факторов риска имеет такое большое значение потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Все это делает необходимым конструирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, при котором обучение ребенка происходило бы не за счет ресурсов его здоровья, а благодаря соблюдению гигиенических норм, оптимизации школьного процесса.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса (в том числе уроков биологии), создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии) обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.

12 стр., 5574 слов

Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебном ...

... используются с целью формирования адекватной самооценки. Объектом исследования выступает формирование самооценки младших школьников в учебном процессе. Предмет исследования - использование воспитывающих ситуаций с целью формирования самооценки младших ...

Если рассматривать концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель — принципы — средства — результаты — условия, то здоровьесберегающее обучение (на уроках биологии) направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, развитие самосознания, уважения к себе и другим, формирование знаний и понимания закономерностей роста и развития человека, изучение факторов влияющих на здоровье, формирование понимания о здоровом образе жизни. Обучение опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности, практической ориентации. Достигается через учёт психофизиологических особенностей учащихся, создание благоприятного психологического фона на уроке биологии, использование приёмов способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости на уроках биологии, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений, преображению социально-психологического климата в классе, повышает самооценку учителей, открывает новые возможности сближения учителя и учащихся, помогает раскрыться всем ученикам, изменяет отношение к проблеме здоровья. Зависит от (ресурсов) — личного примера педагога, применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке (биологии).

Исходя из выбранной темы, цель работы — создание условий для здоровьесбережения в процессе обучения биологии. В связи с этим определены следующие задачи:

· Изучение и систематизация теоретического материала по проблеме здоровьесбережения и применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

· Разработка и создание дидактических материалов способствующих сохранению интереса к учебному материалу, обеспечивающих качественное освоение программы биологии, с учётом здоровьесберегающей направленности процесса обучения биологии.

· Подбор и апробация различных приёмов профилактики и коррекции функционального состояния учащихся.

Предметом исследования является процесс обучения биологии.

Объект исследования — образовательная деятельность учителя при обучении биологии.

Гипотеза: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, и здоровьесберегающего обучения детей возможно при соблюдении ряда условий: насколько изучена научно-педагогическая литература по проблеме исследования; выделены основные направления деятельности учителя по созданию здоровьесберегающих условий; создано и реализовано методическое сопровождение, способствующее активизации здоровьесберегающей деятельности педагога в урочное и внеурочное время.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках (биологии), целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся формируют оптимальные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие условия для образовательного процесса. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся, уровень их актуального развития, состояние соматического и нервно-психического здоровья. Всё это может обеспечить нормализацию эмоционального поведения учащихся, создать атмосферу безопасности, установить доверительные отношения с детьми, добиться положительных результатов здоровьесбережения.

4 стр., 1812 слов

использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

... процессе обучения на уроках технологии. Гипотеза: процесс обучения на уроках технологии будет эффективным, если будет использоваться метод проектов. Задачи: 1. изучить и обобщить педагогическую литературу по проблеме обучения учащихся на уроках ... - 656 с. 10. Кон И. С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. - М., 1992. - С. 268-274. 11. Кроль В.М. Психология и педагогика ...

1. Концепция здоровьесберегающего образования

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно — воспитательном процессе. Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока — ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы; потягивание; встряхивание руками; зевота; закрывание глаз; подпирание головы; остановившийся взгляд; ненужное перекладывание предметов; разговор с соседом; увеличение количества ошибок в ответах; не восприятие вопроса; задержка с ответом; частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности — с расписания уроков.

Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа». Мы знаем, что самые продуктивные уроки — со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок — математика. Как же учителю добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии, которая служит здоровьесбережению:

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточный учет ……..

Список литературы

1. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. №5, 2009.

18 стр., 8940 слов

Влияние волевой регуляции на успешность обучения в процессе учебной деятельности

... студент Глава 1. Теоретические подходы к изучению волевой регуляции студентов в процессе учебной деятельности 1.1 Изучение волевой регуляции в зарубежной и отечественной психологии ... исследования: волевая сфера личности студента первого курса. Предмет исследования: волевая регуляция как условие успешности учебной деятельности. Гипотеза исследования: волевая регуляция способствует поддержанию ...

2. Кушнир, А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. №1, 2001. С.50-57.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 239с.

4. Никифорова, О.А. Здоровы ли мы: тесты, анкеты: методические рекомендации /О.А. Никифорова, В.И. Навалихина.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 74 с.

5. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М.: Просвещение, 1974. — 136 с.

6. Ирхин, В.Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие / В.Н. Ирхин, И.В.Ирхина. — Барнаул: Изд — во БГПУ, 1998 — 117 с.