Организация, содержание культурно — досуговой деятельности для детей среднего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

Глава 1. Специфика культурно — досуговой деятельности

подростков в условиях сельской местности……………………………5

1.1 Социально-психологические особенности

подросткового возраста………………………………………………… 5

1.2 Досуговая деятельность подростков……………………………….10

1.3 Особенности организации досуга подростков в условиях сельской местности …………………………………………………………………………….14

Глава 2. Анализ организации культурно — досуговой деятельности

в Кузнецовском Центре Досуга……………………………………………23

Заключение ……………………………………………………………..26

Список используемой литературы и интернет ресурсов ……………27

Приложение …………………………………………………………….28

Введение.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга — предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

15 стр., 7164 слов

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи

... никогда не существует сам по себе (Л С Выготский) Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными ... строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь ...

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

В условиях сельской местности актуальной является задача организации культурно-досуговой деятельности детей среднего школьного возраста и подростков.

Культурно-досуговая деятельность для современных детей и подростков является одной из первостепенных ценностей, так как в этой области реализуются их многие социокультурные потребности. Для культурно-досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуговой деятельности подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.

Объектом курсовой работы является культурно — досуговая деятельность детей среднего школьного возраста (подростков) в условиях сельской местности. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях сельской местности заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где очень мало учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей.

Предметом данной работы является организация культурно-досуговой деятельности подростков в Кузнецовском Центре Досуга, Чкаловского района, Нижегородской области.

Средний школьный возраст — переходный от детства к юности, это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.

Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности и проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Важная особенность детей среднего школьного возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в ... детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша ...

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста.

Досуг — чудесное пространство для развития культуры. Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности.

Содержательный отдых и досуг, наряду с образованием и удовлетворением основных потребностей ребёнка, играют большую роль в его развитии.

Занятие ребёнка в свободное время не только развивают у него определённые качества, но и организует его, придают ему уверенность в своих действиях и в своей компетентности.

Целью работы является изучение организации досуга детей среднего школьного возраста (подростков) в условиях сельской местности.

В связи с этим можно определить задачи курсовой работы:

1. Изучить особенности подросткового возраста.

2. Выявить особенности досуговой деятельности подростков.

3.Выявить специфику организации культурно-досуговой деятельности подростков на примере вовлечения подростков в творческий коллектив.

4. Проанализировать культурно — досуговую деятельность Кузнецовского Центра Досуга.

Глава 1. Специфика культурно — досуговой деятельности

подростков в условиях сельской местности

1.1 Социально-психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст- период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. Быстрый рост и половое созревание организма делают психику подростка очень неустойчивой. Задача педагога — учить подростка управлять собой и своим поведением. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки- подростки выглядят старше своих сверстников.

Подростковый возраст — это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. В отрочестве человек обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром. Подростковый возраст — это возраст, когда часто меняются интересы, это год критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к людям, и к учебе, и к себе.

11 стр., 5373 слов

Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного ...

Р.Контом в 1979 году. Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические отношения сходства — различия друг с ...

Отрочество — это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении о тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет быть вз……..

Использованная литература и другие интернет ресурсы

1. Андриенко. Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 264 c.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с. 6. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. — М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.

4. Клуб: Культура досуга. — М.: Профиздат, 1987.-184с. 12. Немов Р.С.

5. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004.-С.5-6.Мудрик А.А. Социальная педагогика: учебник гриф МО РФ / А. В. Мудрик < OpacUnicode/index.php?url=/auteurs/view/91431/source:default>. — 7-е изд., испр.и доп. — М. : Академия, 2009. — 223 с.

6. Новаторов, В.Н. Культурно — досуговая деятельность: словарь — справочник/ В.Е. Новаторов. — Омск, 2012. — 183с.

7. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия»,2010.- 608 с.

8. Мудрик А. В, Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 2010. — 112с.

9. Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова — Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. — 50 с.

10. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн < opac/index.php?url=/auteurs/view/2130/source:default>, Т.Н. Бостанджиева < opac/index.php?url=/auteurs/view/26071/source:default>, И.М. Вереникина < opac/index.php?url=/auteurs/view/26072/source:default>, и др. < opac/index.php?url=/auteurs/view/14776/source:default>; ред. Д.И. Фельдштейн < opac/index.php?url=/auteurs/view/2130/source:default> . — М. : Педагогика, 2011. — 238 с. : тв. — (Образование. Педагогические науки . Педагогическая психология) . — В надзаг.: НИИ общей и пед. психологии АПН России. — Библиогр.: с.233-237.

11. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону, 2010.-С.230-235.