1. Закономерности и принципы социальной работы.
2. Потребности лиц пенсионного возраста в социальных услугах.
3. Принципы и механизмы социального обслуживания лиц пенсионного возраста.
4. Социально психологические особенности лиц пенсионного возраста
5. Принципы социальной политики в отношении лиц пенсионного возраста.
6. Социальное обеспечение лиц пенсионного возраста.
7. Задачи и функции социальных работников
8. Социальный статус и проблемы лиц пенсионного возраста.
9. Формирование системы социального обеспечения лиц пенсионного возраста
10. Заключение.
11. Список литературы.
Введение
Постоянное возрастание доли лиц пенсионного возраста в структуре населения становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Главные причины постарения населения — падение рождаемости, увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах. В нашей стране этот набор факторов дополнен высоким процентом смертности людей трудоспособного возраста.
Старение населения — наиболее характерное демографическое явление современной эпохи, обусловленное сложным комплексом факторов, включающих особенности воспроизводства населения, интенсивность и направленность его миграции, санитарно-демографические последствия войн, эпидемий, социальных конфликтов. Размеры и темпы прироста населения неодинаковы в различных странах. Основными особенностями изменений структуры населения многих стран являются заметное уменьшение относительной численности детского населения (0-14 лет) и выраженный рост доли населения старших возрастов. Е.Н. Стеженская1 определяла демографическое постарение населения как увеличение прослойки лиц пенсионного возраста в составе населения.
В связи с радикальными экономическими и политическими реформами, проводимыми Правительством России, с глубокими кризисными процессами, создающими опасные предпосылки для глубоких социальных взрывов, с ростом социальной напряженности, первостепенное значение приобретает задача социальной поддержки наименее защищенных групп населения: престарелых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, лиц, не имеющих средств к существованию. Проблема бедности характерна для социальной группы людей пенсионного возраста. Для социального работника важное значение имеют факторы социального и психологического характера, связанные с образом жизни лиц пенсионного возраста, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... с существующими в той или иной стране системами социального обеспечения, пенсионной, организации здравоохранения и социальной защиты и др. Профессиональная гериатрическая реабилитация включает такие ... причина недовольства и найден возможный выход. Физиологическая адаптация Людям пожилого возраста присущи различные психофизиологические изменения. Снижение функциональных возможностей при старении ...
Социальная страта лиц пенсионного возраста гетерогенна, среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и ощущающие себя изолированными от общества, малоактивные и оптимистически настроенные и т. д. Поэтому для того, чтобы успешно работать с лицами пенсионного возраста, социальному работнику нужно располагать как можно более полной информацией о человеке, знать социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть осведомленным о социальном окружении и образе жизни пожилого человека. Изменение социального статуса человека в старости негативно сказывается на его моральном и материальном положении.
Закономерности и принципы социальной работы
Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.
Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в «чистом виде».
Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также заметить, что закономерности социальной работы как логические формы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.
Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений — все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.
Глава I. Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная ...
... фондов. Кадровые ресурсы социальной работы выражаются в уровне компетентности решения профессиональных задач специалистами (степень развития способностей и ... социальный опыт, материальные возможности, временной потенциал. Физические возможности рассматриваются применительно к индивиду или группам, объединяемым на основе данного признака. Физический ресурс проявляется в состоянии здоровья (характере ...
Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:
• зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
• зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;
• зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.
Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:
• общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
• целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
• соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
• соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др.
Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее его деятельность.
Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указанных закономерностей еще не гарантирует их использование в повседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.
Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.
Культурно-досуговая деятельность как составная часть воспитательной ...
... смысловой комплекс рассматриваемой проблематики; 2. Проанализировать сущность культурно-досуговой работы с военнослужащими срочной службы, ее влияние на их социально-психологическое самочувствие; 3. Выделить ... 22. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3. ...
Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:
• методологические;
• организационно-распорядительные;
• психолого-педагогические;
• социально-политические.
Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы — это:
• социально-технологическая компетентность кадров;
• стимулирование;
• контроль и проверка исполнения;
• функциональная определенность;
• единство правил и обязанностей.
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:
• комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;
• индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;
• целенаправленность и адресность социальной работы;
• такт и терпимость при общении с клиентами социальных
служб и др.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:
• государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;
• гуманизм и демократизм содержания и методов социальной
работы;
• учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов
социальной работы;
• законность и справедливость действий социального работника.
Знания об окружающей нас действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные закономерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, технологические алгоритмы и логические операции, способствующие решению проблемных ситуаций и практических задач.
Сущность и основные требования принципов обучения
... влиянием общественного прогресса и достижений науки, по мере выявления и накопления опыта работы педагогов принципы обучения могут и должны изменяться и совершенствоваться. В истории педагогики выдвигались ... задач и существующих представлений о сущности процесса обучения личного состава. В работах, раскрывающих содержание принципов обучения воинов, как правило, в той или иной форме находят отражение ...
Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целостная теоретическая система знаний может быть структурно представлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отражающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и подсистемы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.
Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функциональный аспект. Дело в том, что любое системное образование выполняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сумме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением. Так, практическая деятельность социальных служб и учреждений, практика социальной работы являются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся результатом теоретических положений, представляют собой логический инструментарий превращения .
Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций:
• информационной, поскольку теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощипонятийного аппарата, в закономерностях и принципах, присущих предметной области социальной работы;
• объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;
• эвристической, заключающейся в том, что научная теория
не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория социальной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее разработки, выражения и использования;
• практической, состоящей в том, что она порождается потребностями практики,……..
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.
2. Антология социальной работы: В 5 т. /Сост. М.В. Фирсов. — М.: Сварогъ, НВФ СПТ, 1995. Т. 3.
3. Демушкина О.П. Социальная работа. Р/Дону. 2005.
4. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
5. Лотова И.П. Особенности социально-психологической адаптации престарелых к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 1. С. 26.
6. Основы социальной работы / Под ред. Павленок П.Д. М., 2006.
7. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. //Отв. ред. Козлов А.А. М., 2005.
Социальная сущность и функции семьи
... структурыпотребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и ... социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. 4. Экзистенциальная функция Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. Известно, что сущность любого ...
8. Социальная работа / Под общ. ред. Курбатова. Ростов/Дону, 1999.
9. Старение — глобальная проблема // Материалы Росс.-америк. семин. М., 1997.
10. Технология социальной работы / под ред. Чернецкой А.А.