ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…..…6
1.1. Проблема мотивов и мотивации в психологии……………………..……6
1.2. Сущностные характеристики студенческого самоуправления…………13
1.3. Особенности участия молодежи в студенческом самоуправлении……25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………28
2.1. Анализ исследования мотивов участия молодежи в студенческом самоуправлении.……………………………………………………..…………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Учеба в высшем учебном заведении — это один из этапов жизни большинства будущих специалистов, а, следовательно, и формирования его личности. Именно в эти годы происходит становление специалиста, его мировоззрения, жизненных идеалов и убеждений. По мнению К.Д. Ушинского период жизни человека с 16 до 22-23 лет является самым решающим: «Здесь именно довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их, группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере». Этот период в жизни молодого человека — время самоанализа и самооценок, становления личности.
В формировании личности молодого специалиста большую роль играет студенческое самоуправление. Оно дает человеку сформировать в себе личность, способную с первых лет обучения решать не только свои личные проблемы, но и разрешать «мелкие» ситуации в группе, на курсе, факультете. С первых дней обучения в ВУЗе студент чувствует ответственность за себя и товарищей, у него формируются качества будущего специалиста, способного решать не только профессиональные задачи, но и организационные, моральные, социальные.
Внеучебная деятельность студентов является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и организуется с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и преумножения нравственных, культурных, и научных ценностей в современных условиях, выработки навыков конструктивного поведения на рынке профессий, сохранения и возрождения традиций Российской высшей школы.
Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...
... (г. Ялта, 2012-2013 гг.), Международной конференции «Студенческая практика-ключ к будущей профессии» (г. Ялта, 2012-2013 ... в условиях центра социальных служб для семьи детей и молодежи. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению ... и методы профилактики этого явления, что и послужило главным мотивом выбора данной темы. Выше сказанное обозначило выбор темы ...
Развитие студенческого самоуправления позволяет значительно повысить эффективность воспитательного процесса в вузе, занимая важное место в формировании социально активной личности молодого специалиста. Студенты становятся участниками процесса социализации личности. Профессиональная подготовка направлена в данном случае на человека как на цель, на формирование его социальных качеств. Участие в работе органов студенческого самоуправления, как вид деятельности является областью существования и развития общечеловеческих ценностей. Деятельность студенческого самоуправления предполагает личную и коллективную ответственность за принимаемые решения и их выполнение. Это требование реализуется наиболее успешно, если учитываются возможности, мотивы и потребности участия студентов в самоуправлении, уровень их готовности к выполнению управленческих функций. Чем выше уровень готовности к выполнению управленческих функций, потребности в деятельности студенческого самоуправления, тем добросовестнее относятся учащиеся к принимаемым решениям и их выполнению. В свою очередь участие в выработке и принятии решений способствует формированию у студентов управленческой культуры, товарищеской требовательности.
Социальная активность, самостоятельность, гражданская ответственность реализуются студентами в социально полезной деятельности. Следовательно, все усилия студенческого самоуправления должны быть направлены на вовлечение учащихся в такую деятельность.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что студенческое самоуправление в наше время стало развиваться все больше. Органы студенческого самоуправления сегодня не только «участвуют в управлении ВУЗом», но и берут на себя «защиту прав и интересов своих членов», «заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив», «обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности».
Все вышеперечисленное обусловило выбор темы данного исследования: «Мотивы участия молодежи в общественных объединениях».
Цель исследования заключается в выявлении мотивов участия молодежи в студенческом самоуправлении.
Объектом исследования является молодежь, занятая в органах студенческого самоуправления.
Предметом исследования являются мотивы участия молодежи в студенческом самоуправлении.
Гипотеза — мотивами, обуславливающими причины участия молодежи в студенческом самоуправлении, являются потребность в самореализации, желание развивать свои коммуникативные навыки, а также лидерские качества.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу с целью определения сущности понятий мотивов и студенческого самоуправления.
2. Рассмотреть теоретические подходы к классификации мотивов.
3. Раскрыть основные процессы студенческого самоуправления.
4. Провести эмпирическое исследование мотивов участия молодежи в студенческом самоуправлении.
Исследование проблем студенческого коллектива с помощью семи ...
... с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать ... в данном вопросе, выбрана следующая тема: исследование проблем студенческого творческого коллектива. Цели данной курсовой работы: ... факторов, участвующих в регуляции эффективности коллективистской деятельности. Диаграмма показывает, что нельзя на основании ...
Исследование проводилось среди студентов ВятГГУ в количестве 30 человек.
Структура данной работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников. Общий объем работы 38 страниц.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В СТУДЕНЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
1.1. Проблема мотивов и мотивации в психологии.
Проблема мотивации деятельности человека оказалась в последние годы в центре внимания психологов, представляющих самые разные направления научных и прикладных исследований, и это не случайно. От психологов ожидали удовлетворительного научного объяснения человеческого поведения, а такое объяснение и есть не что иное, как раскрытие и представление его мотивации. [1]
История психологических учений показывает, что долгое время психологи занимались изучением и описанием инструментальных аспектов человеческой деятельности — познавательных процессов и поведения, а его мотивация оставалась в стороне от основных направлений научных интересов. [1]
Ситуация радикально изменилась после того, как разработанная в начале ХIХв. Ч.Дарвиным теория эволюции стала оказывать существенное влияние на гуманитарные, в том числе психологические науки. Под непосредственным влиянием дарвиновских идей на объяснение поведения человека вначале были распространены мотивационные понятия, которые раньше применялись только для животных — инстинкты, а затем — потребности, терминологически объяснившие способы объяснения поведения и человека, и животных. [1]
Еще одной существенной причиной повышенного внимания ученых к мотивационной проблематике, отчетливо проявившейся уже позднее, во второй половине ХХв., стало стремление придать завершенную форму прикладным, практически ориентированным учениям психологов. Они, следуя десятилетиям сложившейся традиции, также в основном касались только познавательных процессов. Таковы, например, были инженерно-психологические, психолого-педагогические, клинические исследования, а также исследования в области психологии труда. Их главной тематикой в течение многих лет была и оставалась когнитивная, а не мотивационная сфера человека. [1]
Вместе с тем, своего завершения, связанного с необходимостью «освоения» области личности и мотивации, требовали и специальные научные теории, на основе которых десятилетиями организовывались и проводились прикладные научные исследования. В качестве примеров таких теорий можно назвать теорию деятельности А.Н.Леонтьева, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, теорию развивающего обучения В.В.Давыдова и др. Авторы многих из этих теорий обратились к проблематике мотивации уже после того, как были созданы, получили широкое признание и были внедрены в практику разработанные ими теории. Оказалось, что без четкого представления о мотивационной сфере деятельности в целом трудно было рассчитывать на успешное внедрение этих теорий в практику. [1]
Начиная с последней четверти ХХв., тема мотивации становится одной из главных в мировой и отечественной психологической науке, причем не только в общей, но также в педагогической, клинической, возрастной, юридической, военной, спортивной, экономической и других отраслях психологии. [1]
Стоит разобраться в том, что же содержат в себе понятия «мотивация» и «мотивы».
Виды мотива, понятие мотива. Виды мотивации и основные термины.
... Виды мотива Мотивация – это побуждение к действию и способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих. Внешние мотивы и внутренние мотивы. Внешние мотивы обусловлены внешними ...
Мотив — внутренний (в человеке) побудитель к труду, деятельности, работе. То есть мотивы — это внутренние побудители, в которых находят отражение, прежде всего психологические особенности данного, конкретного человека. [2]
Впервые понятие «мотив» как ведущая «двигательная сила» получает объяснение в психоанализе австрийского врача и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939), который анализировал скрытые процессы в психике человека. [2]
Считается, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив — это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Это определение мотива отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен причинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе, и, как правило, скрытым, а не лежащим на поверхности.
В современном мире существует много разновидностей мотивов и мотиваций, которые рассматриваются как явления и становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. [2]
Различают следующие разновидности мотивов.
1) Внешний мотив (экстринсивный).
Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы).
2) Мотив самоутверждения.
Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, побуждающих человека интенсивно работать и развиваться. Стремление утвердить себя в социуме связано с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
3) Мотив идентификации с другим человеком.
Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.)………