Молодежь как объект социальной защиты

Молодежь как объект социальной защиты

Введение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.

В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.

Молодежь — это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Для нашей страны проблема социальной защиты молодежи является одной из наиболее острых, поэтому задача данной работы — исследовать проблемы и особенности социальной защиты молодежи, и особенно обратить внимание на вопрос о занятости молодежи в современных условиях.

1. Молодежь как особая социально-возрастная группа

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума.

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодежи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.).

В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодежи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодежи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

8 стр., 3713 слов

Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области

... может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее ... 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей. Актуальность темы исследования. Молодая семья является одной из самых незащищенных социальных ...

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Манхейм (1893-1947) определил что молодежь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам>. Динамичные общества <рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодежь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодежь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.

Сегодня молодежь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 — 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные со старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимание реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

... между молодыми. Мы попытаемся в нашей работе это отразить. Глава I Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации 1.1 ... когорте продолжают анализировать проблемы молодежной активности, социализации российской молодежи в новых условиях. Они также принимают участие ... все молодежное сообщество Многие подростково-молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят ...

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодежи. «Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Далее нужно остановиться на вопросе о социальных группах внутри российской молодежи.

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет — учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %. (Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2002. — 303 с.) В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходтся вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

14 стр., 6528 слов

Социальный статус молодой семьи

... как объект социальной политики (А.И. Антонов, М.Г. Панкратова); семья и воспроизводство социальной структуры в социалистическом обществе (М.С. Мацковский); социальный потенциал семьи (А.И. Антонов); семейное воспитание и подготовка молодежи к ...

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве).

То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. Более двух третьих (61,6 %), занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет).

В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

. Социальные службы в решении молодежных проблем

Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика — это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой:

. Специальное законодательство о государственной молодежной политике.

. Государственное регулирование молодежной политики.

. Плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации. В поле их деятельности находятся проблемы:

21 стр., 10139 слов

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

... следует искать в организации сферы досуга в условиях социального центра. Исследование проблемы общения пожилых людей носит комплексный, интегративный характер и ... Более того, они считают, что одиночество, в основном проблема молодежи. В самом деле, до 80% пожилых людей говорят, ... общения (коллеги и друзья постепенно уходят из жизни, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Что может ...

занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;

профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;

поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций;

участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение «вечно молодого», полностью зависящего от родителей и «дающего» государства.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценнного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

7 стр., 3256 слов

Документация педагога социального учреждения образования

... помещения ребёнка в детский социальный приют. Нормативно-правовая база педагога социального учреждения образования 1. Регламентирующие и ... труда Республики Беларусь «Об организации временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика"» от 16.07.1998 г. № 65. 2.35 ... «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» от 27 апреля 2006 г. № 42 ...

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... молодежной политике в Российской Федерации», Региональный закон: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области» 31. Патогенетическая и профилактическая направленность медико-социальной работы Медико-социальная ... решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ...

. Принцип системности ( выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое.

. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск-группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психо-терапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Как свидетельствует опыт в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.

Во-первых, так называемая неконсервативная, характерна дл США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее сильно защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;

Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.

В заключение отметим, что по данным ЮНЕСКО с 1979 года принято свыше ста документов, касающихся проблем молодежи. В них постоянно подчеркивается мысль, что молодые люди прежде всего своим трудом должны реализовывать свои цели, быть в постоянном описке, строить свою судьбу.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической ...

... -педагогическому и социальному сопровождению, должны находить воплощение в научных, научно-методических и научно-практических публикациях сотрудников СППС. Информация о работе специалистов СППС учреждения высшего образования должна систематически ...

. Модель социальной службы по работе с молодежью

С начала 90-х годов в России активно формируется сеть новых социальных учреждений, ориентированных на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть этих учреждений носит разноведомственный характер и формируется в разных ведомствах: в Министерстве труда и социального развития, Министерстве общего и профессионального образования, Госкомитете РФ по делам молодежи, Минздраве, МВД. На конец 2000 года насчитывалось более 3000 различных государственных социальных учреждений нового типа.

Несмотря на свое разнообразие, эти социальные учреждения в зависимости от подчиненности имеют свою специфику, ориентированную на определенный контингент клиентов и проблем, с которыми приходится работать.

В сфере Министерства труда и социального развития сформирована достаточно широкая сеть социально-реабилитационных учреждений, включая социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации для дезадаптированных подростков, центры медико-социальной реабилитации детей с проблемами в развитии, территориальные центры социальной помощи семье и детям, кризисные центры и т.д.

В Министерстве общего и профессионального образования тоже сформирована сеть Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ориентированная, прежде всего на диагностико-коррекционную работу с неуспевающими дезадаптированными учащимися и их родителями.

С 1993 года Государственный Комитет по делам молодежи РФ формирует сеть разнообразных молодежных социальных учреждений: Центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации, которые предназначены для создания благоприятных условий социализации молодежи, а также социальной адаптации подростков и молодых людей с разными формами социальных девиаций.

В субъектах Российской Федерации функционирует более 350 социальных служб органов молодежной политики, около 3500 клубов по месту жительства.

Социальная служба для молодежи является составной частью государственной общественной системы социальной помощи населению. Выделение социальных служб для молодежи объясняется спецификой данной возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей:

  1. Оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами;
  2. Предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры;
  3. Услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

Образование социальной службы, ориентированной на молодежь, имеет особое значение в силу усложнения процесса социализации молодых граждан, значительного сокращения периода обучения, откровенно отрицательными симптомами состояния здоровья молодого поколения.

8 стр., 3827 слов

Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...

... использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретические аспекты толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения 1.1.Сущность этнической толерантности Понятие толерантности формировалось на ... События последнего десятилетия, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений. ...

Особенностью работы социальных учреждений для молодежи является то, что они ломают стереотипы, связанные с традиционным представлением о социальной помощи населению, ядром их работы является, прежде всего, социальное образование молодежи, многосторонняя помощь и поддержка нуждающихся, открытость к постоянным изменениям социума.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую помощь осуществляют в РФ свыше 200 центров. 10 % служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону, около 6 % центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5 % предоставляют социокультурные услуги, 13,5 % занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1 % оказывают правовую и почти 5 % — информационную помощь молодежи.

Социальная работа для молодежи является принципиально новым видом деятельности как в Российской Федерации, так и в Саратовской области. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.

Согласно тому же проекту Концепции государственной молодежной политики РФ, социальная инфраструктура для молодежи — система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей.

На федеральном уровне утверждена номенклатура учреждений органов по делам молодежи, которая включает: комплексный Центр (перечень см. в номенклатуре).

Нормативной основой деятельности специализированных учреждений по работе с молодежью являются:

программа «Молодежь России» на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ;

нормативно-правовые акты Государственного комитета РФ по делам молодежи и Департамента по молодежной политике Министерства образования России:

(постановление коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи от 02.11.95 № 04.1 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

совместное инструктивное письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по делам молодежи, Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму от 12.04.96 № Км-21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

Распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам молодежи от 24.04.96 № 42 «Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей»).

При этом ряд основных категорий: социальное обеспечение, структурные элементы социальных служб, социальная защита — четко не определены, что требует дальнейших исследований этой проблемы и ее законодательного решения. Не обеспечено и присутствие молодежных разделов в законодательных актах по всему блоку социальных и экономических законов.

Инновационный характер деятельности учреждений органов молодежной политики опережает нормативное решение вопроса. Необходима разработка пакета ведомственных документов по функционированию социальных служб для молодежи: системы штатных нормативов, рабочего времени и оплаты труда, нормативов создания учреждений на определенную численность молодежи, налоговых льгот для этих учреждений.

Учреждения (социальные службы) для молодежи создаются по решению органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов молодежной политики, которые определяют вид учреждений и порядок их деятельности, осуществляют методическое руководство и организацию.

В молодежную инфраструктуру Саратовской области входят: государственные учреждения «Региональный Центр комплексного социально-го обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», «Поволжский региональный информационно-аналитический центр молодежи», подведомственные министерству молодежной политики, спорта и туризма области, муниципальные учреждения: «Центр комплексного обслуживания детей и молодежи «Молодежная инициатива», «Центр военно-патриотического воспитания детей и подростков «Набат» (г. Балаково), «Молодежный Центр по физической культуре, спорту, туризму и социальной работе» муниципального образования Марксовского района, а также Центр детского воспитания, Спортивно-технический Центр, находящиеся в ведении отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Энгельсского объединенного муниципального образования.

Основой деятельности социальных служб для молодежи Саратовской области является Закон «О молодежной политике в Саратовской области», принятый областной Думой 17 октября 2001 года. Ст. 2 областного Закона определяет социальные службы для молодежи как «специализированные учреждения по работе с молодежью, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, образовательных и правовых услуг, проведению психологической адаптации и реабилитации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ст. 10 указанного Закона определяет направления деятельности учреждений.

Специализированные учреждения области по работе с молодежью испытывают значительные трудности, в том числе связанные с крайне медленным становлением единой системы таких учреждений в масштабах страны.

На федеральном уровне поддерживаются опорные и экспериментальные Центры по социальной работе с молодежью, основной задачей которых являются разработка и апробация инновационных программ, обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов и методическая помощь по созданию социальных служб. Статус опорно-экспериментального на протяжении ряда лет присваивается государственному учреждению «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», созданному по инициативе министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области (в настоящее время -министерство молодежной политики, спорта и туризма) на основании распоряжения губернатора Саратовской области № 1253-Р от 15.09.97 г. (всего по России — 13 опорно-экспериментальных Центров, в том числе в Приволжском федеральном округе — 6, из 57 региональных учреждений для молодежи).

Региональное социальное специализированное учреждение по работе с молодежью, обеспечивающее разнообразные формы работы с различными категориями молодежи на территориальном уровне, является одним из важнейших звеньев системы социальных институтов работы с молодыми людьми, социальной работы, профилактики девиантного поведения, обеспечения занятости подрастающего поколения.

Для определения востребованности Регионального Центра на рынке социальных услуг социологами в 1998 году было проведено социологическое исследование «Потребности молодежи в социальных услугах». Основными трудностями, которые отмечает молодежь в настоящее время, являются «материальные» (60,8 %), «личные» (35,3 %), и «трудоустройство» (29,4 %).

Современная молодежь испытывает различные потребности. Интересным кажется тот факт, что 60,8 % опрошенных отмечают необходимость «говорить с кем-то о своих проблемах», однако большинство -58,8 % — не обращались в социальные службы и не знают, какие были бы результаты. 26,5 % опрошенных удовлетворены результатами от посещения социальных служб и только 20,6 % молодых людей обращались в «службу занятости» и 17,6 % — в «юридическую консультацию».

О существовании социальных служб молодежь узнаёт в большинстве случаев (32,4 %) из средств массовой информации, а также от родителей (26,5 %) и от знакомых (23,5 %).

Самыми важными для молодежи респонденты считают психологическую (38,2 %) и медицинскую (20 %) службы. Опрошенные отметили то, что социальные службы для молодежи должны быть «бесплатными» и «в каждом районе».

Таким образом, задачи молодежной политики определяются в области обеспечения социального здоровья молодежи, содействия семейному воспитанию, образованию, профессиональному ориентированию, занятости; решения жиличных проблем, взаимодействия с молодежными организациями и воздействий на процессы в молодежной культуре.

Социальная работа с молодежью должна координироваться с молодежной политикой; необходимо взаимодействие осуществляющих их организаций.

4. Проблемы занятости молодежи и пути их решения

Социальная работа в пространстве трудовых отношений адресована, прежде всего, безработным. Однако было бы в принципе неверно рассматривать ее только под этим углом зрения. Безработица есть не субстанциальное (объективно присущее объекту) состояние. Понять ее социальный смысл и определить задачи коррекции можно только исходя из понимания отсутствия работы как институционального состояния, определяемого организацией производства. Статус лица с неполной занятостью, безработного, может возникать лишь на основе определенного типа разделения труда, отношений собственности, организационных культур.

Безработица в России, после середины 90-х годов, не может быть названа молодежной. Более интенсивно она растет по возрастам 30-50 лет, составившим уже половину от общего количества. Однако при более внимательном рассмотрении контингента молодежной незанятости становятся очевидными тревожные тенденции.

Наиболее динамично растущая группа молодых безработных — выпускники школ, колледжей (техникумов), ПТУ. По ряду регионов безработица в этой категории молодежи достигает сверхвысокого уровня: 80,5 % в Тюменской области, 85,1 % по Ямало-Ненецкому округу.

С уверенностью можно говорить о складывании своеобразного, чисто российского, типа двойного рынка труда. На одном, «продвинутом», доминируют ценности эйджизма; здесь при найме на работу действует возрастной порог, часто обозначаемый 30-летним возрастом. Но этот рынок востребует исключительно квалифицированную рабочую силу. И если молодой человек не приобрел к 25-27 годам дефицитной специальности и некоторого опыта работы (а все это возможно лишь при условии наличия стартового потенциала, которого выходцы из любых семей, кроме «новых русских», не имеют), то ему остается лишь предложить свои услуги в сфере криминальной и полукриминальной деятельности. Те, кто не может ни того, ни другого, оказываются на рынке второго сорта, где их конкурентоспособность минимальна, как в силу отсутствия производственного опыта, так и в силу уровня запросов, не соответствующего предлагаемым этим рынком возможностям.

Таким образом, создаются предпосылки для формирования устойчивой группы молодежи, воспринимающей свое положение на рынке труда как дискриминированное. Мировой опыт свидетельствует, что в подобных ситуациях происходят изменения самооценки (прежде всего, в аспектах компетентности, активности), степени удовлетворенности жизнью; переструктурирование референтностей. В то же время в пространстве незанятости формируется широкий комплекс жизненных стратегий, как модулируемых различными способами поиска работы, так и освоения альтернативных жизненных стилей.

Проблема адаптации и трудоустройства молодых выпускников многогранна: она врывается как долгожданный ветер в застойный зной нашей жизни, позволяя усомниться в эффективности наших институтов образования, семьи, занятости, профессии. Мы вынуждены констатировать, что пока отсутствует система комплексного взаимодействия этих социальных институтов в решении задач профессионального самоопределения, адаптации к рынку и трудоустройства. Отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных услуг по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики образовательного учреждения: школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки.

Это обстоятельство напрямую связано с эффективностью всей социальной политики, которая определяет развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала через образование и профессию, наряду с обеспечением продолжительной и достойной жизни. С этих позиций образование предстает в качестве социокультурной ценности, лишь выступая институтом социальной интеграции индивида, основой его экзистенциального самочувствия, реальных шансов постоянного выбора. В любом случае социальная политика в указанных сферах существенно зависима от развития человеческих ресурсов, которое принято международным сообществом как индекс человеческого развития.

Можно сформулировать несколько принципиальных препятствий адаптации выпускника к его трудоустройству. Во-первых, образование и система занятости в совокупности выступают как общество в миниатюре, моделируют социальную систему и механизмы социальной интеграции. В таком случае конструируют образование новой реальности не только алгоритмы образования как уникального трансфера целей социального развития, но и социальные практики занятости, готовые «поучить учителя», продемонстрировать образованию некие жизненные уроки.

Реформирование занятости и образования останется декларацией, если агенты реформ не знают их механизмы, связь двух важнейших институтов имплицитно содержит условие адаптивности выпускника, они предполагают достижение мирового уровня подготовки, преодоление несоответствия действующих систем профориентационной работы новым экономическим реалиям молодежного сегмента рынка труда. Социальными условиями качественного изменения образования, адаптации и трудоустройства молодежи выступают наличие правовой и законодательной базы, централизованного управления, единства требований, стандартов, сертификационных испытаний для всех субъектов обучения и занятости, вовлечение посредников и партнеров. Обязательным условием адаптационного единства оказывается объединение, а не разъединение ведомственных усилий, работа в команде на уровне согласования усилий служб разных ведомств.

Весомым адаптационным фактором для выпускников теперь является широта предложений в области образования, сохранение позиций в профессиональных корпорациях и по сей день во всем мире рассматривается как более значительный успех, чем высокие доходы. Занятость вышла за рамки экономического понятия, получив широкий контекст социальной защиты через профессию, реально осуществляемой при соответствии рынка труда и рынка профессий, учета индивидуализации жизненных стилей молодых людей и требований работодателя.

Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда, что возможно, если адаптивность образования способствует формированию рыночного субъекта, оптимистично настроенного, способного к конструктивному действию. Постмодернизм — исторически позднее явление постиндустриальной экономики, основанной на институте сервисов и услуг, социальных программах, сопровождаемой новыми формами занятости и миграции, рассеивании культур благодаря процессам мгновенной коммуникации как определенного модуса культурной и профессиональной адаптации. Однако пока еще слабыми являются связи нового социального института, каковым является занятость, со старым институтом образования, монокультурной доминантой образования, направленной на жесткую дифференциацию знания выпускника.

При выходе на рынок труда в отсутствии адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации базовой системы ценностей.

Положение молодежи на рынке труда обусловлено уровнем адаптационной деятельности образовательных учреждений города, региона, которые в контексте обучения и воспитания конструируют квалификационный уровень выпускников, их ценностные ориентации, модель поведения на рынке труда. Но состыковки двух ведомств не происходит, наблюдается разобщение, несовпадение концепций.

Так как рынок образовательных услуг формируется в новых экономических условиях, то отдельные учебные заведения предпринимают попытки регулирования спроса и предложения изменением объемов и профессиональной структуры подготовки специалистов, пытаются снизу соединить идеологии образования и занятости. Однако устаревшая концепция образования и механизмы ее осуществления препятствуют необходимой ориентации на занятость и пониманию образования в демократическом смысле.

Относительно эффективным инструментом решения проблемы занятости молодежи оказывается в современной России организация специализированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (биржи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Абсолютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи областных правительств.

Характерным примером может служить соответствующая организация в Саратовской области. Она возникла в 1994 году как молодежная биржа труда, в 1997 была преобразована в «Центр занятости молодежи». Статус организации — государственное учреждение, находящееся в непосредственном подчинении департамента ФГСЗН по Саратовской области (последнее относительно нетипично, поскольку большинство подобных служб в регионах создавалось при комитетах по делам молодежи и аналогичных организациях).

Центр осуществляет диспетчеризацию рабочих мест, выступая в роли посредника между предпринимателями, ищущими рабочую силу, и молодыми людьми, ищущими приложения своих возможностей. Развертывается масштабная рекламная кампания, в центре которой — издание информационного бюллетеня «Работа. Образование. Карьера», тиражом порядка 400 тысяч экземпляров. Консультационные услуги оказываются по юридическому, психологическому профилям. Интенсивно ведется, естественно, профессиональное консультирование.

Центр взаимодействует с частными кадровыми агентствами, акцентируя внимание непосредственно на отношениях с предприятиями. На основании анализа заявок формируется банк данных по рабочим местам и специалистам, юридическая служба разрабатывает проекты договоров.

Нормативные документы, определяющие направленность деятельности социальных служб в плане поддержки занятости молодежи, содержат комплексное понимание профессиональной ориентации. Она рассматривается как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, развития природных дарований, осуществлении комплекса мер содействия в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей индивида, ситуации на рынке труда.

Это понимание предполагает деятельность соответствующих социальных служб в качестве посредников на рынке труда, ориентированных не на «управление» им, а на регулирование возникающих отношений.

Содержанием деятельности социальных служб, работающих в сфере занятости, становятся, таким образом, прежде всего, анализ и мобилизация индивидуальных и социальных ресурсов клиентов. Профессиональное консультирование при этом, во-первых, приобретает характер сложной программно-целевой деятельности, во-вторых, индивидуализируется, в-третьих, ориентируется на видоизменение институциональных форм организации занятости. Главным предметом для консультирования оказываются формы coping behavior (на русский язык переводимого обычно как конструктивная адаптация, или совладающее поведение).

Проблема состоит в том, что службы занятости достаточно жестко ориентированы на структурацию своей деятельности по типу, исключающему возможности оптимизации механизмов конструктивной адаптации. Это обусловлено, прежде всего, жестким дефицитом средств. Руководство служб принуждено ориентироваться на реализацию ограниченных программ переобучения и информационное консультирование. Клиентам предлагается банк данных по вакансиям и небогатый набор профессий, которые они могут освоить. Напротив, ожидания клиентов связаны с получением подробной информации об условиях труда и содержании деятельности на предлагаемой работе, овладением навыков поведения при прохождении конкурса, приобретением возможности попробовать свои силы в новом деле.

Между тем, для сотрудников службы занятости информация об условиях труда (первая по важности для клиентов) занимает десятое место (по данным исследований в Краснодарском крае); зеркальная картина в отношении консультаций по вопросам возможности переподготовки (высоко ценной с точки зрения сотрудников службы, и малозначимой с позиций клиентов), равно как и информации об организации собственного дела.

Службы занятости, очевидным образом, не учитывают реального уровня активности клиентов, структуры их ожиданий. Особенно очевидно это проявляется в практиках квотирования рабочих мест для молодежи: интерес юношей и девушек к такого рода трудоустройству минимален. Аналогичным образом, и приоритетные для сотрудников служб занятости мероприятия в области переобучения молодежью воспринимаются неадекватно в силу непопулярности набора предлагаемых специальностей. Такое положение вещей связано с медленной переориентацией специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию, с характерной для советской эпохи модели однократного выбора профессии на востребуемую современной эпохой, характеризуемой обособлением рынков труда и профессий, очевидностью трассирования траектории занятости на протяжении жизни одного человека (предполагающей смену нескольких профессий).

молодежь социальный проблема безработица

Заключение

Задачи социальной работы с молодежью могут определяться, исходя либо из понимания ее как социально-возрастной группы, либо из понимания молодости как жизненного этапа. В первом случае строятся программы работы с определенной категорией нуждающихся в помощи, во втором речь идет о коррекции процесса социализации.

Содержание молодежной политики будет толковаться различно, в зависимости от того, как широко мы согласимся понимать социальную политику. Если социальная политика — все воздействия государства на социальную жизнь, то молодежная — ее часть; если социальная политика сводится только к защите определенных групп населения, то молодежная политика будет ставить перед собой и некоторые самостоятельные задачи, касающиеся собственно социализации.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

В России пока отсутствуют система комплексного взаимодействия социальных институтов в решении задач адаптации к рынку и трудоустройства, а также подготовка специалистов для оказания услуг по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики образовательного учреждения.

В настоящее время присутствуют отчетливые диспропорции в молодежном сегменте рынка труда, ведущие к безработице и незанятости молодежи. Переход от социального обеспечения, системы пособий welfare к обеспечению на основе занятости workfare, отмена государственного патернализма на фоне иждивенческих установок не означают автоматической смены стереотипов молодежи.

В рыночной ситуации и трудовой реальности социальные ожидания молодежи не оправдываются и приводят к тревожным и депрессивным состояниям, переориентации и деградации базовой системы ценностей.

Необходимы меры корректировки содержания профессионального обучения в соответствии с оперативными и превентивными требованиями работодателей, механизмы расширения практики в подготовке молодежи, привлечения идеологии социального партнерства.

Недостаточная развитость социальной сферы, отсутствие инфраструктуры для инвалидов в школе и вузе препятствуют их интеграции в процесс обучения, нарушают право на выбор в сфере образования и занятости. Социальная работа с молодежью должна учитывать сформировавшийся в России двойной рынок труда, дисбаланс между уровнем притязаний молодежи и структурными потребностями экономики.

В стадии становления находится система организационных принципов взаимодействия учреждений, действующих в сфере молодежной занятости. Наиболее значимой является деятельность молодежных Центров и бирж труда, однако, и она ограничена как недостаточностью ресурсов, так и замкнутостью на краткосрочные перспективы.

Список литературы

1.Вишневский Ю.Р. Социальный облик студенчества 90х годов. // СОЦИС, 1997. — №10.

2.Девиантность и социальный контроль в России (XIX — XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.

.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // СОЦИС, 2000. №3.

.Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000.

.Колесников Ю.С. Прикладная социология. М., 2001.

.Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

.Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. Ростов н/Д., 2004.

.Молодежь и общество на рубеже веков. Науч. ред. И.М. Ильинский. М., 1999.

.Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М., 2005.

.Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно — исследовательского центра при Институте молодежи. М., 1999.

.Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

.Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // СОЦИС, 1998. — №5.

.Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.

.Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Под общ. ред. Жукова В.И. М., 2000.

.Социальная работа: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003.

.Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996.

.Социология молодежи: учебное пособие. Под. Ред. Проф. Ю. Г. Волков. Ростов-/Д., 2001.

.Социология: Учебник. Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2002.

19.Теория и практика социальной работы. Под ред. Ярской. Саратов, 1999.

20.Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е.И. М., 1998.

21.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2000.

22.Технологии социальной работы: Учебник. Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. М., 2004.

23.Шувалов В.С., Шиняева О.В. Проблема занятости выпускников учебных заведений. // СОЦИС, 1999. №1.

.Ярская В.Н., Яковлев Л.С., Слепухин А.Ю. и др. Социология молодежи в контексте социальной работы. Саратов, 2004.