Управление службой медицины катастроф

Кафедра Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов по курсу «Медицина катастроф»

 

Тема № 2: «Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф»

 

г. Оренбург – 2010 г.

Краткая история развития Всероссийской службы

Медицины катастроф

 

В 1971 году Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО).

В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.

В 1975 году в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по медицине катастроф.

В России в октябре 1932 года для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.

В июле 1961 года МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба – в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО).

Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».

В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 г. № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 г. № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».

В феврале 1991 года Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой, снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий.

Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катастроф, созданию условий для успешной ее деятельности.

Этим постановлением было регламентированосоздание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства ОАО «РЖД», МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 г. № 195. Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.

Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф – теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Министерством здравоохранения и социального развития России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.

Определение, задачи и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК)

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России, Минобороны России, а также силы и средства ОАО «РЖД», МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Служба медицины катастроф МЗ и СР России – организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Основными задачами ВСМК являются:

— организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

— создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

— создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

— подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой помощи в ЧС;

— научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие:

Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определила защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.

Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМКозначает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение – для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

Оказание медицинской помощи пораженным и больным,их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современными скоростными транспортными средствами; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов Службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95 г. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту),

Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

Организация ВСМК

ВСМК создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

ВСМК объединяет службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД и ОАО «РЖД», других федеральных органов исполнительной власти. Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает:

— всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями;

— департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения и социального развития России;

— федеральный центр госсанэпиднадзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы;

— федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

— всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

— учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, ОАО «РЖД»;

— другие министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Министерства здравоохранения и социального развития России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

— филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

— межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и учреждениями госсанэпидслужбы регионального уровня с входящими в них формированиями;

— формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации – республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

— территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

— управлениями и федеральными госучреждениями госсанэпидслужбы территориального уровня с входящими в них формированиями;

— нештатными формированиями ВСМК;

— формированиями Минобороны, МВД и ОАО «РЖД», других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

— клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает:

— центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

— учреждения госсанэпидслужбы в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

— формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений;

— формирования органов МВД, МГТС России;

— учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и социального развития России;

— другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

— лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает:

— должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

— медицинские формирования;

— подразделения санитарно-эпидемиологической службы;

— лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работыэтих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях – председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России, как упоминалось, является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой, подготовки кадров, МСГО и др.).

Начальником службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России является Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения и социального развития в федеральном округе. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом – руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК. Она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.

Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобороны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное военно-медицинское управление Минобороны России.

В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы военного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначения; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и ОАО «РЖД» также имеются специальные органы управления, формирования и учреждения.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России, которая обеспечивает:

— разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

— подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

— разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи в ЧС;

— руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Управление службой медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития России. Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: управление, штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), институт проблем медицины катастроф (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями), центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации Медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения со складом резерва Министерства здравоохранения и социального развития России для ЧС и другие подразделения.

На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК).

Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечении при ликвидации последствий ЧС.

Статусом юридического лица филиалы ВЦМК «Защита» не обладают.

Органами управления, силами и средствами Госсанэпидслужбы России на региональном уровне являются:

— межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Европейской части, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

— центры регионального уровня – научно-исследовательские институты эпидемиологии и микробиологии;

— координационные центры госсанэпидслужбы регионального уровня – управления Роспотребнадзора и ФГУЗ государственной санитарно-эпидемиологической службы в гг. Москва и Санкт-Петербург, в Красноярском и Хабаровском краях. Ростовской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Читинской областях;

— центры регионального и территориального уровней — противочумные станции;

— центры госсанэпиднадзора на транспорте.

На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Подвижные, формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф.

Органами управления силами и средствами Госсанэпидслужбы России на территориальном уровне являются управления Роспотребнадзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных образованьях, в том числе управления регионального уровня, расположенные на данной территории.

На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они создаются), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

Органами управления силами и средствами госсанэпиднадзора России на местном уровне являются управления Роспотребнадзора в городах и районах.

На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС.

В Минобороны, МВД, МГТС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенныеими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.

Социального развития России

Формирования службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы медицины катастроф являетсяполевой многопрофильный госпиталь(ПМГ) ВЦМК «Защита». Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказании квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовкиих к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отделения (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная).

Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Бригады специализированной медицинской помощи могут быть штатными или нештатными. Они являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: оказание специализированной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных пораженных; отбор больных и пострадавших, подлежащих реэвакуации в ведущие межрайонные, областные, региональные или федеральные специализированные центры и их подготовка к эвакуации; сопровождения эвакуируемых в пути следования; оказание консультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

При достаточности сил и средств на госпитальном этапе БСМП могут использоваться и на догоспитальном этапе в качестве сортировочно-эвакуационных бригад для организации и проведения квалифицированной сортировки пострадавших; выполнения элементов специализированной медицинской помощи; сопровождения эвакуируемых в пути следования до стационара.

Бригада специализированной медицинской помощи психиатрического профиля предназначена для работы с соответствующим контингентом пострадавших на догоспитальном этапе.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских, многопрофильных и специализированных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 часов после получения распоряжения. Режим работы бригады в ЧС в среднем 12 часов в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обеспечения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.

В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

В состав БСМП входят от 1 до 3-х врачей-специалистов (один из них – руководитель бригады) в зависимости от профиля бригады, 1-2 средних медицинских работника и 1 санитар.

Варианты состава БСМП приведены в таблице:

 

Персонал Хирургическая Нейрохирургическая Травматологическая Многопрофильная хирургическая* Токсико-терапевтическая Инфекционная   Психиатрическая
Врач-хирург     2*      
Врач-травматолог            
Врач-нейрохирург            
Врач-анестезиолог-реаниматолог    
Врач-токсиколог (терапевт)            
Врач-психиатр            
Психотерапевт (медицинский психолог)            
Врач-инфекционист            
Операционная медицинская сестра      
Медсестра-анестезист      
Медицинская сестра (фельдшер)        
Санитар          

Примечание: * – в состав многопрофильной хирургической бригады могут включаться хирурги и (или) нейрохирурги и (или) травматологи в зависимости от конкретной ситуации (характеристики ЧС, преобладающего профиля поражений).

 

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаютсяна базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель – врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра) и водитель-санитар. Всего 4 человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формированиями службы медицины катастроф. Они создаются на базе городских, центральных районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений.

Врачебно-сестринская бригада предназначена для усиления бригад скорой медицинской помощи, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, сопровождающихся массовыми санитарными потерями (крупные транспортные и производственные аварии, разрушения зданий и сооружений, стихийные бедствия и т.д.).

Основные задачи персонала бригад: участие в организации работы пункта (площадки) сбора пораженных; проведение медицинской сортировки пораженных; оказание им первой врачебной помощи; эвакуация пораженных; оказание медицинской и консультативной помощи персоналу аварийно-спасательных формирований.

Врачебно-сестринская бригада привлекается к работам по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций объектового, муниципального и (при необходимости) межмуниципального и территориального масштабов по распоряжению руководителя здравоохранения (начальника службы медицины катастроф) объектового, муниципального и территориального уровней.

Обеспечение бригады медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом производится ЛПУ, формирующим бригаду согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется заблаговременно и хранится в виде укладки, удобной для транспортировки, в месте, обеспечивающем его сохранность и выдачу в любое время суток.

При чрезвычайных ситуациях бригада выдвигается к границе очага ЧС и работает вне зоны действия поражающих факторов.

Руководитель ВСБ подчиняется администрации ЛПУ, на базе которого формируется бригада, а при работе в районе чрезвычайной ситуации – руководителю оперативной группы областной службы медицины катастроф, а до её прибытия – врачу бригады скорой медицинской помощи, прибывшей на место происшествия первой.

Состав бригады: руководитель – врач, 2 медицинские сестры, 1-2 санитара, водитель-санитар. Всего 4-5 человек.

За 6 часов работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

 

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощиявляются подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

Они создаются и укомплектовываются согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используются для работы в очаге ЧС (на границе очага).

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель – фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицинские сестры, водитель-санитар. Всего 3-4 человека.

За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощисоздаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: 2 фельдшера (один из них – руководитель), санитар и водитель. Всего 4 человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

 

Условиях работы в чрезвычайных ситуациях

В перечень сил постоянной готовности госсанэпидслужбы России регионального и территориального уровня включены управления Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» госсанэпидслужбы на территориях субъектов Российской Федерации, 5 противочумных институтов, противочумный Центр в Москве и 11 противочумных станций. Все указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС 70 санитарно-эпидемиологических отрядов и 19 санитарно-эпидемиологических бригад, а также 15 специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) на базе противочумных учреждений.

Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы России предназначены для организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Формирования создаются на базе управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» госсанэпидслужбы России, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами МЗ и СР России.

Санитарно-эпидемиологические отряды формируются управлениями и учреждениями госсанэпидслужбы в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. Учреждения госсанэпидслужбы, не имеющие возможностей формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад).

Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования – 24 часа (бригад – 2 часа).

Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 часов. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО, врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 врача по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), инструктор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта – всего 21 человек.

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

— эпидемиологическая – начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта – всего 5 человек;

— радиологическая – начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранспорта – всего 5 человек;

— санитарно-гигиеническая (токсикологическая) – начальник (врач), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лаборант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта – всего 5 человек.

Специализированная противоэпидемическая группа является подвижным автономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту госсанэпиднадзора МЗ и СР России и являются его представителями в зонах деятельности.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования – 12 часов, для работы на месте формирования-2-4 часов.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития, МЧС России, других министерств и ведомств.

Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) – начальник (врач), помощник начальника; эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) – начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпидемиолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) – начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-лаборантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-вирусолог, лаборант-вирусолог – всего 40 человек.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специализированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных учреждений госсанэпидслужбы. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель – врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспертиза продовольствия, контроль за качеством воды.

 

Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС ОАО «РЖД» и МВД России

Служба медицины катастроф Минобороны России на федеральном уровне в своем составе имеет:

— отдельный медицинский отряд специального назначения центрального подчинения;

— нештатные бригады специализированной медицинской помощи;

— врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических учреждений центрального подчинения, военных учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы;

— резервные койки клиник Военно-медицинской академии, главного и центральных военных клинических госпиталей;

— запасы текущего медицинского имущества центральных медицинских складов;

— воздушные (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), наземные (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений центрального подчинения), эвакуационные средства, используемые в интересах службы.

На региональном и территориальном уровнях (на уровне военного округа, вида Вооруженных Сил, флота) служба представлена:

— отдельными медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами округов;

— нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных Сил, флотов), медицинских военных учебных заведений;

— резервными койками военных госпиталей округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

— запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

— воздушными (операционно-реанимационные самолеты и вертолеты), морскими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационными средствами, наземными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, используемыми в интересах службы.

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена:

— дежурными силами и средствами медицинской службы;

— нештатными бригадами специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы;

— запасами текущего медицинского имущества медицинских складов;

— медицинскими эвакуационными средствами (штатными санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона).

Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны России, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (ОМОСН). По своей сути ОМОСН – это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь. Основными подразделениями отряда являются: приемно-сортировочное, хирургическое (операционно-реанимационное), госпитальное (на 100 коек), лабораторное отделения; рентгеновский кабинет и 5 медицинских групп (общехирургическая, травматологическая, ожоговая, психоневрологическая, токсико-радиологическая, инфекционных болезней).

Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь 300 пораженным за сутки, в течение 16 часов работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств. При автономном режиме работы в течение 5 суток отряд обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи 1200 пораженным.

Врачебно-сестринские бригады предназначены для оказания первой врачебной помощи. Они создаются в военных госпиталях, санаториях из расчета: при мощности учреждения до 200 коек – одна бригада, от 200 до 400 коек – две; более 400 – две и на каждые 100 штатных коек свыше 400 – еще одна бригада. В составе бригады 5-7 медицинских работников (2 врача, 3-5 медицинских сестер).

Для обеспечения бригады выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи предназначены для усиления МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных. Они создаются в военных госпиталях мощностью 500 и более коек, а также в клиниках медицинских военных учебных заведений. В составе каждой бригады – 3-5 медицинских работников (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск. В учреждениях центрального подчинения они состоят из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в центрах госсанэпиднадзора округов (флотов) – из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников), а в центрах госсанэпиднадзора гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах – из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника).

Для обеспечения работы группам выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

В медицинской службе МВД России на базе главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

В клиническом госпитале ГУВД г. Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстренной медицинской помощи, которые в случае необходимости могут быть задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории. На базе 4 окружных госпиталей внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.

В гг. Москва, Санкт-Петербург и административных центрах субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи пораженным предусмотрены мобильные врачебно-сестринские бригады хирургического, терапевтического, педиатрического профиля, способные оказывать доврачебную и первую врачебную помощь.

В системе ОАО «РЖД» в решении общеотраслевых задач по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС важная роль отводится отраслевому (железнодорожному) здравоохранению, силы и средства которого являются составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.

На каждой железной дороге в особых условиях предусмотрено развертывание и работа в очагах санитарных потерь соответствующих формирований, комплектуемых на базе центральных, дорожных и отделенческих лечебно-профилактических учреждений.

Выездные врачебные бригады постоянной готовности (медицинская аварийная, хирургическая, реанимационная) формируются на базе лечебно-профилактических учреждений железных дорог. Профиль бригад обусловлен характером и особенностями железнодорожной травмы.

Бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, токсико-терапевтические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплектуются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад и их количество определяются мощностью и возможностями медицинских учреждений. На большинстве железных дорог вопросы госпитализации пораженных решаются в порядке взаимодействия с территориальными учреждениями здравоохранения.

На сети железных дорог созданы и функционируют около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон-перевязочная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон-радиологическая лаборатория и т.д.).

 

 

Литература:

1. И.И. Сахно, В.И. Сахно «Медицина катастроф (организационные вопросы)», М. 2002 года, стр. 310-322, 341-350, 355-357, 358-362.

2. Е.Г. Жиляев «Организация и оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях», М. 2001 г.

3. Аминев и др. «Медицина катастроф», Оренбург, ОрГМА, 2007 г.