Литературное образование как основа развития речи

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретическое обоснование изучения проблемы

1.1 Литература как искусство и как школьная дисциплина

1.2 Специфика детской литературы

1.3 Критерии литературного развития младших школьников

1.4 Особенности литературно-творческой деятельности младших школьников

1.4.1 Особенности эмоциональной сферы младшего школьника

1.4.2 Отношение младшего школьника к литературному герою

1.4.3 Способность младшего школьника к зрительной конкретизации

1.4.4 Осмысление содержания произведения младшим школьником

1.5 Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

2 Экспериментальная часть

2.1 Методика выявления уровня восприятия художественного произведения

2.2 Методика выявления читательского кругозора, предпочтений и интересов школьников

2.3 Методика выявления мотивов чтения и литературно-творческой деятельности школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения и воспитания младших школьников.

М.П. Воюшина утверждала: «Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей» [8,С.3].

Как утверждала Н.Д. Молдавская [28] литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями, и развитие собственного литературного творчества детей.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Основными источниками обогащения речи, учащихся являются произведения художественной литературы.

Как утверждал Л.Н. Толстой, художественное слово «вызывает бесчисленное количество мыслей, представлений, объяснений» [18,С.43]. По мнению Л.Н. Вахрушевой [6], высокие цели, связанные с преподаванием литературы и литературного чтения, направленные на развитие читательского вкуса, интереса к слову, часто не достигаются. В настоящее время литературное развитие младших школьников находится на низком уровне.

5 стр., 2095 слов

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования ...

... Тема 4.4 Особенности развития психических состояний и индивидуально-психологических особенностей младших школьников – 2 ч. (СЗ) Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей Литература: 1. Гамезо, М. ...

Литературное образование невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи уроков литературного чтения. Обогащение словаря начинающего читателя идёт постепенно от урока к уроку.

По мнению Л.А. Ефросининой [14], в литературное развитие входят следующие понятия: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также правильно называть произведения, определять их темы и жанры.

Таким образом, на сегодняшний день литературное развитие младших школьников представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему, потому что большинство детей испытывают затруднения в выражении своих мыслей, а их речь не отличается полнотой.

Цель курсовой работы состоит в определении влияния художественной литературы на детей младшего школьного возраста и особенности восприятия детьми художественных произведений.

Объект исследования ? особенности восприятия детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования ? особенности восприятия детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Гипотеза исследования: художественная литература оказывает влияние на восприятие детей при подборе произведений с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников.

Исходя из цели и гипотезы, можно сформулировать задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, освещающей вопросы восприятия детей младшего школьного возраста.

2. Изучить основные характеристики детского восприятия. Выявить особенности восприятия детьми младшего школьного возраста художественных произведений.

3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня восприятия художественной литературы младшими школьниками.

4. Выявить педагогические условия, при которых художественная литература будет оказывать влияние на детское восприятие.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (диалектические ? анализ, синтез, сравнение, обобщение); экспериментально-эмпирические (обсервационные ? наблюдение и самонаблюдение; диагностические ? беседа, тестирование); методы сводки и обработки результатов (методы вторичной обработки результатов ? таблицы).

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе начальной школы МБОУСОШ № 14 пгт. Ильского.

Теоретические и методологические основы исследования:

? теоретические обоснования развития художественного восприятия у школьников Г.Н. Кудиной, З.Н. Новолянской и А.А. Мелик-Пашаевой;

? методические основы литературного развития младших школьников в начальных классах (М.П. Воюшиной);

? психологическое исследование критериев литературного развития (Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, Б.М. Теплова).

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе сделана попытка выявления уровня восприятия художественной литературы младшими школьниками на основе методик М.П. Воюшиной, М.Р. Львова и Н.Н. Светловской. Были выявлены мотивы чтения, читательский кругозор, предпочтения и интересы младших школьников. Методики были апробированы на базе МБОУСОШ №14 пгт. Ильского. Результаты экспериментальной работы изложены в практической части курсовой работы.

5 стр., 2259 слов

Исследование причин дезадаптации младших школьников

... Провести исследование причин дезадаптации младших школьников. 7) Сделать выводы. Гипотеза: Мы предполагаем, что существует множество факторов, которые отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка в ... постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации...................... Список литературы: 1) Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. ...

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (35 наименований), четырёх приложений на 5-ти страницах. В работе содержится четыре таблицы, текст изложен на 35-ти страницах. ………….

1 Белинский В.Г. «О воспитании детей вообще и о детской книге». См.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. ? М.: Педагогика, 1987. 217 с.

2 Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей/Л. И. Беляева//Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. статей. – М.: Книга, 1975. 126 с.

3 Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Р. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1993. 202 с.

4 Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Педагогика, 1985. 118 с.

5 Ботович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды под редакцией Д.И. Эльконина. – М.: «Воронеж», 1995. 107 с.