Курсовая Особенности распознавания эмоций у детей 6-7 лет

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы проблемы распознавания эмоций у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..6

1.1 Распознавание эмоций у детей как предмет исследования психологии…………………………………………………………………………6

1.2 Особенности распознавания эмоций у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………14

2.Экспериментальное изучение особенности распознавания эмоций у детей 6-7лет………………………………………………………………………26

2.1 Цель, задачи, методики исследования распознавания эмоций…….26

2.2 Специфика распознавания эмоций у детей 6-7 лет…………………29

Заключение……………………………………………………………..…33

Список использованных источников ……………………………………36

Приложения

Введение

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи развития детей дошкольного возраста в которые входит и развитие способности к распознаванию эмоций. Ориентация образовательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования направлена на различные познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Актуальность данной темы заключается в том, что способность к распознаванию эмоций является важным фактором ………………………………………………………….

Цель исследования – выявить особенности распознавания эмоций у детей 6-7 лет.

Объект исследования – распознавание эмоций.

Предмет исследования – специфика распознавания эмоций.

17 стр., 8181 слов

Анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей ...

... способностях дошкольника. Цель исследования - изучение психологических особенностей часто болеющих детей. Объект исследования - психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста. Предмет исследования - анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психологическую ...

Гипотеза исследования: У детей …………………………………………….

Методологические основы:

1. Основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон …………………………………………

Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области психологии и педагогики по проблеме распознавания эмоций Л. С. Выготского, В. К. ………………………………………….

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научной ………………

Практическая значимость. Результаты исследования пополняют психолого-педагогическую характеристику ……………………………………………………….

Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ …………………………

Апробация исследования: результаты обсуждались на …………………………………….

Поставленные цель и задачи курсовой работы определили структуру работы, которая…………………………………………….

1. Теоретические основы проблемы распознавания эмоций у детей дошкольного возраста

1.1 Распознавание эмоций у детей как предмет исследования психологии

Эмоции – это особый класс психических состояний и процессов, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимости действующий на индивида событий и явлений в их связи с актуальными потребностями.

Эмоции охватывают все виды переживаний и чувствовании человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения и имеют яркую выраженную субъективную окраску.

Эмоции служат одним из важных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения на удовлетворение потребностей.

Одним из важных значений в научном изучении эмоций является эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. Он доказал, что принцип эволюции можно применить не только к биофизическому развитию живого, но и психолого-поведенческому. Дарвин считал, что эмоции возникают рефлекторно. Согласно этой теории эмоции появились для выживания, как механизм приспособления, который важен для адаптации к условиям и ситуациям жизни.

Кэррол Э. Изард выдвигает теорию дифференциальных эмоций. В рамках этой теории он рассматривает каждую эмоцию, как самостоятельную, отдельную от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и на поведение человека. При более дифференцированных эмоций поведение становится более гибким, что позволяет адаптироваться к среде и выживать в ней.

В периферической теории Джемся-Ланге говориться о связи эмоций с определенными физиологическими реакциями. С позиции данной теории, эмоции возникают следующим образом: сначала на нас действует раздражитель, что приводит к возникновению физиологических изменений, которые преобразуются в сигналы и поступают в мозг и лишь потом возникает эмоциональное переживание. Если начать изображать гнев, используя мимику и пантомимку, то вы начнете его переживать; станете с утра ходить с поникшей головой, сутулой спиной и грустным лицо, то вы почувствуете, что настроение у вас действительно портиться.

4 стр., 1744 слов

Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие ...

... существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих ...

Крайг Г. [15] дает представления о механизмах возникновении эмоций с точки зрения психоаналитической теории. Суть теории заключается в том, что при восприятии перцептивного образа возникает бессознательный ……………………………………………………………………………….

1.2 Особенности распознавания эмоций у детей дошкольного возраста

Особенности осознания эмоциональных состояний детьми 3-го и 4-го года жизни эмпирически исследуются в аспекте использования ими наименований эмоций или описательных фраз как отражения субъективных переживаний детей и выявляются в знакомых межличностных контекстах, например, в ходе бесед детей с членами семьи [14]. В этом возрасте дошкольники спонтанно рассказывают о собственных эмоциональных состояниях, эмоциях других людей и интерпретируют собственные эмоции с точки зрения их направленности на что-то или на кого-то. Например, они злятся на кого-то, боятся змей, радуются вечеринке и т. п.

В целом представления младших дошкольников о собственных эмоциональных состояниях охватывают прошлое, настоящее и будущее [13].

Принимая во внимание недостаточность экспериментальных данных о возможностях осознания собственных эмоций детьми младшего дошкольного возраста, в данном параграфе мы, наряду с некоторыми выводами отечественных исследователей, представим также данные собственного эксперимента, проведенного с детьми 3 лет.

Смирнова, О. Е. [35] раскрыла некоторые особенности репрезентации собственных эмоций детьми 3 лет в рисовании, то есть при изображении ребенком самого себя, когда он радуется, грустит, злится и когда ему страшно. Трехлетние дети, изображая на рисунке собственные эмоциональные переживания, используют портретную форму, но еще не отображают признаков экспрессии эмоций. Дети этого возраста способны составить стереотипные рассказы …………………………………………………………………………………

2.Экспериментальное изучение особенности распознавания эмоций у детей 6-7лет

2.1 Цель, задачи, методики исследования распознавания эмоций

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №19 города Канаш Чувашской Республики. В эксперименте приняло участие 20 детей 6–7 лет.

Целью экспериментальной части исследования было изучение распознавания у детей 6–7 лет.

Для проведения диагностики уровня распознавания эмоций нами были подобраны следующие методики: методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г. А.Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

26 стр., 12783 слов

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего ...

... понятие и сущность музыкальных эмоций. 2. Рассмотрим возрастные особенности эмоционального мира младших школьников. 3. Рассмотрим методику развития музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста. В ... Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих ...

1. Методика «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, источник Немов, Р. С. Психология Психодиагностика [27]

Данная методика предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.

1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:

1. Злость (гнев);

2. Печаль (грусть);

3. Радость.

Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно).

В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:

1. Явная радость;

2. Страх;

3. Сердитость;

4. Приветливость;

5. Удивление;

6. Обида;

7. Задумчивость.

Критерии оценки.

Высокий уровень – развёрнутый ……………………………………………………………………………………………..

2.2 Специфика распознавания эмоций у детей 6-7 лет

В эксперименте приняло участие 20 детей 6–7 лет.

Результаты исследования детей 6–7 лет по первой методике «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго представлены в таблице 1 и приложении А.

Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровням распознавания эмоций по первой методике «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго ………………………………………………………………………………..

Анализ полученных результатов по первой методике «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго свидетельствует, что, показатели распознавания эмоций, в экспериментальной группе 3 детей (30%) имеют низкий уровень распознавания эмоций, 6 детей (60%) средний высокий……………………………………………….

Таблица 2 – Результаты, полученные по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. ……………………………………………………

Анализ полученных результатов по первой методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина свидетельствует, что, показатели распознавания эмоций, в экспериментальной группе 3 детей (30%) имеют низкий уровень распознавания эмоций, 6 детей (60%) средний высокий уровень распознавания эмоций выявлен у одного ребенка (10%).

6 стр., 2716 слов

Особенности восприятия эмоции у детей

... объеме проводились, возможность распознавания эмоций умственно отсталыми детьми мало изучена, поэтому ... коррекции, направленной на повышение уровня восприятия и понимания эмоциональных ... методики, адаптированные к нашим условиям, выявляющие особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека: распознавание эмоции по лицевой экспрессии, по схематическому изображению, распознавание эмоции ...

В контрольной группе 2 детей (20%) имеют низкий уровень распознавания эмоций, 7 детей (70%) средний уровень и 1 ребенок (10%) имеет высокий уровень распознавания эмоций.

София Р. и Настя А. – дети высокого уровня распознавания эмоций, им доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Они опираются на выражение лица. У них хорошо …………………………………………………………………….

Заключение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Целью нашего исследовани………………………………………………………………………………………………..

………….

Список использованных источников

1. Конс?титуция Рос?с?ийс?кой Федерации : принята вс?енар. голос?ованием 12 дек. 1993 г. (с? учетом поправок, внес?енных Законами РФ о поправках к Конс?титуции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // С?обрание законодательс?тва РФ. – 2014. – №31. – С?т. 4398.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ (ред. от 29.12.2017 № 473-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // С?обрание законодательс?тва РФ. – 2014. – №53. – С?т. 7598.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. –№ 265.

4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Белкина. – М. : Академический Проект; Гаудеамус, 2015. – 256 с.

5. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. — М.: Владос, 2017. — 366 c.

6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 2015. – 224 с.

7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. — М.: ПО России, 2009. — 512 c.

8. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Речь, 2016………………………………………………………

6 стр., 2844 слов

Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в ...

... дошкольного возраста с диагнозом ОНР 3 уровня, нарушения речи выражены в комплексе отклонений: низком уровне развития речевого аппарата и качества дикции, состояния общей и мелкой моторики, уровня понимания ... и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, ... психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, ...