62-Психологическая характеристика младшего дошкольного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Вопрос № 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

В самом начале дошкольного возраста (3-6,7 лет) социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый впервые раскрывается перед ребенком в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Поэтому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок – общественный взрослый».

Ведущая деятельность — это сюжетно-ролевая игра. Сущность сюжетно-ролевой игры — моделирование общественных отношений взрослых. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми их трудовой и общественной жизни. Она глубоко изучена в работах Выготского, Эльконина, Леонтьева. Сюжетно-ролевая игра по Эльконину — это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционально-техническая минимальна (сокращены операции, условны предметы), а главным является роль.

Структура сюжетно-ролевой игры по Эльконину:

1) Роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя;

2) Игровые действия — они свободны от операционально-технической стороны, это действия со значением, они носят изобразительный характер. Роль и игровые действия Эльконин назвал основной единицей развернутой формы игровой деятельности;

3) Мнимая ситуация — в ней происходит перенос значения с одного предмета на другой (палочка может сойти за ложку);

4) Игровые правила — тесно связаны с ролью и следование игровым правилам в игре способствует развитию произвольности поведения, способность подчинить поведение правилу, образцу. В игре нужен товарищ, без него она теряет смысл.

Отечественные психологи подчеркивают огромное значение сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка. Эльконин выделил 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1) Развитие мотивационно-потребностной сферы;

2) преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;

27 стр., 13118 слов

Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста

... и игровой деятельности 2.1 Предметная деятельность и игра............. 32 2.2 Игра в художественно-творческой деятельности........................................ 40 2.3 Роль игры в воспитании положительного отношения к ... и экспериментально опробовать систему развития детей дошкольного возраста в игре. Гипотеза курсовой работы:  Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, ...

3) развитие идеального плана;

4) развитие произвольности действий.

Основные новообразования возраста. Развитие личности: 1) Возникает 1-ый схематичный абрис (контур) цельного детского мировоззрения; 2) Появление этических инстанций (что такое хорошо); 3) Возникновение соподчинения мотива; 4) Возникновение произвольности поведения.

Развитие мотивов: на протяжении всего дошкольного возраста активно действуют все 4 мотива:

1) Игровые мотивы — ребенок все превращает в игру;

2) Мотивы, связанные с отношением к миру взрослых (желание быть похожим на взрослых);

3) Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

4) Мотивы самолюбия и самоутверждения. К концу дошкольного возраста появляются новые мотивы: познавательный, соревновательный, общественный, нравственный и в самом конце данного возраста возникает мотив соподчинения мотивов.

Развитие эмоций и чувств: чувства ребенка приобретают глубину и устойчивость; интеллектуализируются и становятся разумными; развивается эмоциональный контроль; адекватное эмоциональное реагирование, начало развития высших социальных чувств (эмпатии, сочувствия, сопереживания) и высших эстетических чувств (чувство прекрасного).

Развитие воли и произвольности: развитие целенаправленности действия — довести цель до конца, достичь ее; установление отношений между целью действия и их мотивом (цель — рисовать, мотив — сделать маме приятное).

Развивается самооценка и самосознание, т.е. понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи.

Познавательные процессы:

1. Развитие речи — включает в себя:

— развитие словаря (увеличивается в 3 раза)и грамматического строя речи. В это возрасте у ребенка исключительно чутье и овладение родным языком;

— развитие фонематического слуха;

-осознание словесного состава речи;

— развитие коммуникативной речи.

2. Развитие предметного восприятия;

3) Развитие внимания — по мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на то, на что он должен ориентироваться;

4) Развитие произвольной памяти — наиболее важное условие для ее развития создается в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения взятой на себя роли;

5) Умственное развитие-ребенок должен много знать (осведомленность); развитие наглядно-образного мышления-оно является ведущим в этом возрасте; начало логического мышления, формируются понятия (что такое домашние животные).

6) Развивается продуктивное, познавательное и аффективное воображение.

Межличностные отношения:

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... управления: научный обор рабочего, обучение и изучение рабочего, специализация работы, важность побудительных мотивов зарплаты, справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и его ...

А)Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет) – эта форма общения развертывается на фоне познавательной деятельности, например, на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в мире – это теоретическое сотрудничество со взрослым – это совместное обсуждение событий внешнего мира (такое общение характеризуется обилием вопросов).

Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность ребенка к оценке взрослого (происходит нарушение или даже полное прекращение деятельности при порцании).

Средство коммуникации – речь, познание здесь в основном направлено на события социальной сферы, хотя и предметный мир также активно познается.

Б) Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет) – служит познанию социального мира. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно (в «чистом виде»).

Эта форма общения существует на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности (игровой, познавательной, трудовой).

Взрослый для ребенка – источник знаний о социальных явлениях и сам взрослый является объектом познания и компетентным судьей. Разнообразие и сложность отношений ребенка со взрослым приводят к иерархизации социального мира ребенка и дифференциации представлений о разных свойствах и явлениях социального мира. Этот вид общения подготавливает ребенка к следующему кругу взаимодействия ребенка в школе в контексте учебной деятельности.

Природа общения детей со взрослыми и сверстниками едина. Общий предмет деятельности общения – другой человек. Общие мотивы. Различие – партнер общения. Общение ребенка со взрослым во многом определяет особенности контактов ребенка с другими детьми, личность взрослого опосредует связи ребенка со сверстниками. Акты общения ребенка со сверстниками. Осуществляясь многократно в разнообразных вариантах, становятся основой для формирования между партнерами взаимоотношений, и последние составляют базу для познания человеком самого себя (самопознания, самосознания).

Познание самого себя приводит к бессознательным попыткам строить свою личность по образу любимого товарища (особенно в подростковом возрасте).

По мере накопления опыта у ребенка складывается знание о себе и отношение к себе (аффективно-когнитивный образ) Самооценка как отношение к себе и как аффективный образ возникает у ребенка вскоре после рождения, по мере появления индивидуального опыта, к которому присоединяется опыт общения со взрослым. Основной особенностью этой самооценки является ее абсолютный характер (ребенок не сравнивает себя со взрослым – слишком велика разница и самооценка складывается вне сопоставления).

Когда ребенок начинает общаться со сверстниками его самооценка становится сопоставительно или сравнительной. Ребенок познает через общение своих сверстников, а через них – себя, то есть он постоянно примеривает их к себе, а себя к ним. Первые конфликты детей друг с другом возникают в русле познавательной и предметно-манипулятивной деятельности и обслуживают эти виды деятельности. При выраженном деловом характере общение детей не может порождать того чувства своей исключительности и абсолютной ценности для окружающих, который возникает у ребенка при общении со взрослым, поэтому и опыт этих двух видов общения различен.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... игре, теоретических и философских аспектом игровой деятельности взрослых, эмпирических исследований, посвященных игре взрослого человека, а также связи взрослой игровой деятельности с личностными и эмоциональными особенностями ... развития в дошкольном возрасте». По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре ...

Кризис 7 лет. Проблемы социальной готовности к школе.

Кризис семи лет связан с проявлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином внутренняя позиция. Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющую обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

В настоящее время существует мнение, что готовность к школе является сложным образованием. Оно включает функциональную и умственную и личностную готовность. 1-ый показатель психологической готовности к школе – функциональная готовность — такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительными для ребенка. 2-ой показатель – готовность к школе в области умственного развития. Умственное развитие представляет собой единство интеллектуальных и перцептивных сфер. Наиболее значимыми, с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника, являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти.

Личностная готовность представляет по своей сути способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Первостепенное значение при этом приобретает способности индивида интегрировать нормы и ценности, оценки окружающих, соотносить их со своей личностью. Личностная готовность включает в себя отношения к другим людям (взрослым, сверстникам) отношение к школе (желание или нежелание учиться), познавательные интересы или мотивы поведения.

Общение — это взаимодействие участвующих в данном процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Лисина вслед за Леонтьевым понимала общение как коммуникативную деятельность. Предмет этой деятельности другой человек, партнер (точнее, его свойства, проявляющиеся при взаимодействии).

Отражаясь в сознании ребенка они становятся продуктом общения. У человека есть потребность в общении, это потребность состоит в познании себя и других. Мотив коммуникативной деятельности — это партнер (для ребенка — это взрослый).

5 стр., 2240 слов

Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. ...

... эксперимента; – анализ речевых высказываний детей; – желательная для ребенка продолжительность деятельности. Типы общения выделяют по предпочтению одной из ... познавательное общение (2 ситуация), беседа на личностные темы со взрослым – личностное общение – (3 ситуация). Если ребенок выбирает ... Цель: определение познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. В комнату, где на столиках ...

Развитие мотивов общения происходит в связи с основными потребностями ребенка, к которым относятся потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе выделяются три основные категории мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому. Деловые мотивы общения появляются у ребенка в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослого. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия между ребенком и взрослым, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы играют служебную роль и опосредуют достижение более далеких целей, то личностные мотивы получают в коммуникативной деятельности конечное удовлетворение. Существуют три основные группы средств общения 1. экспрессивно-мимические. 2. Предметно-действенные. 3. Речевые операции.

На протяжении первых семи лет жизни ребенка четыре формы общения сменяют друг друга.

Первое полугодье — ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера, то есть младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения).

Это, прежде всего комплекс оживления (1,5, 2 месяца) — включает в себя сосредоточение на лице взрослого, улыбку, вокализацию и двигательное оживление (здесь операции — эксперссивно-мимические).

Роль такого общения: дети учатся воспринимать воздействия взрослого, усвоенные перцептивные навыки дети переносят из сферы общения в знакомство с предметным миром — происходит прогресс когнитивных процессов.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослым (6 месяцев — 2 года) — это общение на фоне практического взаимодействия ребенка со взрослым, так как ребенок нуждается в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество здесь не только помощь, это участие, одновременная практическая деятельность ребенка и взрослого. Только такое сотрудничество обеспечивает ребенку достижения практического результата при его ограниченных возможностях. Сущность новой потребности в общении — это сочетание внимания и сотрудничества. Здесь ведущими являются деловые мотивы общения. Значение этого вида общения заключается в том, что оно приводит к развитию предметной деятельности. Средство общения речь + преобразование предметной деятельности.

Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет) — эта форма общения развертывается на фоне познавательной деятельности, например, на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в мире — это теоретическое сотрудничество со взрослым — это совместное обсуждение событий внешнего мира (такое общение характеризуется обилием вопросов).

9 стр., 4341 слов

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ...

... тех случаях, когда ребенок не реагирует на воздействия взрослого, необходимо организовать ситуацию «Общение на руках у взрослого». Ситуация 3. «Общение на руках у взрослого» Цель: выявление параметров общения при максимальной коммуникативной ...

Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность ребенка к оценке взрослого (происходит нарушение или даже полное прекращение деятельности при порцании).

Средство коммуникации — речь, познание здесь в основном направлено на события социальной сферы, хотя и предметный мир также активно познается.

Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет) — служит познанию социального мира. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно (в «чистом виде»).

Эта форма общения существует на основе личностных мотивов и на фоне разнообразной деятельности (игровой, познавательной, трудовой).

Взрослый для ребенка -источник знаний о социальных явлениях и сам взрослый является объектом познания и компетентным судьей. Разнообразие и сложность отношений ребенка со взрослым приводят к иерархизации социального мира ребенка и дифференциации представлений о разных свойствах и явлениях социального мира. Этот вид общения подготавливает ребенка к следующему кругу взаимодействия ребенка в школе в контексте учебной деятельности.

3