Психологические особенности лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психологических особенностей лиц, находящихся в условиях следственного изолятора……..…. 8

1.1. Личность как фундаментальная категория в психологическом

изучении……………………………………………………………………8

1.2. Исторический аспект изучения личности заключенного……………. 17

1.3. Вынужденная изоляция как определяющий фактор деформации личности..……………………………………………………………….. 26

1.4. Психологический анализ проблем адаптации к местам

предварительного заключения……….………………………………… 36

Выводы по первой главе………………………………………………………….. 46

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц,

впервые попавших в условия следственного изолятора…………….………….. 48

2.1. Программа исследования………………………………………………… 48

2.2. Описание методик исследования………………………………………….51

2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……….57

2.4. Рекомендации сотрудникам психологической лаборатории ФСИН

России по совершенствованию психокоррекционных мероприятий для лиц,

содержащихся в следственном изоляторе….……………..……………………….84

Выводы по второй гла-ве…………………………………….………………..…….89

Заключение…………………………………………………………………………. 91

Список использованной литературы………………………………………..…… 94

Приложе-ния…………………………………………………………………….…..99

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий в России происходили значительные перемены в политической, социально-экономической и правовой сферах. Эти перемены привели к возникновению множества противоречий в обществе, снижению психического здоровья и духовно-нравственного потенциала нации, искажению культурных приоритетов, что, в свою очередь, способствовало повышению криминализации сознания. Эффективность борьбы с преступностью напрямую зависит от достижения целей уголовного наказания. Такая мера наказания, как лишение свободы, должна приводить к исправлению осужденных, предупреждению совершения ими новых преступлений, появлению новых социально-одобряемых целей и планов на будущее. В настоящее время пенитенциарная система приводит к несколько другим последствиям: способствует дальнейшей криминализации личности, укреплению криминальных связей, приводит к различным негативным для психики и здоровья человека последствиям. По данным исследования К. Эйхмана, вероятность возвращения к преступной деятельности и последующего заключения у людей, отсидевших весь срок полностью, в два раза выше, чем у освобожденных условно досрочно [9,c.294].

5 стр., 2047 слов

Психодиагностические методы исследования личности

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.Метод исследования личности 4 (тест «Мотивация педагогической деятельности») 4 2.Метод исследования личности ( Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн) 6 3.Метод исследования личности (методика Ф. Хоппе) 7 4.Метод исследования личности (методика ТАТ) 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13 ВВЕДЕНИЕ При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются ...

Данная работа посвящена исследованию психологических особенностей лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора. Они характеризуются состоянием повышенной тревожностью, апатией, трудностями в адаптации, снижением самооценки. Следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной системы России относятся к учреждениям с жесткой социальной депривацией. Негативное воздействие пенитенциарных учреждений на личность не вызывает сомнений у большинства ученых всех стран.

Психологические особенности лиц, впервые осужденных, по сравнению с рецидивистами были изучены в меньшей степени, что открывает для нас возможность очертить круг вопросов для более глубокого изучения данной проблематики. Следует отметить тот факт, что исследований трансформации психики в следственном изоляторе крайне мало. Только в последние десятилетия появились определенные разработки в аспекте психопрофилактики суицидов, членовредительства и преступлений, совершаемых в СИЗО. Факторы, влияющие на личность заключенного, имеют очень разнообразный и широкий спектр. Неоднозначно определяются характерологические особенности подследственного и степень воздействия на них среды мест лишения свободы. Не дано объяснение того, в силу каких объективных и субъективных причин происходит перестройка подструктур личности.

На наш взгляд, эффективность психопрофилактики прямопропорцио-нально зависит от понимания всех психологических механизмов, происходя-щих у лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора. Психокоррекционная работа поможет не только восстановлению психологического здоровья, нормальной жизнедеятельности с соблюдением режима, но и в дальнейшем может способствовать противостоянию личности тенденции ее криминализации. Наибольшее внимание следует уделять лицам, впервые попавшим в СИЗО, так как они на первых этапах еще не попали под влияние тюремных лидеров, не определились с линией дальнейшего поведения. Такие люди являются более уязвимыми членами тюремного сообщества, в связи с обостренностью своего состояния, и легче поддаются психокоррекционным воздействиям.

17 стр., 8483 слов

Особенности волевых качеств личности младших школьников с задержкой психического развития

12 Содержание Введение Глава 1. Развитие волевой регуляции в детском возрасте 1.1 Понятие о волевой сфере в психологических исследованиях (обзор литературы по проблеме исследования) 1.2 Развитие волевой сферы в онтогенезе 1.3 Особенности волевой сферы детей с ЗПР Глава 2. Изучение особенностей воли детей с ЗПР (констатирующий эксперимент) 2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента ...

В связи с недостатком психологических работ по изучению лиц, попав-ших в условия следственного изолятора, и трудностью организации подобных работ, настоящее исследование представляется нам актуальным.

Цель исследования: выявить психологические особенности подслед-ственных в зависимости от наличия или отсутствия у них пенитенциарно-субкультурного опыта.

Объект исследования: лица, содержащиеся в следственных изоляторах.

Предмет исследования: психологические особенности лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора.

Гипотеза исследования: лица, впервые попавшие в условия следствен-ного изолятора, в связи с отсутствием пенитенциарно-субкультурного опыта, отличаются от неоднократно судимых лиц следующими психологическими особенностями, обуславливающими их психическое состояние и поведение:

-спецификой мотивационно-смысловой сферы (сохранением целеполагания и осмысленности жизни, диссоциированностью от настоящего),

-эмоционально-волевой (тревожностью, низкой жизненной активностью, менее выраженной фрустрацией, эмоциональной лабильностью)

-искажением межличностных взаимоотношений (конформностью пове-дения, трудностями в установлении контактов, доверчивостью).

Задачи исследования:

1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных авторов, изучавших личность в условиях заключения.

2. Изучить влияние вынужденной изоляции на трансформацию лично-сти.

3. Проанализировать проблемы адаптации к местам лишения свободы.

4. Изучить особенности эмоционально-волевой и мотивационно-смысловой сфер у лиц, впервые и неоднократно содержавшихся в след-ственном изоляторе.

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

АМК Реферат на тему: «Личность. Возрастные психологические особенности медсестры.» Социальная психология Выполнила: Студентка Проверила: Александров 2011 2 Содержание: 1. Введение………………………………………………………………………………………………………………….3 2. Медсестра-рутинер………………………………………………………………………………………………....4 3. Сестра – идеалистка………………………………………………………………………………………………...5 4. «Сильная» медсестра ...

5. Выявить особенности межличностных взаимоотношений лиц, впер-вые и неоднократно содержавшихся в следственном изоляторе.

6. Разработать рекомендации сотрудникам психологической лаборато-рии ФСИН России по совершенствованию психокоррекционных мероприя-тий для лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Методы исследования. Методологическая и теоретическая основа ис-следования опирается на систему общенаучных и математических методов, концепции взаимосвязи личности и деятельности, теории системного анализа психологических явлений, а также методологические принципы детерминизма и развития.

Конкретно-научными ориентирами данного исследования являются: деятельностная парадигма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психологическая теория личности (К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); методологические принципы юридической психологии (А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков); исправительно-трудовая психология (А.Д.Глоточкин, В.Ф. Пирожков и др.); концепция трансформации психики в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, М.Ш. Магомед-Эминов); влияние экологических особенностей среды на жизнедеятельность человека (Г.С. Човдырева, Ю.Г. Панюков, В.И. Панов и др.).

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа: информационно-аналитический, эмпирический и обобщающий.

На первом этапе была проанализирована научная литература, изучена нормативно-правовая база и статистические данные, а также личные дела подследственных, находящихся в следственном изоляторе.

Исследование проводилось в ФКУ СИЗО-8 УФСИН России по Москов-ской области в г. Сергиев Посад в период с декабря 2013 года по февраль 2014 года.

В рамках эмпирического этапа исследования с помощью трех отобранных методик был обследован 51 подследственный мужского пола и опрошено 4 эксперта – сотрудники пенитенциарных учреждений.

На третьем этапе исследования были обобщены теоретические и эмпирические данные, сформулированы выводы и разработаны рекомендации психологам пенитенциарных учреждений по улучшению психокоррекционных мероприятий у лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Методики исследования. Для выявления психологических особенностей лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора, были применены следующие психодиагностические методики:

22 стр., 10583 слов

Исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности

... вопросов к комплексному изучению человека. 2. Экспериментальное исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к ... вариантах нормы (акцентуация характера, патохарактерологические формирования личности) и пограничных расстройствах (неврозы, неврозоподобные состояния ... По уровню: а) первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном ...

1. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла;

2. «Тест смысложизненных ориентаций» (адаптация Д.А. Леонтьева);

3. Тест диагностики межличностных отношений (модификация Л.Н. Собчик).

В качестве методов математической обработки данных использовался U-критерий Манна-Уитни.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые про-изведен комплексный анализ различий в психологических особенностях лиц, впервые и неоднократно содержавшихся в следственном изоляторе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические и практические выводы имеют прикладное значение для более эффективного дифференцированного изучения индивидуально-психологических характеристик подследственных. Знание психологических особенностей людей, впервые оказавшихся в заключении, позволит детерминировать профилактическую и исправительную работу в целях формирования уже на этапе предварительного заключения прослойки сообщества осужденных с социально приемлемыми установками, нормами и ценностями, а также наиболее толерантных как к неформальным, так и к формальным правилам поведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, 2 таблицы и 7 рисунков заключения, списка использованной литературы, включающего 62 источника, и 12 приложений. Объем работы без учета приложений – 98 листов.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА

1.1 Личность как фундаментальная категория в психологическом

изучении

Для определения личности подследственного, ее психологических осо-бенностей, большое значение имеет верное понимание личности вообще. Совокупность социально значимых характеристик человека в условия предварительного заключения исходит из общих социальных признаков человека.

С точки зрения философской концепции, человек есть взаимодействие социальных и биологических признаков. Это взаимодействие основано на том принципе, что более простая форма движения материи – биологическая — эволюционно явилась основой для возникновения более сложной, высшей, в данном случае – общественной (социальной) [49,c.9-10]. Человек является носителем сознания, которое, в свою очередь, выступает общественным продуктом. Он не состоит как из чисто социального, так и чисто биологического. Понятие «личность» используется в том случае, когда существует необходимость выделить именно социальную сторону человека в совокупности его социальных свойств и ролей. Социальное, взаимодействуя с биологическим, оказывает большое влияние на все биологические механизмы, трансформируя природные начала. «Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь» [21,c.14-16].

3 стр., 1242 слов

Проблема выживания человека в условиях автономного существования и в экстремальных условиях

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Курсовая работа Тема: «Проблема выживания человека в условиях автономного существования и в экстремальных условиях» Студента 1-го курса 138 группы Факультета культурологи Мокиной Евгении. Санкт-Петербург 2009г. План курсовой работы Введение 1. Выживание в условиях автономного существования 2. Выживание в условиях голода, холода, ...

Понятия «человек» и «личность» нельзя противопоставить друг другу или отождествить их. По мнению В.П. Тугаринова, «а) человек есть цельность, а личность есть часть, компонент человека; б) человек есть всегда понятие биосоциальное, а личность есть общественная сторона человека, совокупность тех свойств человека, которые вырабатываются в нем в процессе общественного развития; в) человек есть материальный носитель личности, а личность выражает общественное свойство (точнее — совокупность свойств) человека» [51,c.34].

Процесс формирования личности происходит при взаимодействии человека с окружающей средой, социумом, то есть в результате социализации.

Ученые-психологи (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.) полагают, что личность есть человек как носитель сознания. И если личность – свойство человека, то сознательность – свойство личности. Согласно В.А. Кучинскому, «человек, не способный совершать осознанные действия, отвечать за свои поступки, лишен необходимых свойств, характеризующих его как личность» [27,c.27]. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ш. Джордон и многие другие ученые сходились во мнении, что личностями не рождаются, а становятся на определенном этапе развития. Причем, неразумный человеческий индивид формируется как личность только при непосредственном контакте с разумными личностями…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать общие выводы:

1. Анализ научных публикаций, нормативных документов, информационно-статистических материалов, а также данных опроса опытных сотрудников следственного изолятора по выбранной проблематике позволил обосновать комплексную программу исследования, включающую в себя анализ имеющихся данных по интересующей на теме и выявление эмпирическим путем психологических особенностей лиц, впервые попавших в следственный изолятор.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

2. Для рассмотрения психологических особенностей подследственного следует учитывать ряд факторов: возраст, наличие судимости, уровень образования, наличие семьи, связь с родственниками, наличие трудового стажа, социальные роли и социальный статус в обществе, связь с криминальным миром, основной способ зарабатывания денег, условия проживания, уровень интеллекта. Не менее важно понимание ведущих мотивов, основных потребностей, скорости протекания нервных процессов (темперамент), наличия жизненных планов и перспектив, ценностных ориентациях, отношения к социально-одобряемым нормам, режиму и своему деянию.

3. Нарушения, связанные с нахождением человека в следственном изоляторе, затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека: мотивационно-смысловая (минимизация жизненных планов, потеря смысла жизни, искажение ценностных ориентаций, изменение иерархии потребностей); познавательная (неадекватное представление о себе и об окружающей действительности, ригидность мышления и всех процессов восприятия); эмоционально-волевая (снижение самооценки, тоска, тревожность, депрессия, фрустрация); поведение (агрессия и аутоагрессия).

У заключенных в зависимости от наличия или отсутствия пенитенциарно-субкультурного опыта срабатывают различные адаптивные механизмы. Особенно тяжело проходит адаптация у лиц, впервые попавших в места лишения свободы, в связи с незнанием всех тонкостей тюремной субкультуры и тех трудностей, с которыми придется столкнуться.

4. В эмпирическом исследовании выявлены различия у подследственных, впервые попавших в СИЗО, и рецидивистов в мотивационно-смысловой, эмоционально-волевой сферах и межличностных взаимоотношениях. Заключенные, ранее не находившиеся в условиях вынужденной изоляции, отличаются доброжелательностью, застенчивостью, стремлением к близким эмоциональным контактам, тревожностью, конформным типом поведения. Однако следует отметить, что фрустрация у них менее выражена, а наличие целей и жизненных планов помогает сохранить осмысленность жизни. Также их отличает диссоциированность от настоящего.

5. Рекомендации, разработанные сотрудникам психологической службы ФСИН России по усовершенствованию системы психологического сопровождения подследственных, впервые попавших в условия следственного изолятора, учитывают их психологические особенности и должны быть реализованы на начальном этапе пребывания в СИЗО. Они ориентированы на реализацию программно-целевого подхода к блокированию негативных влияний пенитенциарной среды и дальнейшему просоциальному развитию личности. Кроме того, обоснованы формы повышения психолого-превентивной компетентности сотрудников следственных изоляторов, предложения по оптимизации их взаимодействия в реализации общепрофилактических мероприятий.

6. Результаты данного исследования позволяют определить перспек-тивные направления дальнейших научных исследований:

— изучение и апробация новых для пенитенциарных учреждений методов пси-хокоррекции при воздействии на психику лиц, впервые попавших в условия следственного изолятора;

— рассмотрение в динамике трансформацию психики подследственных, впервые попавших в СИЗО, не только во время пребывания в изоляторе, но и в колонии при проведении соответствующих псипрофилактических мероприятий и без таковых;

— возможности снижения криминализационной направленности личности подследственных на этапе пребывания в следственном изоляторе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонов Т.И. Эмоционально-волевые состояния заключенных / Т.И. Агафонов // Материалы 3-го Всесоюз. съезда психологов СССР. – М., 1968. — Т. 3. — Вып 1.

2. Алексеев А.И. Профилактика рецидива преступлений / А.И. Алексеев, Ю.В. Солопанов. — М., 1980.

3. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды / В.Г. Ананьев. – М., 1980. — т.1.

4. Андреев В. Н. Объединять усилия психиатров, психологов и педагогов / В.И. Андреев // Исправительно-трудовые учреждения. — 1979. — № 9.

5. Андреев В.Н. Предварительное заключение под стражу в следствен-ных изоляторах: практика исполнения и проблемы совершенствования / В.Н. Андреев, Ю.А Минаков. — М., 1991.

6. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю.М. Антонян. — М., 1975.

7. Антонян Ю.М. Что же такое лишение свободы? / Ю.М. Антонян // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: сб. науч. тр. — М., 1991. -№ 129.

8. Арапова А.С. Психопрофилактика у осужденных мужского пола де-структивных последствий пребывания в следственном изоляторе: дисс. … канд. психол. наук / А.С. Арапова. – Вологда, 2011. – 221с.

9. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психо-логию / Э. Аронсон. — М., 1998.

10. Башкатов И.П. Психолог ВТК / И.П. Башкатов, Л.С. Саблина. — М., 1977.

11. Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного / Ю.Ю. Бехтерев. – М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1928.

12. Валигура Б. Функционирование человека в условиях тюремной изоляции / Б. Валигура. — М., 1973.- 164 с.

13. Водолазский Б.Ф. Психологические особенности личности осужденного / Б.Ф. Водолазский. — Омск, 1982.

14. Волков В.И. Медицинская психология в ИТУ / В.И. Волков. — М., 1989.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.,1960.

16. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ / Л.А. Высотина. — М.,1977.

17. Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии / М.Н. Гернет. — М.: Право и жизнь, 1925.- 149 с.

18. Глоточкин А.Д. Психические состояния человека, лишенного свободы / А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков. — М., 1968. — 42 с.

19. Деев В.Г. Изучение индивидуальных особенностей осужденных, со-держащихся в ИТУ / В.Г. Деев. — Рязань, 1975.

20. Дорошевич В.М. Сахалин. Каторга / В.М. Дорошевич. – 1907.

21. Дубинин Н.П. Генетика, поведение, ответственность / Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев // Издание второе. – М., 1989.

22. Затуловский М.И. Легкие реактивные состояния у подследственных заключенных и их значение при судебно-психиатрической экспертизе / М.И. Затуловский // Проблемы судебной психиатрии. — М., 1938.

23. Исправительно-трудовая психология: курс лекций / Н.Н. Волоскова [и др.] — Ст.: СГУ, 2003. -256 с.

24. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. / М.Ю. Кондратьев. — М., 1997. -335 с.

25. Корсаков С.С. Курс психиатрии / С.С. Корсаков. – М., 1893.

26. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М., 1999.

27. Кучинский В.А. Личность, свобода, права / В.А. Кучинский. – М., 1978.

28. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. — М., 1989.

29. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции / В.И. Лебедев. — М., 2002. — 407 с.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

31. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 2-е изд. — 18 с.

32. Лешко В.Т. Индивидуализация исполнения наказания важное условие борьбы с рецидивной преступностью / В.Т. Лешко // кн.: Вопросы предупреждения преступности. — М.: Изд-во «Юридическая литература», 1966. – Вып.3.

33. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов — М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. — 496 с.

34. Максимов С. Несчастные / С. Максимов // Вестник Европы. – 1868. — №6.

35. Медынский Г. Честь / Г. Медынский. — М., 1960.

36. Методические рекомендации по организации психологической помо-щи подозреваемым и обвиняемым на этапе предварительного заклю-чения под стражу. — М.: ФСИН России, 2007. — 60 с.

37. Наприс А.В. Психологическая характеристика жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: автореф. дисс. …канд. психол. наук / А.В. Наприс. — Рязань, 1997.

38. Панюкова Ю.Г. Психология среды: человек и его пространственно-предметное окружение / Ю.Г. Панюкова. — Красноярск, 2002. — 183 с.

39. Петровский В.А. Феномен субъективности в психологии личности / В.А. Петровский. — М., 1993.

40. Пирожков В.Ф. Подросток в условиях социальной изоляции / В.Ф. Пирожков. — М.: Ось-89, 1998.- 320 с.

41. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии: монография. / В.М. Поздняков. — М., 2000. — 149с.

42. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы / С.В. Познышев. — Ленинград, 1926.

43. Преступление и наказание. — 1999. — №7.

44. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под ред. М.К. Тутушкиной. — СПб., 1998.

45. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных / М.Е. Сандомирский. — Уфа,2001.-88 с.

46. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов — М., 1985.

47. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифициро-ванный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методической руководство. / Л.Н. Собчик // Серия «Методы психологической диагностики». — М., 1990.

48. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности / Д.В. Сочивко. — М., 2002. — 304 с.

49. Спиркин А. Новое общество — новый человек / А. Спиркин, В. Ефимов. – М.,1976.

50. Сухов А.Н. Социально психологические явления в среде осужденных / А.Н. Сухов. — Рязань, 1987.

51. Тугаринов В.П. Марксистская теория личности на настоящем этапе / В.П. Тугаринов // Филос. Науки. – 1971. — №4.

52. Ушатиков А.И. Основы пенитенциарной психологии / А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. — Рязань, 2001.

53. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Л.Я. Гозмана. – М, 1990.

54. Хрящева Н.Ю. Особенности психических состояний в условиях изоляции / Н.Ю. Хрящева; под ред. JI.B. Куликова // Психические состояния. — СПб., 2001.

55. Човдырова Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и по-вышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изо-ляции / Г.С. Човдырева. — М., 2000.

56. Шорохова Е.В. Некоторые методические вопросы психологии личности / Е.В. Шорохова // Проблемы личности. – М., 1969.

57. Южанин В.Е. Методические рекомендации по работе с вновь прибывшими осужденными в исправительные учреждения / В.Е. Южанин. — Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996. -39 с.

58. Яковлев В.В. Психологическая характеристика смысловой сферы личности осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. психол. наук / В.В. Яковлев — Рязань, 1999.

59. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский. — М.: Инфра-М, 1998. — 525 с.

60. Goffman E. Asylums. Essays on the Social Situation of Mental Patiens and Onter Inmates / Е. Goffman. — New York, 1961.

61. Harbordt S. Die Subkultur des Gefagnissens. / S. Harbordt. — Stuttgart, 1967.

62. Houchon G. Riceria suite structure sociate penitenciare e sulla cultura carcerale / G. Houchon // Quaderni di Criminologia Clinica. – 1969.