Клинические проявления различных типов афазий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Речь и ее нарушения………………………………………………………..4

2. Афазии и их классификация…………………………………………..…..8

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………………23

Введение

Актуальность. Проблема афазии и восстановительного обучения главным образом вызывает интерес исследователей в сфере различных наук: логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и других.

Заинтересованность этой проблемой взаимосвязан, с одной стороны, важностью ее исследования для усиления понимания о закономерностях работы мозга, о взаимосвязи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимном действии речи с другими психическими процессами; с другой стороны, растет интерес к этой сфере знания ее социальному и практическому значению из-за вопросов восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.

Теоретические и практические подробности проблемы афазии у взрослых исследованы в работах многих авторов (Т.В. Ахутиной, Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, А.Р. Лурии, В.В. Оппель, В.К. Орфинской, Л.Г. Столяровой, И.М. Тонконогого, Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой и др.).

Цель. Изучение теоретических основ клинических проявлений различных типов афазий.

Предмет – является нарушения речи у больных с различными видами афазии.

Объект – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга – афазия.

Задачи:

1. Рассмотреть речь и ее нарушения

2. Раскрыть понятие афазии и их классификаций

1. Речь и ее нарушения

Речь является высшей формой передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция — обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте — это механизм абстрагирования и обобщения, образующий основу категорий мышления. Речь условно делится на два вида.

Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь — начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, которая обладает свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность — речь письменная, которая по осуществлению, также, может быть самостоятельной или под диктовку.

9 стр., 4403 слов

Афазия Кафедра — копия

28 АФАЗИЯ Афазия – системное расстройство речевой функции обусловленное локальным поражением речевых зон мозга.Системное нарушение – это какой бы первичный дефект не лежал в основе афазии, речевая функция в ней разрушается целиком. При афазии страдают все стороны речевой функции. Это обусловлено тем, что сама речевая функция имеет системное строение. Локальное поражение – ограниченное, ...

Импрессивная (понимающая) речь — начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается образованием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее сопоставлением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.

Устная речь и устное речевое высказывание образуется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, которые связаны с освоением грамоты — значительно позднее. В возрасте 4-5 месяца появляется «лепетная речь», к 6 месяцев в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике, которые напоминают слово. К этапам формирования речевой коммуникации ребенка относится освоение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, употребление в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха.

Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают основываться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, кроме собственно мыслительной стороны, содержит нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения.

Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности выражаются и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было заложено работами Брока и Вернике. Они раскрыли структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей.

Исторически первым названием зафиксированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия», который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Вместе тем, некоторые исследователи отдельно выделяют небольшое дополнительное моторное поле, которое расположено в верхней части медиальной поверхности лобных долей, активирующееся при поражении других речевых зон.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным. В. Ключевский Основы риторики как искусства красноречия. Подготовка и проведение деловой беседы. Организация публичного выступления. Культура деловой дискуссии. Цель – раскрыть основные понятия речевого этикета. Изучить принципы и инструменты риторики. Рассмотреть основные требования к подготовке и проведения деловой беседы. Изучить порядок ...

Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Сотрудничество различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, которая расположена вблизи от третичных полей, где при необходимости производятся операции абстракции и образование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.

Для произнесения слова требуется, чтобы представление о нем через группу волокон, которые называются дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, которая расположена в нижней лобной извилине…

Заключение

Таким образом, основной недостаток афазии составляет нарушение семантики: она нарушает невербальные формы общения, препятствует или делает невыполнимым социальное общение с окружающими и самим собой, затрудняет психологический контакт и взаимодействие с людьми, меняет личность больного и его социальные установки. Афазия выражается в различных формах, в основу которых входят различные факторы, которые имеют сложное иерархическое строение и разное размещение в коре головного мозга.

Изучении афазии представляет собой одну из старых классических проблем неврологии и психологии, которая насчитывает не менее двух столетий и показанное в публикациях, имеет сотни статей, монографий, учебников.

Причины афазии содержатся в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в момент уже развившийся речи. В данном дефекте исследуются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.

11 стр., 5046 слов

Нарушение речи в следствии локального поражения мозга. Афазии

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Речевые нарушения...…………………………………………………………..4 1.1. Общая характеристика речевых нарушений..……………………………4 1.2. Изучение различных форм нарушения речи в нейропсихологии…...5 1.3. Классификация речевых нарушений…………………………………….10 2. Афазия как расстройство речи, классификация афазий……………………15 Заключение……………………………………………………………………….23 Литература ...

Афазия является результатом:

а) тяжелых травм головного мозга;

б) воспалительных процессов и опухолей мозга;

в) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Располагать сведениями о механизмах речи, можно установить первопричину нарушения функции речи, найти начало заболевания и достигнуть успеха в лечении расстройства речи.

Список литературы

1. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. — СПб, 2001. – 293с

2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. СПб: Питер 2007. – 431с

3. Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ 2004. – 248с

4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб. 2001. – 192с

5. Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб. 2006. – 490с

6. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 2002. – 640с

7. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005. – 496с

8. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 104с

9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М., «Академия», 2004. – 384с

10. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002. – 141с

11. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М., «Эксмо-Пресс», 2001. – 416с

12. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Стратегия и тактика восстановления речи. – М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, В.Секачев, 2001. – 188с