изучить проблему клинико-психологических аспектов комплексной сексолого-психиатрической экспертизы

Оглавление

Введение 3

1. Юридически-релевантные состояния, определяющие ограничение вменяемости и содержательное насыщение психологического критерия 4

2. Психологические аспекты экспертной оценки регуляции поведенческого акта у лиц, совершивших сексуальные правонарушения 8

3. Психосексуальные расстройства, исключающие вменяемость (ст. 21 УК РФ) и не исключающие вменяемость (ст. 22 УК РФ) 14

Заключение 24

Библиографический список 25

Введение

Обращение к проблеме комплексной сексолого-психиатрической экспертизы лиц, совершивших правонарушения сексуального характера в данной работе обусловлено тем, что численность подобных правонарушений в нашей стране и в мире не снижается, и во многих случаях встает вопрос о вменяемости или невменяемости лица, совершившего подобное правонарушение. Проблеме оценки той степени, в которой конкретная противоправная деятельность, причинно связанная с психопатологическими расстройствами, ограничивает личность в свободе ее конкретной деятельности, уделялось внимание многих отечественных и зарубежных авторов (Е.Г. Дозорцева, М.M. Коченов, В.H. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, Ф.С. Сафуанов и др.).

Однако данная проблема по-прежнему далека от разрешения. Это подчеркивает актуальность данной проблемы и определило выбор темы исследования: «Клинико-психологические аспекты комплексной сексолого-психиатрической экспертизы».

Цель исследования — изучить проблему клинико-психологических аспектов комплексной сексолого-психиатрической экспертизы.

Задачи исследования:

1. Изучить юридически-релевантные состояния, определяющие ограничение вменяемости и содержательное насыщение психологического критерия.

2. Изучить психологические аспекты экспертной оценки регуляции поведенческого акта у лиц, совершивших сексуальные правонарушения.

3. Изучить психосексуальные расстройства, исключающие вменяемость (ст. 21 УК РФ) и не исключающие вменяемость (ст. 22 УК РФ).

10 стр., 4763 слов

Психиатрическая оценка шизофрении

... шизофрении, затруднений в судебно-психиатрической оценке не возникает. Больные, совершившие правонарушения в таких состояниях, признаются невменяемыми. ... находящиеся в состоянии ремиссии. Между экспертными показателями вменяемости и дееспособности в некоторых случаях возможно расхождение. ... установления типа наследственной передачи этого психоза были изучены многие тысячи больных и их родственников. ...

Метод исследования — теоретический анализ научной литературы по проблеме клинико-психологических аспектов комплексной сексолого-психиатрической экспертизы.

1. Юридически-релевантные состояния, определяющие ограничение вменяемости и содержательное насыщение психологического критерия

Существует несколько подходов к решению проблемы оценки той степени, в которой конкретная противоправная деятельность, причинно связанная с психопатологическими расстройствами, ограничивает личность в свободе ее конкретной деятельности.

Ф.В. Кондратьев предлагает рассматривать невменяемость с позиции континуума — от полной неспособности в результате психопатологических расстройств отдавать отчет в своих действиях и руководить ими до условного «конвенционального» заключения о невменяемости [5].

Другой подход направлен на выделение различных вариантов сочетания отдельных составляющих юридического критерия, их взаимодействия и взаимовлияния при различных психических расстройствах.

Так, И.Р. Михеев выделил следующие варианты невменяемости:

1) невменяемость лица, обусловленная сочетанием одного из признаков медицинского критерия с обоими признаками юридического критерия — как с интеллектуальным, так и с волевым;

2) обусловленная отсутствием осознания фактического характера совершаемого при сохранности волевой составляющей;

3) обусловленная отсутствием осознания общественной опасности совершаемых действий при наличии осознания их характера и определенной сохранности волевого признака.

4) обусловленная отсутствием волевого признака при сохранности интеллектуального признака юридического критерия невменяемости [14].

И.А. Кудрявцев подчеркивает однозначность предметной направленности интеллектуального критерия, т.к. использование таких терминов, как «осознавать» и «своих действий», раскрывает юридически значимые характеристики сознания субъекта преступления [7]. Тем самым подчеркивается наличие у субъекта ограничений в функционировании рефлексии. Интеллектуальная составляющая подразделяется на 2 элемента:

1) Невозможность осознания фактического характера своих действий: невозможность отражать в сознании содержание преимущественно операционального состава своих действий, понимания их как определенных способов и средств для достижения социально значимых целей собственной деятельности с учетом социальных норм, правил, установлений, технологических предписаний и возможностей.

12 стр., 5888 слов

Понятие и критерии невменяемости 2

... действия выполнением общественного долга, а не совершением преступления. Уровень сознания, учитываемый при решении вопроса о вменяемости-невменяемости, применительно к характеристике интеллектуального признака юридического критерия ...

2) Невозможность осознания общественной опасности своих действий: недоступность для восприятия субъектом вреда, приносимого обществу своими действиями, ущерба, причиняемого своим поведением правам и законным интересам других лиц, равно как и возможности наступления вследствие этого неблагоприятных социальных и правовых последствий для самого себя, вытекающих из особенностей (фактического характера) своих действий [7].

Отсутствие или наличие осознания противоправности не может являться аргументом при оценке вменяемости/невменяемости, т.к. нарушения критичности могут вести к изменению смысла и искажению представлений о значении своих действий, когда усвоенные общественные нормы перестают быть действенными внутренними (субъективными) регуляторами поведения и низводятся до положения лишь учитываемых условий.

Г. В. Назаренко указывает, что понятийные компоненты интеллектуального признака имеют неодинаковое значение для признания лица невменяемым [8]. Автор предлагает анализировать интеллектуальный критерий с позиции теории «понимания», согласно которой отчет в своих действиях, осознание включают в себя четыре уровня понимания:

1) ситуации, в которой осуществляется деяние;

2) фактической стороны (или внутреннего содержания) деяния;

3) социального значения своих действий или бездействия;

4) значимости содеянного в личностном плане [8].

По мнению Г. В. Назаренко, законодательная формула невменяемости, по мнению автора, может быть ограничена указанием на III уровень. Это положение вызывает критику, поскольку недоучет других уровней понимания может приводить к неверной экспертной оценке [13]. Поэтому алгоритм экспертной оценки должен включать последовательный анализ всех четырех уровней. В этой связи предпринимаются попытки создать алгоритм оценки юридически-релевантных способностей подэкспертного при помощи трехчастного деления интеллектуального компонента психологического критерия в зависимости от способности:

1) правильно понимать окружающую действительность;

11 стр., 5188 слов

Психолого-педагогические аспекты изучения понимания

... понимание известного и понимание нового. Когда мы имеем дело с пониманием знакомых слов, действий ... обобщенная форма отражения общественно-исторического ... у личности эталонов выразительного ... понимания школьников - было установлено, что по мере повышения понимания ... понимания сущности познаваемого, чем само содержание понимаемого. В исследованиях О.М. Копцевой показано, что часто ученики не осознают ...

2) осознавать себя;

3) осознавать значение своих действий [1].

Для каждой из трех способностей предлагается ввести «эталон» ее проявления в полной мере. Так, эталон проявления способности понимать окружающую действительность имеет четырехуровневую структуру:

I — непосредственное отражение предметов и явлений окружающей действительности, их физических свойств и параметров, сохранение отражаемых следов (функции ощущений, восприятия, внимания, памяти);

II — обобщенное, опосредованное отражение, отражение непосредственно не проявляемых связей и последствий (мышление и воображение);

III — понимание социального значения происходящего за счет «наложения на ситуацию» обобщенного социально-нормативного контекста;

IV — отражение и выражение личностного смысла происходящего, тождественного социальному значению.

Эталон проявления способности осознавать себя в полной мере также имеет четырехуровневую структуру:

I — отражение органического самочувствия;

II — отражение своих физических параметров, схемы тела и т. д.;

III — отражение себя в вербальных социальных значениях;

IV — отражение представлений о себе (индивидуальные ценности).

Эталон проявления способности осознавать значение своих действий в полной мере может быть представлен так:

I — степень бодрствования и отнесения совершаемого к себе;

II — отражение физических параметров действий;

III — отражение социального характера действий: осознание цели, предвидение результатов, оценка действий, средств и способов достижения цели с точки зрения общественных норм;

IV — отражение целей, результатов, средств и способов их достижения, опосредованных своими собственными ценностями, потребностями, мотивами; сличение своих возможностей и ценностей с требованиями ситуации и социальными нормами.

5 стр., 2100 слов

Психологические особенности допроса и других процессуальных действий в судебном следствии

... восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следственные действия. Особое ... ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия. Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и ...

Для понимания юридически значимой ситуации в полной мере необходимо наличие всех компонентов и уровней.

И.А. Кудрявцев предлагает раскрывать понятие «руководить» в аспекте саморегуляции как возможность сознательно достигать поставленной цели, выбирать адекватные социальным и правовым нормам способы и средства ее достижения, определять последовательность их применения (планировать), на каждом этапе контролировать как отдельное действие, так и поведение в целом, соотнося действия с поставленной целью и нормативными эталонами [7].

Очевидно, что способность человека воспринимать поступающую извне информацию, т. е. факты и явления реальной действительности, и его способность руководствоваться осознанным — не одно и то же. В практике встречаются случаи, когда личность сохраняет формальную способность понимать сущность своих действий, зачастую осознает их противоправность и неприемлемость для окружающих, однако утрачивает возможность удержаться от своего поступка, т. е. нарушается способность руководить своими действиями. Следовательно, в таких случаях в юридическом критерии невменяемости преобладает волевой признак.

2. Психологические …

Библиографический список

1. Алексеева Л.В. Юридическая психология. — М.: Проспект, 2010. — 312с.

2. Введенский Г. Е. Клинико-диагностические аспекты аномального сексуального поведения: автореф. … дисс. канд. мед. наук. — М., 1994.

3. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., Ткаченко А.А. Руководство по судебной психиатрии. — М., 2004.

11 стр., 5235 слов

Границы компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве

... способностей и др.). Важнейшими видами или разновидностями судебно-психологической экспертизы является: 1. судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних; 2. судебно-психологическая экспертиза совершеннолетних ... Предметом судебно-психологической экспертизы является здоровая психика человека. Это обстоятельства дает возможность отграничить предмет судебно-психологической экспертизы от судебно- ...

4. Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. — М.: Право и закон, 2002. — 320 с.

5. Кондратьев Ф.В. Системно-структурный анализ расстройств поведения как метод диагностики в психиатрии. // Вопросы диагностики в судебно-психиатрической практике. М.1990.

6. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. — М.: Юрист, 1995. — 512 с.

7. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза. — М.: МГУ, 1999. — 498 с.

8. Назаренко Г. В. Уголовно-релевантные психические состояния и общетеоретические проблемы их исследования: дис. … докт. юрид. наук. — М., 2001. — 287 c .

9. Первомайский В.Б. Невменяемость. — Киев: Освита, 2000. — 320 с.

10. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: научно-практическое пособие. — М.: Гардарика, Смысл, 1998.

11. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковская. — М.: Норма, 1998. — 285 с.

12. Судебная психиатрия: учебник для вузов / Под ред. проф. Б.В. Шостаковича. — М.: Зерцало, 1997.

13. Ткаченко А.А., Введенский Г. Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. — М.: Медицина, 2001. — 560 с.

14. Ткаченко А.А., Введенский Г. Е. Аномальное сексуальное поведение. — СПб.: Юридический центр пресс, 2003. — 657 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector