Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы внимания в старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Проблема внимания в психологической науке 6
1.2. Особенности внимания в старшем дошкольном возрасте 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование внимания в старшем дошкольном возрасте 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования внимания старших дошкольников 23
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Приложение 32
Введение
Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Высокую оценку внимания можно отметить в исследованиях многих авторов: А.А. Осипова, Н.Ф. Добрынин, И.Л. Баскакова, Выготский Л.С., 1982; Дубровинская Н.В., 1985; Лукашевич И.П. 1998; Матюрина Т.М, 1994; Фарбер Д.А. и др); понятие о внимании как универсальной неспецифической основе любого успешно протекающего психического процесса (Русалов В.М., Мекаччи Л., 1973); как сложной функциональной организации, имеющей определенную физиологическую базу (Рыбалко Е.Ф., 1985); представления о том, что структуры мозга, отвечающие за реализацию разных свойств внимания, формируются в онтогенезе длительно и гетерохронно (Аристова Т.А., 2000; Дубровинская Н.В., 1985; Лукашевич И.П. 1998; Фарбер Д.А., 1969, 1983, 1991, 1997); положения о системном подходе к анализу мозговых механизмов высших психических функций (Лурия А.Р., 1973; Хомская Е.Д., 2001); представления о важности межполушарной интеграции для успешной познавательной деятельности (Князева М.Г., Фарбер Д.А., 1996); концепции о синдроме дефицита внимания, как наиболее распространенном нарушении развития в детском возрасте (Бадалян Л.О., 1993; Уэндер П., Шейдер Р., 1998); изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи (Т. С. Овчинникова, 1996).
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
... в школе. Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Предмет исследования: условия, методы и приемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в ... но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения ...
Они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Актуальность проблемы изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и у других процессов. Изучение качественных характеристик внимания старшего дошкольника особенно актуальный вопрос, так как особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе.
Анализ современной научной литературе по проблеме показывает, что проблема исследования внимания детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно полно.
В связи с актуальностью данной проблемы нами была выбрана тема исследования, цель которого — изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект — дети старшего дошкольного возраста.
Предмет — особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития внимания у дошкольников находится на невысоком уровне в силу их возрастных особенностей: т.е. отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей — явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности.
Исходя из цели исследования, нам предстояло решение следующих задач:
1) Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
2) Рассмотреть подходы к определению понятия внимания в психологии.
3) Выявить особенности внимания в старшем дошкольном возрасте.
4) Провести эмпирическое исследование особенностей внимания старших дошкольников
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической литературы по данной теме;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент.
Методики, использованные в исследовании:
Методика определения концентрации и объёма внимания у старших дошкольников (Методика Ландольта; Методика «Запомни и расставь точки» и Методика Пьерона-Рузера).
Исследование проводилось на базе МДОУ № 6 г. Красноярска. В исследовании принимало участие 14 детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы внимания в старшем дошкольном возрасте
Физиологические особенности детей дошкольного возраста
... возраст (3-5 лет). Физиологические особенности детей дошкольного возраста. Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние ... мира не могут заменить действия движения». Психологические особенности детей дошкольного возраста В этом возрасте высокой степени ... (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится ...
1.1. Проблема внимания в психологической науке
Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность.
Внимание — это один из познавательных процессов, осуществляющий отбор нужной информации и обеспечивающий избирательные программы действия, а так же сохранения постоянного контроля за их протеканием.
Его можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Внимание — это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств.
Физиологический механизм внимания сложен. И.П. Павлов выделил ориентировочный рефлекс, который является врождённым у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей. Ориентировочный рефлекс не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, которое развивалось в процессе трудовой деятельности и приобрело новые условнорефлекторные механизмы. Понять физиологическую основу внимания помогает открытое И. П. Павловым явление оптимального очага возбуждения [16].
На мозг действует масса раздражителей, под влиянием которых в коре больших полушарий мозга возникает множество очагов возбуждения, различных по силе. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры [17].
Изучая физиологическую деятельность мозга, А.А. Ухтомский создал учение о доминанте. Согласно его представлениям, возбуждение распределяется по нервной системе не равномерно. Доминанта отличается от оптимального очага возбуждения тем, что он обладает повышенной устойчивостью. Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять сосредоточенность человека на каком — либо предмете или явлении. Сильная концентрация внимания связана со страстной любовью к делу, с глубоким интересом к чему-либо [16].
Механизмом возникновения оптимального, или доминирующего, очага возбуждения при постановке какой-либо цели будет взаимодействие первой и второй сигнальных систем, осуществляемое путём избирательной иррадиации возбуждения из речевой сигнальной системы в первую.
Следовательно, физиологическим механизмом внимания является доминирующие очаги возбуждения, которые под действием посторонних возбуждений усиливаются. Первоначально проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания, и основной задачей являлось исследование внутреннего опыта человека. Исторически внимание принято определить как направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах. Но не все феномены связаны с сознанием. Н. Н. Ланге полагал, что в сознании есть как бы одно ярко освещенное место, удаляясь от которого психологические явления темнеют и бледнеют, всё менее сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени [15].
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ... от непосредственного влияния среды. Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на ...
Существует несколько классификаций видов внимания Т. Рибо, Н.Н. Ланге, У. Джемса, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, Д. Стюарта, Т. Рида и д.р.
В традиционной, классической психологии сознания ведущей является классификация, истоки которой находят ещё у Аристотеля. Однако полное описание всех свойств и разновидностей было выделено только в 18 столетии [9].
У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников, различал виды внимания по трём основаниям (чувственные, умственные, переживание усилия) и выделял шесть видов внимания:
1) Непроизвольное, непосредственное, чувственное
2) Непроизвольное, опосредованное, чувственное
3) Непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное
4) Непроизвольное, опосредованное, интеллектуальное
5) Произвольное, опосредованное, чувственное
6) Произвольное, опосредованное, интеллектуальное
Э.Б. Титченер описывал внимание по стадиям развития:
— первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями;
— вторичное внимание — произвольное, активное, в процессе которого «центр сознания удерживается известным восприятием или представлением, удерживается, несмотря на противодействие других переживаний»;
— производное первичное внимание, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами.
Н.Н. Ланге рассматривает внимание как процесс усиления или изменения восприятия, критикуя определение внимания как концентрацию сознания и дает свое определение: внимание это целесообразная реакция организма. При этом и формы внимания определяются характеристиками, свойственными реакциям организма вообще:
— рефлективное — механическое, не имеющее никакой эмоциональной окраски, приспособляющееся;
— инстинктивное — приспособление к наилучшему восприятию, которое вызываются инстинктивными эмоциями любопытства и удивления;
— волевое внимание — при котором цель процесса уже заранее известна субъекту.
Л.С. Выготский рассматривал внимание как способ регулирования своих действий и поведения. Он выделял две линии — натурального и культурного развития. Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития — с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности «овладения» самими процессами внимания. Идеи Выготского нашли своё продолж……..
18. Осипова, А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 — 9 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 104 с.
19. Рутман, Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе/ Вопр. психологии. 1990. № 4. — с.161-167.
20. Специальная психология/ под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2006.
21. Страхов, В.М. Психология внимания. Саратов, 1992.
22. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996. -с.115-123.
23. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. — М.: Сфера, 1997. — 122с.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ...
... дошкольники 4-7 лет. Предмет исследования – изучение механизмов произвольной и непроизвольной памяти. Гипотеза исследования: развитие непроизвольной и произвольной памяти у детей дошкольного возраста будет эффективным при условии организации ... в психологии А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, А. Л. Венгер, теория Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и концепция развития памяти ...
24. Эльконин, Д. Б. Детская психология. — М., 1960.