Изучение особенностей личности с помощью 16–ти факторного личностного опросника Кеттелла

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО МГУДТ

Институт Социальной Инженерии

Кафедра «Психологии»

Курсовая работа

По дисциплине «Психодиагностика»

на тему:

«Изучение особенностей личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла»

Выполнил: студент 3-го курса

очной формы обучения группа ПД-091

Лопухина О.Г.

Проверила: Коваленок Т.П.

Москва 2012

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения личности
  • 1.1 Изучение личности в зарубежной психологии
  • 1.2 Изучение особенностей личности в отечественной психологии
  • 1.3 Психологическая сущность коммуникативной компетентности
  • Глава II. Организация эмпирического исследования
  • 2.1 Цель, задача, гипотеза, исследования
  • 2.2 Методика исследования
  • 2.2.2 Описание выборки
  • 2.2.3 Описание процедуры
  • 2.3 Результаты исследования
  • 2.4 Интерпретация полученных данных
  • Заключение
  • Литература

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Становление личности на разных этапах сопровождается выходом на первый план различных характеристик внутреннего мира человека, так молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет не отличаются сильным влечением к учебе, а наоборот выбирают вместо подготовки к экзаменам времяпрепровождение в кругу друзей, но значит ли это что у молодежи нет стремления к интеллектуальной сфере? Ответ кроется в характеристике данного возрастного периода. Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако на первый план выходят эмоции, которые овладевают над разумом юноши. Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, ... и одним из путей ее изучения. Поэтому для изучения психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность ... изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ...

Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится в развитии коммуникативных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности.

Целью исследования является изучение характера коммуникативной компетентности личности.

Объектом исследования являются студенты в возрасте от 19 до 25 лет.

Предметом исследования являются психологические аспекты коммуникативной компетентностью личности.

личностный опросник коммуникативная компетентность

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о выраженности коммуникативной компетентности у студентов 2-5 курсов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия «эмоционально-волевой блок», «интеллектуальный блок» и «коммуникативной компетентности» и к проблеме их исследования.

2. Определить уровень развития коммуникативной компетентности личности у студентов 2-5 курсов и выявить преобладание данного блока над эмоциональным и интеллектуальными факторами личности.

Методы исследования: метод опроса, анализ документов.

Глава I. Теоретические основы изучения личности

1.1 Изучение личности в зарубежной психологии Изучением личности в зарубежной психологии многие ученные и психологи, такие как: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Абрахамом Маслоу. Одним из исследователей конца 19 начала 20 века был Зигмунд Фрейд. Психодинамическое направление в теории личности. Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов — это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа — лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы: Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать; б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме — в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. Еще одним исследователем в данной области был Карл Густав Юнг. Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности — коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов — архетипов. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы — персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

8 стр., 3793 слов

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

... в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической ... из русских или метисов (наполовину русских) учащихся. Основываясь на том, что личность проявляет в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири ...

Так же изучением данной проблемы занимался австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер. Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: человек является единым, самосогласующимися и целостным; человеческая жизнь — это динамическое стремление к превосходству; индивидуум — есть творческая и самоопределяющаяся сущность; социальная принадлежность индивидуума. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие «фикционный финализм» — идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни: 1. управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром); 2. берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности); 3. избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач); 4. социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок. Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса. В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность — личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия. Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь).

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента ...

Также среди характеристик полноценно функционирующего человека — креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.

1.2 Изучение особенностей личности в отечественной психологии Среди отечественных ученых и психологов изучением данной проблемы занимались В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубенштейн. Одним из советских психологов 20 века, изучавших данную проблему, был В.Н. Мясищев. Предметом концепции личности, разработанной В.Н. Мясищевым выступают отношения личности. У истоков теории В.Н. Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней. Также в данной области работал советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов Б.Г. Ананьев. Предметом данной концепции выступает индивидуальность, включающая индивид, личность и субъект. Определение личности: «Личность — составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности. Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

6 стр., 2662 слов

психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности ...

... свойств личности, обусловливающих развитие коммуникативной компетентности. Эмпирическая база исследования: ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань». При исследовании мы использовали выборку малого объема (25 человек): группа ...

Еще одним из исследователей в данной области был С.Л. Рубенштейн. Предметом данной концепции выступает личность как субъект жизни. Определение личности: «Личность — это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей — возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни». Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия как активный, преобразующий бытие субъект. В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности — потребности, способности, направленность. Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению. Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Человек осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание других людей. Самосознание — не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни. Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека. Жизнь — особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает клубок из всех нитей — возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. На жизненном пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личность может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление. Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время под личностью в психологии понимают совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

1.3 Психологическая сущность коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации. Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность — это». ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на: знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды». По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека”. Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. В результате изучения коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности. Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны. Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, — и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление. Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию. Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности. По его мнению коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности — особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. В состав коммуникативной компетентности включаются три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные. Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит по мере развития характера и направленности умственной и общей активности. Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении. Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность, являясь одной из сторон психологической компетентности, входит компонентом в психологическую культуру. Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным психологическим образованием, включающим в себя следующие компоненты (составляющие): 1. Мотивационно-личностный. 2. Когнитивный. 3. Поведенческий. Содержанием мотивационно — личностного компонента являются: мотивы общения, эмпатия, коммуникабельность, адаптивность, самооценка и др. Когнитивный компонент включает когнитивно-коммуникативные умения, понимаемые как система коммуникативных действий, основанных на знаниях об общении и позволяющих свободно ориентироваться и действовать в когнитивном пространстве. Можно выделить умения, связанные с восприятием, анализом информации, с моделированием и передачей информации, с коррекцией общения в связи с изменяющейся ситуацией. Поведенческий компонент составляют умения и навыки общения, в том числе, и профессионального общения; стили и способы общения. Однако, коммуникативная компетентность не определяется только знаниями, умениями, навыками и способностями. Коммуникативная компетентность личности возможна в случае развитой способности к пониманию того, что происходит в процессе взаимодействия, при этом необходимо, чтобы познание строилось как субъект-субъектное. Решающей в коммуникативной компетентности будет система сложившихся отношений человека к процессу общения, т.е. его коммуникативная позиция, проявляемая в соответствующем поведении и поступках. В ситуации общения позиция означает стремление и умение опираться на психологический анализ поведения, включающий анализ мотивов, мыслей, чувств и других психологических характеристик участников ситуации. Компетентное общение предполагает субъект-субъектную позицию, тогда ценностью для каждого участника коммуникации оказывается возможность понимания и осуществления совместного действия, причем, возможность понимания обеспечивает социальный интеллект. Таким образом, общепсихологический анализ проблемы коммуникативной компетентности позволяет признать компетентным такое общение, в рамках которого используется компетентная позиция (позиция «на равных»).

Итак, «коммуникативная компетентность» — это система внутренних средств регуляции коммуникативных действий, в которых выделяется ориентировочная и исполнительная составляющие, обеспечивающих эффективное коммуникативное взаимодействие. Коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативном поведении, которое предполагает применение интеллектуальных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия (общения), то есть, коммуникативная компетентность связана с результатом деятельности. Следовательно, высокий уровень коммуникативной компетентности вряд ли достижим при низком уровне социального интеллекта или вообще без социального интеллекта. Учитывая то, что социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, а социальная компетентность — как продукт этого познания, полагаем, можно повысить социальную компетентность, а, следовательно, и коммуникативную (так как она входит в понятие социальной компетентности) через научение, расширение знаний и опыта, тренинги, вследствие чего, социальный интеллект можно развивать через формирование личностных и коммуникативных свойств и саморегуляцию.

Глава II. Организация эмпирического исследования

2.1 Цель, задача, гипотеза, исследования Цель: Целью данного исследования стало выявление преобладания коммуникационных способностей у студентов 2-5 курсов. Гипотеза: Была выдвинута гипотеза, что коммуникативная компетентность человека в данном возрасте преобладает над эмоциональными и интеллектуальными особенностями личности. Задачи: Задачами эмпирической части исследования являлись: 1. Диагностика эмоционально-волевого блока; 2. Диагностика коммуникативной компетентности; 3. Диагностика интеллектуального блока; Эмпирическое исследование проводилось на студентах разных вузов и специальностей, в нем приняли участие учащиеся в возрасте от 19 до 25 лет. Общий объём выборки составил 20 человек, из них 7 юношей и 13 девушек.

2.2 Методика исследования В процессе исследования использовалась методика 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно. 16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела. Это одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является «теория личностных черт», согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств. В 1936 году Гордон Олпорт и Х.С. Одберт выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа. Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты. В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов. Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т.п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Выбранный для исследования опросник состоит из 187 вопросов, на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).

Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q 1 — восприимчивость к новому радикализму. Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q 3 — наличие внутренних напряжений; Q 4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности. Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — социальная смелость; F — сдержанность — экспрессивность; N — социальная проницательность (социальная наивность).

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии — интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других.

2.2.2 Описание выборки В исследовании приняло участие 20 человек в возрасте 19-25 лет. Из них 8 молодых людей и 12 девушек.

2.2.3 Описание процедуры Исследование проводилось в онлайн режим. Испытуемым была отправлена инструкция (Иструкция к тесту вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора.), после прочтения которой был выслан тестовый материал.

Время препровождения примерно 40-45 минут.

2.3 Результаты исследования Для определения параметров коммуникативной, эмоциональной и интеллектуальной компетентности был использован 16-факторный опросник Р. Кэттелла, исследовались результаты трем основным блокам: 1) Коммуникативный блок: A — открытость, замкнутость F — отношение к людям H — смелость N — динамичность 2) Эмоционально — волевой блок: C — эмоциональная устойчивость O — степень тревожности Q3 — наличие внутренних напряжений Q4 — уровень развития самоконтроля G — степень социальной нормированности и организованности. 3) Интеллектуальны блок B — общий уровень интеллекта M — уровень развития воображения Q1 — восприимчивость к новому Кроме этого был определен средний арифметический балл по этим шкалам.

личностный опросник коммуникативная компетентность

Таблица 1 — Результаты исследования по эмоционально — волевому блоку:

Инициалы

Шкалы

C

O

Q3

Q4

G

Ср.

Ин-лы

C

O

Q3

Q4

G

Ср.

1

К. Е

8

4

5

7

7

6.2

К. М

6

6

5

6

7

6

2

Ж. А

7

5

4

7

2

5

М. Л

8

5

10

8

7

7.6

3

З. А

7

4

7

6

4

5.6

З. Л

8

7

7

8

2

6.4

4

А. Ю

6

6

4

7

3

5.2

М. Л

8

4

5

4

7

5.6

5

Б. Ю

7

8

7

10

0

6.4

М. М

6

4

3

0

10

4.6

6

З. Д

7

6

3

9

5

6

Л. С

6

2

5

7

4

4.8

7

А. Д

6

7

4

7

4

5.6

Л. С

6

6

5

7

2

5.2

8

М. И

5

2

1

7

7

4.4

Ш. П

9

4

7

9

5

6.8

9

Д. И

6

6

2

9

5

5.6

Б. А

8

4

4

5

4

5

10

Л. К

5

2

7

5

5

4.8

Л. О

7

7

2

6

5

5.4

Сумма

5.61

Таблица 2 — Результаты исследования по коммуникативному блоку:

Инициалы

Шкалы

A

H

F

N

Ср.

Ин-лы

A

H

F

N

Ср.

1

К. Е

9

5

8

8

7.5

К. М

9

9

8

3

7.25

2

Ж. А

6

4

7

7

6

М. Л

8

8

7

7

7.5

3

З. А

10

10

10

8

9.5

З. Л

6

8

5

5

6

4

А. Ю

9

7

7

5

7

М. Л

9

9

7

5

7.5

5

Б. Ю

5

4

4

9

5.5

М. М

9

5

7

7

7

6

З. Д

7

9

8

4

7

Л. С

6

5

8

7

6.5

7

А. Д

9

4

10

7

7.5

Л. С

9

9

7

3

7

8

М. И

5

6

5

6

5.5

Ш. П

4

9

6

7

6.5

9

Д. И

6

9

7

7

7.25

Б. А

8

8

7

5

7

10

Л. К

10

7

5

6

7

Л. О

4

6

7

3

5

Сумма

7.23

Таблица 3 — Результаты по интеллектуальному блоку:

Инициалы

Шкалы

B

M

Q1

Сред.

Ин-лы

B

M

Q1

Сред.

1

К. Е

7

3

2

4

К. М

10

8

3

7

2

Ж. А

10

6

8

8

М. Л

8

7

8

7.6

3

З. А

7

7

9

7.6

З. Л

7

7

4

6

4

А. Ю

10

8

8

8.6

М. Л

5

6

3

4.6

5

Б. Ю

9

5

3

5.6

М. М

2

8

7

5.6

6

З. Д

10

6

10

8.6

Л. С

7

4

7

6

7

А. Д

8

8

6

7.3

Л. С

4

6

7

5.6

8

М. И

6

4

9

6.3

Ш. П

8

2

6

5.3

9

Д. И

6

5

6

5.6

Б. А

5

3

8

5.3

10

Л. К

8

3

5

5.3

Л. О

6

9

8

7.3

Сумма

6.36

2.4 Интерпретация полученных данных В результате проведенного анализа было установлено, что средняя арифметическая по показателю коммуникативная компетентность больше чем по шкалам эмоционального и интеллектуального блоков. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых в данном возрасте менее выражены черты эмоционального и интеллектуального блоков, на ряду с коммуникативным блоком. Вывод: Анализ полученных данных в ходе исследования показали: При обследовании 20 испытуемых было выявлено, что у молодых людей в возрасте от 19 до 25 более выражены коммуникативные потребности. Изучение личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что у студентов выражены факторы, входящие в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность. Таким образом, гипотеза о том, что у людей в период ранней взрослости наиболее выражены черты коммуникативной компетенции, по сравнению с интеллектуальным и эмоционально — волевым блоком подтверждена.

Заключение В исследовании решались задачи диагностики коммуникативной компетенции испытуемых. Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие вывод, что коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативном поведении, которое предполагает применение интеллектуальных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия (общения), то есть, коммуникативная компетентность связана с результатом деятельности. Следовательно, высокий уровень коммуникативной компетентности, который, был выявлен в ходе исследования показывает, стремление современной молодежи к научению, расширению знаний и опыта, тренингам вследствие чего можно развивать личностные и коммуникативные свойства и саморегуляцию.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человека как предмет познания. — Л., 1968. — 336 с.

2. Бодалев А.А. Психология общения. — М.; Воронеж, 1996. — 188 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Питер., 1999. — 289 с.

4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. — Автореф. дис. док. психол. наук. — Л., 1991. — 36 с.

5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с.

6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб.: Речь, 2001.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»)

8. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — Минск: Хорвест, 1997. — 800 с.

9. http://psycorr.com/

Размещено на