Сокращенный опросник

8-ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЭТТЕЛА — ФЛО (8 PF)

КЕТТЕЛ Р.Б.(ИЛЛИНОЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 1970

Авторский вариант опросника состоит из 187 вопросов и имеет 4 формы — A,B,C и D.В СССР распространены несколько безымянных (нет авторов адаптации к нашей популяции) вариантов формы A, по крайней мере, по два варианта форм B и C, и нет ни одного варианта формы D

Психологами В. РУСАЛОВЫМ и О. ГУСЕВОЙ (Институт психологии АН СССР) с помощью латентно-структурного анализа было установлено, что только 8 шкал (A,B,F,G,I,N,Q1 и Q3) из 16 являются гомогенными. Содержательный анализ показал, что они отражают преимущественно формально-динамические (темпераментальные, интеллектуальные) и устойчивые общекультурные особенности личности. На основе выделенных гомогенных шкал авторами предложен сокращенный вариант опросника КЭТТЕЛА (8PF, 70 вопросов) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности. Проведенное исследование показывает, что опросник КЭТТЕЛА может быть использован лишь в усечённом варианте, для оценки 8 первичных черт личности:

  • шкала A (7 вопросов:-151,-51, 126, 176,-27,-26, 52);
  • шкала B (12вопросов:127, 152, 77, 177, 53, 153, 178, 54, 102, 28, 78, 128);
  • шкала F (10 вопросов: -82, -158, 133, 182, 183, -157, 132, 58, 33, -108);
  • шкала G (8вопросов:160, 185, 184, -59, 109, -84, 134, -9);
  • шкала I (8 вопросов: 37, -137, -11, 112, 138, 163, -87, -162);
  • шкала N (7 вопросов:-92,-67,142,117,-66,-16,167);
  • шкала Q1 (7 вопросов: 169, -45, 70, -95, 46, -170, 145);
  • шкала Q3 (8 вопросов:-172, -24, 173, -123, -147, 48, 98, 73,).

Знак «-» перед вопросом означает, что высокому значению шкалы соответствует вариант ответа «с».

В сокращенном варианте опросника можно использовать 70 вопросов: 67 «рабочих» и 3 «служебных»(1,2 и 187).

Текст сокращенного варианта опросника Кэттела (8pf):

(В скобках указаны номера вопросов в исходном варианте.)

  1. (1).

    Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал.

  1. да;
  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (2).

    Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (9).

    7 стр., 3327 слов

    Вопрос № 7 Сознание как высшая форма психического отражения. ...

    ... ощущений Удовольствие – неудовольствие Напряженность – разрядка Возбуждение - успокоение Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания. Сознание и его характеристики. ... психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности, при ...

    Если бы я увидел дерущихся детей, то я:

  1. не вмешивался бы;

  2. не уверен;
  3. прекратил бы драку.
  1. (11).

    По-моему, интереснее быть:

  1. инженером-строителем;

  2. не уверен;
  3. драматургом.
  1. (16).Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (24).

    При разговоре я предпочитаю:

  1. высказывать мысли, как они приходят в голову;

  2. нечто среднее;
  3. сначала сформулировать получше свои мысли.
  1. (26).

    При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать:

  1. плотником или поваром;

  2. не уверен;
  3. официантом в хорошем ресторане.
  1. (27).

    На общественные должности меня выбирали

довольно редко;

иногда;

много раз.

  1. (28).

    «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к:

острый;

резать;

указывать.

  1. (33).

    Большинство знакомых считают меня интересным собеседником.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (37).

    В школе я предпочитал (или предпочитаю)

  1. уроки, связанные с искусством;

  2. не уверен;
  3. уроки труда.
  1. (45).

    В наше время требуется

  1. больше дисциплинированных добросовестных людей;

  2. не уверен;
  3. больше увлеченных романтиков и энтузиастов.
  1. (46).

    При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят в чем-то убедить.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (48).

    Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах.

  1. да;

  2. нечто среднее;
  3. нет.
  1. (51).

    Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:

  1. лесником;

  2. не уверен;
  3. учителем средней школы.
  1. (52).

    На праздники и дни рождения я:

  1. люблю делать подарки;

  2. не уверен;
  3. считаю, что делать подарки — довольно неприятная вещь.
  1. (53).

    «Усталый» относится к «работа», как» гордый» относится к:

  1. улыбка;

  2. успех;
  3. счастливый.
  1. (54).

    Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:

  1. свеча;

    11 стр., 5414 слов

    Игра как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

    ... детских садов. Таким образом, объектом исследования является: умственное развитие детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние игровой деятельности на умственное развитие ... умственном развитии детей. Выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Апробировать программу развивающих игр. Избраны следующие методы исследования: ...

  2. луна;
  3. электрический свет.
  1. (58).Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:
  1. чаще, чем один раз в неделю (т.е. чаще, чем большинство);

  2. примерно раз в неделю (т.е. как большинство);
  3. реже, чем раз в неделю (т.е. реже, чем большинство).
  1. (59).Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (66).Мне бы понравилось быть ветеринаром, лечить и оперировать животных.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (67).Я ем с таким удовольствием, что бываю при этом не так аккуратен и опрятен, как другие люди.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (70).В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я:
  1. оставался при своем мнении;

  2. нечто среднее;
  3. соглашался с их авторитетом.
  1. (73).В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (77).»Удивление» относиться к «странный», как «страх» относится к:
  1. смелый;

  2. тревожный;
  3. ужасный.
  1. (78).Какая из следующих дробей отличается от двух других:
  1. 3/7;

  2. 3/9;
  3. 3/11.
  1. (82).У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (84).Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (87).Я предпочитаю читать:
  1. реалистические описания военных или политических сражений;

  2. нечто среднее;
  3. романы, где много чувств и воображения.
  1. (92).В ситуациях, которыми могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (95).Я предпочел бы иметь работу:
  1. с постоянным окладом;

  2. нечто среднее;
  3. с большим окладом, который зависел бы от моей способности показать людям, чего я стою.
  1. (98).При выполнении задания я удовлетворюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (102).Размер так относится к «длина», как «нечестный» относится к:
  1. тюрьма;

    5 стр., 2373 слов

    Ретроспекция. Использование метода скользящего среднего

    ... функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), создает чувство единения времен, сужает хронологическое время, объясняет заключительные ...

  2. нарушение;
  3. кража.
  1. (108).Быть осторожным и не ждать многого лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (109).Думая о трудностях в своей работе, я:
  1. стараюсь планировать заранее, прежде чем встретить трудность;

  2. нечто среднее;
  3. считаю, что справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.
  1. (112).Интереснее быть:
  1. консультантом, помогающим молодым людям выбирать работу;

  2. не уверен;
  3. руководителем технического предприятия.
  1. (117).У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на собрании.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (123).У меня бывают периоды, когда мне становится немного жаль себя.
  1. часто;

  2. иногда;
  3. никогда.
  1. (126).Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть:
  1. адвокатом;

  2. не уверен;
  3. пилотом или штурманом.
  1. (127).»Лучше» так относиться к «наихудший», как «медленнее» к:
  1. быстрее;

  2. лучшее;
  3. быстрейший.
  1. (128).

    Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд роооорроооррр…

  1. оррр;

  2. оорр;
  3. рооо.
  1. (132).

    Много свободного времени я провожу в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (133).

    Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради».

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (134).

    Вид неубранной комнаты очень раздражает меня.

  1. да;

  2. иногда;
  3. нет.
  1. (137).

    Я люблю музыку:

  1. легкую, живую;

  2. нечто среднее;
  3. сентиментальную, задушевную.
  1. (138).

    Красота поэмы восхищает меня больше, чем красота хорошо сделанного оружия:

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (142).Во время туристических поездок я скорее предпочел бы быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут:
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (145).Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:
  1. чтобы кто-нибудь «победил»;

  2. не уверен;
  3. чтобы спор разрешился мирно.
  1. (147).Иногда чувство зависти влияет на мои действия.
  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (151).Интереснее быть:
  1. художником;

    15 стр., 7432 слов

    Ответы на вопросы по литре

    ... семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. С самого начала в «Анне Карениной» мы ... «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват») и уверенный в себе петербургский аристократ, гвардеец и богач граф Алексей ... признает: «Нельзя скрывать, что в Достоевском действительно есть нечто непросветленное и неумиренное, а есть и такое, от чего ...

  2. не уверен;
  3. общественным деятелем.
  1. (152).

    Какое из следующих слов не относится к двум другим.

  1. нисколько;

  2. несколько;
  3. много.
  1. (153).

    «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:

  1. шип;

  2. красные лепестки;
  3. аромат.
  1. (157).

    Мне больше нравится спокойная и приличная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза.

  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. (158).

    Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в ожидании компании.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (160).

    В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (162).

    Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения.

  1. правильно;

  2. нечто среднее;
  3. неправильно.
  1. (163).

    В школе я предпочитал (предпочитаю):

  1. русский язык и литературу;

  2. не уверен;
  3. математику.
  1. (167).

    В воспитании важнее

  1. относиться к ребенку с достаточной любовью;

  2. нечто среднее;
  3. выработать нужные привычки и отношение к жизни.
  1. (169).

    Я считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки или ненужные традиции.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.
  1. (170).

    Думаю, что в современном мире важнее разрешить:

  1. вопросы нравственности;

  2. не уверен;
  3. вопросы практического использования научных открытий.
  1. (172).Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы действовать в соответствии с принятыми правилами.
  1. правильно;

  2. не уверен;
  3. неправильно.
  1. 62(173).

    Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что я прав.

  1. всегда;

  2. обычно;
  3. только если это целесообразно.
  1. 63(176).

    Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы:

  1. согласился;

  2. не уверен;
  3. вежливо сказал бы, что очень занят.
  1. 64(177).

    Какое из следующих слов не относится к двум другим:

  1. широкий;

  2. зигзагообразный;
  3. прямой.
  1. 65(178).

    «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» относится к:

  1. нигде;

    27 стр., 13309 слов

    Вопросы по дисциплине «Возрастная психология»

    ... возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам. Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, ... ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). ...

  2. далеко;
  3. где-то.
  1. 66(182).Меня считают человеком, полным энтузиазма.
  1. да;

  2. нечто среднее;
  3. нет.
  1. 67(183).Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью.
  1. да;

  2. нечто среднее;
  3. нет.
  1. 68(184).Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно.

правильно;

нечто среднее;

неправильно.

  1. 69(185).Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков и умений.
  1. да;

  2. нечто среднее;
  3. нет.
  1. 70(187).

    Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов и на все ответил как следует.

  1. да;

  2. не уверен;
  3. нет.

Остальные 8 шкал (C, E, H, L, M, O, Q2, Q4) не удовлетворяют требованиям гомогенности, поскольку содержат от четырех до семи вопросов, которые принадлежат другим шкалам. В качестве примера негомогенности шкалы рассмотрим шкалу С («слабость Я» –сила «Я»).

В этой шкале 13 ключевых вопросов, из которых 6 вопросов (5, 30, 154, 105, 55, 29) имеют очень слабую связь с данной шкалой, а 6 других вопросов (11, 143, 123, 77, 124 и 173) принадлежат другим шкалам. Например, вопрос 11, согласно КЭТЕЛЛУ, нацелен на выявление шкалы 1. Однако этот вопрос значимо коррелирует и со шкалой С.

Таким образом, шкала С не является однородной; в нее кроме признаков I входят еще и признаки О, Q2, Q3, Q4. Отметим, что данная комбинация факторов несколько напоминает сочетание факторов для вычисления фактора второго разряда (тревожность L, O, Q1, C, H, Q3).

Это сходство по структуре факторов менее значительно, чем различие. Содержательный анализ факторов C, E, H, L, M, O, Q2, Q4 показывает, что эти факторы не образуют устойчивых конструктов т.е. реальных латентных переменных, в русской популяции. Вопросы, входящие в эти шкалы, должны быть существенно изменены по смыслу с тем, чтобы они смогли соответствовать искомым теоретическим шкалам, или же необходимо отказаться от использования эти вопросов вообще в качестве диагностического средства.

Построение обобщенного опросника, выполненное М.В. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским по данным обследования американской популяции с помощью опросников ММРI и Кеттела, представляется нам интересной попыткой создания универсальной психодиагностической процедуры для измерения личностных свойств. Но очевидно, что для широкого использования данного опросника необходимы дополнительные исследования применимости шкал для русской популяции. Предлагаемый сокращенный вариант опросника Кеттела может быть использован пока только в научных исследованиях. Для более широкого его применения в дальнейшем необходима специальная адекватная стандартизация, учитывающая возраст, пол, образование и специальный статус испытуемых.

4 стр., 1558 слов

Опросник выявления эмоционального выгорания

... ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением. Утверждение Никогда ... как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к СЭВу.  Это: гиперответственный тип, ...

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДИТСЯ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ:

1.А Сизотимия-аффектотимия (циклотимия), (обособленность, отчужденность-сердечность, доброта).

2.В Интеллектуальное развитие.

5.F Озабоченность-беспечность.

6.G Моральный контроль поведения (недобросовестность — высокая совестливость).

8.J Эмоциональная зрелость (суровость, жестокость-мягкосердечность, нежность).

11.N Спонтанность (наивность, откровенность-хитрость, проницательность).

13.Q1 Консерватизм-радикализм (ригидность-гибкость).

15.Q3 Самоконтроль (низкий контроль поведения — высокий контроль поведения).

Испытуемому предъявляется тестовый буклет с инструкцией и списком вопросов, а также ответный лист.

(ВНИМАНИЕ!!! Ключ к тесту 8PF находится в материале к тесту 16PF, т.к. является его сокращенной формой, пригодной для исследования популяции страны.)