Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности старших школьников………………………………………..5
1.1. Понятие «мотивация» в психологии………………..……………5
1.2. Мотивация учебной деятельности старших школьников…….13
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации старших школьников…………………………………………………………………22
2.1 Организация исследования………………………………………22
2.2 Анализ мотивации старших школьников……………………..25
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………29
Приложение 1…………………………………………………………….31
Приложение 2…………………………………………………………….40
Введение
Актуальность исследования. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Проблема формирования учебной мотивации старшеклассников в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество публикаций и среди них — монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу.
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников
... проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников .1 Понятие учебной мотивации Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация ... Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- ...
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Изучение мотивов учебной деятельности старших школьников было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников.
Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Объект исследования: учащиеся 11-х классов (16-17 лет) общий объём выборки 20 человек.
Предмет исследования – мотивация учения старших школьников.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации старших школьников высокий.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о мотивации учения
3. Подобрать и апробировать диагностические процедуры, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников
Методы исследования:
• анализ литературы по проблеме исследования;
• констатирующий эксперимент;
• психодиагностический метод;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ученики 11-А и 11-Б классов гимназии № 14 г.Йошкар-Ола – 20 человек.
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учебной деятельности старших школьников
1.1. Понятие «мотивация» в психологии
Мотивация-это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» — от лат. Moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание [9, c.94].
Мотивация (в широком смысле) — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков [11, c.126].
Изучение мотивации учения школьника
Перечень занятий: 1- Слушать, когда учитель приводит интересные примеры. 2– Выводить правила на уроках математики. 3- Выполнять упражнения по русскому языку. 4- Узнавать, откуда произошли числа. 5- Самому составлять упражнения по русскому языку. 6- Решать задачи по математике. 7- Узнавать, почему предмет называется определенным словом. 8- Самому составлять задачи. 9- Узнавать правила написания ...
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [23, с.112]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения, интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности и динамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [16, с. 122].
Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, — говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Психологическое явление трудовой деятельности человека
... психофизиология - наука о физиологических основах психической деятельности человека. Она изучает поведение и внутренний мир индивидуума в процессе деятельности через призму системных изменений, в частности - ... прогресса Труд как целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных благ для удовлетворения человеческих потребностей, в процессе которой люди и их группы ...
Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [18, с. 225]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [17, с. 47]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [15, с.94].
Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [11, с.67].
Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [24, с.68].
Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных…
**************************************************************