Интеллектуальная пассивность младших школьников

Содержание

Введение -1-

Глава 1

Психология интеллектуальной пассивности школьников -3-

1.1 Понятие и виды интеллектуальной пассивности. -7-

1.2 Характеристика учебной деятельности интеллектуально пассивных детей -10-

1.3 Развитие познавательной и интеллектуальной активности -12-

Глава 2

Коррекционные и развивающие упражнения на развитие интеллекта -14-

Заключение -26-

Список используемой литературы. -27-

Введение.

Актуальность проблемы

Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в массовой школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в пограничной области между нормой и патологией. Они составляют тот «резерв», из которого рекрутируются отстающие, неуспевающие, школьно дезадаптированные учащиеся. Особую группу таких детей составляют интеллектуально пассивные школьники. По некоторым проявлениям они сходны с учащимися, имеющими отклонения в умственном развитии. Они не проявляют любознательности, не активны и не самостоятельны, требуют дополнительного объяснения учебного материала и персонального внимания. Вместе с тем, эти ученики не имеют дефектологических отклонений, хотя некоторые из них по состоянию здоровья, развитию физиологических и психологических функций находятся в пограничной зоне между нормой и патологией [7].

Об актуальности названной проблемы говорит оживленная дискуссия на страницах нашей методической печати. Поэтому правомерно выяснение причин данной проблемы и способы её решения.

Причины интеллектуальной пассивности различны и, видимо, в ряде случаев связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатками воспитания и обучения. Поэтому важно исследовать особенности интеллектуально пассивных учащихся.

25 стр., 12171 слов

12. Проблема детерминант психического развития ребенка

... общества. В связи с этим и возникла давно поставленная человеческой мыслью проблема роли биологического, природного и социального, общественного в становлении индивида как ... ровесники и средства массовой информации агентами стихийного влияния. Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он ...

Актуальность проблемы позволила выделить в качестве объекта процесс учебной деятельности младших школьников.

В качестве методов исследования применялись: обобщение методической литературы, тестирование и проведение коррекционных и развивающих упражнений.

В ходе работы необходимо было решить следующие задачи:

? Выявить наличие интеллектуальной пассивности у некоторых учащихся;

? Подобрать определённые коррекционные и развивающие упражнения для устранения интеллектуальной пассивности.

Предметом исследования явилась интеллектуальные способности к овладению школьной программой.

Цель исследования состояла в выявлении причин интеллектуальной пассивности школьников и составлении коррекционной работы для данных учащихся.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что существуют разные причины интеллектуальной пассивности детей, которые связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатками воспитания и обучения. Поэтому раннее диагностирование таких детей, специально организованная работа с ними с целью профилактики интеллектуальной пассивности может предупредить возможные трудности в учении, развитие у них познавательных интересов и мотивации.

Глава 1.

Психология интеллектуальной пассивности школьников.

Психологами давно уже изучены причины и механизмы возникновения так называемой интеллектуальной пассивности. Это один из наиболее частых случаев, приводящих к нежеланию учиться. Возникает она обычно как реакция на сильно запущенный материал. Ученик перестает понимать, что происходит на уроке, о чем спрашивает учитель, что отвечают товарищи по классу. У него опускаются руки, и он не желает больше ни пытаться хоть частично понять происходящее в классе, ни думать, ни вообще умственно работать. Нежелание умственно напрягаться перерастает в привычку. Развивается интеллектуальная пассивность. И как ее оборотная сторона — нежелание учиться.

Отчего же может возникнуть такая запущенность материала? Иногда это происходит в результате пропусков школьных занятий — ученик много болел, или, например, семья меняла местожительство, переезжала в другой город. Иногда она может возникнуть как следствие педагогических ошибок.

Другое дело, когда интеллектуальная пассивность вдруг обнаруживается у ученика не болевшего, не переезжавшего жить в другой город, не прогуливавшего — словом, не пропускавшего занятий в школе. Что может быть причиной ее в этом случае? Почти наверняка — несерьезное отношение родителей к такому важному делу, как помощь школьнику в учебе. Выше уже говорилось о том, что в первую очередь эта помощь должна состоять в том, чтобы научить его правильным приемам работы. Как писать буквы по образцу, как выучивать стихотворение, как считать в уме — в любом из этих действий ребенок может допустить ряд грубых промахов. И если вовремя не вмешаться и не исправить эти промахи, соответствующее действие окажется или вообще не сформированным, или сформированным с каким-то большим дефектом. Представим себе, что в классе начали проходить устный счет. На первых порах он с большим трудом дается ребятишкам. Гораздо легче получить требуемый результат на счетных палочках, счетах, на палочках, рисуемых на промокашке, наконец, на собственных пальцах. Соблазн этот очень велик. Но что получается со школьником, если он такому вот соблазну поддается? Пока весь класс медленно, с большими усилиями овладевает правильными приемами работы, такой школьник фактически стоит на месте и никуда не продвигается. Но внешне он на коне! Найти ответ на каждый из предложенных примеров ему удается быстрее, чем товарищам по классу. Он вовремя поднимает руку, опережая других, получает хорошие отметки и одобрение учителя и вообще не понимает, почему нужно работать как потруднее, а не как полегче. Но проходит время, у тех, кто работал правильно, действие в уме начинает сворачиваться, навык счета автоматизируется, скорость решения примеров возрастает, и класс начинает опережать нашего любителя получать результат с наименьшей затратой усилий. Из передовиков он попадает в отстающие. И конечно, не понимает, что подводят его именно приемы работы, столь долго оправдывавшие себя. Одновременно начинает резко возрастать сложность решаемых примеров. Для ребят, овладевших приемами счета про себя, в уме, эти примеры хоть и бывают трудны, но принципиальных сложностей не вызывают. Решить же их путем предметного пересчета часто бывает принципиально невозможно— во всяком случае за время, отводимое для них на уроке. Школьник, не научившийся считать в уме, теперь не поспевает за классом, он не понимает, что было решено верно, а что — нет; только он успевает начать решать каждый пример, как класс переходит к следующему. Еще немного — и он перестает понимать, что происходит на уроке. А отсюда один шаг до интеллектуальной пассивности и нежелания учиться.

14 стр., 6742 слов

Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития

... нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка[6; с. 25]. Причины возникновения ЗПР: ... педагогов по оптимизации обучения детей с ЗПР Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы - «Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития». ...

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе………..

Заключение

Существуют данные о том, что в последнее время увеличивается количество интеллектуально пассивных детей. Поэтому необходимо раннее диагностирование таких детей, специально организованная работа с ними с целью профилактики интеллектуальной пассивности, предупреждения возможных трудностей в учении, развития у них познавательных интересов и мотивации. Это очень важно, так как интеллектуальная пассивность, вызванная причинами недефектологического происхождения, в основном обусловлена недостатками воспитания и поддаётся коррекции.

14 стр., 6798 слов

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся

... зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и ... педагогической науки. Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне ...

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы при разработке методик прогнозирования успешности овладения школьной программы, а также для разработки более эффективных методов и приёмов при построении начального этапа обучения.

Литература:

1. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М,1984.

2. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии.-1982.-№4.-С.5-17.

3. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

5. Славина Л.С. Трудные дети/Под редакцией В.Э.Чудновского. — М., Воронеж,1998.

6. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Сост. Ильина М.И., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. – СПб.: Дельта, 1999.

7. Орлова Л. В. Что такое интеллектуальная пассивность?// Начальная школа.-1996.-№7.-С.26-29.

8. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности школьника.//Вопросы психологии. – 1980.- №2.-С.83-92.