Изучение особенностей любви и дружбы старших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Проблема любви и дружбы относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения этих явлений в формировании личности в юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Поэтому изучение проблем любви и дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов современных для старшеклассников, поэтому изучение особенностей любви идружбы нынешней молодежи весьма актуально.

Предметом нашего исследования являются любовь и дружба как психолого-педагогические категории.

Объектом – являются учащиеся 9-11 классов. Анализ работы по проблемам любви и дружбы показывает, что эти явления изучаются многими авторами, как зарубежными, так и советскими.

Все исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) и др. психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеют для старших школьников любовь и дружба со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения с широким кругом друзей. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения среди друзей чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для юношей возрастает (Мудрик А.В.).

14 стр., 6868 слов

Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

... старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши ... выступает проявление особенностей юношеского возраста в любви и дружбе. Целью данной курсовой работы является изучение ... игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно ...

Таким образом, анализ работ по проблеме любви и дружбы показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к этой проблеме, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли любви и дружеских отношений в формировании личности.

Учитывая все вышесказанное, мы следующим образом определили цель дипломной работы – изучение особенностей любви и дружбы старших школьников.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда поэтапных задач:

– определение основных понятий дипломной работы на основе анализа педагогической и психологической литературы;

– изучение представления современных старших школьников о значимости любви и дружбы;

– определение системы личностных качеств «идеального друга», на которые ориентируется современный старшеклассник.

– сопоставление полученных в ходе исследования результатов с имеющимися данными и выявление роли социальных факторов в любви и дружбе современных юношей и девушек.

Гипотеза нашей дипломной работы заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик любви и дружбы современных юношей и девушек.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 9-11 классов города Краснодара. Общая выборка составила 114 человек; возрастной диапазон от 15 до 17 лет.

Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволит нам изучить на местной выборке особенности любви и дружбы современных старших школьников.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1 Дружба и любовь как психолого-педагогические категории

«Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений дружба обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, дружба индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии».

В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства дружба – отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутреннюю близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»).

Однако каноны дружбы и предъявляемые к ней требования не одинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям.

Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности детской и юношеской дружбы. Возрастная динамика детской дружбы обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой – изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиологическую основу дружбы, по-является у младенца с первых дней его жизни. Уже 1–1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними.

12 стр., 5751 слов

Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты

... дружбы между конкретными людьми и любовью к Богу. В начале Нового времени дружеские чувства противопоставляются отношениям, ... не менее, дружба остается одной из главных жизненных ценностей современной молодежи. У московских старшеклассников среди всех ... вызывает симпатию. Многозначность понятия дружбы отражает реальную многогранность и переливчатость межличностных взаимоотношений. С точки зрения ...

С возрастом в отношениях с другими детьми ребёнок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми. У 3–6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится всё более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелательного внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.

У дошкольников и школьников дружба является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведению вместе времени. В школьном возрасте поведенческие свойства дружбы начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс дружбы, который поддерживает, прежде всего, нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. д.

У старшеклассников ценности дружбы психологизируются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, которые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.

У старшеклассников стремление к интимной дружбе особенно велико. Это объясняется рядом причин:

– ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими;

– обострённым осознанием своей индивидуальности;

– переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников;

– растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, которые не замыкаются в рамках группового «мы».

«Поиск дружбы – самая насущная и страстная потребность старшеклассников. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше. Дружба становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта дружба напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличается крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми».

Нередко эти отношения имеют гомоэротическую окрашенность, часто неосознанную. Юношеский культ дружбы сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от средних классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности.

Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними – важнейший фактор эмоционального благополучия старшеклассников; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психологические последствия.

Возрастные особенности дружбы являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключительному общению. Однополые девичьи диады и триады более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в которых обычно присутствуют дух соперничества, иерархическая организация и т. д. Ценности дружбы у девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчёркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь».

18 стр., 8555 слов

Структурно-содержательные характеристики дружбы современных старшеклассников

... в реальных межличностных отношениях. Проблема дружбы относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения с другом в формировании личности в юношеском ... это обычно случается в ранней юности, когда от школьных диспутов о дружбе, товариществе и любви ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жизненных проблем. ...

«Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст; в старших классах девушки уже мечтают о дружбе с мальчиком, в которой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую дружбу и связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.

Хотя смешанная, разнополая дружба в принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психологическими свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психологические контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания. В условиях равноправия женщин, совместного обучения и т. д. половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в дружбе выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность – один из важнейших компонентов «Я».

Дружба оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определённые общие качества, ценностные ориентации и т. д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника – важнейший шаг к пониманию его внутреннего мира и особенностей поведения.

Способность к психологической интимности, подразумеваемая дружбой, тесно связана с уровнем развития личности, её самосознания и социального самоопределения. Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психологической интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности – общительность, импульсивность, застенчивость и др.– весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребёнка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную дружбу или на принадлежность к дружеской компании из нескольких человек.

«Психолого-педагогическое значение дружбы определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, её самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя от-ветственность за других. Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дружбы невозможно».

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят ... жестко определяющее взаимоотношения между эмоциями.      Противопоставление не всегда означает отношение взаимного  исключения — «либо-либо». Противоположности иногда связаны друг с другом, ...

Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребёнка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. д. Эти отношения и качества поддаются психолого-педагогической коррекции путём включения ребёнка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребёнка к определённым аспектам собственного поведения и т. п. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравственный смысл дружбы с точки зрения её обществ, направленности и общественно значимых ценностей, которые она утверждает.

Любовь – высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь – чувство, трудно поддающееся формальному определению. Как отношение между людьми любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы.

Любовь как интимное и глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни, истине и т. п.).

Однако сущность любви наиболее полно проявляется в отношениях между людьми; самая яркая её форма – индивидуальная половая любовь. Абсолютное приятие конкрет-ного человека ведёт к тому, что практикуемые правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость, становятся относительными, подчинёнными конкретной человеческой связи. Любовь – одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и поэтому может быть признана вершиной нравственного отношения к человеку. Но это такая вершина, с которой хорошо видна ограниченность всякой абстрактной морали.

«Любовь самозаконодательна, свободна. Отсюда проистекает её трагичность, порождённая конфликтом «абсолютности» господствующих нравственных требований и их относительности в рамках любви. Трагическое начало несёт в себе не только несчастная, неразделённая любовь, но и счастливая, взаимная любовь, с ещё большей силой выталкивающая любящих за рамки обыденного и общепринятого. Особая роль любви в нравственном очищении, приобщении к подлинным ценностям, воплощённым в идеях, боге или человеке, признавалась различными культурными традициями. На неё указывали Платон (приобщение к миру подлинных сущностей – идей – через прохождение стадий любви), Августин («познаём настолько, насколько любим»), немецкие романтики. Источник ценностной познавательной способности любви раскрывает Л. Фейербах: «…она возвышает предмет до сущности, и, таким образом, предмет лишь как сущность становится объектом любви». Гегель подчёркивает преобразующую роль любви: «она снимает всю односторонность, все исключения, все границы добродетелей…».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...

Познание любви в истории культуры осуществлялось не только как проникновение в её сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой любви. В христианстве любовь рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные способности человека. Не только в религии, но и в ряде социальных утопий (Фейербах, Ш. Фурье и др.) понятие любовь используется для обоснования возможности воплощения должного путём эмоционально-ценностной перестройки.

Важная линия осмысления любви в ХIХ века – противопоставление её прагматизму, подчёркивание её способности вырвать человека из системы узких социально-политических и личных интересов, из функционально-ролевых отношений. Любовь свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительна, не подчиняется никакому нормированию. Но в моральном принципе любовь, вменяемом человеку как его высший долг, находит представление о человеке как свободной личности, принимающей на себя всю полноту ответственности. В конечном итоге в любви проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всём его богатстве.

В отличие от философии и искусства, рассматривающих любовь синкретически, в целом психология и педагогика подходят к ней аналитически. Слово любовь обозначает при этом два разных хотя и взаимосвязанных явления: как безотчётное влечение, привязанность к другому и «симпатию». Переживаемое субъектом аффективное состояние, чувство, влечение, основанное на нём межличностное отношение, союз, где автономные «я» сливаются в столь же индивидуальное, нерасчленимое «мы».

Натуралистические теории любви, включая психоанализ, выводили её непосредственно из полового влечения (либидо).

Но это понятие, как и «половой инстинкт», слишком неопределённо и не объясняет ни природы индивидуальных эротических предпочтений, ни вариаций в силе, длительности и эмоциональной тональности любви. Человеческая любовь – не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека и индивидуализации его чувств и отношений. Уже у животных выбор сексуального партнёра предполагает определённые индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят чувство любви и отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев, делая любовь социальной и культурной ценностью.

Каждое конкретное определение любви подразумевает какой-то культурный канон, систему ценностно-нормативных предписаний, производных от образа жизни народа и ведущих ценностных ориентации его культуры. Любое философское или житейское определение любви предполагает противопоставление её каким-то другим чувствам и отношениям, причём эта оппозиция является культурно-специфической.

Оппозиция «любовь – вожделение» описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал, которая в одних обществах мыслится как отношение целого и части, в других – простого зоологического полового влечения. Как гармоническое отношение равноправных начал, в третьих – как отношение высшего и низшего, в четвёртых – как борьба противоположностей.

Оппозиция «любовь – увлечение» противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и краткосрочному.

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря ... от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая ...

Оппозиция «любовь – симпатия» базируется на различии страстной, неподконтрольной разуму эмоциональной привязанности и спокойного, ровного расположения, основанного на признании достоинств другого, и т. д.

Обсуждать свойства и закономерности зарождения, сохранения и развития любви вне этих подразумеваемых оппозиций бессмысленно. Название не только обозначает явление, но оценивает и тем самым формирует его. Например, слова «увлечение» и «влюблённость» обозначают первую, начальную стадию любви. Фактически же отличить любовь от увлечения возможно лишь в результате проверки временем. Формула «это любовь!» выражает ориентацию на дальнейшее развитие и углубление отношений, тогда как формула «это просто увлечение» предполагает, что оно останется временным, преходящим. Отсюда – неустранимая психологическая сложность, проблематичность любовных отношений, которых нравственное требование ответственности и точности в определениях («люблю» или только «нравится») то и дело наталкивается на текучесть и изменчивость, эмоциональных состояний, не поддающихся строгому определению

Для педагогики наиболее практическое значение имеют возрастные параметры любви. Хотя сексуальная жизнь человека и его любовные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т. д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств, формирующихся в процессе индивидуального развития. Как писал А. С. Макаренко: «человеческая любовь не может быть выращена просто из недр. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».

Однако эту зависимость нельзя понимать буквально. Зрелая половая любовь предполагает гармоническое слияние чувственно-эротического влечения к определённому лицу и психологической близости, интимности, включающей максимальное самораскрытие и понимание другого. У разных людей эти качества выражены неодинаково или могут проявляться в отношениях с разными партнёрами. Сама потребность в любви у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом своё подобие, другие – дополнение.

Взаимные ожидания и роли партнёров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений (влюблённость, разные фазы ухаживания, этапы супружеской жизни).

Характер любовных переживаний взрослого человека тесно связан с глубинными чертами его личности и не может быть изменён произвольно, по желанию.

Первые влюблённости, наблюдающиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают половозрастных ограничений. Важной школой психологической интимности и заботы о другом человеке является, наряду с отношениями с родителями, подростковая дружба, в которой вырабатываются важнейшие коммуникативные навыки. По мере полового созревания и под влиянием окружающей среды практически все межличностные отношения и привязанности старшеклассников эротизируются, причём резко активизируется интерес к представителям противоположного пола, приобретающие всё более явную эротическую окрашенность. Однако сексуальные потребности и потребность в психологической интимности у старшеклассников вначале разобщены и даже направлены на разные объекты. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Напротив, эротические образы подростка зачастую нарочито снижены, примитивно-физиологичны.

8 стр., 3742 слов

ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ)

... условиями благоприятного развития ребенка; - популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; - формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в ... .........23 2.3 Лекция на тему: «Особенности половой любви»…………………………30 2.4 Лекция на тему: «Сексуальная жизнь у подростков» Часть 1……………37 ...

У подростков и юношей иногда возникает любовь или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что крайне осложняет и без того мучительные переживания таких школьников. Однако к этому явлению нужно относиться спокойно и с пониманием. У большинства подростков гомоэротические увлечения с возрастом прохо…

**************************************************************