ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИУ «БелГУ»)
факультет психологии
Кафедра возрастной и социальной психологии
Курсовая работа
Изучение конформности поведения подростков с разным уровнем притязаний
студентки дневного отделения
3 курса группы 150901
Шевцовой Ирины Александровны
Научный руководитель:
ст. преп. Викторова Е.А.
БЕЛГОРОД 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования конформности подростков с разным уровнем притязаний
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Изучение феномена конформизма
1.3 Особенности конформного поведения в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Многие личные и социальные проблемы подростков, с которыми столкнулось общество в настоящее время, связанны с проявлением конформности в различных сферах жизни и деятельности лиц подросткового возраста.
Несмотря на актуальность, социально-психологического исследования конформности, последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации. На наш взгляд, сегодня назрела необходимость подойти к исследованию конформности под качественно другим, интегрирующим традиционные подходы углом зрения. Конформность является одним из необходимых аспектов социализации личности любого человека, а так как именно в подростковом возрасте происходит формирование и становление личности, то выявление причин возникновения конформного поведения у подростков помогут предотвратить неконструктивные модели поведения.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Текущие исследования в социальной психологии-1
... продолжающейся вражды. ОБРАЗЕЦ В исследовании приняли участие сто четырнадцать подростков-мальчиков в возрасте между ... приписывая негативное внутригрупповое и позитивное внешнегрупповое поведение внешним, неустойчивым и неконтролируемым причинам, ... исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования ...
Проблема конформного поведения подростков в настоящее время является объектом изучения различных отраслей психологии: А.И. Липкина, Л.И. Мнацаканян, B.C. Мухина, А.А. Хвостов.
Главными причинами проявления конформности у лиц подросткового возраста является низкий уровень самооценки и уверенности в себе. Изучение А.В. Мудрика влияния референтных групп на подростковое поведение показало, что подростки, обладающие разным уровнем конформности, в различной степени подвержены влиянию со стороны референтных групп, чем выше оказывался уровень конформности у подростка, тем большему влиянию со стороны группы он был подвержен. [27, с.176]
Цель исследования заключается в изучении конформности поведения подростков с разным уровнем притязаний.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характер подросткового возраста;
2. Раскрыть основные подходы и направления в изучении конформности в современной психологической науке;
3. Изучить особенности конформности в подростковом возрасте;
4. Провести эмпирическое исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний.
Объект исследования — конформность поведения.
Предмет исследования — конформность поведения подростков с разным уровнем притязаний.
Гипотеза исследования — уровень конформности поведения в подростковом возрасте зависит от уровня притязания личности, а именно чем ниже уровень притязания, тем выше конформность поведения подростка.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы: анкетные опросы и тестирование.
Используемые методики: исследование межличностных отношений Т. Лири, самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера.
Исследование проводилось на базе МОУ «Ракитянская СОШ №2» с участием 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста.
Глава 1. Теоретические основы исследования конформности подростков с разным уровнем притязаний
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
В академическом словаре русского языка разъясняется, что подросток — это мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте, от 12 до 16 лет. [35, с.379]
Л.Е. Яичко различает младший подростковый возраст — 12-13 лет, средний- 14-15 лет и старший — 16-17 лет. [25, с.46]
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития и этот период физического, умственною, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образовании, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношении со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанции, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Петровский А.В подростковый период считает трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность).
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
[29, с.15]
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости: действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
Чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для подростка и делают его более взрослым объективно и в собственном представлении. Другие источники чувства взрослости — социальные. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности. Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному товарищи, которых он считает намного старше себя.
Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм я ценностей на другие — с детских на взрослые.
Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял: он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность. У подростков появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди — родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность.
Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка.
Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости. В этих проявлениях наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это — курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п. Приобретение подобных признаков мужской или женской взрослости для подростка — средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости.
Проблема акмеологии кризиса на этапе взрослости. Особенности развития личности
... деятельности, когда он станет взрослым. В нашей работе мы рассмотрим особенности личности на этапе взрослости и роль и значение "кризиса среднего возраста". 1. Психосоциальная концепция развития ... дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости ...
Многие юноши и девушки в 15-16 лет по своему развитию соответствуют зрелому возрасту. Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности. Подростки противоречивы. В семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников многие из них скорее конформисты, соглашатели. Они проявляют чрезмерную зависимость от норм, принятых в привлекательной для них группе ребят как в отношении стиля одежды, прически, так и в отношении увлечений, интересов, нравственных установок. [5, с.128]
Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при психологической зависимости от сверстников, поэтому эффективно подросток соединяет эгопозицию «Не путайте меня с другими» и конформную позицию «Мы — группа сверстников» — ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.
Притязание на признание у подростка распространяется на такие ориентации в мире, как приобретете эмоциональной независимости от родителей и других взрослых: развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовка к профессии; подготовка к браку и семейной жизни. [7, с.98]
Для подростков остро выступает феномен взаимодействия «Мы» и «Я». Отроческое «Мы» и отроческое «Я» нередко противоборствуют в рамках самосознания, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» — это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора: это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности, «Я» — это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» — социальное общее и социальное индивидуальное две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами.
В отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: он стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности и подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни. [7, с.104]
Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением
... 1. Особенности девиантного поведения подростков. 1.1. Типичные формы девиантного поведения подростков. Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет ... слепок с социальных отношений в обществе. К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции ...
1.2 Изучение феномена конформизма
Конформность — «тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям». [3, с.363]
Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).
Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы ради избегания конфликта с ней. [16, с.324]
Начало исследованиям конформности было положено в работах С.Аша, где конформность выступила, как тенденция индивида изменять свое мнение под давлением коллектива, принимать точку зрения, высказанную большинством. Эксперименты проводились в основном на диффузных группах, в которых испытуемые совместно решали простые, не имеющие существенного значения задачи.
С тех пор было проведено большое количество экспериментов, изучающих конформное поведение. В дальнейшем конформность была объявлена универсальной закономерностью поведения человека в различных ситуациях.
Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путем согласия с мнением группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. [3, с.367]
Конформность играет определенную роль в принятии людьми социальных стереотипов одной группы по отношению к другой. Сформировавшись однажды, стереотип сохраняется преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут сообразовывать свое поведение с этим стереотипом. Они будут относиться к другим группам в соответствии со стереотипом и действовать определенным образом в связи с потребностью нравиться и быть принятым в значимой для них группе.
В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция — негативизм, сопротивление индивида давлению группы, отрицание во что бы то ни стало всех стандартов группы. Однако негативизм это не подлинная независимость.
Напротив, можно сказать, что это специфический случай конформности: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от большинства, так как ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком. В этих случаях в процессе такого сопротивления группе и вопреки ей возможно принятие индивидом социальных стереотипов, обратных мнению группы.
Группа и групповое поведение в организации
... принимаемых решений, в защите, в участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может, как способствовать, так и препятствовать достижению ... принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный цикл" часто используется для описания развития группы как "биологического" процесса, начиная с ...
В определенном смысле подобную конформную реакцию на групповое давление демонстрирует достаточно большое число людей, находящихся на первой стадии вхождения в референтную группу — на стадии адаптации — и решающих личностно значимую задачу «быть и, главное, казаться таким, как все». Особенно отчетливо конформизм проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается как конформность, то есть готовность индивида поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи с тем, что они не совпадают с мнением большинства. Понятно, что в одних случаях подобная «податливость» может быть связана с реальным пересмотром своих позиций, а в другом — лишь со стремлением хотя бы на внешнем, поведенческом уровне избежать чреватого негативными санкциями противопоставления себя конкретному сообществу, будь то малая или большая группа. [16, с.325]
Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности.
Классические эксперименты по схеме, предложенной и реализованной С. Ашем, будучи направлены на изучение, прежде всего, внешней конформности, показали, что на ее наличие или отсутствие, а также степень выраженности влияют индивидуально-психологические особенности индивида, его статус, роль, половозрастные характеристики и т. д., социально-психологическая специфика общности (в рамках классических экспериментов эта группа является подставной), значимость конкретной группы для испытуемого, чья склонность к конформным реакциям исследовалась, а также личностная значимость для него обсуждаемых и решаемых проблем и уровень компетентности как самого испытуемого, так и членов конкретного сообщества. Как правило, прямо противоположную конформной реакцию — реакция нонконформизма, или негативизма — считают реальной альтернативой проявлению конформизма. В то же время это далеко не так, так как нонконформная реакция, как и конформная отражает личностную уступку в условиях группового давления. Более того, поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретная личность оказывается в столь же конкретной группе на индивидуализационной стадии вхождения, когда первостепенной личностной задачей выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». Реальной альтернативой и конформизма, и нонконформизма выступает социально-психологический феномен самоопределения личности в группе. Следует специально отметить, что и конформное, и нонконформное поведение, будучи достаточно часто встречающимся в группах низкого уровня социально-психологического развития, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ. [12, с.235]
Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте, и в том числе относительно проявления в определенном возрасте. Характеристику конформизма в подростковом возрасте мы проведем в следующем параграфе.
Самосознание и самооценка подростка
... себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с ... не снижается, общение не вступает с ней в конфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов между подростком и взрослыми по поводу школьных дел. Если же ...
1.3 Особенности конформного поведения в подростковом возрасте
Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.
Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.
Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны честность, отзывчивость и верность. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти сопереживание и понимание их чувствам, идеям, мыслям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны ровесников в преодолении разнообразных проблем, связанных с возрастным развитием.
Принадлежность к компании повышает уверенность в себе у подростка, также дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в коллективе, и те качества, которые он приобретает в группе, существенным образом влияют на его мотивы поведения. Изолированность от группы может вызвать у индивида фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности. [9, с.18]
Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно свои) распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы. [5, с.128]
Выяснить, кто более склонен к конформному поведению — мужчины или женщины пытались многие психологи.
Показано, что с возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек — экстернальность. По данным С. И. Кудинова, интерналы разного пола по-разному проявляют свою высокую информационную потребность. Женщинам нужна вся информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас; они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в рамках референтной группы. Для мужчин важнее результат сам по себе — как веха его личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.
Под внешнеорганизованной мотивацией понимается такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы).
Внутреннеорганизованная мотивация — это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.
Мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола — более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать. [3, с.370]
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений. Проблема исследования – вопрос, на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно ... основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. Абстрагирование – это теоретический метод исследования; одна из основных мыслительных операций, позволяющая ...
Можно сделать вывод, что женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э.С. Чугуновой, у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых. [17, с.288]
Еще в конце прошлого столетия Т.Рибо описал «аморфный тип» характера, якобы лишенный каких-либо определенных черт, плывущий по течению, слепо подчиняющийся своей среде. По словам Т.Рибо, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием.
П.Б. Ганнушкин обрисовал некоторые черты данного типа — постоянную готовность подчиниться голосу большинства, банальность, шаблонность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал этот тип с низким интеллектом. В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные индивиды нередко хорошо учатся, получают высшее образование и с успехом работают. [16, с.347]
Например, А.Е. Личко создал классификацию характеров подростков, в которой использовал конформность как акцентуацию характера. Психопатий конформного типа не существует, он встречается в чистом виде только в форме акцентуаций, и поэтому в клинические систематики не включался.
Главная черта характера этого типа — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Также отмечено свойственное этим личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. [25, с.422]
Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему их принимают за чистую монету.
Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа. Возможно, поэтому, только начиная с подросткового возраста, черты конформной акцентуации бросаются в глаза. Все специфически-подростковые реакции проходят под знаком конформности.
Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует — это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами.
Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию «быть как все», перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.
Конформная акцентуация у подростков, является довольно распространенной, особенно у мальчиков.
Слабое звено конформной личности — чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному. Ломка стереотипа, лишение обычного для них общества может послужить причиной реактивных состояний, а дурное влияние окружающей среды толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или приобщения к наркотикам. Длительное неблагоприятное влияние может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому типу.
Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации» отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия (какими бы они ни были: стереотипными, сложившимися в семье или идущими от непосредственной эмоциональной реакции на неожиданно новую для него ситуацию).
Особенностью психологии подростков является сориентированность на нормы поведения, действующие в его референтной группе. Подросток зависит от сверстников, стремится к ним и подчас готов выполнить то на что его подталкивает группа.
Подростки проявляют чрезмерную зависимость от норм, принятых в привлекательной для них группе ребят как в отношении стиля одежды, прически, так и в отношении увлечений, интересов, нравственных установок.
В ситуации выбора часто происходит ориентация подростка на реакцию формального большинства референтной группы. Это делает молодого человека «пленником ситуации». Если в группе доминируют положительные ценности, то конформность ускоряет формирование личностных, общественно значимых, качеств индивида. Положительное значение конформизма состоит еще и в том, что он выступает как механизм сплочения человеческих групп, а так же как механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.
Если же в группе подростков доминируют отрицательные ценности, то в силу механизма «группового конформизма», жесткой психологической значимости, слепого следования групповым стандартам молодой человек постепенно втягивается в негативное, и даже противоправное поведение. Поэтому, чрезмерно выраженный конформизм явление психологически пагубное. Человек как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». [20, с.191]
В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить го, на что его помалкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам: в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве — чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.
Самая неприятная для подростка ситуация — это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание — открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит. Эти факты хорошо известны по их печальным последствиям.
Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требовании. В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность — умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым.
Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением, авторитетом, выделяются продвинутостью в чем-то. Привлекать может разное: ярко выраженные качества хорошего товарища, немалые знания, многосторонняя умелость, смелость, спортивные достижения, взрослость внешнего вида и манеры поведения, опыт в отношениях романтического характера, самостоятельность в отношениях со взрослыми.
Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка впервые серьезно задуматься о себе, увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появляется желание быть таким же и даже лучше. Товарищ становится образцом для подростка. Он ему или просто подражает, или начинает развивать в себе определенные качества.
Отношения поднимаются на новый, более высокий уровень развития, когда у подростков появляются общие и одновременно значимые для каждого цели и задачи, связанные с подготовкой к избранной профессии, самовоспитанием, самообразованием. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместо овладевать знаниями, умениями, развивать розные качества, помогать друг другу. Это самый ценный для развития личности тип дружбы. Противоположный тип дружбы основан на стремлении подростков к внешней взрослости, на подражании взрослым в манере проводить время, развлекаться.
Стремление воздействовать на другого человека — новая и очень важная особенность полростка. В этом ярко проявляется его социальная активность, новый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки воспитывают друг друга, гак как каждый предъявляет другому целую систему определенных требований к отношению и поведению и следит за их выполнением, а если они не выполняются, то в качестве наказания выступает такое сильное средство, как отказ от общения.
Подросток очень общителен, контактен, ему важна высокая оценка и хорошее отношение окружающих. Поэтому он очень чувствителен к оценкам (особенно его возможностей), к успеху и неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно со стороны людей, оценка и отношение которых имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в очень разнообразных формах. У некоторых ребят боязнь показать свое неумение, незнание является источником стеснительности, робости. [8, с.160]
Таким образом, у подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к. общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой — не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма.
Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе зависит от нравственных установок ее лидера. Поэтому крайне важно изучение социально-психологических закономерностей реакции. [8, с.171]
Таким образом, типичной чертой подростковых групп является конформность — склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. К эмпирическому исследованию конформности в подростковом возрасте мы приступим в следующей главе.
Глава 2. Эмпирическое исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний
2.1 Организация и методы исследования
Целью нашего исследования было исследование конформности подростков с разным уровнем притязаний.
Исследование проводилось на базе МОУ «Ракитянская СОШ №2» с участием учащихся 8 классов.
В исследовании нами использовались методы:
— методика межличностных отношений Т. Лири (приложение 1);
— самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера (приложение 2).
Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. [15, с.248]
Процедура исследования уровня притязаний (по методике Шварцландера) (приложение 2)
Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.
Экспериментатор удобно усаживает испытуемого за хорошо освещенный стол, дает бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и проводит исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.
В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время. Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции соответствующий уровню притязаний (УП).
После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной секции соответствующий уровню достижений (УД).
Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.
Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если да, то «Начали!»
Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».
На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.
Цель обработки результатов — получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение (ЦО) — это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» — это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» — в нижней.
Целевое отклонение подсчитывают по формуле:
УП2, УП3 и УП4 — величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб;
УД1 УД2, УД3 — величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах соответственно. [15, с.109]
Результаты и интерпретация данных по результатам диагностического исследования нами будут представлены в следующем параграфе.
2.2 Описание результатов исследования
При изучении типов отношения к окружающим при исследовании межличностных отношений были получены следующие результаты: 65% испытуемых присущ агрессивный тип отношения к окружающим. Такие люди отличаются стремлением к лидерству. Их характерные черты — властность, негативизм, упрямство, упорность, настойчивость и энергичность.
У 10% наблюдается такой тип межличностного отношения как «Подчинение». Данная выборка характеризуется такими чертами как покорность, склонность к самоунижению, слабовольность, склонность уступать всем и во всем, пассивность, стремление найти опору в ком-либо более сильном. Такие люди застенчивы, кротки, легко смущаются, склонны подчиняться более сильному без учета ситуации.
5% испытуемым присущ тип отношений по фактору «Дружелюбие».
Такие люди дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, склонны к сотрудничеству, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.
У 20% выявлен тип отношения к окружающим Доминирование. Данная выборка характеризуется такими чертами как властность, доминантность, энергичность, компетентность. Такие люди обычно имеют деспотический характер, это тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. (См. рис.1)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте доминирующим типом межличностного отношения является агрессивный тип.
Рис. 1. Типы отношения к окружающим по результатам исследования межличностных отношений, n=40
В случае независимых выборок для анализа разницы мы применяли формулу сравнения средних (см. Приложение 3).
Аналогичным образом были проведены расчеты достоверности отличий между юношами и девушками.
Сверившись с таблицей значений t, мы можем придти к следующим выводам: полученные нами значения tэмп, больше того, которое соответствует уровню достоверности 0,05; для =20, следовательно, уровень вероятности для такого t будет ниже 0,05; таким образом разница между двумя выборками достоверна.
Из таблицы 3 видно, что во второй группе 85% (65% — группа 1) подростков показали положительное значение результата, полученного по фактору «доминирование», что свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. И 15% (35% — группа 1) показали отрицательный результат по фактору «доминирование», что указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
По фактору «дружелюбие» у 75% (5%) отмечено проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности, и лишь у 25% (95%) данный показатель говорит о стремлении личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими (см. Приложение 3).
Наглядное изображение сравнительных результатов по факторам Доминирование и Дружелюбие в группах представлены ниже (рис. 2, 3).
Рис. 2. Сравнительные результаты по фактору доминирование в группах
Рис. 3. Сравнительные результаты по фактору дружелюбие в группах
Итак, результаты показывают, что в группе подростков 13-14 лет высокая степень выраженности лидерства и агрессивно-конкурентной позиции.
Достоверность результатов исследования подтверждена расчетами по методу Стьюдента.
Общие результаты статистических данных представлены в таблицах (см. Приложение 3).
Сверившись с таблицей значений t, мы можем придти к следующим выводам: полученные нами значения tэмп, больше того, которое соответствует уровню достоверности 0,05; для =20, следовательно, уровень вероятности для такого t будет ниже 0,05; таким образом разница между двумя выборками достоверна.
Для выявления особенностей взаимосвязи уровня притязаний и конформности было проведено экспериментально-психологическое исследование, включающее диагностику уровня притязаний личности. С целью выявления особенностей в уровне притязаний учащихся была использована методика «Моторная проба Шварцландера». Данное задание является экспресс-методикой для оценки уровня притязаний, которая позволяет получить соответствующую информацию в течение нескольких минут. Исследование позволяет выявить высоту и адекватность притязаний испытуемого.
Результаты эмпирического исследования уровня притязаний учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровня притязаний у учащихся, n=14
Уровень притязаний |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
2 |
12 |
4 |
34 |
8 |
54 |
|
Результаты диагностики уровня притязаний показали, что лишь 12% (6 чел.) от общего количества испытуемых имеют высокий уровень притязаний. Данные учащиеся стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.
34% учащихся (17 чел) имеют умеренный уровень притязаний. Они стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.
Большинство учащихся в выборке (54%, 27 чел.) имеют низкий уровень притязаний. Эти ученики выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
Результаты эмпирического исследования уровня притязаний учащихся наглядно отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Показатели выраженности уровня притязаний у учащихся
Таким образом, по полученным результатам можно сделать вывод, что среди учащихся больше всего тех, кто ставит перед собой легкодостижимые задачи, а, следовательно, у них есть стремление к конформности.
Определим статистическую достоверность данного положения. Для этого мы используем метод линейной корреляции К. Пирсона (см. Приложение 3).
Достоверные прямые связи были выявлены между низким уровнем притязаний и показателем дружелюбие (р?0,05), средним уровнем притязаний и показателем дружелюбие — это говорит о том, что учащимся с низким уровнем притязаний свойственны такие черты как: неуверенность в себе, тревожность, зависимость от других, от чужого мнения, боязливость, мягкость, доверчивость, беспомощность, склонность к восхищению окружающими, вежливость. Все эти черты характеризуют конформных личностей.
Не выявлено прямой достоверной связи между высоким уровнем притязаний и показателем дружелюбие (р?0,05), что соответствует возрастной норме.
Исследование взаимосвязи уровня притязаний и конформности показало наличие прямой зависимости: чем выше уровень притязаний у учащихся, тем ниже степень конформности.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Большинство учащихся имеют низкий уровень притязаний. Что говорит о значительном влиянии внешних обстоятельств при реализации стремлений, возможном дефиците социально значимого успеха, неуверенности в себе и боязни трудностей.
2. У 15% учащихся высокие характеристики конформности. Данный уровень конформности может определяться высоким уровнем внушаемости, тревожности, низкой либо неустойчивой самооценкой, потребностью в одобрении своих слов и действий со стороны окружающих. Такие люди мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающими. Они тревожатся по любому поводу, поэтому зависимы от других, от чужого мнения.
3. Учащимся с низким уровнем притязаний свойственны характеристики конформной личности, при умеренном уровне притязаний также имеют место быть черты конформизма; учащимся с высоким уровнем притязаний не характерна выраженность черт конформной личности.
4. Существует взаимосвязь между уровнем притязаний и конформностью поведения учащихся, а именно чем ниже уровень притязаний, тем выше конформизм.
Заключение
Конформизмом является проявлением активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. [3, с.364]
Конформность — поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе; люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм; некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями.
Мы рассмотрели научные взгляды на проблему конформности, причины, влияющие на это явление, и виды проявления конформности. Проблема конформного поведения подростков в настоящее время является объектом изучения различных отраслей психологии.
Проведенное исследование позволило выяснить, что одной из причин проявления конформности у лиц подросткового возраста является низкий уровень самооценки и уверенности в себе. Изучение влияния референтных групп на подростковое поведение показало, что подростки, обладающие разным уровнем конформности, в различной степени подвержены влиянию со стороны референтных групп, чем выше оказывался уровень конформности у подростка, тем большему влиянию со стороны группы он был подвержен.
В исследовании принимали участие подростки в количестве 40 человек. Результаты эксперимента показали, что в группе подростков:
1. Большинство учащихся имеют низкий уровень притязаний. Что говорит о значительном влиянии внешних обстоятельств при реализации стремлений, возможном дефиците социально значимого успеха, неуверенности в себе и боязни трудностей.
2. У 15% учащихся высокие характеристики конформности. Данный уровень конформности может определяться высоким уровнем внушаемости, тревожности, низкой либо неустойчивой самооценкой, потребностью в одобрении своих слов и действий со стороны окружающих.
3. Учащимся с низким уровнем притязаний свойственны характеристики конформной личности, при умеренном уровне притязаний также имеют место быть черты конформизма; учащимся с высоким уровнем притязаний не характерна выраженность черт конформной личности.
4. Существует взаимосвязь между уровнем притязаний и конформностью поведения учащихся: чем ниже уровень притязаний, тем выше конформизм.
Таким образом, гипотеза доказана, цели достигнуты, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Абдрахманова, В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. /В.Г. Абдрахманова//. Вопр. психологии. — 2005. — №2. — С. 138-142.
2. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. / Б.Н. Алмазов. — Свердловск, 1998. -150 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. У Г.М. Андреева. — М.: АспектПресс, 2002. — 363 с.
4. Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности./ Т.Ю. Андрущенко // Вопр. психологии. -2000. — №4. — С. 90-99.
5. Беличева, С.А. Сложный мир подростка. У С.А. Беличева. — Свердловск: Урал, кн. изд-во, 1984.-128с.
6. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста: метод, пособие. / О.А. Белобрыкина. — Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.
7. Божович, Л.И. Особенности самосознания у подростков. / Л.И. Божович //. Вопр. психологии. -1953. -№1. -С. 98-107.
8. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. — М.: Пед. о-во России, 2002. -160 с.
9. Гинзбург, М.Р. Развитие самоопределения подростков. / М.Р. Гинзбург. — М., 1988. -18 с.
10. Дилова, М. Самооценка и компетентность личности. / М. Дилова //. Актуальные вопросы личности: сб. науч. тр. — М., 1997. — 242 с.
11. Залуничева, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. / Е.А. Залуничева. -М., 1995. -24 с.
12. Захаров, В.П. Социально — психологический тренинг. / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. — Л., 1999. — 235 с.
13. Йолова, Х.Г. Соотношение самооценки и некоторых компонентов умственных способностей. /Х.Г. Йолова. -1999. -19 с.
14. Карелин, А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. / А.А. Карелин. — М.: ACT, 1997. — 304 с.
15. Карелин, А.А. Психологические тесты. / А.А. Карелин. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. — Т. 1. — 312 с., Т. 2. — 248 с.
16. Келли, Г. Две функции референтной группы. Тексты. / Г. Келли. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 324 с.
17. Ковалёв, А.Г. Психология личности. У А.Г. Ковалёв — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1995. -288 с.
18. Козлов, А.А. Молодой человек: становление образа жизни. / А.А. Козлов, А.В. Лисовский. -М.: Политиздат, 1996. -167 с.
19. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.-255 с.
20. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. -191 с.
21. Либерман, Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе: пер. с англ. / Д. Дж. Либерман. — М.: ООО ACT, 2000. — 272 с.
22. Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч. пособие для учащихся ВУЗа. / АГ. Лидере. — М.: Изд — во «Академия» 2003 г. — 256 с.
23. Липкина, А.И. Критичность и самосознание в учебной деятельности. / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. — М., 1998. -142 с.
24. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. — М., 2004. — 35 с.
25. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. / А.Е. Личко. -2-е изд., доп. и перераб. — Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. — 416 с.
26. Мнацаканян, Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. / Л.И. Мнацаканян. — М.: Просвещение, 1991. -191 с.
27. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: книга для классных руководителей. / А.В. Мудрик. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. -176 с.
28. Мухина, B.C. Возрастная психология. / B.C. Мухина, А.А. Хвостов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 624 с.
29. Петровский, А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. / А.В. Петровский // Вопр. психология. — 1997. -№1. — С. 15-26.
30. Психология подростка: хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. — М.: РПА -1997. -526 с.
31. Рыбалко, Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: уч. пособие. / Е.Ф. Рыбалко. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 256 с.
32. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников раннего возраста. /Е.И. Савонько // Вопр. психологии. -1999. -№4. -С. 107-116.
33. Сапожникова, Л.С. Самооценка и притязания подростка. / Л.С. Сапожникова //. Психологические особенности самопознания подростка. / Под ред. М.И. Боришевского. — Киев, 1990. -166 с.
34. Сафин, В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. / В.Ф. Сафин /У. Вопр. психологии. -2002. -№1. — С. 69-75.
35. Словарь русского языка: Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981-1984. — С.379
Приложение 1
конформный поведение подросток притязание
Методика диагностики межличностных отношений Лири
Ф.И.О._____________________________________
Возраст____________________________________
Класс______________________________________
Дата проведения_____________________________
Описание методики
Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.
Инструкция
«Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.
Поставьте на бланке ответов знак « + « против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак « — « против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак « + « не ставьте.
После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале».
Обработка результатов
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
Авторитарный: 1 — 4, 33 — 36, 65 — 68, 97 — 100.
Эгоистичный: 5 — 8, 37 — 40, 69 — 72, 101 — 104.
Агрессивный: 9 — 12, 41 — 44, 73 — 76, 105 — 108.
Подозрительный: 13 — 16, 45 — 48, 77 — 80, 109 — 112.
Подчиняемый: 17 — 20, 49 — 52, 81 — 84, 113 — 116.
Зависимый: 21 — 24, 53 — 56, 85 — 88, 117 — 120.
Дружелюбный: 25 — 28, 57 — 60, 89 — 92, 121 — 124.
Альтруистический: 29 — 32, 61 — 64, 93 — 96, 125 — 128.
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16).
Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
Психограмма
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I — V) + 0,7 х (VIII + II — IV — VI)
Дружелюбие = (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)
Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.
В результате проводится анализ личностного профиля — определяются типы отношения к окружающим.
Интерпретация результатов
Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.
Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла — низкая: |
адаптивное поведение |
|
5-8 баллов — умеренная: |
||
9-12 баллов — высокая: |
экстремальное поведение |
|
13-16 баллов — экстремальная: |
до патологии поведение |
|
Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.
Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: ситуация диагностики не расположила к откровенности.
Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) — отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант).
Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 — конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 -борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 — проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.
Типы межличностных отношений
I. Авторитарный
13 — 16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9 — 12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13 — 16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0 — 12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13 — 16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9 — 12 -требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0 — 8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13 — 16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9 — 12 — критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0 — 8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13 — 16 — покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9 — 12 -застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0 — 8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13 — 16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0 — 8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9 — 16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0 — 8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9 — 16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0 — 8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Первые четыре типа межличностных отношений -1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6)
Приложение 2
Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера
Ф.И.О._____________________________________
Возраст____________________________________
Класс______________________________________
Дата проведения_____________________________
Инструкция
1. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать за 10 секунд, и это число предполагаемых «плюсиков» укажите в бланке; поставьте цифру рядом с УП (уровень притязаний).
Затем по сигналу экспериментатора «Пуск» начинайте рисовать «плюсики» в каждом квадратике бланка, а по сигналу «Стоп» — прекратите рисовать. Подсчитайте число реально нарисованных вами «плюсиков» и укажите в бланке рядом с УД (уровень достижений).
2. Учитывая ваш предыдущий опыт и диапазон ваших возможностей (можете ли вы больше, быстрее нарисовать «плюсики»), укажите в бланке ваш уровень притязаний и затем по сигналам экспериментатора «Пуск» и «Стоп» повторите опыт, подсчитайте и запишите в бланк ваш уровень достижений. Выполнить 4 серии опыта.
Обработка данных 1. Вычислите ваш уровень притязаний по формуле:
где УП (2) — уровень притязаний из бланка 2; УД (1) — уровень достижений из бланка 1 и т. д. в соответствии с указанными в скобках номерами бланков.
2. Полученные значения уровня притязаний сравните с психодиагностической шкалой.
Уровень притязаний (УП) равен 5 и выше — нереалистично высокий;
УП = 3 -/- 4,99 — высокий; УП = 1 -/- 2,99 — умеренный; УП = -1,49 -/- 0,99 — низкий, УП = -1,50 и ниже — нереалистично низкий.
Регистрационный бланк
УП |
х |
х |
х |
|
УД |
х |
х |
х |
|
Приложение 3
Таблица 2
Статистическая обработка данных по результатам исследования межличностных отношений
Группа подростков 13-14 лет |
Группа подростков 11-12 лет |
|||||||
Уровень агрессивности |
Уровень агрессивности |
|||||||
испытуемые |
уровень |
d i |
д1 |
испытуемые |
уровень |
d i |
д2 |
|
1 |
45 |
6,05 |
1,387 |
1 |
44 |
12 |
2.752 |
|
2 |
51 |
12.05 |
2,764 |
2 |
36 |
4 |
0.917 |
|
3 |
21 |
-17.95 |
5,983 |
3 |
45 |
13 |
2.982 |
|
4 |
32 |
-6.95 |
2,316 |
4 |
36 |
4 |
0.917 |
|
5 |
35 |
-3.95 |
0,906 |
5 |
42 |
10 |
2.294 |
|
6 |
44 |
5.05 |
1,158 |
6 |
21 |
-11 |
2.523 |
|
7 |
45 |
6,05 |
1,387 |
7 |
32 |
0 |
0 |
|
8 |
38 |
-0,95 |
0,217 |
8 |
35 |
3 |
0.688 |
|
9 |
44 |
5.05 |
1,158 |
9 |
35 |
3 |
0.688 |
|
10 |
40 |
1.05 |
0,24 |
10 |
37 |
5 |
1.147 |
|
11 |
49 |
10.05 |
2,305 |
11 |
45 |
13 |
2.982 |
|
12 |
38 |
-0,95 |
0,217 |
12 |
38 |
6 |
1.376 |
|
13 |
44 |
5.05 |
1,158 |
13 |
40 |
8 |
1.835 |
|
14 |
30 |
-8.95 |
2,053 |
14 |
39 |
7 |
1.605 |
|
15 |
35 |
-3.95 |
0,906 |
15 |
46 |
28 |
6.423 |
|
16 |
37 |
-1.95 |
0,447 |
16 |
36 |
4 |
0.917 |
|
17 |
49 |
10.05 |
2,305 |
17 |
38 |
6 |
1.376 |
|
18 |
36 |
-2.95 |
0,676 |
18 |
30 |
-2 |
0.458 |
|
19 |
42 |
3.05 |
0,699 |
19 |
9 |
-23 |
5.276 |
|
20 |
24 |
-14.95 |
3,429 |
20 |
10 |
-22 |
5.047 |
|
М |
38.95 |
1.58555 |
32.0 |
2.11015 |
||||
t=10,043; =20; p<0,05 достоверно;
Таблица 3
Статистический анализ обработки результатов уровня агрессивности подростков
выборка |
М ср. |
д1 |
t кр. |
р |
|
группа 1 |
38.95 |
1.58555 |
10.043 |
0.05 |
|
группа 2 |
32.00 |
2.11015 |
|||
Таблица 4
Статистическая обработка результатов исследования межличностных отношений
Группа подростков 13-14 лет |
Группа подростков 11-12 лет |
|||||
Доминирование |
Доминирование |
|||||
испытуемые |
уровень |
д1 |
испытуемые |
уровень |
д2 |
|
1 |
15,7 |
1,638 |
1 |
5,9 |
1,085 |
|
2 |
13,9 |
1,225 |
2 |
4,7 |
0,809 |
|
3 |
6,8 |
0,403 |
3 |
0,7 |
0,107 |
|
4 |
12,7 |
0,949 |
4 |
0 |
0,268 |
|
5 |
14 |
1,248 |
5 |
8,1 |
1,589 |
|
6 |
-0,1 |
1, 986 |
6 |
0 |
0,268 |
|
7 |
0,9 |
1,757 |
7 |
-1,7 |
0,658 |
|
8 |
0 |
1,963 |
8 |
-1,7 |
0,658 |
|
9 |
-0,3 |
2,032 |
9 |
-15,4 |
3,801 |
|
10 |
12,7 |
1,098 |
10 |
-5,1 |
1,438 |
|
11 |
7,5 |
0,243 |
11 |
-3,4 |
1,048 |
|
12 |
10,9 |
0,536 |
12 |
5,4 |
0,970 |
|
13 |
9,9 |
0,307 |
13 |
13,5 |
2,828 |
|
14 |
11,5 |
0,776 |
14 |
8,6 |
1704 |
|
15 |
9,2 |
0,146 |
15 |
2,7 |
0,351 |
|
16 |
10,9 |
0,536 |
16 |
3,5 |
0,534 |
|
17 |
10,9 |
0,536 |
17 |
-5,1 |
1,438 |
|
18 |
13,3 |
1, 087 |
18 |
5,1 |
0,902 |
|
19 |
10,9 |
0,536 |
19 |
2,7 |
0,351 |
|
20 |
-0,1 |
1,986 |
20 |
-5,1 |
1,438 |
|
M ср |
8,56 |
17,915 |
М |
1,71 |
1724,5 |
|
Группа подростков 13-14 лет |
Группа подростков 11-12 лет |
|||||
Дружелюбие |
Дружелюбие |
|||||
испытуемые |
уровень |
д1 |
испытуемые |
уровень |
д2 |
|
1 |
-7,5 |
2,161 |
1 |
2,6 |
0,571 |
|
2 |
-13 |
3,422 |
2 |
1,7 |
0,777 |
|
3 |
-2,1 |
0,922 |
3 |
1,7 |
0,777 |
|
4 |
-0,17 |
0,479 |
4 |
11,1 |
1,516 |
|
5 |
-4 |
1,358 |
5 |
7,8 |
0,621 |
|
6 |
4,2 |
0,523 |
6 |
1,7 |
0,777 |
|
7 |
12,3 |
2,381 |
7 |
1,8 |
0,754 |
|
8 |
8,2 |
0,752 |
8 |
0,9 |
0,961 |
|
9 |
4,2 |
0,523 |
9 |
4,3 |
0,181 |
|
10 |
-5,7 |
1,755 |
10 |
10,8 |
1,144 |
|
11 |
-15,5 |
3, 996 |
11 |
9,4 |
0,991 |
|
12 |
-8,1 |
2,298 |
12 |
1,4 |
0,846 |
|
13 |
-5,7 |
1,748 |
13 |
-0,9 |
1,374 |
|
14 |
-0,9 |
0,646 |
14 |
0,7 |
1,007 |
|
15 |
-0,4 |
9,348 |
15 |
7,4 |
0,846 |
|
16 |
-0,9 |
0,646 |
16 |
7,8 |
0,621 |
|
17 |
-6,1 |
0,958 |
17 |
10,8 |
1,309 |
|
18 |
-1,5 |
0,096 |
18 |
2,6 |
0,571 |
|
19 |
-,3,7 |
1,289 |
19 |
7,4 |
0,846 |
|
20 |
4,2 |
0,523 |
20 |
10,8 |
1,309 |
|
M ср |
-1,92 |
31,828 |
М |
5,09 |
17,799 |
|
Таблица 5
Статистические различия по уровню доминантности в группах
выборка |
М ср. |
д1 |
t кр. |
р |
|
группа 1 |
8,56 |
17,915 |
6,610 |
0.05 |
|
группа 2 |
1,17 |
1724,5 |
|||
Таблица 6
Статистические различия по уровню дружелюбия в группах
выборка |
М ср. |
д1 |
t кр. |
р |
|
группа 1 |
1,92 |
31,828 |
11,881 |
0.05 |
|
группа 2 |
5,09 |
17.799 |
|||
Таблица 7
Корреляционные связи между уровнем притязаний и параметром межличностных отношений
Параметр межличностных отношений |
Уровень притязаний |
|||
низкий |
средний |
высокий |
||
Дружелюбие |
0,298* |
0,279* |
0,121 |
|
*при р? 0,05 r кр =0,3
Размещено на