Изучение интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению 6

1.2. Роль учителя в интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста 12

1.3. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 22

ГЛАВА ІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 24

2.1 Выявление особенностей и уровня развития интеллекта детей младшего школьного возраста 24

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ: 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 39

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Однако одни дети успешно адаптируются к школе, другие проходят этот путь с массой трудностей. Кто-то имеет недостаточный уровень умственной готовности, кто-то затрудняется в общении со сверстниками или педагогами, третьи испытывают тревожность или иные сложности эмоционального характера. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выра­жающихся, в частности в затруднениях в обучении, общении, нарушениях поведения, проблему школьной адаптации, связанную с психологическими особенностями детей, следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне. А для того, чтобы правильно сформулировать задачу, необходимо знать специфику и особенности психологического развития младших школьников. Ребенок должен поступить в школу с определенными представлениями о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения. Полноценное усвоение учебного материала, соответствие обучения возможностям ребенка зависит и от его способности осуществлять те умственные процессы, из которых состоит обучение.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... что происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно ... ответов и т.п. Эти при­емы дают положительный эффект именно в начальной школе; начинать аналогичную работу в средних классах гораздо труднее, так как учебная деятельность ...

На успехи ученика влияет уровень развития познавательных процессов и функций: восприятия, представления, воображения, памяти и мышления, а также привычка заниматься умственной деятельностью. Ребенок должен обладать способность анализировать: при восприятии предметов отделять существенное от несущественного, обобщать и классифицировать наблюдаемые явления и так далее. В свою очередь многие отечественные педагоги и психологи А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, подчеркивают, что изучение психики ребенка необходимо начинать с изучения развития эмоций и чувств, которым подчинены психические процессы: ощущение, восприятие, воля, мышление, воображение, память. Занимаясь изучением генезиса эмоций в младшем школьном возрасте, эти ученые указывали на непреходящую значимость эмоций в жизни ребенка. Вся его деятельность и поведение пронизаны эмоциональными образами, отражающими их взаимодействия с миром.

Таким образом, можно утверждать, что практически все психологические компоненты развития ребенка взаимосвязаны и в той или иной степени влияют друг на друга и на процесс обучения, его успешность. Сложности в общении вызывают эмоциональный дискомфорт, тот в свою очередь влияет на статус ребенка в классе и мотивацию к учению — вариантов негативного влияния недоразвития одного процесса на другие множество.

Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Изучение интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста».

Цель исследования — выявить особенности интеллектуального развития де­тей младшего школьного возраста.

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предметом исследования является интеллектуальное развитие младших школьников.

Гипотезой данного исследования служит следующее предположение:

включение в процесс обучения и внеклассных занятий групповых упражнений, развивающих память, мышление, внимание, логику, позволяет повысить уровень интеллектуального развития младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

2) выявить особенности и уровень интеллектуального развития детей младшего школьного возраста;

3) реализовать коррекционно-развивающую программу по развитию компонентов интеллектуальной готовности к школе с детьми;

4) выявить эффективность развивающей работы путем проведения по­вторного обследования уровня интеллектуального развития младших школьников.

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению

Одна из основных черт умственного развития младших школьников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойства, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. Именно в этом возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы. У младших школьников без особого труда можно сформировать начальное понимание некоторых общих биологических связей. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время; ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.

5 стр., 2216 слов

1. Возрастные особенности развития детей школьного возраста

... и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников. Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей Младший школьный возраст (6—11 .пет). Функциональная система организма ... подготовленности учащихся; • организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе; • обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов; ...

Многие родители считают, что интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее — это обучение детей навыкам письма, счета и чтения. Это убеждение является, по- мнению большинства отечественных психологов, причиной ошибок при подготовке детей и при отборе в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений.

Л.А. Венгер дает следующее определение интеллектуальной готовности: умственная готовность — «это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане»(10, с.15).

Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника — учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда. Активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире, — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество — степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника и младшего школьника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий — дело будущего.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...

... 2. Компоненты психологической готовности к школе. -личностная готовность; - волевая готовность; -интеллектуальная готовность; -социальная. Личностная готовность подразумевает: 1.Определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и ... новыми умениями, навыками и знаниями»; - широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с ...

Специальные знания, умения и навыки создают необходимую готовность детей к усвоению соответствующих учебных предметов в 1 классе. Следует отметить, что значимость «специальных» знаний, умений и навыков для школьного обучения во многом зависит от того, на какой основе они построены и насколько правильно сформированы. Как подчеркивают многие исследователи (А.В. Запорожец, A.M. Леушина, Д.Б. Эльконин, Л.Е Жерова, Н.И. Непомнящая и др.), первоначальное обучение грамоте и математике в дошкольных учреждениях должно формировать у детей ориентировку в мире величин и в мире звуков и языка, создавая тем самым основу для перехода к предметному обучению.

Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Младший школьник уже при поступлении в школу должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир ве­щей и т.п.) так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает, прежде всего, достаточная степень их осмысления детьми: точность и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т.е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями.

Компоненты интеллектуальной готовности к школе является определенн……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А.Амонашвили. — Москва-Воронеж, 1998 — 354 с.

2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. / Под ред. А.А. Бодалева.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 252 с.

3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин, В.Т.Чепиков, М. И. Чеховских. — М.: Новое знание, 2008. — 336 с.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности 2-е изд./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, 1997. — 352 с.

5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Знание, 1990.-254 с.

6. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. — М.: Знание, 1983. — 96 с.

7. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психиче­ского развития и коррекция неблагоприятных вариантов. / Под ред. В.В.Слободчикова. — Томск: Пеленг, 1992. — 196с.

8. Вацуро, Э.Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и некоторые вопросы воспитания и обучения/ Э.Г. Вацуро // Начальная школа.-1955.-№2.-С.39.

9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.

10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — Т.6. — 400 с.

13 стр., 6290 слов

Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

... подготовки педагогов к работе с социально и педагогически запущенными детьми. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен ... современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования этой проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками - дефектологией, психологией, ...

11. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо, В.И. Герасимова, Л.М.Орлова — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. — 234 с.

12. Журова, Л.Е. Дидактические материалы для занятий с детьми 4-7 лет / Л.Е. Журова.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 260 с.

13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. т.2. М. 1979.-331 с.

14. Изард, К.Э. — Психология эмоций / К.Э. Изард. — М.: Академия, 1991. -362 с.

15. Ильина, М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. — СПб.: Дельта, 1998. — 224 с.

16. Козлова, С.В. Психология развития: методы исследования / С.В.Козлова — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.

17. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л.Коломинский, А.А. Реан. — М.: Просвещение, 1990. — 340 с.

18. Коникова Т.Е. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божович. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 448 с.

19. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников/ Г.П.Лаврентьева — К.: Рад. Шк., 1988. — 134 с.

20. Лежнева, Л.И. Учим детей общаться/ Л.И.Лежнева // Нач. шк. — 1990. — №6. — С. 2.

21. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т./ А.Н.Леонтьев.- М., 1983.- 748 с.

22. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. -199 с.

23. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пос. для учителя/ А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977. — 224с.

24. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д.Марцинковская. — М.: Линка-Пресс, 1997. -211с

25. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, К.Т. Патрина. — М.: Просвещение, 1976. — 208с.

26. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1988. — 180 с.

27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье/ Н.Г. Морозова М.: Просвещение, 1961. — 274 с.

28. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович — М.: Психология, 1986. — 184 с.

29. Немов, Р.С. Психология. Кн. 3/ Р.С. Немов — М.: Владос. 1998. — 632с.

30. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В. Овчарова, — М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 456 с.

31. Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.

32. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. — М.: Академия, 1996 — 496 с.

33. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов, 3-е изд., / В.И. Петрушин — М.: Гаудеамус, 2009. — 400 с.

34. Пономарев, Я.А. Знание, мышление, умственное развитие / Я.А. Пономарев. — М.: Просвещение, 1967. — 264 с.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ... Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995. 27. 28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. ...

35. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, Л.Я.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с.

36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. Пос/ Е.И.Рогов. — М.: Владос, 1996. — 529с.

37. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Изд. Центр «Академия», 1997.-128с.

38. Славина, Л.С. Избранные психологические труды/ Л.С. Славина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 492 с.

39. Смирнова, Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова — М.: Владос, 2002. — 538 с.

40. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка/ Л.Ф. Тихомирова. — М.: Рольф, 2000. — 142 с.

41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. — М.: 1980. — 433 с.