Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

УО БГПУ « Педагогический колледж»

Курсовая работа

Тема: Изучение агрессии у детей дошкольного возраста

Выполнила:

Учащаяся группы В-41

Секацкая А.Л.

Научный руководитель:

Крутолянова Н.А.

Минск 2006

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии

1.1 Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей

Глава 2. Практическое изучение агрессии у дошкольного возраста

2.1 Выявление наличия и уровня агрессивности у детей

2.2 Выявление влияния взаимоотношений в семье на уровень агрессивности у детей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Этой теме посвящено огромное множество статей, книг и рубрик.

Агрессия — одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов и философов.

Агрессивное поведение — одна из центральных проблем изучения человеческой психики, понимания человеческой природы. Конечно, биологии, этологи, юристы используют свои специфические методы и подходы в разрешении этой проблемы. На сегодняшний день, наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения достигнуты именно в психологической науке. Проблема агрессивности затрагивает и дошкольные учреждения. В последнее время психологов детских учреждений стало волновать то, что у детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Этими специалистами ведется усиленная работа по выявлению причин подобного поведения, факторов, влияющих на его появления и конечно коррекции. Также ведется работа по выявлению влияния семьи и семейных взаимоотношений на становление агрессивного поведения и уровня агрессии у детей. Конечно, проблема агрессии в нашем обществе в настоящее время имеет место быть.

3 стр., 1434 слов

«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...

... агрессии детей дошкольного возраста и методов ее психолого-педагогической коррекции. 2. Исследовать проявления агрессивности и агрессивного поведения в группе детей дошкольного возраста. 3. Составить и апробировать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения ... Немудрая Е.Ю., Моисеева С.А. Этапы работы по коррек-ции девиантного поведения // Вестник института развития ...

Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому целью моей курсовой работы являлось изучение уровня и причин возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста.

Задачи: проанализировать литературу по данной проблеме; подобрать методику по выявлению агрессии у детей; выявить уровень агрессивности у детей и его взаимосвязь со взаимоотношениями в семье.

Объект —агрессивность детей группы №10 д/с №98.

Предмет — изучение влияния семьи на уровень агрессивности у детей.

Гипотеза — взаимоотношения в семье влияют на уровень агрессивности у детей.

Методы — анкетирование родителей, рисуночный тест.

Методика — рисуночный тест «злое животное».

Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии

1.1 Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии

Как было сказано выше, проблема агрессивного поведения человека стало одним из самых популярных направлений исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное количество научных работ.

Но трудности начинаются уже с попытки дать определение агрессии. Так, в обыденном языке слово «агрессия» означает разнообразные действия, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению намерений, противодействуют интересам или же ведут к его уничтожению. Анализ литературы дает возможность дать агрессивности следующее определение.

Агрессивность — (от лат. aggredi — нападать) — это мотивированное поведение, действие, направленное на причинение физического или психологического вреда, ущерба другому живому существу, стремящемуся избежать подобного обращения с собой. Агрессивность рассматривается как готовность субъекта к агрессивному поведению и как относительно устойчивое свойство личности.

Многие психологи делят агрессию на враждебную, характеризующуюся целенаправленно осознанным намерением причинения страданий жертве, и инструментальную, где агрессия используется как средство достижения цели, не связанной с нанесением ущерба. Однако и это положение вызывает полемику. Так, по мнению А. Бандуры, оба типа можно считать инструментальной агрессией, поскольку, несмотря на различия в целях, они направлены на решение конкретных задач. В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Но независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

Предлагают различать также внешнюю и внутреннюю агрессию, произвольную и непроизвольную, физическую и вербальную, активную и пассивную, прямую и косвенную. Например, такие действия, как нанесение ударов или избиение, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые, а распространение слухов или высказывания «за глаза» — как вербальные, активные и косвенные действия. Согласно теории о развитии различных агрессивных типов, агрессивное поведение имеет тенденцию проявляться в следующем порядке: прямая физическая, прямая вербальная, косвенная. Непрямая агрессия называется также социальным манипулированием.

6 стр., 2618 слов

Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного ...

... насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют ... интерес к проблеме детской агрессивно-сти возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсу-ждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся ...

Предметом серьезной дискуссии становятся причины возникновения агрессии и факторы, влияющие на ее проявления. Существует 3 версии возникновения агрессии: 1) врожденное побуждение; 2) реакция на фрустрацию; 3) результат научения.

1) Согласно теории влечении, человеческие существа конституционально запрограммированы на разрушительное поведение, в рамках этой модели К. Лоренц, один из основоположников этологии, утверждал, что агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, служит для сохранения жизни вида и аккумулируется внутри. Этологи считают, что агрессивность свойственна всем животным, включая человека, и это связано с необходимостью занять территорию и защищать ее. Существует, по-видимому, очень мало обществ, в которых ненависть и агрессивность отсутствовали полностью.

То, что люди совершают часто опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, — это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически «запрограмированны» на подобные действия. Несмотря на то, что Лоренц считал агрессию неизбежной, в значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий.

Таким образом, различные теории возникновения агрессии как инстинкта сильно разняться в деталях, но все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием инстинктивных и врожденных фактов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Самое большое, чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы.

2) Теория фрустрации возникла в противовес концепциям влечений. Ее основоположник Дж. Доллард утверждал: » Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации и наоборот — наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессии». Сама схема «фрустрация-агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая различный опыт человека, оно может быть сведено, по крайней мере, к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими. Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации — агрессии.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе; условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне; агрессивность враждебная - устойчивые эмоции злости, ... действий. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. ...

В слегка перефразированном виде они звучат как:

1. фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Таким образом, фрустрация создает мотивацию для агрессивного проявления. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную непосредственно на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень.

Однако Леонард Берковиц утверждал, что фрустрация не всегда ведет к агрессии. Зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи фрустрации и агрессии, он пересмотрел ее. И выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Все результаты исследований показывают следующее: несмотря на то, что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Видимо, фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированны. После проведения множества работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинство психологов считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда- то предполагали Доллард и его коллеги.

Таким образом, именно Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в эту теорию. Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют агрессивную реакцию на наличии некоего барьера, препятствующего достижению цели». Он также предоставил доказательства того, что индивидуум, которого что- то спровоцировало на агрессию, может стать более восприимчивым и чаще реагировать на посылки к агрессии.

3) Теория социального научения представляет агрессию как социальное поведение, приобретенное посредством научения. Эта концепция берет начало из условных рефлексов И.П. Павлова и далее ее разрабатывают Б. Скиннер, А. Бандура и др. Эта теория объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения, обращает внимание на нейрофизиологические факторы, непосредственный опыт и научение посредством наблюдения. В принципе, это есть теория воспитания: научение ребенка социальным навыкам через подкрепление. Как подтверждение этому выступает то, что насилие в семьях (физические наказания, брань, окрики и т.п.) часто ведет к насилию в дальнейшей жизни, а наблюдение насилия по телевидению— к усилению агрессивности, а также повышает порог чувствительности зрителей к насилию. Утверждается, что приобретенные агрессивные навыки могут реализовываться в поведении, мотивируясь стимулами (фрустрация, боль, оскорбление и т.д.), которые вызывают эмоциональное возбуждение, в зависимости от ожидаемых последствий.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.). ... религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность, психическая зависимость, т. е. стремление к ... коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым ...

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. способов усвоения подобных действий.

2. факторов, провоцирующих их появление

3. условий, при которых они закрепляются

Агрессия приобретается посредством:

1. биологических факторов (например, гормоны, нервная система)

2. научения (например, непосредственный опыт, наблюдения)

Агрессия провоцируется:

1. воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)

2. неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)

3. побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)

4. инструкциями (например, приказы)

5. эксцентричными убеждениями (например, пароноидальные идеи)

Агрессия регулируется:

1.внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)

2.викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других)

3.механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, а так же в его коррекции, для чего используются разнообразные тренинги социальных навыков, программы модификации поведения.

Таковы концепции возникновения и проявления агрессии. В качестве условий становления агрессивности характерно выделять внутренние и внешние факторы. К внутренним относят нейрофизиологические, генетические и биохимические особенности организма, а также дефекты личностного развития. В данном ракурсе рассматриваются поведенческие реакции детей с проявлениями нервно-психической слабости, возбудимости и неустойчивости.

Проведенные исследования позволили выяснить, что на степень агрессивности влияют этнические особенности и социальный статус (отвергаемые характеризуются большей степенью агрессивности).

В свете последних данных агрессия проявляется в поведении в зависимости от пола. Уже в двухлетнем возрасте мальчики чаще девочек совершают действия, направленные на причинение ущерба, они чаще ссорятся со сверстниками и даже в их фантазиях превалируют агрессивные темы. С другой стороны, девочки больше склонны к вербальной агрессии. Эти данные свидетельствуют, что представители обоих полов имеют приблизительно одинаковый уровень агрессивности, но проявляется она в различных качествах, соответствующих ожиданиям взрослых относительно манер поведения, свойственных мальчикам и девочкам.

Таким образом, агрессия есть преднамеренное поведение, направленное на нанесение физического или психического ущерба живому существу, обладающему мотивацией избегания подобного обращения. Агрессивность — это устойчивое свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Агрессия проявляется в двух формах: враждебная и инструментальная. Выделяется несколько типов агрессивных действий: прямая и косвенная, физическая и вербальная, активная и пассивная агрессия. Основными концепциями возникновения агрессии являются теория влечений, теория фрустрации и теория социального научения. Становление агрессивности происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Причем, огромную роль в этом процессе играет семья.

1.2 Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей

агрессивность дети семья

Влияние семьи на становление агрессивного поведения уже является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление (например, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем).

Установлено влияние на агрессивность уровня семейной гармонии или дисгармонии, степень сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка, методов наказания. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Влияние семьи проявляется также в тех культурах и семьях, где отец играет минимальную роль. Выяснено, что в Республике Беларусь каждый третий подросток-правонарушитель воспитывался в неполной семье. Установлено, что взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно отца) и агрессией сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и местожительства. Дети, выросшие без отцов, не обязательно становятся преступниками (при наличии расширенной семьи большинство детей, оставшихся без отцов, не совершают правонарушений), но риск в подобных ситуациях возрастает.

В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве оцениваемый как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.

В процессе возрастного развития в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация и социализация агрессивных и тревожных переживаний.

При изучении агрессивности в дошкольном возрасте было установлено, что проявление агрессивных тенденций более характерно для мальчиков. Связано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков относятся более благосклонно. Агрессия входит в мужской стереотип, и агрессивное поведение у мальчиков часто ожидается и поощряется. Почти всем детям присуща определенная агрессивность. Она подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Так или иначе, крайне редко удается освободить ребенка от его агрессивности. Но она имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, в дальнейшем агрессивность может проявиться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Поэтому очень важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам .

Причинами проявления агрессии могут быть: нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений . Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми , уровень семейной гармонии или дисгармонии , характер отношений с родными братьями и сестрами—вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности— один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений между ними.

Взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно в последнее время отца) и насилием сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и места жительства.

Отношения «родители — ребенок»

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители — ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат ) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют , что их считают никуда не годными , или не ощущают родительской поддержки , они будут ополчаться на других детей , сверстники будут отзываться о них как об агрессивных .

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, как и недостаточный контроль и присмотр за детьми . Взаимодействия наказаний представляется довольно длительным . Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний , применявшихся к детям , когда им было 5-6 лет связана с агрессивностью их поведения в 18-летнем возрасте .

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.

В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.

Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.

Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка. Хотя существуют свидетельства о связи между различными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведения, ее причинно-следственная направленность неясна.

Так родители , в ответ на агрессивное , вспыльчивое поведение ребенка , могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему . С другой стороны , ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым , потому что мать его игнорирует , а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно , чтобы суметь отстоять свои интересы .

Глава 2. Практическое изучение агрессии у детей дошкольного возраста

2.1 Выявление наличия и уровня агрессивности у детей

Выявление наличия агрессивности у детей проходило при использовании рисуночной методики «злое животное».

Цель методики: выявить наличие и уровень агрессии через детские рисунки.

Диагностический инструментарий: раздаю детям листы бумаги и карандаши. Предлагаю нарисовать злое животное так, как они его себе представляют. Разрешается рисовать любое животное и использовать любой цвет.

После того, как дети нарисовали, рисунок обрабатывается по следующим параметрам:

1. использование цвета — темные тона говорят о депрессии у ребенка; повышенная напряженность цвета (много красного) — эмоциональная напряженность, агрессия;

2. нажим на карандаш:

o сильный нажим — эмоциональная напряженность;

o сверхсильный нажим — конфликтность, агрессивность.

3. Злые, агрессивные персонажи (крокодилы, драконы) — негативизм, агрессивность.

4. Детали (оружие, шипы, иглы) — защитная агрессия;

o Рога, зубы, когти — агрессивность.

Анализ данных по обработке рисунков детей.

В ходе рассматривания рисунков детей, наличие агрессии выявилось у Китова Димы, Кужовника Жени, Лосенкова Влада, Самко Вадима и Сугако Светы. В рисунках этих детей оказалось, более, чем у других, темных и красных тонов, деталей, указывающих на агрессию. У семерых детей из группы наличие агрессивности выявилось на очень незначительном уровне, о чем говорило использование спокойных и светлых тонов в рисунке и изображение неагрессивных животных. Более высокий уровень агрессивности выявился у выше перечисленных детей. Из этих пяти детей наиболее высокий уровень агрессивности оказался у Лосенкова Влада, так как у него в рисунке было больше признаков агрессивности, чем у других.

Таким образом в старшей группе №10 детского сада № 98 из 12 детей у пятерых было выявлено наличие агрессивности. У остальных детей ярко выраженных признаков агрессивности выявлено не было. Это значит, что агрессивность не является нормой для данного возраста.

Данные по обработке рисунков детей занесены в таблицу 1.1.

Таблица 1.1. Данные по обработке рисунков детей

ФИ ребенка

Использование цвета

Нажим на карандаш

Злые, агрессивные персонажи

Детали

Темные тона

Напряженность цвета, много красного

Сильный нажим

Сверхсильный

Крокодилы, драконы

Оружие (иглы, Шипы)

Рога, Зубы, когти

Басько Настя

__

__

__

__

__

__

__

Карпович Лера

__

__

__

__

__

__

__

Китов Дима

+

+

+

__

__

__

+

Кужовник Женя

__

__

+

__

+

__

+

Лосенков Влад

+

+

__

+

__

+

+

Самко Вадим

__

__

+

__

+

__

+

Шуба Ира

__

__

+

__

__

__

__

Яцевич Настя

+

__

__

__

__

__

__

Быкова Ангелина

__

__

__

__

__

__

__

Сугако Света

+

+

+

__

__

+

+

Буйко Богдан

+

__

__

__

__

__

__

Казаков Антон

+

__

+

__

__

__

__

2.2 Выявление влияния семьи на уровень агрессивности у детей

Выявление влияния семьи на уровень агрессивности у детей происходило при помощи тест — опросника для родителей.

Цель: изучить отношение родителей к ребенку.

Диагностический инструментарий: листы бумаги с распечатанным тест- опросником для родителей. Предлагаю родителям ответить на вопросы теста, а выбранные варианты ответов обвести в кружочек.

Данные по обработке тест-опросников заношу в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 Данные по обработке тест-опросников

ФИ ребенка

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Басько Настя

б

в

б

а

б

б

в

Карпович Лера

б

в

а

а

в

в

а

Китов Дима

а

а

а

а

б

б

а

Кужовник Женя

а

а

б

а

б

б

а

Лосенков Влад

а

б

б

а

б

в

б

Самко Вадим

а

в

б

а

в

в

б

Шуба Ира

б

в

б

а

в

б

б

Яцевич Настя

б

в

б

а

б

в

в

Быкова Ангелина

в

в

в

а

б

в

в

Сугако Света

в

в

в

а

в

в

б

Буйко Богдан

б

в

а

а

в

в

в

Казаков Антон

б

в

а

а

в

б

а

Анализ данных по обработке тест-опросников для родителей

Обработав данные по тест-опроснику для родителей, можно сделать следующие выводы.

У восьми детей из группы в семье предполагаются демократические взаимоотношения между ребенком и родителями. По данным тест-опросника, в этих семьях учитываются мнения детей, к ним не предъявляется строгих требований, но вместе с тем не оставляют ребенку возможности манипулировать взрослыми.

В четырех семьях предполагается некоторое ограничение свободы действий детей (как показывает тест).

Здесь родители требуют немедленного послушания при нарушении дисциплины и постоянно твердят как нужно себя вести. К таким взаимоотношениям относятся семьи Китова Димы, Кужовника Жени, Лосенкова Влада и Самко Вадима.

Если сравнить данные, полученные из рисуночного теста и тест-опросника для родителей, то можно увидеть, что именно у этих детей выявился наиболее высокий уровень агрессивности, по сравнению с другими детьми. Поэтому можно сказать, что чрезмерная строгость родителей к ребенку, повышенные требования к его поведению влекут за собой впоследствии появление агрессивности у детей.

Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь взаимоотношений в семье и становлением агрессивного поведения у ребенка определенно существует. Следует, что семья влияет на уровень агрессивности у детей, а значит и может регулировать его.

Пример тест-опросника для родителей

Уважаемые Родители! Подчеркните, пожалуйста, наиболее приемлемый для Вас вариант ответа.

1. Вам доставляют много огорчений шалости и капризы Вашего ребенка. Когда вы разговариваете с ним по поводу его поведения, то;

а) требуете немедленного послушания, ставя при этом определенные условия;

б) призываете его к дисциплинированности;

в) критикуете его и себя за поведение во время спора .

2. Вы собираетесь в гости, на детский праздник. Перед тем как отправиться Вы:

а) строго указываете ребенку, как вести себя в гостях, пригрозив наказанием за непослушание;

б) просите его вести себя воспитанно, подчеркивая, что имеете в виду;

в) не поучаете его совсем, да и вообще в гостях мало обращаете внимания на поведение ребенка.

3. Ваш ребенок любит смотреть телевизор очень часто, но кроме детских передач, желает посмотреть и программу для взрослых. Вы:

а) категорически запрещаете ему это;

б) не разрешаете, но стараетесь объяснить, что он еще слишком мал и много не поймет в передаче;

в) позволяете посмотреть, полагая, что то, что он не сумеет понять, не сможет ему повредить.

4. Ваш ребенок часть своего свободного времени проводит вне дома. Если кто-нибудь спросит Вас: «Знаете ли Вы, где и чем занимается Ваш ребенок?» — Вы ответите:

а) знаю точно где и чем;

б) знаю где, но не знаю чем;

в) не знаю точно где и чем.

5. Иногда Ваш ребенок отказывается выполнять Ваши распоряжения, ведет себя агрессивно. В подобной ситуации Вы:

а) заставляете выполнить все Ваши распоряжения;

б) стараетесь понять причину его недовольства и , в конце концов , приходите ко взаимопониманию;

в) отменяете поставленные требования.

6. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок помог Вам в работе по дому. В этом случае Вы:

а) даете определенное задание, которое ему с Вашей точки зрения по силам;

б) стараетесь просто включить его в общую работу;

в) предоставляете ему возможность самому определить, как и в какой форме вам помочь.

7. Пройдет несколько лет и Ваш ребенок станет взрослым, но сегодня, воспитывая его, вы мечтаете, что он будет человеком, который:

а) сделает хорошую карьеру, завоюет авторитет у окружающих:

б) сумеет справиться с любой жизненной ситуацией;

в) легко сумеет избегать конфликтов, всегда сохраняя доброе расположение духа к собственному удовольствию.

Заключение

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1)агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Теоретики — эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый позыв или побуждение причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации — агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрации, вызывается побуждение к агрессии.

И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в данной работе, рассматривает агрессию, как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

Далее в моей курсовой работе рассматривалось влияния семьи и семейных взаимоотношений на становление агрессивного поведения у детей. Анализ литературы по данной проблеме показал: психологи считают, что слишком суровое отношение к ребенку, в равной степени, как и «попустительское», влечет за собой в дальнейшем появление у него агрессивного поведения.

В практической части моей курсовой происходило выявление агрессии у детей и влияние семьи на ее уровень. Эта часть работы мне удалась, и я выявила наличие агрессии у некоторых детей путем рисуночного теста «злое животное». Затем, проведя тест-опрос для родителей, я, в некой степени, выявила отношение родителей к ребенку. Проанализировав тест и сравнив его с результатами рисуночного теста, я выявила взаимосвязь отношений в семье со становлением агрессивности у детей.

Таким образом, задачи, поставленные в начале моего изучения, были выполнены, а анализ результатов говорит том, что гипотеза моей курсовой работы подтвердилась. Это дает возможность сделать вывод, что семья влияет на становление агрессивного поведения у детей, а взаимоотношения в семье регулируют уровень агрессии.

Список использованной литературы

1.Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение».- М.: Просвещение, 1990.- 288с.

2.Еремеенкова Т.Н. «Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей» //Адукацыя i выхаванне. -1997, №10.-С.55-60.

3. Лоренц К. «Агрессия». — М., 1994.

4.Немов Р.С. «Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб, заведений: в 3 кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика».- М.: Просвещение: Владос, 1995.- С.49-51, С.247-269.

5.Сенько Т.В. «Агрессивность как актуальная проблема современной психологии (По материалам зарубежных публикаций)» // Адукацыя i выхаванне. -1996, N210.-C.34-43.

6.Сенько Т.В. «Новые исследования агрессивности у детей (По материалам зарубежных публикаций)» //Адукацыя i выхаванне. -1996, N211.- С.30-37.

7.Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.» -Мн.: Ильин В.П., 1996.- 192с.

9. А.А. Реан «Психология детства» -М.:Олма-Пресс — 2000.

10. И.В. Лебедева «Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольников» //Адукацыя i выхаванне.- 2004, №11.

Размещено на