Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения массовых явлений
в психологической науке…………………………………………………………….5
1.1. Концепции исследования массовых явлений…………………………………5
1.2. Общая характеристика массовых явлений……………………………………8
1.3. Выводы по главе 1……………………………………………………..………15
ГЛАВА II. Исследования массовых явлений в психологии……………….……17
2.1. Особенности массовых психических явлений……………………………….17
2.2. Характеристика массовых социально-психологических явлений .……….26
2.3. Выводы по главе 2………………………………………………………..……28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……..….31
Введение
Психология народов и масс — это особая страница в развитии социальной психологии. Она возникла на рубеже ХIХ — ХХ вв. и составляет предысторию научной социальной психологии. Когда речь идет о предыстории науки, то подчеркивается, что разработанные в то время положения не были социально — психологическими в сегодняшнем понимании слова, однако они способствовали становлению современной науки.
Особенностью теорий, которые получили название «психология народов и масс» была общая их проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия и другие социальные явления «крупного калибра». Г.М. Андреева называет этот этап развития социальной психологии описательным, то есть теории этого периода по типу исследования были созерцательными, содержали общие оценки и прогнозы.
Психология народов и масс по-своему пыталась ответить на вопросы, которые ставило общество перед наукой. Потребность в исследованиях психологии масс обусловливалась особенностью социальных отношений того времени. Это была эпоха массовых движений, революционного настроения масс. Именно этот динамизм общества, его интерес к массовым явлениям психики, обусловило появление новых концепций, в которых разрабатывался новый круг проблем, связанных с психологией масс. Эти концепции определили целый этап развития социальной психологии.
Проблема изучения психологии массовых явлений является актуальной в настоящее время как для политического и юридического исследования, так и со стороны психологии и социологии. Часто толпа носит агрессивный и разрушительный характер. Поиски эффективных средств управления толпой, становятся все более востребованы. А для создания моделей управления толпой необходимы прочные знания о самой толпе, ее сущности, видах и особенностях.
Л.С. Макарова, м.А. Толстунова Психология массовой коммуникации
... взаимодополнение и взаимодействие СМК. Тема 2. Теоретические аспекты исследования массовой коммуникации. Возникновение учений о массах и психологии масс к.XIX – н. XX вв. (К. Маркс, Г. ... в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта; - способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, ...
Цель работы — теоретический анализ социально-психологических особенностей массовых явлений.
Объект исследования — массовые явления как психологическая проблема.
Предмет изучения — изучение социально-психологических особенностей массовых явлений.
Задачи:
1. охарактеризовать концепции исследования массовых явлений
2. дать общую характеристику массовым явления в психологической науке;
3. проанализировать основные концепции изучения массовых явлений в психологической науке;
4. рассмотреть особенности массовых психических явлений;
5.исследовать основные характеристики массовых социально-психологических явлений;
6. рассмотреть исследования массовых явлений в психологии;
Методы исследования — для решения поставленных задач в ходе исследования применялся комплекс методов анализа философской и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе анализируются теоретические основы исследования психогенетики и психологии индивидуальных различий. Во второй главе рассматриваются психогенетические исследования способностей, описываются предпосылки формирования способностей. Объем курсовой работы из ?? страниц.
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения массовых явлений в психологической науке
1.1 Концепции исследования массовых явлений
Толпа и народные массы существуют все время существования человечества. Мыслители древности, такие как Сократ, Платон, Цицерон и многие другие стремились дать свое определение роли масс в обществе.
Геродот и Фукидид начали использовать такие понятия, как «масса», «многие», говорили о их «самонадеянности», «невежестве».
Сократ соглашался с их характеристикой масс, но считал, что большинство людей можно обучить. Он соотносит нравственность с отношением к обучению, готовностью обучаться.
Платон полагал, что основная масса населения- это человеческое стадо, а искусство политического управления- это умение усмирять такое стадо. Он считал, что демократия представляет осуществленную власть толпы, а тирания- это беззаконная власть, основанная на поддержке масс. Тирания, по мнению Платона, наихудшая форма правления, ибо приветствуя народного вождя как борца за свободу, массы сами становятся порабощенными этим тираном. Платон исходит из того, что всех людей объединяет коллективное начало, а оно всегда выше индивида и его интересов.
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... на который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования – ожидаемый результат исследования. Задачи исследования – шаги достижения цели. Гипотеза– это научно обоснованное предположение; прогнозом ожидаемого ...
Взгляды Аристотеля совпадают со взглядами Платона. Он считает, что все люди, занимающиеся любой деятельностью по добыванию денег, подобно рабам, выступают придатком государства. Это разделение заложено природой, согласно которому одни свободны, другие-рабы. В то же время Аристотель считает массы нормальным явлением политической жизни.
Цицерон считал, что «новые толпы» это отбросы общества. Характеризовал их как невежественные, глупые, суеверные, а поведение их рабское.
Иное отношение к толпе было у мыслителей эпохи Возрождения. Они так же оценивали толпу как невежественную. Этим объясняется ее тяготение к ярости, лени, глупости. Но, в отличие от мыслителей античности, они говорят о толпе, имея в виду невежественных людей принадлежащих к любому сословию, а не только простой люд. Леонид Бадкин проанализировал все это в своем труде «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». В нем говорится о противопоставлении невежественных мудрым, о тех, кто чужд словесности и философии, кто пренебрежительно относится к ученым людям, к тем, кто освоил культуру . Автор акцентирует внимание на том, что гуманисты не относились к черни презрительно. Они исходили из того, что источником благородства стала культура, что сын Божий открыл тайну царства небесного только немногим ученикам. Толпе надо обязательно возвестить эту Божественную мудрость, облегчив ее через вымысел или притчу. Гуманисты считают, что чернь постигает истину в наивно-буквальной форме, тогда она становится для нее доступной.
Никколо Макиавелли свой подход к этим вопросам излагает в трактате «Государь». Он утверждает, что «народ постояннее и рассудительнее всякого государя». Для Макиавелли народ и толпа разные понятия. Народ — это массы, упорядоченные законом, а толпа — это разнузданное, не упорядоченное законом скопление масс. Так же он различает свободный и развращенный народ. При развращенном народе невозможно создать республику, так как он наглый и не соблюдает правил. Такому народу нужна монархическая власть, которая удержала бы испорченные массы. В трактовке Макиавелли источники силы и жизнеспособности государства его устойчивости- массы. И в то же время они — рассадник смуты и беспорядка. [22]
Систематическое изучение феноменов массового поведения началось во второй половине XIX века. В странах Западной Европы независимо друг от друга сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле).
Лебон первым из ученных предпринял научные попытки исследования вопроса проблемы толпы. Первые статьи Лебона по теме массового поведения были опубликованы в 1895г.. Их публикация обозначила подход к проблеме с научной точки зрения. В этом же году статьи Лебона были опубликованы в книге «Психология толпы», принесшей ему широкую известность.
Тард определяет толпу как груду разнородных, незнакомых между собою элементов. Он высказывает мнение о том, что толпа притягательна сама по себе, считает что толпа оказывает на человека некое чарующее воздействие. Разграничивает понятия толпа и публика. Толпа, по его мнению, принадлежит прошлому, представляет нечто низшим.
В.Вунд полагал, что психология должна состоять из двух частей:
1. Физиологическая психология;
2. Психология народов.
Идея Вунда получила основное развитие в 1900 году в книге «Психология народов». В ней он придал психологии народов более реалистичный вид, это позволило ему предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов, обычаем.
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... средство передачи жизненного опыта через поколения. Язык весьма существенно влияет на психологию народа; Наиболее важным является язык, на котором человек думает. Любой язык ... Язык, мифы, обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа. 5 Социальная матрица человеческого поведения Социальная психология одна из нескольких дисциплин специализирующихся на изучении человеческого ...
В России учение о психологии народов развивал А.Потебни. основная идея его концепции — принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.
В начале ХХ веков М.Г.Михайловский исследовал массовидные явления, после В.М. Бехтеров и А.Л. Чижевский. Чижевским впервые было изучено влияние солнечной активности и её колебаний на динамику массовых политических настроений. В 20е годы были получены данные, о массовом восприятии газетных сообщений (П.П. Блонский) и циркуляции слухов (Я.М. Шариф).
А.Р. Лурия в начале 30х годов выявил национально-культурные особенности восприятия и мышления с стороны эволюционных позиций.[12]
1.2. Общая характеристика массовых явлений
Термин масса происходит от греческого «massa»- слиток, глыба или первичная масса, хаос. В различных исследованиях зарубежных и отечественных ученных, посвященных феномену масс, понятие «массы» определяется по-разному.
Гюстав Лебон один из первых теор……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2007. — 153с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст]: учеб. пособие /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2000.-210 с.
3. Бехтерев, В.М. Роль внушения в общественной жизни [Текст] / В.М. Бехтеров. -СПб.: типография К.Л. Риккера, 1903. -144с.
4. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст]: издание / М.И.Бобнева. -М.: Наука,1978. -311С.
5. Социальная психология [Текст]: хрестоматия / ред. Т М. Бостанджиев. -Тобольск .: Тобольский государственный педагогический институт,2003. -124с
6. Журавлев, А.Л. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / А.Л.Журавлева. -М.: ПЭР СЭ, 2002. -69с
7. Канетти, Э. Масса и власть [Текст]: книга / Э.Канетти -М.: АСТ, 2015. -527с
8. Килошенко, М.И. Психология моды [Текст ]: учеб. пособие / М. И. Килошенко. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Питер, 2014. — 318 с.
9. Лебон, Г. Психология народов и масс [Текст]: Книга I. Психология народов / Г.Лебон. -М.: Академический проект, 2011. -238с.
10. .Лебон, Г. Психология толп [Текст ]:Психология толп / Г.Лебон — М.: Инсститут психологии,1998. -416с.
11. Митрохин, С. Трактат о толпе / С.Митрохин -М.: Панорама, 1990.
12. Назаретян, А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. — СПб, 2003
13. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения [Текст]: Лекции / А.П. Назаретян.- М.: ПЕР СЭ, 2001
14. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии[Текст] : учеб. пособие / Д.В. Ольшанский. — Екб.: Деловая книга, 2001
15. Ольшанский, Д.В. Психология масс [Текст]: учебник /Д.В. Ольшанский — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
16. .Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст]:Психология масс / Х. Ортега-и-Гассет. — Самара. 1998
Учебно-методический комплекс по дисциплине психология масс
... Таким образом, основные цели изучения дисциплины «Психология масс» следующие: – ознакомить студентов с основными положениями психологии масс; – сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании ... проблемы теории и практики современной психологии (1 семестр); Методологические проблемы психологии (1 семестр); Освоение дисциплины «Психология масс» является необходимой основой для ...
17. Петровский, А.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / А.В.Петрровский. -М.: Просвещение, 1987. -224с.
18. Поис, А. Толпа и коллектив
19. .Субботина, Н. Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе [Текст]: книга / Н.Д.Субботина. — М.: КомКнига, 2002. 231 с
20. Тард Г. Преступность толпы [Текст]: Социальные этюды /Г.Тард. — СПб., 1902. — 255 с.
21. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Текст]: Избранное. — Кн. 1./ З.Фрейд — М.: Моск. рабочий, 1990. — 156 с.
22. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. — М.: Прогресс, 2009. — 390 с.
23. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998
24. Чалдини Р. «Психология влияния». — Питер; 1999; 328 с
25. Коваленко А.Б. Мода как психологический механизм. Психология моды и престижа /А.Б.Коваленко, Н.Н.Корнев. [Электронный ресурс] . Режим доступа lib/kornev-05.htm