Бихевиоральная психотерапия как концепция исследования психологической безопасности рабочей среды и психосоматического состояния специалистов

 

Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

 

 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

 

Лекционный доклад:

«Бихевиоральная психотерапия как концепция исследования психологической безопасности рабочей среды и психосоматического состояния специалистов».

 

Выполнил: Хасипов Р.Н.

магистрант, 502 гр.

  Проверил: доц. Нуриманова Ф.К.

 

 

 

Уфа 2012

 

Актуальность.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях. 
Поведенческая психотерапия основывается на психологии поведения и теориях научения. В связи с этим она подразумевает большое количество различных подходов и методов. Некоторые из них (такие как условно-рефлекторная психотерапия или систематическая десенсибилизация) возникли довольно давно, другие появились сравнительно недавно (например, когнитивно-поведенческая психотерапия). 
Так или иначе, поведенческая психотерапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности психотерапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии. Болезненное поведение, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, становилось объектом психотерапевтического вмешательства.

Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациента от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей психотерапии.
Поведенческая психотерапия — это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту — психологу или психотерапевту. 
В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую оказывает пси-хотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих недостатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет психотерапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причиной болезненных состояний.
Особое внимание психотерапевта в рамках психотерапии поведения направлено на контроль достигнутых изменений и обеспечение их длительного и необратимого характера.
Таким образом, в ходе психотерапевтического общения и в результате использования специальных технологий, психотерапевт влияет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента с целью улучшения его самочувствия. В итоге успешных психотерапевтических действий клиент начинает получать большее удовольствие от жизни, начинает сам контролировать и изменять болезненные для него или окружающих стереотипы поведения, строить (и осуществлять) планы по изменению этих стереотипов в будущем.

5 стр., 2017 слов

Поведенческие финансы, взаимосвязь психологии и экономики

... много примеров, когда эмоции и психология оказывают существенное влияние на наши решения, вызывая непредсказуемое и нерациональное поведение. Поведенческие финансы является сравнительно новой областью, которая ... всемирно известный специалист в области поведенческих финансов Херш Шефрин в 2001 году: «Поведенческие финансы - это изучение того, как психология влияет на принятие финансовых решений ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опора на психолого-педагогические теории

В своей книге «Что такое бихевиоризм» Скинер писал:

«Несомненно, что некоторые трудности возникают из того факта, что предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям. Далее, бихевиористское наблюдение влечет за собой определенные яркие изменения. Некоторые понятия. Которые структурируют традиционные формы наблюдения, глубоко укоренились в нашем языке. Они на протяжении столетий господствовали как в повседневной речи, так и в языке науки. Все же было бы несправедливым обвинять критиков бихевиоризма в том, что они неспособны освободиться от исторических предрассудков. Так как должны быть иные причины тому, что бихевиоризм как теория науки о поведении все еще связан с сильными недоразумениями».

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Советский психолог Ярошевский писал, что «используя идеи Халл), необихевиористы стремились преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики».

В наши дни бихевиоизм пополнился взглядами сотней разных учёных, и с началом появления бихевиоральной поведенческой психотерапии в их концепцию вошли исследования Юнга (в частности способы влияния на массовое бессознательное, что по сути прекрасно дополняет понятие о бихевиоральном социал-дарвинизме в социуме).

7 стр., 3070 слов

Проблема поведения в психологии

... высшую нервную деятельность животных поведением. Однако обратимся собственно к психологии. Как проблема поведения рассматривается различными психологическими школами? ... получил свое развитие в бихевиоризме, который рассматривает поведенческие реакции как ответы на соответствующие стимулы. Этому ... делается во благо человеку, как, например, в психотерапии, и совсем другое, если манипулятор вызывает у ...

Скинер так же продолжал в своей книге: «Помимо этого я убеждён в значении бихевиоризма. Насущные проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, противостоит мир сегодня, могут быть решены только в том случае, если мы будем постоянно увеличивать своё понимание человеческого поведения. Я не без оснований полагаю, что можно отказаться от традиционных теорий, которые сохранились через века. Именно они в значительной степени ответственны за наше сегодняшнее положение. Бихевиоризм в состоянии предложить многообещающую альтернативу. Я написал эту книгу с тем, чтобы раскрыть его позицию». Ещё Уотсон завещал своим ученикам продолжать его направление в строгом соблюдении результатов только новейших исследований в области науки. В наши дни это направление растворилась в таких науках, как палеопсихология (учение о прогрессивных и регрессивных поведенческих основах, генетически заложенных в нашей психике и бессознательно проявляющихся в нашей невербалике с целью  исследования  особенностей человеческого мышления) и виктимология (исследование поведенческих особенностей позиции жертвы в дикой природе и социуме). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новизна

Новизна состоит в том, что в условиях современной жизни, когда психология приобретает эмпирическую форму исследования, всё дальше уходя от своих классических истоков, тем самым формируясь как дополнительная научная часть разных сфер человеческой деятельности, которая  занимается изучением обстоятельств психического фактора, возрастает потребность в профилактических мерах человеческой природы  и ясности осознания того, что каждый человек – это непосредственно такое же, живое существо, как и другие живые организмы на планете и нам в для сохранения в первую очередь собственного здоровья так же необходимо уметь пользоваться заложенными в нас инстинктами, в частности инстинктом самосохранения. Как это делается? Процесс сбережения полезных нам инстинктов и свойств психики тонко воспринимать опасность засчёт той же интуиции, при чём не обязательно до экстрасенсорных вершин, происходит в те моменты, когда мы чётко разъясняем для себя то, какую роль в нашей жизни будут занимать те же самые на первый взгляд безобидные сидения вечерами за компьютером (которые в свою очередь влекут за собой иногда и серьёзные заболевания от простых болей в спине до сколиоза или от пощипывания в глазах до катаракты через много лет) и, например, прогулки или бег в парке (последнее в свою очередь  значительно ярко возбуждает в организме человека многие «дремлющие зачатки дикой природы», свойственные животным ).

Развитие инстинкта самосохранения способствует так же соблюдению норм правильного питания и ведению здорового образа жизни. Например, ни одно живое существо  ничего не воспринимает в качестве субстанции для питья кроме воды, а среди предложенной пищи натурального приготовления и купленного в заведениях быстрого питания, оно без колебаний предпочтёт первое. Запахи же алкоголя и табака вызывают паническое отвращение у всех представителей фауны. Почему мы не такие? Потому что мы изменились под действием негативных факторов социума, которые сами же себе и понасоздавали, мы почти убили в себе инстинкты и теперь будучи высшим звеном эволюции, вынуждены становиться самым уязвимым среди других видов живых существ. Не пора ли научиться разумно разделять  то, что нам необходимо для условий жизни в не всегда безопасном для нашего самочувствия социуме и, что более чем важно, для того, чтобы оставаться в  психологической  и вообще биологической безопасности?

7 стр., 3094 слов

2.Проблема возрастной периодизации психического развития в трудах ...

... человеке. Скиннер считал, что урок, преподанный бессознательным, заключается в том, что психические процессы просто не имеют отношения к поведению. А. Бандура род. 1925г. ... на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). Три основных стадии психического развития. 1.Инстинкт. 2.Дрессура (образование условных рефлексов). 3.Интеллект (появление "ага-переживания", осознание ...

 

Обоснование технологий, их описание, показатели результатов в сравнении с традиционными методиками.

 

Если мы,  к примеру, возьмём инженерную психологию, то там человеческий фактор выступает как живой элемент, взаимодействующий  с миром новых технологий. Сложность выполняемой работы влечёт за собой отсутствие должного внимания к своему психосоматическому состоянию.  Инженерная психология  возникла и развивалась в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий, компьютеризации всех звеньев производства и управления, мобильной связи и минимизации затрат всех видов ресурсов, при широком использовании гибких технологий и управления. Какое место в этой человеко-машинной системе может занимать человек как инстинктивно-развитый биологический вид? Конечно минимальное, Александр Обознов в своей лекции говорил о том, как важна скорость реакции авиапилота не допустить ошибку в управлении. Почему бы не работать с молодыми лётчиками над развитием у них способности на моментально максимальное проявление инстинкта самосохранения, с помощью которого в минуты опасности у них вместо панических настроений возникал животный аффект, стимулирующий мозг и весь организм работать в особо повышенном и чувствительном режиме?

То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

1 стр., 499 слов

ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ...

... Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования. МОДУЛЬ 2 ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ... тревожными детьми. Готовность к школьному обучению. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Принципы организации ...

Однако в наше время есть достаточно обширная база научных достижений для того, что исправить недостатки, существовавшие в науке ранее и направить поведенческую психотерапию по уже новому научному пути.

В то время, как нанотехнологизация почти каждой рабочей среды набирает новые обороты развития, казанский психотерапевт Гарифуллин предложил разработать особую разновидность исследования инженерных сфер человеческой деятельности – нанопсихологию, то можно дополнить эту концепцию тем же нанобихевиоризмом, то есть концептуальным бихевиоральным поведенческим психотерапевтическим подходом исследования человеческого фактора на основе общепринятых биологических норм в рабочей среде где наличие негативного влияния новых технологий на психофизиологию человека несёт реальную угрозу.

Сам Рамиль Гарифуллин предложил нанопсихологию разделить на три основные области:

1. Область, изучающую психические процессы, обусловленные природными наностуктурами мозга, нервной и нейрогуморальной системами. Эта область, в свою очередь подразделяется на изучение:
а) Психических процессов, обусловленных естественными процессами в наностуктурах (неуправляемые наноструктуры);
б) Психических процессов, обусловленных искусственными процессами в наноструктурах (управляемые оператором наноструктуры в условиях “здесь и сейчас” или запаздывания);

2. Область, изучающую психические процессы, обусловленные искусственно-созданными и управляемыми (в условиях “здесь и сейчас” или запаздывания) или неуправляемыми наностуктурами, которые внедрены в мозг, в нервную и нейрогуморальную системы.

3. Область, изучающую психические процессы, обусловленные влиянием систем (приборов, чипов, наночипов, наноботов, микроизлучателей, микровыключателей, микрокомпьютеров, кодирующие и декодирующие микросистемы, ДНК-компьютеры и т.п.), созданных на основе достижений нанотехнологии. Эти системы либо внедрены в мозговую, нервную нейрогуморальную систему. Либо воздействуют извне.

На наш взгляд, в настоящее время в нанопсихологии существуют следующие проблемы:

1. Проблема влияния наночастиц (наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур) на психические процессы. Она включает в себя:
a) проблему преобразования биоинформационных полей мозга с помощью наночастиц, помещаемых в различные участки мозга; 
б) проблему исследований психических процессов, вызванных влиянием наноблокаторов, наноэкранов, наночипов и различных наноэнергетических структур;
г) проблема управления вышеприведёнными процессами;

2. Проблема подключения мозговых структур и нервов к глобальным сетям (типа Интернет) посредством наноструктур.

3. Проблема управления через глобальную радиосеть (типа Интернет) психическими процессами индивидов с вживлёнными в мозг наночипов и иных наноструктур;

4. Проблема использования вышеприведённых искусственных наноструктур как инструментов для создания новых методов и методик изучения психических процессов;

5 стр., 2160 слов

Практическое занятие № 2. Психические процессы

... месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.   Практическое занятие № 2. Психические процессы Задание 1. Ощущения и восприятие 1). В приведенных ниже задачах укажите, где ...

5. Проблема взаимоотношения искусственных наноструктур, вживаемых в мозг и нервы с естественными мозговыми наноструктурами.

6. Проблема моделирования субъективной психической реальности с помощью влияния искусственных наноструктур;

7. Проблема преобразования, прогнозирования и конструирования психической реальности с помощью вариаций информации, поступающей через наноструктуры;

8. Проблема изучения процессов, протекающих в растворах наночастиц (идеальных и реальных растворах).

Переход на макроуровень через растворы наночастиц. Проблема взаимодействия с растворителем.

9. Проблема наноудаления различных структур мозга и нервов. Влияние наноудаления на психические процессы.

10. Поиск пусковых природных нанопроцессов и наноперестроек и имитация этих процессов с помощью искусственных наноструктур.

11. Проблема создания имитаторов кодирования мозговых процессов и психическое протезирование. Мозг кодирует и создаёт значения, а мы будем внедрять искусственные нанопротезы и наблюдать за тем, как изменяются психические процессы, как приживается, кодирующая (искусственная) система к природной. Проблема двоичности. Модели мозга (голографическая и др).

Нанокодирующие структуры зрения, восприятия, обоняния. Нанокоррекция памяти, мышления, проводимости и т.п.

12. Исследование психики по мере вращивания искусственных наноструктур в системы зрения и восприятия. (Это не грубое “бехтеревское” удаление и наблюдение, а внедрение наноструктур (наноботов), вырабатывающих гармоны, лекарства и т.д.

13. Нанофизиология – психология – секреция и т.д.

14. Исследование корреляции между психическими процессами (мышлением и т.п.) с нанопроцессами, влияющими на психические процессы.

15. Сила мысли и её отражение в нанопроцессах.

16. Код духовности.

17. Создание мозговой наносреды, изменяющей психические процессы.

18. Синергетика и самоорганизация (постмодернистические проекты)

19. В настоящее время существует пропасть между наноструктурными исследованиями и психическими процессами, так как до сих пор пока слабо изучены молекулярные механизмы мышления и памяти А может быть лучше искать пусковые, кульминационные, бифуркационные, синергетические механизмы в мозгу, которые определяют психические процессы.

20. Нонопсихология — наука, изучающая корреляции между наноструктурными преобразованиями и психическими.

21. Нанопсихология – это моделирование на психопатию. Можно математически моделировать психопатию.

22. Нанопсихология – как наука об очень тонких психофизиологические переключениях работы головного мозга. Нанопсихология может стать одним из современных психологических методов (в психологии).

Как метод меченных атомов.

23. Нанопсихология как наука о создании искусственных нейросетей, имитирующих естественные (синтез сетки, как в сетчатых полимерах)

24.  Замена некоторых частей мозга ДНК-вычислителями (см. нанобиология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути реализации концепции. Деятельность совместно с педагогическим коллективом, его концепция и программа развития.

 

Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы).

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных ... психологическую адаптацию и вызывают тревогу, эмоциональные нарушения, вегето-соматические  проявления. Поэтому глубокое ... уточнениях больным может признаваться существование проблемы психотравмирующей ситуации, но в ... ПТ (В.Н, Мясищев, В.Е. Рожнов). Дезактуализация психотравмы и конфликта в ...

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация — реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт — проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается методом упражнения. Не напоминает ли это одну из видов рефлекторики оператора в сфере человеко-машинных систем, схематически описываемое в учебнике инженерной психологии Ломова? Ведь именно в эргономической среде человеку как нельзя кстати приходится применять свои условные  и безусловные рефлексы, чтобы не совершить ту или иную ошибку.

На самом деле, гипотезы некоторых авторов (например, М. Эпштейна) согласуются с уже известными постмодернистскими проектами и говорить о философской новизне не приходится. По мнению ранее уже упомянутого Рамиля Гарифуллина —  философскую новизну необходимо искать в другом — в нанофилософии, как мировоззрении, учитывающим качественно новые формы существования психического (например, психосферы), развиваемого благодаря новой психологии — нанопсихологии. Психика будет развиваться в качественно новых условиях, благодаря которым придётся по- новому пересматривать онтологические и гносеологические вопросы философии. Ведь благодаря развитию нанопсихологии появится возможность управлять и манипулировать процессами совести и духовности. Согласно, М. Эпштейну, человек окажется действительно паучком во всемирной паутине, поскольку к каждому его нейрону, клетке, гену и чипу будет что-то приторочено. Каждая его частица будет участвовать в каких-то взаимодействиях, о которых он будет знать и которые должен будет контролировать, в свою очередь контролируясь этими системами. Мозговые сигналы будут прямо передаваться по электронным сетям, мысли будут читаться, поэтому придется быть осторожным не только в словах. В мозгу, посредством наночипов, будет время от времени вспыхивать табличка-напоминание о том, как необходимо мыслить и т.п. Церебрально открытое общество, сосредоточенное в психосфере, может потребовать от всех своих членов такой умственной аскезы, какой раньше предавались только монахи и йоги. Ментальная «корректность» или «гигиена» выработает привычку сурового мыследержания, и человек с особой радостью будет предаваться «снам наяву» — интервалам времени, специально отведенным для «анархии» мыслей. Личность сможет простираться через континенты, планеты, звездные системы, выступать в разных материальных обличиях и социально-профессиональных ролях — и одновременно осознавать единство своей судьбы и моральной ответственности, и все ее воплощения будут советовать друг другу в единой совести. Творчески сильная, вдохновенная личность сможет населять целые миры своими бесконечно множимыми «я». Очеловечивание приборов, орудий и машин, благодаря которым они приобретут человеческие функции движения, вычисления и даже мышления и есть смерть человека в постмодерновом понимании. Потому, что возникнут совершенно иные существа и корень «человек» здесь применять уже не придётся. Всечеловек — это уже не человек, а некий квазибог. Качественное перерождение это всегда смерть старого. Ведь память об индивидуальным психическом и экзистенции исчезнет, останется одна эссенция, которая не достаточна для существования феномена Человека. Обидно только одно, что не успели мы разобраться с тем, что есть Человек, как мы потеряем его.

3 стр., 1020 слов

Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...

... Я ВАМПИР? Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без ... вампирит. Если человек сам по себе не вампир и живет самодостаточной жизнью, не зависит ни от кого эмоционально и сохраняет ... — это тоже своего рода энергетический вампиризм, ведь спасая человека, нам отдается огромное количество энергии, и многие так на ...

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты

 

Британский профессор превратился в самого настоящего киборга. Ему была сделана операция по вживлению чипа в нервную систему, которая обошлась ему в кругленькую сумму — 714 575 долларов. Хирурги вживили микрочип в нерв на левой руке профессора Кевина Ворвика, и он, таким образом, стал полу-роботом. Теперь деятельность его нервной системы контролируется компьютером, который считывает информацию с движений руки мистера Ворвика. Ученые из университета Ридинг собираются также немного поэкспериментировать со своим коллегой. Они планируют посылать его нервной системе искусственные импульсы, чтобы проверить, могут ли быть синтезированы эмоции, например, раздражение и злоба. Сам доброволец надеется, что у него проснется шестое чувство, и он сможет ориентироваться в пространстве даже с закрытыми глазами. «Это очень важный исторический момент. Он изменит весь мир,» — считает профессор Ворвик. Эксперименты над рукой профессора-робота продлятся несколько месяцев, и за это время исследователи надеются получить исчерпывающую информацию о том, как работает обновленная рука мистера Ворвика. Эмоции профессора будут тщательнейшим образом отслеживаться через чип.

Кевин Ворвик не новичок в этом деле. Четыре года назад в его левую руку был вживлен микрочип, который включал и выключал свет, а также открывал автоматические двери. На этот раз ему пересадили более совершенный микрочип, ширина которого составляет всего три миллиметра. Сто тончайших электродов были подсоединены к нерву срединной артерии, а снаружи они подведены к компьютеру. В ближайшее время исследователи собираются вживить аналогичный микрочип жене профессора Ирене и соединить чету Ворвиков проводочками, чтобы проследить, смогут ли в таком случае супруги шевелить пальчиками друг друга. Ученые надеются, что этот эксперимент поможет разработать новую методику реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.

Но для реализации успешной работы таких технических деталей  в теле человека нужно в первую очередь  принятие организмом «инородных тел». Тот же микрочип может загноится. Когда нанобиологи применят процедуры подавления иммунитета, это повлияет на способность человеческого организма вообще «быть живым», поскольку именно иммунитет является единственным гарантом нашего здоровья. Ворвик в одном из своих интервью признался, что трансформируя людей в кибернетические организмы, он готовит тем самым человечество инопланетной атаке. А технологические имплантаты служат для того, чтобы быть менее уязвимыми перед нападением, мол, деталь  металлического скелета проще починить или заменить на более новую. Но на мой взгляд всё это невозможно, поскольку здесь идёт речь о совмещении природы и техники. Даже глубоко верующий в Бога человек заметит в этом подвох: созданное руками человека не может встать в один уровень с созданным Богом, то есть человеческим организмом. Не являются ли эти якобы исследования Ворвика  не более чем очередной рекламой  медицинской техники, только уже кибернетических имплантатов?  Я предлагаю другое будущее: в наши дни остро встал вопрос о начале ядреной войны между Израилем и Ираном. Если речь зашла о ядерной угрозе, то нет сомнений в том, что люди перестали дорожить природой, то есть если начнётся «ядерная зима», то военные считают, что подземных катакомб будет достаточно. То есть опять мы видим, что технология ставится выше природы. А как же в таком случае другие живые существа и флора? Почему никто не боится того, что планета ввергнется в хаос из-за отсутствия солнечных лучей и обилия вечных морозов, пострадает пищевая цепь? И всего, что нас может ожидать, это только самое малое. А ведь у животных есть не только способность беречь себя, но и беречь свою среду обитания. Может стоит развить  в нас эти инстинкты? Нам необходимо развивать на генном уровне осознание своего вида как части живой природы на Земле, чтобы в будущем ни у кого не возникло даже мысли губить «среду обитания» — планету Земля во всех смыслах этого значения. И современный бихевиоризм, адаптированный в рамки современных исследований, в этом самый ближайший помощник. Зачем улучшать человеческие физические возможности имплантатами, когда можно развить в себе дремлющие охотничьи и воинственные инстинкты, что только улучшит нашу природу? 

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней ... напряженностью, тревожностью. Эмоциональные состояния человека разделяют на 5 категорий, которые идентифицируются по силе, качеству ...

 

 

 

 

 

Разработки занятий, дидактические материалы

 

 

Воздействие на эмоциональную сферу больного и использование ее в психотерапевтическом процессе относится к глубокой древности и описывается в трудах Гиппократа, Авиценны и др. Умение вызвать у больного смех, поднять настроение рассматривалось как мощный лечебный фактор.

Эмоциональная психотерапия берет свое начало с конца 80-х гг. прошлого столетия с работ Дежерина (Dejerine J.), обратившего внимание на то, что «в нравственной области никакая идея не воспринимается холодным путем», т. е. без эмотивной опоры, которая и делает ее вполне убедительной. Большой вклад в разработку эмоциональной психотерапии внес А. И. Яроцкий (см. Арететерапия Яроцкого).

Одним из теоретических оснований эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова явилась концепция Селье (Selye Н., 1936) о стрессе и генерализованном адаптационном синдроме как универсальной форме ответа организма на различные по своему характеру раздражители.

Развитие этой концепции привело к взгляду на психогенные раздражители (в тех случаях, когда они обладают большой интенсивностью и являются сверхсильными) как на проявление стресса особого плана, а именно — эмоционального. Эмоциональный стресс по отношению к организму и личности может приобретать различные качества — как болезнетворные, приводящие к тяжелым психогенным или психосоматическим нарушениям (в таком случае, по терминологии Селье, говорят о дистрессе), так и стимуляционно-активирующие, лечебные.

Такой взгляд на эмоциональный стресс позволил В. Е. Рожнову (1971) создать методику коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии больных, страдающих хроническим алкоголизмом, а в дальнейшем эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова (1979).

По В. Е. Рожнову, психотерапевтический процесс может рассматриваться как активное лечебное вмешательство, цель которого (подобно хирургической операции) — произвести в душе больного на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотр, а в ряде случаев и радикальное изменение отношения к себе, своему болезненному состоянию и окружающей микро- и макросоциальной среде.

Эмоционально-стрессовая психотерапия Рожнова адресуется как к сознанию больного, так и к сфере его предсознательного и психического бессознательного, а точнее говоря, к той системе взаимопотенцирующего синергизма сознания и бессознательного, которая и составляет психику каждой конкретной личности во всех сложностях ее духовной жизни. Лечение осуществляется методом укрепления и выработки идейных позиций и интересов больного человека. Принципиально важным является положение эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова о саногенном воздействии стресса.

Изард (Izard С. Е., 1980) справедливо считает, что понятия положительного и отрицательного применительно к эмоциям требуют уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, по его мнению, нельзя безоговорочно относить к категории отрицательных, или плохих. Гнев иногда прямо связан с приспособительным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением личностной целостности. Изард считает, что есть эмоции, способствующие психологической энтропии, и эмоции, облегчающие конструктивное поведение.

Ф. З. Меерсон (1981) подчеркивает, что патогенное значение стресса необоснованно преувеличивается, заслоняя от внимания исследователей его функцию как важного звена адаптации. Он показывает, что нарушение гомеостаза не может однозначно трактоваться в качестве патогенного начала, и допускает возможность стресс-синдрома как сложившегося в процессе эволюции необходимого неспецифического звена более сложного целостного механизма приспособления к окружающей среде, т. е. в его положительном для организма значении.

Теоретические предпосылки эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова могут быть с успехом реализованы и при групповой психотерапии. Более того, в силу действия дополнительных и весьма активных форм психического влияния (общая цель, взаимная обратная связь, сопереживание и др.) возможность возникновения особого эмоционально-стрессового состояния психики и эффективность его саногенного воздействия при групповой психотерапии может быть значительно усилена.

Такие саногенные факторы эмоционально-стрессовой психотерапии, как «увлеченность, достигшая степени охваченности», «мобилизация сил высшего эмоционального накала» и др., с большей эффективностью могут быть использованы при групповой психотерапии, чем при индивидуальной. Многочисленные примеры из обычной жизни и даже из истории движения масс убедительно свидетельствуют в пользу более эффективного решения этих задач с группой единомышленников (Рожнов В. Е., Слуцкий А. С., 1988).

Эмоционально-стрессовые факторы в групповой психотерапии обладают рядом специфических особенностей. В первую очередь это относится к целенаправленному использованию таких динамических процессов, как групповая напряженность и сплоченность. В групповой динамике данные процессы могут выступать по отношению друг к другу как силы антагонистические и как силы синергические.

Одной из особенностей групповой эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова является создание в группе оптимального уровня напряжения (с учетом клинических особенностей членов группы, фазы ее развития и т. п.), превращение групповой напряженности из силы деструктивной (способной привести к распаду группы) в фактор, обладающий высоким психотерапевтическим потенциалом, способствующий развитию качественно нового уровня консолидации группы и глубинной позитивной личностной перестройке ее членов, формирующий у них навыки конструктивного разрешения интерперсональных конфликтов.

Групповая напряженность в психотерапевтическом процессе может выступать в качестве важного психодиагностического средства, выявляя типичные индивидуальные способы реагирования членов группы на стрессовые ситуации (тревога, агрессивность, различные формы психологической защиты), и, кроме того, может служить терапевтической моделью трудных для них реальных жизненных ситуаций.

Однако конструктивные возможности групповой напряженности реализуются только в том случае, если в группе развивается процесс консолидации ее членов, формируется ее сплоченность, создается атмосфера эмпатического взаимопонимания и безопасности, в которой открыто выражаются как положительные, так и негативные чувства. Только в этих условиях могут быть найдены пути эффективного разрешения внутригрупповых конфликтов, многие из которых не только возникают как следствие психологической несовместимости отдельных членов группы, но и обусловлены их клиническими особенностями, дезадаптивными стереотипами их интерперсонального поведения.

Большое значение факторам групповой напряженности и сплоченности, коррективного эмоционального опыта в психотерапевтическом процессе придают Хёк (Hock K., 1976) и Кратохвил (Kratochvil S., 1976), которые в своих работах высказывают ряд положений, тесно перекликающихся с концепцией эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

1.   Б. Скинер. «Что такое бихевиоризм» -http://www.raai.org/library/books/skinner/skinner.htm

2.   Википедия. «Необихевиоризм» — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%85%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

3.   Энциклопедия психотерапевта.  «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия» —

4.   3.  Ю. Малыгин. «Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия» http://www.psypodderjka.ru/content/view/77/

5.   Р. Гарифуллин. «Нанопсихология как новая наука» — http://psychology.net.ru/articles/content/nanopsy.html

6.   http://ufo-legacy.ru. «Первый человек-киборг» — http://ufo-legacy.ru/tehnicheskie-dostijeniya-i-nou-hau-chelovecheskoi-i-kosmicheskih-civilizacii/pervii-chelovek—kiborg.php