Массовые стихийные явления как социальный феномен

П Л А Н

1. Массовое стихийное поведение как социальный феномен.

2. Толпа и закономерности ее поведения:

    * Феномен толпы;

    * Эмоциональное кружение;

    * Типы толпы, их своеобразие;

    * Методы работы с толпой;

3. Слухи как социальное явление.

 

Рекомендуемая литература

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология (Раздел «Массовая психология).

— СПб., 2003, С. 305 – 313.

2. Дубинин Б.В. Слухи как социально-психологический феномен. – М., 1997

 

Массовые стихийные явления как социальный феномен

Стихийная группа – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Важным фактором их формирования является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, доста- точно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Главный отличительный признак общения в стихийных группах в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.

Все это делает возможным реализацию в стихийных группах таких способов воздействия как:

— заражение;

— внушение;

— подражание.

 

                            

14 стр., 6993 слов

Тема: Большие социальные группы и массовые движения

... Понятие, виды больших социальных групп. Характеристика классов, этнических групп, политических партий. 2. Психологическая характеристика стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах. 3. Социальные движения. ... занятие №3 Тема: Большие социальные группы и массовые движения. Цель занятия: уяснение психологических особенностей больших групп осмысление механизмов и способов воздействия ...

 

 

  ТИПЫ СТИХИЙНЫХ ГРУПП

 

Толпа как разновидность социальных групп наиболее полно исследована в социальной психологии. По определению Лебона, толпа – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью».

Легко образуется в следующих ситуациях:

1) стихийные бедствия;

2) общественный транспорт и транспортные узлы;

3) массовые зрелища;

4) политические акции;

5) места массовых гуляний и отдыха.

Цели толпы могут быть весьма различными, а длительность ее существования определяется значимостью инцидента. В толпе могут возникать элементы организации, если найдется человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

 

В научных трудах ученых-психологов характерно отождествление массового поведения с поведением толпы как наиболее ярким проявлением психического состояния масс.

Феномен толпы известен исстари, хотя впервые зафиксирован и исследован столетие назад с выходом в 1898 году книги Гюстава Лебона «Психология народов и масс».

Гюстав. Лебон предложил концепцию психологии толпы. Согласно ей толпа представляет собой продукт и проявление некоторой коллективной души (термин условен).

Французский ученый показал существенное отличие проявления психического-Я личности в неорганизованной массе людей от ее реальных психологических черт, свойств, качеств.

В соответствии с законом «духовного единства толпы», сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он думает и действует так, как ему велит состояние «коллективной души» толпы.

По мнению Лебона, основной характерной чертой толп является слияние индивидов в единый разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый непроизвольно стремиться походить на ближнего в массе.

Исчезновение индивидуальных свойств, растворение личностей в стихийной макрогруппе происходят одинаково, независимо от уровня самостоятельности или культуры ее членов. В толпе аналитические функции сознания заблокированы и трансформированы, эмоциональная сфера возбуждена и наблюдается рост напряжения, детерминирующий потребность в разрядке, высвобождении энергии.

Толпе, по мнению Г. Лебона, свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, даже гипнозу, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм.

В самом начале ХХ века по психологии массового стихийного поведения появились работы Габриэля Тарда (1843- 1904 гг) – 1902 г. И Зигмунда Фрейда.

Габриэль Тард в описании феномена толпы исходил из того, что важнейшими функциями социальной жизни является инициатива (активность, нововведение) и подражание (мода и традиции – как функция социализации, воспитания, освоения норм, ценностей, адаптации, выживания).

В толпе функция  инициативы подавляется, переходя в потенциальное состояние – наращивая напряжение, готовность к импульсивному действию при внешнем стимуле. Функция подражания, наоборот активизуруется до гипертрофического уровня. Поэтому человек бессознательно подчиняется стихийным движениям толпы.

Г. Тард дал прекрасное художественное определение толпы.

 «Толпа – это груда разнородных, незнакомых между собой элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту нестойкую массу, последняя получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришли сюда, движимые простым любопытством; лихорадка охватившая нескольких, внезапно овладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению» .

Положения о коллективном торможении интеллектуальной деятельности и повышении аффективности в массе сформулировал Сципион Сигеле.

Зинмунд Фрейд дал развернутый психоаналитический комментарий к концептуальным положениям Гюстава Лебона, Сципиона Сигеле, С. Московичи обосновывая их значимость.

САМОСТОЯТЕЛЬНО З. Фрейд и С. Сигеле, С. Московичи ,Н.К. Михайловский

Фрейд писал об активизации животных инстинктов и гипертрофированной актуализации базовых потребностей в толпе (стяжательская, вакханальная, агрессивная толпы) и рост энергии либидо.

Рассуждения: Стремление в центр толпы как стремление быть вовлеченным и сопричастным (потребность в персонализации – предубеждение, иллюзия, что возможность ее в центре, а так же быть принятым), быть внутри среди людей, а значит в безопасности; Стремление к опасности, как стремление к смерти подсознательно и любопытство, что там за гранью. Стремление к свободе – в толпе как в лесу ты свободен от норм, от ответственности, Подразумевается, что кто-то за все это отвечает.

( Пример эмоционального кружения  по Фрейду – как многократного обоюдного эмоционального заражения, вторжение в личное интимное пространство. Представьте в троллейбусе давка и………)

Вильгельм Вундт (1932 – 1920).

В течение 1900 – 1920 гг издается 10-томник «Психология народов». В контексте рассматриваемой нами темы важна идея Вундта о генетическом приоритете «национального духа» перед индивидуальным», т.е. массы над личностью.

Рассматриваемой теме посвящено достаточно много работ ученых-психологов:

Н.К. Михайловский – концепция героя и толпы;

В.М. Бехтерев – явления массового внушения и общественного настроения;

Н.А. Бердяев, Г.М. Плеханов – о разрушительной силе массовой психологии, А.И. Герцен.