Исследование ценностных ориентаций у старших подростков

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Исследование ценностных ориентаций старших подростков как психолого-педагогическая проблема 6

1.1 Состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях 6

1.2 Характеристика детей старшего подросткового возраста 14

1.3 Особенности ценностных ориентаций у старших подростков 22

ГЛАВА 2 Экспериментально-диагностическое исследование ценностных ориентаций у старших подростков 31

2.1 Этапы, методы и методики исследования 31

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЯ 51

ВВЕДЕНИЕ

Основные составляющие внутреннего мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Ценностная сфера человека представлена иерархией, соотношением различных ценностей и ценностных ориентаций. Она является системой, динамика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. В процессе онтогенеза ценности способствуют формированию индивидуального опыта человека и организации его когнитивной и эмоциональной сферы и служат источником его поведения. По мере взросления система мотивов и ценностей личности, сохраняя общность с такими же системами других людей, становится уникальной.

Важным этапом становления системы ценностных ориентаций лично-сти является старший подростковый возраст. В старшем подростковом и следующем за ним юношеском возрасте большинство людей сталкиваются с необходимостью самоопределения и выбора – выбора профессии, карьеры, супруга, образа жизни и т.п. Они намечают жизненные цели и осуществляют их. В процессе профессиональной деятельности и освоения новых социальных ролей (профессиональной, гражданской, супружеской, родительской и др.) происходит дальнейшее развитие ценностной сферы личности.

Проблема ценностной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и на-правлений (А. Адлер, К. Левин, С. Мадди, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Х. Хекхаузен).

В отечественной психологии различные аспекты проблемы ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др.

24 стр., 11771 слов

Глава 1.Теоретические подходы к определению понятия«ценностные ...

... ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает ...

Проблема ценностных ориентаций лиц старшего подросткового воз-раста активно изучалась в 70-80 гг. ХХ в. (А. Адыкулов, Б.С. Круглов, А.С. Шаров, В.А. Ядов и др.), потом интерес к ней несколько угас. Возрастные особенности системы ценностных ориентаций старших подростков и закономерности ее развития в этом возрасте, выявленные исследователями в последней трети прошлого века, не применимы по отношению к нынешнему поколению подростков, поскольку с того времени в российском обществе произошли значительные социальные и экономические изменения, которые не могли не отразиться на системе общественных ценностей человека, а особенно в подростковом возрасте, сензитивном для формирования мировоззрения. Современное поколение подростков находится в сложной ситуации: непрерывные преобразования в социально-экономической, политической и культурной сферах нашего общества сопровождаются кризисом ценностного сознания. Многие социальные ценности, которыми жили подростки советской эпохи, утратили значение для нынешнего поколения молодежи.

В этой связи исследование особенностей ценностной сферы у старших подростков является особенно значимым, поскольку именно этот период индивидуального развития связан с формированием ядра ценностных ориентаций, которое на последующих этапах онтогенеза обеспечит функционирование ценностей как целостной системы, оказывающей определяющее влияние на мировоззрение и направленность личности, ее социальную позицию.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью ценностных ориентаций, образующих «ядро» личности человека и выступающих источником его поведения, значением старшего подросткового возраста в становлении ценностной сферы личности и недостаточной изученностью проблемы особенностей ценностной сферы у старших подростков.

Тема исследования: «Исследование ценностных ориентаций у старших подростков».

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у старших подростков.

Объект исследования: ценностная сфера лиц подросткового возраста.

Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций у стар-ших подростков.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации у старших подростков имеют специфические особенности.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях.

2. Изучить характеристику детей старшего подросткового возраста.

3. Изучить особенности ценностных ориентаций у старших подрост-ков.

Для достижения цели исследования использованы следующие методы:

— методы теоретического исследования – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические методы: тестирование с помощью психодиагностиче-ских методик: «Ценностный опросник» М. Шварца, «Методика изучения ценностных ориентаций» М. Рокича;

— методы математико-статистического анализа: критерий Манна-Уитни.

База исследования: МОУ СОШ «Средняя школа № 50 г. Челябинска».

Выборка: 25 старших подростков 14-14,5 лет из числа учащихся 7а класса и 25 старших подростков 15,5-16 лет из числа учащихся 9а класса МОУ СОШ «Средняя школа № 50 г. Челябинска».

9 стр., 4163 слов

Ценностные ориентации современных подростков

... исследования являются ценностные ориентации современных подростков. Предмет - формирование и развитие различных видов ценностных ориентаций. Цель работы - выявить сущность и содержание особенностей ценностных ориентаций ... себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности. Ценностная ориентация включает в себя три ...

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности ценностной сферы старших подро-стков могут быть использованы при решении практических задач психологического сопровождения старших подростков, в частности, при проведении психологического консультирования старших подростков, их родителей и педагогов.

ГЛАВА 1 Исследование ценностных ориентаций старших подростков как психолого-педагогическая проблема

1.1 Состояние проблемы ценностных ориентаций в психолого-педагогических исследованиях

Под «ценностными ориентациями личности» в психологии понимают направленность личности на те или иные ценности [41], отражение в созна-нии индивида ценностей, принятых им в качестве мировоззренческих ориентиров и стратегических жизненных целей [26, C. 23]. Система ценностных ориентаций личности определяет содержательную сторону личностной направленности и составляет основу ее отношений к себе самой, к другим людям и к окружающему миру в целом. Выступая в качестве главного связующего звена между личностью, ее внутренним миром, и социальной средой, ценности представляют собой важный элемент внутренней структуры личности [14]. В ценности отражается значимость, привлекательность целевого объекта [44, C 207]. В то же время, ценность не является признаком объекта, она выступает как характеристика субъекта в его среде [21, C. 133].

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. Система ценностных ориентаций индивида составляет основу отношений к миру, к окружающим людям и к самому себе, основу мир……

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] / Б.Г. Ананьев. – М. : АСТ, 2010. – 232 с.

3. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. – Горький, 2012. – С. 116-129.

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

5. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психоло-гии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.

6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.

7. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-ности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечест-венных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256-269.

8. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи [текст] / А.М. Голуб // Социальная работа. – 2009. — № 4. – С. 53-57.

9. Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи [текст] / Е.А. Данилова // Социология. – 2008. — № 4. – С. 99-107.

23 стр., 11232 слов

Взаимосвязь ценностных ориентаций и репродуктивных установок

... оборот понятие социальной установки, определяли её в соотношении с ценностными ориентациями личности; при этом ценности приобретают социологическое наполнение, нормативную ориентацию и связь с социальной практикой. Исследование У. Томаса и ...

10. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников [текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. — № 8. – С. 118-122.

11. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М. : По-литиздат, 1978. – 272 с.

12. Ермолич, С. Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков [текст] / С.Я Ермолич // Внешкольное воспитание. – 2007. — № 9. – С. 23-27.

13. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М. : Институт РАН, 2004. – 226 с.

14. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 222 c.

15. Иконникова, С. Н. Социология о молодежи [текст] / С.Н. Иконникова. – Л.: Знание, 1985. – 231 с.

16. Илькевич, Б. В. Проблема профессионально-мотивирующего обучения [текст] / Б.В. Илькевич // Учитель. – 2009. – № 71. – С. 19-21.

17. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Юпитов, А.А. Зотов // Социс. – 1997. – № 3. С. 84-92.

18. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции по-ведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М. : Просвещение, 1979. – 240 с.

19. Казарьянц, К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности [Текст] / К.Э. Казарьянц // Университетские чтения. – СПб., 2009, № 9, С. 11-17.

20. Карандашев В.Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей лично-сти: концепция и методическое руководство [текст] / В.Н. Карандашев. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.

21. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – № 4. – С. 130-136.

22. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.

23. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М. : Педагогика, 1995. – 271 с.

24. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] : 4-е изд. / А.Н. Леонтьев. – М. : Речь, 2004. – 320 с.

25. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M. : Институт РАН, 1992. – 17 с.

26. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13-25.

27. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. – Вып. 1. – СПб., 2000.

28. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.

29. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М. : Социосфера, 1994. – 176 с.

30. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.

31. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надира-швили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.

32. Нестерова, Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст] / Н.Б. Нестерова. – М. : Просвещение, 1984. – 236 с.

33. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования, 1999. – № 6. – С. 96-99.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... выражение деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого слова в научных и научно-практических текстах – как область приложения ... в область профессиональной культуры, истории профессии;        адекватная система ценностных представлений профессионала, совершенно необходимая для построения педагогической системы подготовки специалиста, ...

34. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.

35. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л. : ЛГУ, 1979. – 263 с.

36. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. – М. : Социосфера, 1990. – 360 с.

37. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.

38. Современная западная социология : словарь [текст] / Под ред. Ю.Н. Давидова, М.С. Ковалевой, А.Ф. Филиппова. – М. : Просвещение, 1990. – 432 с.

39. Социология молодежи [текст] : учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

40. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А.В. Тол-стых. – М. : Знание,1991. – 294 с.

41. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л. : ЛГУ, 1968. – 124 с.

42. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.

43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М. : АСТ, 2008. – 352 с.

44. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т.2 / Х. Хек-хаузен; под ред. Б.М. Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.

45. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р.М. Шамионов, А.Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова : Акмеология образования. – 2006. – Т. 12. – С. 75-79.

46. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.

47. Широких, О. С. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций [текст] / О.С. Широких // Вопросы психологии. – 2007. — № 9. – С. 23-27.

48. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шо-стром. – Минск : Харвест, 1992. – 128 с.

49. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии: тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Просвещение, 1992. – 364 с.

50. Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности : учебное пособие [текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.