Исследование степени психологической готовности к материнству у женщин разного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Социальная психология

Студент: Куминова Алёна Николаевна

Группа ПСО: 203.13

Руководитель: кпсхн., доцент З.А.Киреева

Комиссия: дпсхн., профессор Р.В.Овчарова

Курган 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ психологической готовности к материнству

1.1 Понятие «материнство» и его основные функции

1.2 Определение понятия «психологическая готовность к материнству» и характеристика ее составляющих

1.3 Психофизиологическая готовность женщин к материнству

Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству у женщин разного возраста

2.1 Организация исследования и описание методик исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема материнства приковывает внимание психологов долгое время. Такое внимание к этой проблеме далеко не случайно. Каждый человек в своей жизни выполняет множество социальных ролей. Роль матери считается одной из самых главных и ответственных. Женщина-мать ведет ребенка по жизни, является источником жизненного опыта, передаваемого из поколения в поколение. От того, насколько успешно женщина будет справляться с ролью матери, зависит развитие отдельно взятого ребенка и далее общества в целом.

Психология материнства является одной из наиболее трудных и плохо разработанных областей современной науки. Филиппова Г.Г. пишет, что тема готовности женщин к материнству остаётся проблемной. [31]

Веками в разных культурах формировалось особое отношение к материнству как к важнейшей духовно-нравственной ценности. В настоящее время социальная нагрузка на женщину сильно увеличилась. Ей стало значительно тяжелее, чем раньше, одновременно заниматься трудовой, общественно-полезной деятельностью и при этом быть матерью. По этому поводу Матвеева Е. В. Говорит о том, что практическая готовность к семейной жизни в значительной мере определяет возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей.[19]

5 стр., 2291 слов

Психологическая готовность к материнству, у женщин 25-30 лет

... исследование формирования готовности к материнству женщин других возрастных периодов, изучение психологической готовности к материнству в ее связи с физиологическим компонентом, сравнение психологической готовности к материнству женщин ... конкретно-средовыми и социально-психологическими условиями жизни и развития женщины. Итак, психологическая готовность к материнству (вне зависимости от опыта) ...

Актуальность изучения этой проблемы продиктована сложной демографической ситуацией в стране. Исследователи сообщают о новом явлении общественной жизни, свойственном некоторой части российской молодежи — определенной «педофобии» — нежелании иметь детей из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них. Малодетность становится жизненной нормой. Половина российских семей воспитывает только одного ребенка (Овчарова Р. В.).[22] Также увеличивается количество разводов, растет число сиротеющих детей при живых родителях, которые не занимаются их воспитанием. А так же это связано с увеличением количества случаев грубого и жестокого обращения с ребенком и плохой разработкой программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине. В самосознании современной женщины функции матери не являются главенствующими. Такой вывод можно сделать, опираясь на официальные данные. В 2006 году было проведено 1млн. 528 тыс. абортов. Россия находится на первом месте в мире по количеству абортов.[30] По данным, научно-публицистической литературы, можно проследить, что современное поколение молодых людей крайне мало ориентировано на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В. Я., Мытиль А. и др.).[28]

Филиппова Г.Г. отмечает, что всё чаще родители, ждущие ребенка, ничего не знают о самых элементарных особенностях развития младенца, своих обязанностей и функций в уходе за ним. Вследствие чего у родителей образуется потребность повысить родительские знания. Они понимают, что им не хватает эмоциональных переживаний, что они не готовы к возникновению материнских чувств.[31]

Целью данного исследования является изучение степени психологической готовности к материнству у молодых женщин.

Объектом исследования являются женщины в возрасте от 18 до 24 лет.

Предмет исследования заключается в изучении характеристик социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, которые являются основными составляющими психологической готовности к материнству.

Гипотезы исследования:

Женщины в возрасте 22-24 лет психологически наиболее готовы к материнству, так как закончили процесс получения профессионального образования, определились с карьерой и своими жизненными целями;

22 стр., 10583 слов

Исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности

... Объект исследования: профессиональная деятельность будущего специалиста; Предмет исследования: особенности психологической адаптации ... в случае тяжелых потерь, пособия по материнству; - Поддержка в случае увольнения ... неиспорченности, отсутствия постороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в ... большинства опрошенных мужчин и женщин ниже среднего Большинство опрошенных ...

Женщины в возрасте 18-20 лет психологически наименее готовы к материнству, так как занимаются учебной деятельностью.

Задачи, которые решались для данной цели:

Раскрыть определение понятия «психологическая готовность к материнству» и определить его основные компоненты;

подобрать, методики и методы для изучения степени психологической готовности к материнству у женщин;

проанализировать полученные результаты исследования уровня готовности к материнству женщин различных возрастных групп.

Методы и методики исследования:

Теоретический анализ источников ;

Эмпирические методы: Анкета психологической готовности к материнству;

Методы качественного анализа.

База исследования: женщины в возрасте от 18 до 24 лет.

Теоретическая и практическая значимость исследований в области психологии материнства состоит в том, чтобы лучше подготовить женщину к рождению и воспитанию ребенка и предупредить девиантное материнство. Для этого нужно использовать соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и коллективной психологической работы с женщиной и ее семьей.

психологическая готовность материнство

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ

1.1 Понятие «материнство» и его основные функции

Изучением материнства занимается история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология и психология.

Каждая из наук дает разные определения материнству, опираясь на свои цели и задачи. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» не существует.

В словарях по психологии не даны определения понятиям «материнство» и «психология материнства».

Определение понятию материнство дает в толковом словаре Ожегов С. И. Данный термин трактуется двояко: 1) состояние женщины-матери (преим. о периоде беременности и младенческих лет ребенка); 2) свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми.[23]

Существенный вклад в изучение и развитие психологии материнства внесла Филиппова Г. Г.. Она условно разделяет материнство на две составляющие: 1) материнство как часть личностной сферы женщины и 2) как обеспечение условий для развития ребенка.[33]

6 стр., 2804 слов

Ситуативно-личностное общение ребенка с матерью как условие развития речи ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА С МАТЕРЬЮ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА Студент: Специальность 44.02.01 «Дошкольная педагогика» Группа № 602 ...

Брутман В.И. указывает, что материнство — это явление не биологического, а социального порядка.[7]

В рамках феминистского подхода отношение к материнству неоднозначно. Одни авторы считают материнство основой неравенства женщин и их эксплуатации обществом (С. Файрстоун, Л. Иригарай).

Материнство также объявляется агентом мужского в женском мире и в целом оценивается отрицательно, поскольку привносит в женский неагрессивный мир равенства властные отношения и стремление к достижению, присущие мужскому миру. Ведь для матери характерно испытывать чувство гордости за детей, рассматривая их как достижения. Кроме того, маленький ребенок всегда находится под покровительством матери.

Однако в рамках феминистского подхода существует и другая точка зрения. С точки зрения Е.А.Каплан, М.М.Каплан, Э.Оаклей, материнство — значимая, хотя и не обязательная, часть жизни женщины, оно многое ей предоставляет, а не только все у нее отбирает.

Остальные (нефеминистские) теории материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривали его, прежде всего как долг, работу.[31]

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, некую художественную способность, подобную врождённому таланту.[29]

Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. По мнению Матвеевой Е.В. к такому типу деятельности относится материнство.[19]

Таким образом, отсутствует единое, однозначное понятие материнства. По мнению Г.Г. Филипповой, материнство должно изучаться с учетом того, какие функции выполняет мать для развития ребенка, и того, как они представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила две группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность выполнения всех этих функций во многом определяет развитие ребенка на каждом этапе его развития и особенности построения взаимоотношений с окружающим миром.

3 стр., 1460 слов

Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка

... ребенка на руках у матери. В современном обществе укоренилось и стало безусловным представление о материнстве, о ребенке ... а также ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Ученые ... особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля индивидуального воспитания ребенка. ... то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и ...

К видотипичным функциям матери относятся следующие:

1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.

2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребенком) для развития видотипичной структуры деятельности.

3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей (развитие видотипичных особенностей мотивационно-потребностной сферы): потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и ее результатов (системообразующая потребность социально-комфортной сферы), познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.

4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения (искусственных знаковых средств) в форме формирования потребности в общении, как системообразующей для сферы общения.

5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов (мотивационное обуславливание и мотивационное опосредствование, осознание мотива и цели).

Конкретно-культурные функции матери охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в ее культуре модели материнства, в которую входит не только операциональный состав и технология ухода и воспитания, но и модель переживаний матери, ее отношения к ребенку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребенком. Этим достигается формирование у ребенка тех психических особенностей, которые соответствуют данной культуре. Сюда можно отнести:

1. Обеспечение матерью (и шире — родителями) предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.

2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.

3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной сферы.

6 стр., 2534 слов

Психологические аспекты отношения матери и ребенка

... . Именно она составляет сущность женщины, ведь только женский пол выполняет репродуктивную функцию. Готовность к материнству определяет в дальнейшем взаимоотношения ребёнка с матерью, и если на ... сфере, они выбрали семью и уже поменяли ритм жизни в связи с первым ребёнком. Приспособившись, они знают, что и как лучше успеть ...

4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижений.

5. Обеспечение условий для формирования у ребенка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентации, семьи, материнства и детства и др.

Возникновение способности матери осуществлять свои функции в системе психического контакта с ребенком обеспечено в каждой культуре целым набором средств, часть из которых осознается, а часть представлена в форме традиций, поверий, заложена в способах взаимодействия между взрослыми и детьми. Ценности, благодаря которым материнское поведение соответствует данной культурной модели, также проходят сложное развитие в онтогенезе матери.

Все эти содержания должны обеспечивать развитие ребенка как представителя не только своего вида, а также члена своей конкретной культуры.

Филиппова Г.Г. отмечает, что мать не осознает всех перечисленных функций.[31] О многих функциях стало известно сравнительно недавно, поэтому они все еще познаются. Тысячи лет мать с успехом выполняла эти функции. Культурой они также хорошо освоены и представлены в сборнике правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Такие материнские функции как удовлетворение потребностей в органических веществах, выработке у ребенка личностностных качеств.

Функции матери, которые выделены Филипповой Г.Г., не являются единственно правильными и окончательно определёнными. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивают и интерпретируют функции матери.[31]

1.2 Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих

Согласно Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Ее позиция состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству.[31]

При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, которые ждут женщину с рождением ребёнка.

Рождение ребёнка во многом изменит привычную жизнь женщины, поэтому она должна быть готова к переменам. Она должна быть готова стать матерью и осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

Многие авторы (Брутман В.И., Батуев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю), занимающиеся изучением проблемы готовности к материнству, полагают, что формирование готовности к материнству происходит в течение всей жизни. На ее образование влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству с одной стороны обоснована инстинктом продолжения рода. С другой стороны выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.[8]

14 стр., 6687 слов

Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 лет и готовности их к школьному обучению

Институт психологии и педагогики Кафедра «Психологии и развития личности» Практическая работа № 1 «Определение уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 лет и готовности их к школьному обучению» Санкт-Петербург 2008 г. Оглавление 1.Введение Личность человека, как единица общества. Мышление, как форма человеческого познания Формы мышления, их взаимосвязь Основные ступени развития мышления ...

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, центральной образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Она образуется под воздействием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование.

Основными составляющими структуры психологической готовности к материнству являются:

особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще неродившемуся ребенку;

ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.[20]

Важно желание — нежелание иметь ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему и интерпретации движений плода как актов общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь обращается внимание на то, как она собирается ухаживать за ним, будет ли следовать строгому режиму, предлагать соску, т. е. ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о необходимом ему.

Брутман В.И. определяет готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, который соответствует готовности или неготовности к материнству, он связывает с ценностью ребёнка для матери.[7]

Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

Отношение к беременности (желанность — нежеланность)

Поведение женщины в процессе родов.[21]

Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как главный фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.[32]

Матвеева Е.В. рассматривает психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, которое включает в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.

Потребностно-мотивационная готовность к материнству предполагает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты. 

Матвеева Е.В. пишет, что потребность в материнстве является комплексной. Она предполагает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей.[19]

Иванников В.А. утверждает, что потребность в материнстве — необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса — процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором.[12]

Филиппова Г.Г. выделяет следующие ведущие мотивы материнства:

достичь желаемого социального и возрастного статуса (я — взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);

удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);

стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, — рожать детей, моих внуков, правнуков);

реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);

компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);

решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);

любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);

достижение критического для деторождения возраста.

Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные условия мотивации рождения ребёнка для каждой женщины.[32]

Биологических законов, которые заставляют иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. По определению Бойко В.В. потребность в детях — это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями.[5]

Желание иметь детей может возникнуть неожиданно и может быть выражено неявно. Желание иметь детей и у мужчин, и у женщин зависит от отношений с родителями в детстве, модели семьи, в которой они выросли.

Потребностно-эмоциональная готовность к материнству гарантирует положительное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание ухаживать за ним, положительное отношение к роли матери.

В ходе проведённых исследований было выяснено, что для женщины с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником негативных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о том, что они хотят проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни (Безрукова О. Н.).[4]

Женщине важно настроится на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов влияет на их успешное протекание, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку и роли матери.

В период беременности женщина чувствует, что с появлением первенца закончится юность, фигура потеряет свой прежний вид. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания (Райнпрехт Х.).[26]

Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.

Любая женщина имеет тесную связь со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена гармоничностью этой связи. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она без проблем создает свою семью. Мать с самого детства передает дочери свой опыт. Закладываются основы женского поведения и представления об основных жизненных ценностях (Орлевская М.).[24]

Хорват Ф. говорит: «Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл своей жизни в первую очередь в материнстве».[28] 

Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Филиппова Г.Г. было выделено четыре основных типа ценности ребёнка:

1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком — положительно-эмоциональные переживания матери);

2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);

3) замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок — как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже — как источник материальных благ и т.п.)

4) полное отсутствие ценности.[22]

Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них личностные качества и способности, которые бы помогли им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше — в своих детях. Это желание появляется в воспитательном процессе. Каждый человек хочет найти в детях своё продолжение. Родившийся ребенок очень дорог для родителей. С рождением младенца обогащается смысл жизни человека. Хорват Ф. пишет, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Материнство помогает ей ощутить полноту жизни. Женщина получает удовольствие от успешного выполнения материнских функций. Материнство занимает значимое место в жизни женщины.[29]

Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании.

Женщина должна знать о тех изменениях, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане, для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно.

Женщина должна владеть достаточной информацией о родах. Она должна быть подготовлена к родам, как в физическом, так и в психологическом плане. Знание о том, как проходят роды, придает ей уверенность.[Там же]

Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. По мнению Филипповой Г.Г. все чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении.[31]

Женщина должна обладать информацией об уходе за ребенком, кормлении, общении, охране, физическом воспитании ребёнка (гимнастические упражнения, правильный режим и гигиенические правила, подвижные игры, влиянии естественных сил природы на ребёнка), а также воспитательных средствах, применяемых родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка — в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые.

Большую роль играет общение с ребенком. Исследования показали, что именно общение со взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка (Болбочану А.В., Капчелия Г.И.), сферу его эмоциональных переживаний (Мещерякова С.Ю., Сорокина А.И.), познавательную активность детей (Смирнова Е.И.), произвольность и волю (Капчелия Г.И.), самооценку и самосознание (Авдеева Н.Н.), общение со сверстниками (Галигузова Л.Н.).[6, 14, 20, 27, 1, 10]

Компьютерный анализ речи, обращённой к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Большое значение имеет и мимика матери при эмоциональном общении. Эмоции матери позволяют ребёнку ориентироваться в различных ситуациях. На ранних этапах развития ребёнка общение играет двоякую роль. С одной стороны, оно представляет собой необходимое условие развития речи, с другой — предлагает множество возможностей для отработки и автоматизации базальных интегративных процессов. В отсутствие у ребёнка таких возможностей под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом (Папушек Х.).[25]

Выполнение материнских функций оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) приведёт к тяжелым последствиям. Даже небольшое нарушение отражается на развитии ребёнка (Филиппова Г.Г.).[33] Поэтому женщина должна знать функции матери.

Материнство тесно связано с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Большинство семей имеют трудности. Одной из причин, которые называются родителями, является нехватка педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, его развитии, зачастую осуществляют воспитание вслепую (И.Клемантович).[15] Поэтому каждая будущая мать должна уделить серьёзное внимание вопросу воспитания ребёнка, должна знать основы процесса воспитания.

Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стили воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. 

Женщина принимает на себя новую социальную роль — роль матери. У женщины появляется новый социальный статус.

Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет то, как женщина планирует ухаживать за ребёнком (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться приучать к самостоятельности); каких принципов собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка (Мещерякова С.Ю.).[20] Воспитать детей в наше время становится проблематично. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания. Будущая мать, владея информацией из этого списка, должна выбрать свой стиль воспитания ребёнка.

Гарбузов В. И. предложил три типа неправильного воспитания:

неприятие — чрезмерная требовательность или равнодушие;

гиперсоциализация — повышенные требования к ребенку без учета индивидуальных особенностей;

эгоцентризм — ребенок становится кумиром семьи.

Все эти стили ведут к возникновению неврозов.[22]

Развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные.

Женщина должна обладать базовыми качествами матери.

Исениной Е. О. было выделено две группы этих качеств:

качества, связанные соотношением к ребенку (Я — ТЫ), среди которых она выделяет:

принятие — безусловно эмоциональное теплое отношение к ребенку;

отзывчивость — внимание матери к действиям ребенка, ее эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда относятся мотивационные, когнитивные, действенные характеристики родителя как субъекта обучения.

Все эти качества развиваются через отношение матери со значимыми для нее людьми (ребенком, мужем, родственниками) в соответствии с ее индивидуальными особенностями.

Качества, связанные с отношением к матери к окружающему миру (Я — МИР).

Личностные качества матери отражаются на ребенке. Поэтому каждая будущая мать должна подумать о воспитании ребенка, но перед этим воспитать себя.[Там же]

Родители должны осознавать свою ответственность за развитие ребенка.

Спиркин А. Г. считает, что ответственность образуется из нескольких слагаемых: свободы воли, осознания долга, социальных мер воздействия на субъект в ответ на его социально-значимые поступки.[Там же]

Хорват Ф. считает, что ответственность — это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь.

Согласно Хорват Ф., о действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством, сознательно берёт на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации.[29]

Таким образом, правильная подготовка себя к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства.

Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения.[19]

1.3 Психофизиологическая готовность женщин к материнству

На уровень психологической готовности к материнству оказывают влияние различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. От возраста женщины зависят как психологические, так и физиологические особенности, влияющие на готовность к материнству.

Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.

Так, В.С. Корсак — автор «Настольной книги для родителей» пишет: «Женщина моложе 18 лет часто возникают проблемы во время беременности, может родиться недоношенный ребенок».[17, с.8]

Наукой доказано, что ускорение темпа индивидуального развития, физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 — 18 лет, не наступает. Чимаров В.М. говорит, что первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 — 28 лет.[34]

Кашапова С.О., изучая психоэмоциональные и личностные особенности у беременных девушек в возрасте от 16 до 18 лет, делает вывод о том, что для этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. Сравнивая полученные результаты с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, она отмечает искажённое формирование материнской сферы беременных девушек, не достигших 19 лет.[18]

Анна де Кервасдуэ пишет что, в 18 лет организм еще не сформирован. Она говорит, что из-за несформированных костей таза могут начаться преждевременные роды. Ребенок может родиться с врождёнными уродствами.[2] Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. К таким проблемам относятся: проблемы в семье (например, реакция родителей на раннюю беременность), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Вследствие чего ей будет трудно найти работу и занять достойное положение в обществе. Сюда относятся и проблемы личного характера. Девушка ощущает на себе всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, становится одинокой, испытывает чувства ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Девочки 16 — 18 лет внутренне растеряны, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку.

Таким образом, девушка в возрасте 16 — 18 лет не готова к материнству. Ранняя беременность не желательна не только из-за медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, который оказывает негативное воздействие отнюдь на дальнейшее развитие молодой мамы и её малыша.

У женщин в возрасте 19-21 года организм вполне готов к вынашиванию ребёнка. Но большинство девушек этого возраста делают акцент на учёбе, что является главным мотивом ограничения рождаемости в данном возрасте (Бойко В.В.).[5] Процесс обучения занимает главное место. Девушки хотят в будущем получить достойную и престижную работу с высокой заработной платой.

Долбик-Воробей Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи с этим важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, — совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей.[11]

Таким образом, период с 19 до 21 года также не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для женщины на данном этапе главной целью является получение образования.

В возрасте от 21 года до 23 лет, женщина заканчивает процесс образования и задумывается о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Работа занимает далеко не последнее место. Она должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того, женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности.

В.С. Корсак указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские и супружеские обязанности.[17]

Женщина 24-26 лет в основном определяется в профессиональном плане, поэтому она готова к созданию семьи и рождению ребёнка. По мнению Корсак В.С. считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 23-27 лет. После 35 лет способность к зачатию начинает снижаться, большая вероятность родить ребенка с дефектами развития.[Там же]

Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. У женщин, старше 29, лет выше частота рождения детей с недостаточной массой тела и недоношенных, так как возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются. Кроме того, граница в 26 лет объясняется тем, что, начиная с 25 лет, проявляется следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка (Бойко В.В.).[5] Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью.

Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.

Выводы по первой главе

На сегодняшний день отсутствует единое определение материнства и не дано наиболее раскрытое определение психологической готовности к материнству;

от психологической готовности к материнству зависит, насколько успешно женщина будет выполнять материнские функции;

готовность к материнству формируется на протяжении всей 

жизни;

психологическую готовность к материнству включает в себя три блока: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству;

женщины каждой возрастной группы имеют определённые 

характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.

ГЛАВА 2. ИСЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация исследования и описание методик

Цель нашего исследования состоит в изучении степени психологической готовности к материнству у женщин разного возраста.

Объектом исследования являются женщины в возрасте от 18 до 24 лет.

Предмет исследования заключается в изучении характеристик социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, которые являются основными составляющими психологической готовности к материнству.

Гипотезы исследования:

Женщины в возрасте 22-24 лет психологически наиболее готовы к материнству, так как закончили процесс получения профессионального образования, определились с карьерой и своими жизненными целями;

Женщины в возрасте 18-20 лет психологически наименее готовы к материнству, так как занимаются учебной деятельностью.

Задачи, которые решались для данной цели:

Раскрыть определение понятия «психологическая готовность к материнству» и определить его основные компоненты;

подобрать, методики и методы для изучения степени психологической готовности к материнству у женщин;

проанализировать полученные результаты исследования уровня готовности к материнству женщин различных возрастных групп.

Методом исследования является анкета психологической готовности к материнству. Анкета состоит из 20 вопросов. Она включает в себя вопросы о семье, в которой выросла женщина (полная — неполная, отношения с матерью, братьями и сестрами), какой она бы хотела видеть свою будущую семью, о ее отношении к материнству, как по ее мнению проявляется чувство материнства, как она относится к материнству, как она оценивает подготовку к будущему родительству, какой оптимальный возраст для рождения ребенка, о ее здоровье.

Анкета разработана Григорьян Г. И. и взята из монографии Овчаровой Р. В. и Мягковой М. А. «Материнство в неполной семье».

В исследовании приняло участие 22 женщины в возрасте в возрасте от 18 до 24 лет.

14% испытуемых учатся в техникуме, 68% учатся в ВУЗе, 18% работают.

31% испытуемых живут в гражданском браке, 23% — замужем, 23% живут с родителями, 23% живут самостоятельно.

14% испытуемых выросли в неполной семье.

9% испытуемых были единственным ребенком в семье.

2.2 Результаты исследования

Нами был проведён анализ и рассчитаны процентные данные анкетирования.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

На вопрос о том, какой вы бы хотели видеть свою будущую семью, все испытуемые ответили — нуклеарная.

45% женщин хотели бы иметь двух детей, 28% хотели бы иметь одного ребенка, 27% хотели бы иметь трех детей.

64% испытуемых имели опыт заботы о детях, воспитания младших в семье.

На вопрос о том, что нужно знать для подготовки к будущему родительству были получены следующие ответы:

Рис.1. Ответы женщин в возрасте 18-21 года на вопрос «Что нужно знать для подготовки к будущему материнству? »

Большая часть женщин этого возраста не знают, что нужно знать для подготовки к родительству.

Рис.2. Ответы женщин в возрасте 22-24 лет на вопрос «Что нужно знать для подготовки к будущему материнству? »

Большинство женщин в этом возрасте имели опыт общения с младшими детьми и обладают информацией об уходе за ними.

По мнению женщин, чувство материнства проявляется в следующем:

Рис.3. Ответы женщин в возрасте 18-21 года на вопрос «В чем проявляется чувство материнства?»

Для большинства женщин от18 до 21 года материнство проявляется в умении любить детей и заботиться о них и жертвовать собой ради близких.

Рис.4. Ответы женщин в возрасте 22-24 лет на вопрос «В чем проявляется чувство материнства?»

Женщины от 22-24 лет отвечают, что материнство для них ценность и смысл жизни и так же проявляется в умении любить детей и жертвовать собой ради них.

На вопрос: «Как вы относитесь к материнству?» были получены следующие результаты:

Рис.5. Ответы женщин в возрасте 18-21 года на вопрос «Мое отношение к материнству?»

Женщины в этом возрасте в основном говорят, что имеют представление о материнстве, но к роли матери пока не готовы.

Женщины считают материнство ценностью, они хотят выйти замуж и создать свою семью.

На вопрос: «Заходит ли у вас разговор о материнстве при общении с родственниками?» женщины дали такие ответы:

Рис.7. Ответы женщин в возрасте 18-21 года на вопрос: «Заходит ли у вас разговор о материнстве при общении с родственниками?»

В том возрасте тема материнства практически не затрагивается.

Рис.8. Ответы женщин в возрасте 22-24 лет на вопрос: «Заходит ли у вас разговор о материнстве при общении с родственниками?»

Женщины при общении с родственниками затрагивают тему материнства.

Характеризуя отношения с матерью 40% женщин ответили: любовь, дружба, доверие; 33% ответили: любовь, недостаточное доверие; 18% ответили: дружба, доверие, но частые ссоры; 9% ответили: сложные, неоднозначные ссоры.

Все испытуемые не одобрительно относятся к ранней беременности.

18% женщин считают, что оптимальный возраст для рождения ребенка 25-30 лет. Остальные считают оптимальным возраст 20-25 лет.

На вопрос: «Как вы оцениваете подготовку к будущему материнству в семье?» были даны такие ответы:

23% испытуемых оценивают подготовку к материнству в семье удовлетворительно. Остальные оценивают ее хорошо.

На вопрос: «Как вы оцениваете подготовку к будущему материнству в учебном процессе?» 36% женщин ответили удовлетворительно, другая часть оценивает ее хорошо.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что с возрастом женщина начинает задумываться о материнстве, считает его ценностью. Она хочет выйти замуж, создать семью и родить ребенка. В материнстве она начинает видеть смысл своей жизни.

В 18-20 лет большинство девушек ориентировано на процесс получения образования, чтобы в будущем быть успешными в работе.

Женщины в возрасте 22-24 лет лучше подготовлены к материнству, чем в возрасте 18-21 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом начале нашей работы мы указали, что цель данного исследования заключалась в изучении психологической готовности к материнству женщин в возрасте 18- 24 лет.

Предполагалось, что:

женщины в возрасте 22-24 лет более подготовлены к материнству и роли матери, так как в этот период времени заканчивается процесс получения профессионального обучения и определяется с работой. Она ставит перед собой новые цели, такие как выйти замуж, создать свою семью, родить ребенка. Дети становятся для нее смыслом жизни. Большинство ученых и медиков отмечают, что этот возраст является благоприятным в плане рождения ребенка.

женщины в возрасте 18-21 года менее подготовлены к выполнению роли матери, потому что они не закончили получение профессионального образования. Главными целями в будущем у них выступают получение диплома, поиск подходящей работы. Работа должна быть интересной и с высокой заработной платой.

В теоретической части работы мы рассмотрели основные функции, которые должна иметь мать для успешного воспитания детей. Так же были рассмотрены и охарактеризованы составляющие компоненты психологической готовности к материнству: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству. Мы определили, что женщины каждой возрастной группы имеют определенные характеристики, которые оказывают влияние на уровень психологической готовности к материнству.

Эмпирическая часть работы была направлена на изучение уровня психологической готовности к материнству у женщин от 18 до 24 лет.

Мы провели соответствующую диагностическую работ, используя для этого анкету психологической готовности к материнству. Мы выполнили, поставленную цель и смогли подтвердить, выдвинутые нами гипотезы.

Отвечая на вопрос о том, что нужно знать для подготовки к будущему материнству большинство девушек 18-21 года ответили, что им пока рано об этом думать и они обо всем узнают в период беременности.

Они не готовы стать матерью, так как это требует большой ответственности и материальных условий.

Женщины в возрасте 22-24 лет ответили, что материнство проявляется в умении любить детей, жертвовать собой ради семьи. Материнство, по их мнению, является большой общечеловеческой, культурной ценностью.

Таким образом, мы смогли определить закономерность, что чем старше становится женщина, тем более она готова к материнству.

Итак, мы смогли подтвердить гипотезы исследования, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. — М: Пр.-2001.- 346 с.

Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги.-М., 2005.- 568 с.

Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня.-1996.-вып.4.-с.69-70.

Безрукова О.Н. Социология молодежи — Спб.:-2004.-35 с.

Бойко В.В. Счастье, семья, дети. — М.: Пр. -2000.

Болбочану А.В., Капчелия Г.И. Психологическая готовность к материнству.-М.: 2000

Брутман В.И. Формирование привязанности к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. — 2007 — №? Ст.38-47.

Брутман В.И., Бутаев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов — М.: -2002.

Буленкова Н. Российские женщины в европейской культуре. Спб., 2001.

Галигузова Л.Н. формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. 1985. № 5.

Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Cоцис.-2003.-№11.-с.78-83.

Иванников В.А. Задачи практической психологии комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии, 2005- №1.

Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс.-2000.-№11.

Капчелия Г.И. Готовность к материнству. -М.:- 2000.

Клемантович И. современная семья: структура, специфика воспитательные возможности// Воспитание школьников.2008.

Коплан Е.А., Оакле Материнство. -М.: 1999.

Корсак В.С. Мать и дитя. Настольная книга для родителей. — ОлмаМедиаГрупп, 2005. — 272 с.

Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка. М.: — 2001.

Матвеева Е.В. анализ материнства с позиции теории деятельности К.:ВГГУ, 2004.

Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.- М.: 2006.

Милосердова Е. Здоровье детей. — 2009.

Овчарова Р.В. Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. — Курган: Редакционно-издательский центр КГУ, 2014. — 356 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: — 2004.

Орлевская М. Я хочу ребенка // Счастливые родители. — 2004-№3

Папушек Х., Папушек М. Значения невербального общения в младенческом возрасте для психического развития //Психологический журнал.-2000- 33.

Райнпрехт Х. Семья и школа. — М.: — Семья и школа.- 2000.

Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет.// Вопросы психологии. — 2004- №2.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М.: Мысль, 1987

Ховат Ф. Любовь, материнство, будущее. — М.: Прогресс 1999.

Федеральная служба по статистике. URL: http://gks.ru

Филиппова, Г.Г. Психология материнства. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 240 с.

Филлипова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. -2001 №1,2.

Филлипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. — 2001 -№2 с.22-37.

Чимаров В.М. Мать и дитя.- М.: -2000

Размещено на