Содержание.
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессии старшего дошкольника. 6
1.1.Научные предпосылки изучения агрессивности и агрессивного
поведения. 6
1.2. Характеристика психологического развития детей
старшего дошкольного возраста. 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика проявления
агрессивности детей старшего дошкольного возраста. 18
Глава II Исследование агрессии старшего дошкольника. 23
2.1. Выявление и изучение агрессивности детей
дошкольного возраста. 23
2.2.Профилактика агрессивности детей дошкольного возраста. 28
Заключение. 33
Список литературы. 34
Приложения
Введение.
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Под агрессивностью понимают — свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений
Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.
Исследования свидетельствуют, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причин среди которых, неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности).
Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего ...
... -педагогические условия развития словаря детей с умственной отсталостью Глава 2. Развитие активного словаря у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с окружающей ... к проблеме развития активного словаря умственно отсталых детей 5-6 лет .1 Особенности развития лексики у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме .2 Психолого-педагогические особенности ...
Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта мотивационных тенденций, становятся источником дисгармоничной личности, затрудняют адаптацию ребенка в обществе. Коррекция агрессивного поведения требует длительного времени и применения специальных методов воздействия, направленных на воспитание толерантности, миролюбия.
Особое внимание специалистов к проблеме агрессивного поведения, а также сложность коррекции таких проявлений у детей подчеркивают актуальность проблемы.
Объектом нашего исследования является особенности поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — проявление агрессивных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации по профилактики агрессивного поведения окажут помощь педагогам, работающих с детьми.
Цель нашего исследования заключается в выявлении проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, и разработки рекомендаций по их профилактики.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить агрессивные тенденции детей 5-6 лет.
3. Разработать рекомендации, способствующие снижению агрессивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования.Причины проявления агрессивности в поведении у детей дошкольного возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях.
Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, специальные методики.
В исследовании принимали участие 14 детей 5 — 6 лет детского сада 14 «Золотой ключик».
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается реализацией комплекса методов, соответствующим целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного подхода при обработке полученных данных
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, определены объект, цели и задачи, подобраны методы, доказана практическая значимость работы.
В первой главе проанализированы различные подходы к данной проблеме.
Во второй главе проведены исследования по выявлению агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, предложены рекомендации для педагогов и родителей по снижению агрессивных проявлений в поведении детей.
В заключении приведены полученные результаты и выводы.
Моторное развитие детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
... но и играли с кошкой, кормили ее. 1. Возрастные особенности развития моторики Возраст Навыки поведения Развитие общей моторики Развитие тонкой моторики 3-6 мес. Лежит на ... температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность). С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и ...
Глава I Теоретические аспекты изучения агрессии старшего дошкольника.
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности и агрессивного поведения.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Агрессия почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям, например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. [6, с.55] ………….
……..Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.).
Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.).
Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.).
Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).