Учреждение образования
«Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики
Курсовая работа по педагогике
Игра как средство развития личности дошкольника
Выполнила Кудрис Алина
Научный руководитель:
Еремеенкова Татьяна Николаевна
Минск, 2013
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности
1.1 Теоретические аспекты понятия «игра»
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
1.3 Роль игры в развитии личности дошкольника
Глава II. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника
2.1 Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
Заключение
Список литературы
Приложение. Протокол наблюдения за проявлением и развитием внимания дошкольника на уроке хореографии
Введение
Одной из важнейших задач дошкольного образования является психологическая подготовка детей к школе. Исследования психологической готовности детей к школьному обучению показали, что ее основным показателем является произвольность, проявляемая в самых разных сферах (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, 3.В. Мануйленко, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова и др.).
Изучение условий, способствующих становлению и развитию произвольности в дошкольном возрасте показывает, что они непосредственно связаны с ведущей деятельностью этого периода развития — игрой (М.Г. Копытина, Г.Б. Ховрина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова и др.)
Игровая ситуация способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Игровая деятельность порождает в детях разнообразные эмоционально-психические состояния, углубляющие познание, возбуждение, влечение к учебной работе. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества [6; 16].
Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...
... № 346 I. Особенности речевого развития и игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников 1.1Психолого–педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью . Понятия причины и ... характеристику умственно отсталых дошкольников. 2. Раскрыть особенности речевого развития умственно отсталых детей. 3. Раскрыть специфику игровой деятельности умственно отсталых детей 4. Провести констатирующий ...
Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д.Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд [19].
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Он сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Для поддержания внимания на занятиях с дошкольниками используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры-головоломки, загадки).
К 7 годам у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школе [7;9].
Цель работы: изучить игровую деятельность, как одно из средств развития личности дошкольника;
Объект исследования: Игровые методы и средства развития личности дошкольника;
Предмет исследования: Развитие внимания дошкольника в процессе игровой деятельности;
Задачи:
— определить понятие игры;
— сделать теоретический анализ развития личности дошкольника в игровой деятельности;
— практическим путём обосновать целесообразность применения игровых методик для развития внимания дошкольника;
— сделать выводы и дать рекомендации.
Применённые методы исследования:
— наблюдение (в процессе реализации игровой методики);
— беседа;
— педагогический эксперимент.
База: студия танца «Тандем» группа «Барбарики» направление «Бусинки» г. Минск.
Глава 1. Теоретические предпосылки развития личности дошкольника в процессе игровой деятельности
1.1 Теоретические аспекты понятия «игра»
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». — Платон (427 ? 347 до н. э.)
Играм — вид человеческой деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе игры, обучения, получения навыков. Игрок — это рациональный индивид, имеющий заинтересованность в исходе игры и возможности воздействовать на него.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. ... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ...
Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение [5;6;15].
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых [16].
Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве ее средства;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [16].
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.
Деловая игра «Игровые технологии и шоу-технологии в воспитательной работе».
... принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; • принцип развития игровой динамики; • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного ...
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
* дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
* развивающих(развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
* воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
* социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) [12].
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
Ш Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет — то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание — тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых. На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Ш Дидактические игры — это специфическая и содержательная для детей деятельность.
Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер).
Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
— познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
— воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. В случае нашего исследования цель- развитие внимания у дошкольника. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые прелагаются ребенку, чтобы игра состоялась. Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое — серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры.
Игра как ведущий тип деятельности дошкольников оглавление
Игра как средство воспитания детей (стр. 26-27) Глава 4. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени (стр. 27-41) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр. 42-43) СПИСОК ... развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия ...
Ш Подвижные игры.
Направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр — их эмоциональность (нельзя допускать монотонность).
Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д. [1;3;4].
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
игра дошкольник внимание
Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Вот как писал о ребенке раннего возраста Ф. Г. Лорка: «… какой это чудесный художник! Творец с первоклассным поэтическим чувством. Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая звездная красота одухотворяет их, какая идеальная простота и какие таинственные отношения обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем… В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути».
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к своему организму, полу, к своим чувствам, переживаниям. К старшему дошкольному возрасту он уже достаточно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением.
Известно, что дошкольники любят фантазировать, что—то воображать, представлять. «Я не Света, я Золушка», — говорит девочка. А через минуту «роль» меняется: она уже Красная Шапочка, принцесса, волшебница и т. д. Ребенок постоянно находится в мире привлекающих его образов; рисует, придумывает и поет песни. Это очень полезно для развития творческой личности. «Творческий ребенок, творческая личность, — пишет Н. Н. Поддьяков, — это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности» [9;18].
Многое зависит от того, как усваиваются ребенком полученные знания, — только путем запоминания или зримо, образно, осознанно. Для развивающейся личности это строительный материал, из которого возводится здание интеллекта и эмоций.
Дети активно расширяют собственный словарный запас, задумываются над значением новых для них слов. Словотворчество, свойственное ребенку 4-5 лет, служит доказательством нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в нем творческого начала.
Достижением дошкольного возраста является развитие различных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться и учебная деятельность, хотя ведущей, конечно же, остается игра. Игры в дошкольном возрасте по сравнению с играми в раннем возрасте становятся сложнее, разнообразнее по сюжету, гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что непосредственно видит вокруг себя, но и то, о чем ему читали, что он услышал, увидел по телевизору и т. п. В игре выражаются чувства и эмоции детей, она удовлетворяет его потребности в познании мира взрослых [7;9;18].
Ролевая игра Стипком
Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...
На протяжении второго года жизни происходят существенные изменения в характере «делового общения» взрослого с ребенком. Оно возникает по поводу тех или иных предметов, выполнения несложных дидактических заданий с ними. Постепенно общение все более принимает форму совместной деятельности. Это важно, так как предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни, следовательно, оказывающей эффективное развивающее воздействие на ребенка при условии руководства со стороны взрослого.
В 3 года малыши с удовольствием помогают старшим, стараются подражать им в мытье посуды, уборке, стирке. Важно не погасить желание трудиться, обращать внимание на заявление «Я сам!» Это зависит от отношения взрослых к проявлению у ребенка самостоятельности. Трудовое усилие дошкольника может проявляться в самообслуживании (он сам одевается, ест, чистит зубы и т. д.), в уходе за растениями, домашними животными (под руководством взрослого), в выполнении поручений [18].
Постепенно у ребенка проявляется интерес к умственному труду, формируется его готовность к обучению в школе. Меняется характер развития эмоциональной сферы. Как отмечал Л. С. Выготский, к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок может осознавать, понимать и объяснять собственные переживания и эмоциональные состояния других. Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети ценят общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты. Возникает дружба. Чаще всего дружат между собой представители одного пола, но можно наблюдать и случаи симпатии и дружеского расположения между мальчиками и девочками.
Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно—личностной. Он начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него важно как общество взрослых, так и общество детей, так как каждое из них по—своему обогащает его опыт.
К концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», в нем отражается характер воспитания в первые 6-7 лет. Но он в этом возрасте остается открытым добру и способен следовать ему, а отрицательные проявления у него пока не носят неизменно устойчивого характера.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает все меньшее место в жизни детей. В детском саду играют урывками в перерывах между занятиями или на прогулке. Дома — во время, свободное от просмотра телевизора. Поэтому детским психологам необходимо, по возможности, поднимать значимость игры в глазах родителей, воспитателей детских садов, обращая их внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.
Внутреннее одиночество ребенка-дошкольника может проявляться по- разному. Обычным вариантом является некоторая демонстративность, привлечение к себе внимания всеми доступными способами; от нарушения поведения до требования индивидуального внимания на занятиях. Иногда это дополняется «прилипанием» к тому или иному взрослому при отторжении других. Но для ребенка значимо не только принятие его родителями, ему во всех жизненных областях очень хочется быть хорошим. И грамотные взрослые могут использовать это открытое желание ребенка в тех или иных воспитательных целях [9].
Игровая деятельность дошкольников с нарушениями речи
... родного языка. Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно в дошкольном возрасте, когда она выступает ведущим видом деятельности. В процессе игры дошкольники приобретают знания ... и навыки необходимые для дальнейшего школьного обучения. Однако, игровое действие первоначально требует от ребенка определенного ...
Важно отметить, что родители для дошкольника — образцы для подражания. Они могут даже не внушать ребенку какие-то истины, ценности, а просто следовать им. А ребенок в этом возрасте, как губка, быстро и глубоко впитывает их. Иногда родители или другие взрослые обижаются на ребенка и даже наказывают его, не всегда понимая, что ребенок находится в процессе освоения речи и нередко придает словам не те значения, что взрослые. Кроме того, дошкольники еще не умеют (и не должны уметь) скрывать свои чувства и открыто проявляют их. Необходимо дать право на существование так называемой «детской непосредственности», которая является отражением процесса творческой переработки ребенком впечатлений от окружающего мира и соответственно залогом его будущей познавательной активности.
Важно иметь в виду, что нормальный дошкольник живет в мире фантазии. И она для него также истинна как и реальность. Истинными любые придумки ребенка делает его желание верить в них. Поэтому можно наблюдать парадоксальные ситуации, в которых ребенок сам себе противоречит. Родители иногда считают, что ребенок врет. А он всего-навсего разрешает себе верить в то, что захочет и насколько захочет.
Примерно в 4 года ребенок активно начинает интересоваться рождением детей. Хорошо, если его вопросы не приведут к смущению взрослых, а найдут свои ответы в соответствии с возможностью ребенка их понять. Параллельно с интересом к рождению детей появляется тема собственного замужества [18].
Большую роль в общении у детей играют подражательность и соревновательность. Если что-то есть у одного, то обязательно нужно и другому, причем в тот же самый момент. Часто это приводит к конфликтам. А если ребенок не становится первым, не побеждает, это может довести его до слез.
Особо следует остановиться на развитии самосознания дошкольников. Некоторые психологи относят его начало только к подростковому возрасту. Но это не так. Дошкольники часто просто не имеют слов, для того, чтобы выразить свои чувства, оценки. Однако, это присуще далеко не всем.
Возраст от четырех до шести — период относительного затишья. Так или иначе ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей.
Приобретает малыш и известную самостоятельность, хотя и добытую иногда в нелегком «бою». В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены.
Уже младший дошкольник начинает осознавать свою индивидуальность, личную обособленность, свою «самость», у него начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника хоть в какой-то мере сформировались моральные принципы и нравственные оценки, тем не менее он уже отлично знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности является оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу.
Руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников
... В современной педагогике сюжетно-ролевая игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей ... играми детей. Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого. 1. Характеристика сюжетно - ролевой игры дошкольников ...
Ребенок в дошкольном возрасте легко восприимчив как к плохому, так и к хорошему. Все зависит от окружающей среды. У доброжелательных и любящих родителей малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию. В это же время появляются у ребенка и первые ростки доброты и великодушия. И требуется не заглушить эти ростки в самом зародыше. Например, малыш делится с вами или с кем-нибудь другим любимым-лакомством.
Уже в дошкольном возрасте надо воспитывать у ребенка способность считаться с потребностями и нуждами других, прежде всего вас самих. Он уже может понимать, что вы заняты, что вам сейчас некогда, что у вас неотложные дела, важная работа. Необходимо обучать его также ладить с другими детьми в семье, в гостях, на детской площадке, обучать дожидаться своей очереди в играх, уступать при необходимости, делиться игрушками. Все это достигается не сразу, но вполне доступно каждому ребенку. Эти навыки самоограничения и коллективизма помогут малышу безболезненно приспособиться к детсадовским условиям, а в дальнейшем и к школе. Важным фактором при воспитании дошколят является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо… «
Любознательность ребенка в дошкольном возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает взрослым тысячи вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений — они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться и обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые тот возрастной период так и назвали; «стадия вопросов». Очень важно давать детям правдивые ответы на вопросы, доступные их пониманию.
Детство современного ребенка сократилось на один год. Теперь в 6 лет, а не в 7 он уже становится взрослым со всеми присущими обязанностями. А с 5 начинает готовиться к тому, чтобы перешагнуть этот взрослый порог. Доверяя взрослым, ребенок активно хочет туда, где, как ему кажется, будет лучше и интереснее. Но чаще всего он не понимает, что его ждет. Может быть, это и хорошо, иначе его жизнь уже с пятилетнего возраста была бы омрачена ожиданием будущих трудностей. Понимая, что мы не изменим ситуацию в стране, наверное, имеет смысл ближе к 6 годам формировать у ребенка отношение к школе не как к постоянному празднику, а как к получению знаний, что требует некоторых усилий.
1.3 Роль игры в развитии личности дошкольника
Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения» [13;19].
Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 — 7 лет. Последний год — приблизительно — дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций, а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе та или иная функция выходит на первое место.
Игра создаёт «зону ближайшего развития» ребенка, выявляет его возможности и развивает их. Как никакая другая деятельность, игра даёт ребёнку возможность пережить чувство свободы, почувствовать свою значимость, эмоциональный комфорт.
Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности и именно игра выполняет наиважнейшую роль и является этой деятельностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других детей.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ученика выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям других детей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения [2;5;6].
Подчинение правилам игры воспитывает у учащихся организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умения.
Одной из задач педагога во время игры является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнения движений в соответствии с возрастными особенностями учеников [8].
Если игра имеет в основе определенный замысел, то упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. На уроках танца и хореографии больше всего используются пластические игры сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений знаний об окружающей жизни, профессиях, явлениях природы, образе жизни и повадках животных, птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений не просто играющих, а исполнителей.
Бессюжетные игры очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех учащихся. Такие игры очень нравятся детям, они требуют от учащихся большей самостоятельности, быстроты, ловкости, сообразительности [2;5;14;17].
Ярко выражена у дошкольников ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Ребенок старше 3 лет становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это делали [17].
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правила, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. И собственно игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. В дошкольном возрасте сознание приобретает характеристики опосредованности, обобщенности, начинает формироваться его произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка, т.е. формируются мотивационно-потребностная сфера и самосознание. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельности ребенок еще не осваивает полностью, так как мотивы, типичные для дошкольника, еще не соответствуют специфике труда и учения как видов деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий. Элементы учебной деятельности возникают первоначально внутри других видов деятельности в виде стремления ребенка чему-то научиться. Однако дети еще не могут отделить учебную задачу от практической, у них нет особого отношения ко взрослому как к обучающему человеку [7].
Широта круга видов деятельности ребенка-дошкольника показывает, что он овладевает разнообразным предметным содержанием. Расширяется и усложняется также сфера общения со взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательный и личностный. Ребенок обращается ко взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отношениях и о самом себе.
Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником — это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя [7].
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [9].
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения [9].
Вывод по I главе: В этой главе я раскрыла понятие «игра», также проанализировала дошкольный возраст, и в заключении написала про роль игры в развитии личности дошкольника. После чего я сделала теоретический вывод: игра является основной формой деятельности и способствует развитию внимания дошкольника.
Глава 2. Исследование значения игровой деятельности в развитии внимания дошкольника
2.1 Развитие внимания, посредством игровой деятельности на уроке хореографии
Базой моего исследования являлись ученики студии танца «Тандем» из группы «Барбарики». Я взяла для исследования 1 группу и подделила её на 2 подгруппы (контрольную и экспериментальную) и провела там занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Но в одной подгруппе я провела обычное занятие без применения игр, а в другой с применением различных игр. В конце сделала практические выводы по влиянию игр на развитие внимания у дошкольника.
Сценарий урока экспериментальной группы:
— приветствие;
— разминка, с использованием различных игр (3-5 мин.).
Динамические упражнения направленные на разогрев мышц, суставная гимнастика. Выполняется сверху вниз. Для каждого упражнения был подобран понятный ребёнку образ:
* Упражнения для головы:
Наклоны головы вправо, влево — говорю детям, что на одном и другом плече сидит маленькая птичка, и наклоняя голову послушайте как она поёт или, что говорит вам. И наблюдая за учениками, замечаю, что это не просто механическое исполнение упражнения. Появляется интерес в глазах, появляется любопытство, меняется выражения лица, дети начинают улыбаться.
* Упражнения для кистей рук, плеч: «Кошечка», «мельница».
В первом упражнении нужно вытянуть прямую руку вперёд, плечи остаются на месте, пальцы сильно напряжены и расставлены, как «лапка с коготками у кошки». Затем, сжимая кисть в кулак, как будто, что-то поймали, резко сгибая руку в локте, держим её у плеча. Так поочередно исполняется движение правой, левой и обе руки. После этого идет наклон корпуса в сторону правую, левую, подбородок лежит на тыльной стороне кисти. В это время ребята говорят слова: «Сидит (лежит) кошка на окошке фрр…фрр…». Во втором упражнении дети самостоятельно исполняют движение руками, имитируя вращение «мельницы».
* Упражнения для корпуса: «часики», т.е. наклоны корпуса в сторону сопровождаются словами «тик-так»; наклоны корпуса вперед — «жираф рвёт листики с кустика»; достаем руками до пола, «срываем ягодку», кладём ягодку в ротик и прогибаясь назад гладим себя по животу, тем самым показывая насколько вкусной была ягода; «американские горки»: исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты высоко вверх, с возгласом «аааа» опускаем корпус вместе с руками вниз и т.п.
— движения на середине, с использованием игр (5 мин.):
· «Лесенка». Исходное положение — стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе. Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга).
Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка — внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.
· «Хлопай-топай». Условие: если взрослый поднимает руки вверх — ребенок хлопает; если руки в стороны — топает; руки вниз — замирает.
— танцевальные упражнения по кругу: бег, марш, плечи, каблук-носок, ходьба на полупальцах, приставные шаги (4-5 мин.);
— дыхательная гимнастика, с целью развития навыков правильного дыхания во время движения (1-1,5 мин.): исходное положение: стоя на коленях, открываем рот, и махая руками на себя, забираем воздух от «жадного ветра», который хочет оставить нас без воздуха; исходное положение: ноги вместе, поднимаем правую руку вверх и сгибаем под углом 90 градусов, и начинаем закипать как «чайник», тем самым переходя от медленных выдохов к быстрым и энергичным.
— танцы-игры (7-10 мин.):
· Достраивание фигур. Дети разбиваются на две команды. Каждой команде я предложила построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложила ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение).
Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство. Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так делее — до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура. Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.
· Сад. Каждому ребенку я предложила свое собственное задание — станцевать какое-то животное, растение или часть пейзажа. Для создания некоторых образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько человек. После этого танца предложить детям усложнить задание — станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… И так — до последнего участника.
· Сказочные герои. Детки разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары — подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок. Карточки, которые я использовала: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Чиполлино, Муха Цокотуха, Маугли, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
— упражнения на развитие актерского мастерства или развития чувства ритма (3 мин.)
— партерная гимнастика (силовой комплекс и комплекс на растяжку) (4-5 мин.)
— заминка (1-2 мин.)
— окончание занятия.
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
Мной проводилось педагогическое исследование среди учащихся студии танца «Тандем» группа «Барбарики». После проведения практического урока хореографии в двух подгруппах (контрольной и экспериментальной), я сделала анализ занятия. Начертила две таблицы, в которых внимание детей оценивала по трёх бальной системе, где 1 — это низкое внимание, 2 — среднее внимание, 3 — высокое внимание.
Из таблицы следует, что на приветствии внимание у двух подгрупп высокое, но в контрольной подгруппе 1, где я проводила обычный урок, без применения игр, оно рассеялось уже на втором упражнении — разминка. И после этого внимание оставалось низким на протяжении всего занятия, и никакие задания не смогли фокусировать их внимание. После анализа, у этой подгруппы получилось, что среднее внимание по группе среднее или ниже среднего.
В экспериментальной подгруппе 2, где я почти во все упражнения добавила игры, занятие вызвало у детей большой интерес. Их внимание на протяжении всего урока было высоким, и только на одном упражнении, где не было применено игр, оно немного поколебалось.
После проведения занятий, я сделала вывод, что при добавлении игр в учебную деятельность дошкольника у них развивается внимание, возрастает интерес и, в целом, они становятся участниками урока, что является немало важным, когда дети сами проявляют желание и хотят заниматься.
Также, на основании наблюдений за игровой деятельностью учащихся на уроках позволило на мне выявить следующие и негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
* во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
* во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, незавершенности игры;
* в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе;
* в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Однако я учитывала и предупреждала все возможные негативные факторы, влияющие на проведение игр, поэтому результат игры достиг поставленной изначально цели. Более того, правильно организованная и проведенная игра способствует развитию творческих способностей личности, формированию активности ребенка на уроке.
В результате проведенного мной эксперимента можно сделать вывод о том, что моя гипотеза подтвердилась. С помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.
Заключение
Важную роль в развитии внимания у детей-дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.
Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.
Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности и именно игра выполняет наиважнейшую роль и является этой деятельностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные.
В своей курсовой я хотела показать на сколько важна игра для развития личности дошкольника, его внимания. После проведения уроков, я сделала вывод, что с помощью специально организованной игровой деятельности возможно улучшение показателей свойств внимания.
В своей курсовой я раскрыла понятие «игра», какие виды игр бывают, написала про особенности детей дошкольного возраста, а также практически проверила, насколько игра важна для развития внимания дошкольника при добавлении её в учебную деятельность.
Список использованной литературы
1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. — М.: «Просвещение», 1992г.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987 г.
3. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников — М.: «Просвещение», 1991г.
4. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: «Просвещение», 1991г.
5. Вуарен, Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
6. Запорожец, А. В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: «Эксмо-Пресс» 1998 г.
7. Коломинский, Я. Л., Панько Е.А. Детская психология. — Мн.: «Университетское», 1988г.
8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. — М.-82;
9. Мухина, В.С. Психология дошкольника. — М.: «Просвещение», 1975г.
10. Педагогика и психология игры. // Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ — 1985 г.
11. Педагогическая энциклопедия. — Москва: «Просвещение», 2005г.
12. Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии, — М.96;
13. Рубинштейн, С. Л. Основа общей психологии. Т.2., Москва: «Педагогика», 1989 г.
14. Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Москва: «Просвещение» 1996 г.
15. Усова, А.П. Игра. Москва: «Педагогика», 1962 г.
16. Шлаков, С.А. Игра и дети. — Москва: «Эксмо-Пресс», 1990г.
17. Шмаков, С. А. Её величество игра. — М.-92;
18. Штерн, В. Психология раннего детства, — М.-93;
19. Эльконин, Д.Б. Психология игры. — М.: «Владос» 1999г.
Приложение
Протокол наблюдения за проявлением и развитием внимания дошкольника на уроке хореографии.
Подгруппа 1. Контрольная
Название упр. № |
Привет-ствие |
Разминка |
Движения на середине |
Танц.-ые движения по кругу |
Танцы |
Оконча-ние занятия |
Ср. б-л. |
|
1.Света К. |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,6 |
|
2.Кира Б. |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,8 |
|
3.Лена М. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,6 |
|
4.Лёше Г. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
|
5.Дима О. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1,6 |
|
6.Ангелина Л. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
|
7.Катя К. |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Подгруппа 2. Экспериментальная
Название упр. № |
Привет-ствие |
Разминка |
Движения на середине |
Танц.-ые движения по кругу |
Танцы |
Оконча-ние занятия |
Ср. б-л. |
|
1. Саша Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
|
2. Лера М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
|
3. Мила А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4. Сергей Б. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
|
5.Томас Ю. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
|
6.Лиана У. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
7. Милена М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
|
1 — низкое внимание
2 — среднее внимание
3 — высокое внимание
Размещено на