Введение
Глава 1. Основные психологические составляющие проблемы готовности к материнству
1.1. Психологические аспекты потребности в детях
1.2. Становление материнства в пренатальный период
1.3. Представление о беременности в свете современной психологии
Глава 2. Пренатальное воспитание как основа гармоничного отношения матери к ребенку
2.1. Мировой опыт применения систем пренатального воспитания
2.2. Развитие сознательного положительного отношения матери к плоду во время беременности
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность работы.
В современной литературе, посвященной проблемам рождаемости, уже достаточно утверждалось мнение относительно социальной природы потребности в детях. Наука стала критически относиться ко всякого рода бездоказательным положениям о существовании биологических «инстинктов продолжения рода», «инстинкта материнства», «инстинкта родительства», постулирующим естественную потребность иметь детей.
Часто за этими понятиями не скрывается никакого иного значения, кроме половой потребности. Однако, как справедливо отмечает В.А. Борисов, для такого отождествления двух различных потребностей (а точнее, групп потребностей) нет оснований. Потребность в детях и половая потребность — это два самостоятельных, порой противоречивых вида потребностей, обусловленных различными мотивами, ценностями, отношениями…….
Заключение
Проблема готовности к материнству очень широка. В ней на настоящий момент много неопределенности как в концептуальном плане, так нет и даже терминологического, категориального единства.
Значительная роль в психологической готовности к материнству отводится нами проблеме потребности в детях. Представляется, что в определении понятия «потребность в детях» непременно должен быть акцент на том, что эта потребность относится к явлениям социально-психологического порядка. Тем самым снимается вопрос о всякого рода биологических спонтанных проявлениях такой потребности. Од-нако не совсем правильно рассматривать потребность в детях как свойство индивида. Во-первых, свойства бывают врожденные и приобретенные. Во-вторых, понятие «потребность» вообще нельзя истолковать как «свойство».
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...
... перед школой, так как предстоит заниматься делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. ... вывод, заключения и списка литературы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОЩКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ К ШКОЛЕ 1.1. Понятие способностей у дошкольников. Способности ...
Становление материнства начинается задолго до рождения ребенка. В оптимальном варианте материнство развивается в контексте взаимного влияния матери и ребенка.
Как показывают современные исследования, в период беременности наблюдается высокий процент женщин с повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, подозрительностью. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной программы психологической помощи с супружескими парами, готовящимися к появлению ребенка.
Практика консультативной работы, проведенной нами с испытуемыми показала значительное позитивное влияние на психологическое состояние молодой матери. Как показывает систематизация опыта, примеры динамики состояния, полученные нами в ходе консультирования, большую пользу работа принесла, в частности, для снятия тревожности, для уменьшения страхов.
Для дальнейшего изучения может представлять интерес влияние психокоррекционных мероприятий на развитие отношений матери к родившемуся ребенку.
Литература
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.
2. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4, с. 35-42
3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99
4. Брутман В.И. и др. «Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы).
Учебно-методическое пособие. М., 1994.
5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001.
6. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
7. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции — Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60
8. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г. , СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312-320
9. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып.1, ч.2.
10. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. — М., 1994.
11. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. — М., 1990.
Практическое занятие № 11 Консультирование будущих отцов и матерей ...
... уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери; • повышение уровня психолого-педагогической компетентности ... мать изначально выступает как образец для полоролевой идентификации. 2. Консультирование родителей детей младенческого возраста В родительском сознании существует представление о сложностях ...
12. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. — №3. – С. 436 – 477.
13. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии/ Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.
14. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 400 с.
15. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. — М., 1995.
16. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. — Киев: Здоровье, 1991.
17. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.
18. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
19. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
21. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
22. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1996, с.334-364.
23. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, № 3.
24. Копьев А.Ф. К методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 1996, № 4.
25. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
26. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
27. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
28. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.
29. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, № 4.
30. Основы возрастно-психологического консультирования. М., 1991.
31. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. М., 2000.