Формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………………………8

1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «умение»…………………..….……8

1.2. Особенности формирования умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности …………………….……10

Выводы по главе 1…………………………………………………………………..15

Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………..17

2.1. Диагностика сформированности умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников………………………………………..……………….…..17

2.2. Педагогические условия использования внеурочной деятельности при формировании умений взаимодействия со сверстниками у обучающихся начальных классов……………………………………………………….…………25

Выводы по главе 2……………………………………………………………….…27

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………31

Приложение…………………………………………………………………………33

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью становится учеба, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного развития, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся младших классов требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения.

Данная проблема актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. От того, насколько легко ребенок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения, отношений в совместной деятельности.

3 стр., 1388 слов

Исследовать влияние тревожности на социальный статус младшего ...

... школьники с самой разной успеваемостью. Цели и задачи исследования. Цель исследования: выявление влияния тревожности у детей младшего школьного возраста (8-10 лет) на социальный статус среди сверстников. ... коррекционные мероприятия. После этапа коррекции проводится контрольная диагностика, планируется дальнейшая работа. Взаимодействие психологической службы со службами в МОУ СОШ №25 г. Екатеринбурга. ...

В младшем школьном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: школьники младших классов находятся в хороших товарищеских взаимоотношениях практически со всеми. В этом возрасте влияние на ребенка детского коллектива огромно.

В ФГОС НОО проблема выражена через формирование коммуникативных УУД. В психолого-педагогической литературе проблема представлена в следующих работах: генезис общения со сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.В. Мудрик, Р.И. Деревенко); становление и функционирование детских объединений, их мотивационная основа (Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник, Т.А, Репина, Р.Б. Стёркина); становление взаимоотношений в совместной деятельности (Н.В. Бариленко, А.А. Раек, В.В. Цымбал, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, А.К. Маркова, Т.А. Матис); взаимооценивание сверстников (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина).

Проблема развития общения сверстников младшего школьного возраста относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как необходимому условию социального и психологического развития ребенка. Однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имело особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего положения. Общение – это очень важная составляющая жизни ребенка и оттого, как он овладеет способами общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления [12, с.34].

Однако проблема формирования умений взаимодействия младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности в настоящее время не является до конца исследованной и требует дальнейшего изучения. Отсюда вытекает противоречие между объективными потребностями практики в формировании у младших школьников умений взаимодействия со сверстниками и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования внеурочной деятельности с этой целью.

С учетом выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы условия эффективного формирования во внеурочной деятельности умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников.

Цель исследования: выявить и обосновать условия эффективного формирования во внеурочной деятельности умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников.

4 стр., 1551 слов

Исследование психологических барьеров общения школьника

... исследования обусловлена тем, общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Особо важное значение приобретает общение со сверстниками. ... 4. 36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, ... деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, ...

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умений взаимодействия со сверстниками.

Предмет исследования: формирование у младших школьников умений взаимодействия со сверстниками во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1) На основе психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «умение», «взаимодействие», «внеурочная деятельность»;

2) Определить критерии, показатели и уровни сформированности умения взаимодействовать со сверстниками у младших школьников;

3) Подобрать исследовательские методики для выявления сформированности умения взаимодействия со сверстниками у обучающихся младшего школьного возраста;

4) Разработать проект формирующего эксперимента (комплекс внеклассных занятий, фрагмент урока, реализующих педагогические условия).

5) Обобщить материал и сделать выводы по проблеме исследования.

Гипотеза исследования: формирование умений взаимодействия младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности будет наиболее эффективной при следующих педагогических условиях:

1) Совместная разработка и выполнение правил взаимодействия младших школьников во внеурочной деятельности;

2) Использование групповых методов работы при проведении внеурочного мероприятия;

3) Создание обучающимися совместного проекта.

Теоретическая значимость исследования: выделение педагогических условий, направленных на формирование умений взаимодействия со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности. Сформулировано определение понятие «умение взаимодействовать». Выделены критерии, показатели и уровни сформированности умений взаимодействия со сверстниками. В целом результаты исследования способствуют повышению качества образования на основе формирования умения взаимодействовать со сверстниками.

Методы исследования:

1. Методы эмпирического исследования

— методы сбора информации — изучение литературы, учебно-методических документов и результатов деятельности;

— диагностические методы — диагностические методики.

2. Методы теоретического исследования

— теоретический анализ и синтез.

База исследования: МБОУ СОШ №10 г. Череповец.

3 «В» класс, учитель — Колесова Галина Леонидовна. Класс обучается по программе УМК «Перспективная начальная школа». Количество обучающихся – 25 человек.

Структура работы: курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания» состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы и основные методологические характеристики исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы, изложена научная новизна, практическая и теоретическая значимость.

В первой главе обоснована сущность понятий взаимодействие, умение, внеурочная деятельность.

Во второй главе описана разработка проекта формирующего эксперимента, предоставлены результаты констатирующего эксперимента, описан процесс реализации педагогических условий гипотезы.

В заключении предоставлены результаты исследования, определены вопросы , требующие дальнейшего обучения.

22 стр., 10852 слов

Исследование психологических особенностей личности младших школьников ...

... у младших школьников 3.10 Исследование уровня сформированности ответственности у младших школьников 3.11 Исследование взаимосвязи между уровнем сформированности ответственности и степенью школьной дезадаптации у младших школьников Заключение ... Н.М. Иовчук, ШД представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной ...

………….